Запреты запретами, а инвестиции по обещанию
ЕС утвердил 22 марта новые санкции в отношении 11 физических лиц и четырёх компаний, в том числе из России и Китая, причастных, по мнению сообщества, к нарушению прав человека. В чёрный список попали четверо граждан и одна организация Китая «за преследования уйгурского мусульманского меньшинства в Синьцзяне».
СМИ наперебой написали, что это - первые санкции Брюсселя в отношении Пекина с начала торговой войны между США и КНР, объявленной 45-м президентом США Дональдом Трампом. На самом деле 30 июля 2020 года Брюссель уже вводил ограничительные меры в отношении структур и граждан Китая, а также России и КНДР, якобы причастных к кибератакам. Возможность этих мер была обозначена в рамках упрощённого санкционного режима ЕС по кибератакам, созданного летом 2019 года. В список Евросоюза тогда попало китайское юридическое лицо, а также двое граждан КНР. Однако, в отличие от сегодняшней ситуации, летом прошлого года Пекин не дал ощутимого ответа Брюсселю.
Между прочим, более трёх десятков лет назад европейцы применяли серьёзные карательные меры против Китая за нарушения прав человека после резни на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году. Среди прочего эти меры включали действующее и поныне эмбарго на поставки оружия. Как разъясняли в Брюсселе, сотни людей погибли в «кровавом подавлении демократического движения», когда армия была развёрнута против демонстрантов.
Теперь глава МИД Китая Ван И прокомментировал недавние санкции, введённые в отношении КНР Евросоюзом. Он назвал их нарушением международного права. Ван И жёстко высказался на этот счёт на пресс-конференции по итогам встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым.
«Любые односторонние санкции не имеют под собой оснований международного права. Таковы и введённые санкции ЕС. Евросоюз не должен предпринимать действий, нарушающих международное право», - заявил китайский министр. По его словам, КНР знает, что на самом деле внутри Евросоюза далеко не все разделяют подобные политические приёмы. Ван И призвал всех несогласных выступить против санкций, введённых на основании «лживой информации».
Китайские власти отрицают обвинения и называют утверждения о нарушениях прав человека в Синьцзяне «величайшей ложью века». Пекин говорит о программах обучения и работы, направленных на борьбу с экстремизмом. Кроме того, Китай, пытаясь сделать используемые им методы и политику в своём мусульманском регионе более открытыми и понятными для международного сообщества, приглашал посетить Синьцзян иностранных дипломатов и представителей ООН.
Сейчас весьма жёсткий по охвату ответ КНР на вновь введённые ЕС санкции последовал немедленно: в тот же день, 22 марта, правительство Китая ввело свои санкции по отношению к Евросоюзу за вмешательство во внутренние дела Синьцзян-Уйгурского автономного района.
В списке людей, попавших под ограничения Китая, пять человек из Европейского парламента, по одному члену парламентов Нидерландов, Бельгии и Литвы, а также учёные из Германии и Швеции. Среди организаций, оказавшихся в списке, комитет Совета Европейского союза по политике и безопасности, подкомитет по правам человека Европейского парламента, Институт китайских исследований Меркатора в Германии и фонд «Альянс демократий» в Дании.
В ЕС не без изумления восприняли китайский ответ исключительно в смысле пословицы: «В своём глазу бревна не вижу, а в чужом соломинку разгляжу». Министр иностранных дел Германии Хайко Маас охарактеризовал контрмеры Китая как «непонятные и неприемлемые». Изгнанный из Китая германский депутат Европарламента Рейнхард Бютикофер разобиделся и назвал подход Пекина «дерзким» и «нелепым». «Руководство КНР хочет продемонстрировать, что они не только подавляют свободу мнения в своей стране, но и запугивают европейцев. За пределами Северной Кореи нет более жёстокого режима, чем тот, который там [в Синьцзяне] установил Пекин», - высказался Бютикофер. По его словам, санкции не должны были стать неожиданностью, ведь уже много лет известно о существовании лагерей перевоспитания для уйгуров в Китае.
МИД Словении даже вызвал посла КНР в Любляне Ван Шуньцина для выражения недовольства в связи с введением Пекином «неоправданных» санкций в отношении граждан и институтов Евросоюза, о чём говорилось в сообщении на сайте словенского внешнеполитического ведомства: «Европейский союз будет настаивать на защите своих ценностей и будет делать всё от него зависящее, чтобы защитить своих граждан от неоправданных действий Китая».
На днях, 25-26 марта, прошёл двухдневный онлайн-саммит Евросоюза. Поставить на нём на второе место российскую и турецкую тему, отдав приоритет китайской, европейцев фактически попросили из США. Администрация Байдена одобрила только что введённые санкции ЕС в отношении КНР. В Вашингтоне считают, что настало время сделать следующий шаг: ЕС должен прервать переговоры с Китаем, касающиеся ратификации соглашения об инвестиционном сотрудничестве. «Если мы действуем вместе и говорим в один голос, мы гораздо сильнее, чем каждый из нас поодиночке», - вынес вердикт госсекретарь США Энтони Блинкен.
Кстати, ещё в конце прошлого года Евросоюз и Китай официально оповестили о завершении работы над «Всеобъемлющим соглашением об инвестициях». В соответствии с ним доступ европейских компаний на рынок Китая должен значительно расшириться. Ожидается улучшение условий ведения бизнеса для предприятий из ЕС, включая обеспечение правил «честной конкуренции». С помощью такого взаимодействия Китай в свою очередь сможет получить гарантию от будущих ограничений в Европе.
Соглашение смягчает требования китайских властей по передаче технологий в некоторых отраслях и по совместным предприятиям, обещает равное обращение Китая с совместными компаниями и с собственными госпредприятиями, а также повышенную прозрачность регулирования. Параллельно китайское правительство взяло на себя пакет обязательств в сфере экологической устойчивости и трудовых прав. «Это будет самое амбициозное соглашение, которое Китай когда-либо заключал с третьими странами», - с гордостью отмечалось в официальном сообщении Еврокомиссии.
Согласно данным Евростата, КНР сейчас имеет статус крупнейшего торгового партнёра Евросоюза. «С июля 2020 года Китай является крупнейшим торговым партнёром Евросоюза, ранее эту позицию занимали США», - информировало информационное агентство «Синьхуа» со ссылкой на европейское статистическое агентство. Например, в январе нынешнего года ЕС экспортировал в Китай товаров на сумму в 16,1 млрд евро, что на 6,6% больше, чем год назад.
Стремление 46-го американского президента Джо Байдена реанимировать утраченный при его предшественнике теснейший контакт с Евросоюзом, в том числе дабы тот влился на стороне Вашингтона в противостояние с Пекином, чётко артикулировалось ещё во время последней выборной кампании в США. Тем не менее, если в целом возвращение ЕС в орбиту американских интересов после его отчуждения, к коему подтолкнул Дональд Трамп, ещё более-менее реально, то наряду с тем повернуть вспять бурно развивающееся экономическое взаимодействие Брюсселя с Китаем куда сложнее. Понятно, что весомая часть интересов европейского бизнеса уже заточена на Китай, ожидая с его стороны обещанных эффективных преференций.
Во всяком случае, чтобы попытаться внести реальные коррективы и столкнуть дело с действующей точки притяжения на этом сложном направлении, Соединённым Штатам необходима как минимум коммуникабельная активность именно его первого лица Джо Байдена в виде серии специальных непростых переговоров вживую в формате «один на один» с ведущими европейскими лидерами - и отдельных стран, и в целом Евросоюза. Пока же вице-президент США Камала Харрис уже имела значительно больше международных переговоров, чем её шеф, самостоятельно побеседовав по телефону с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, премьер-министрами Канады Джастином Трюдо, Норвегии Эрной Сольберг, Израиля Биньямином Нетаньяху.
В общем, всё-таки довольно сложно представить себе в обозримом будущем обнуление столь продуктивного экономического взаимодействия между Евросоюзом и Китаем - даже в условиях произошедшего обмена санкциями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.