Саммит РФ-США в Женеве: шансы на успех?

Саммит РФ-США в Женеве: шансы на успех остаются незначительными

Накопленный солидный опыт проведения советско-американских и российско-американских встреч на высшем уровне показывает, что обе стороны проводили как перспективные, так и бесперспективные встречи руководителей сторон
Реклама
Саммит РФ-США в Женеве: шансы на успех остаются незначительными
© kremlin.ru
Саммит РФ-США в Женеве: шансы на успех?
Читайте нас на: 

Перспективные, то есть саммиты, на которых принимались конкретные политические решения, проводились при заблаговременной и продолжительной подготовке, в ходе которой обе стороны были настроены на подписание заранее обговорённых документов в виде деклараций и различных договорных актов в виде договоров и соглашений.

Бесперспективные саммиты заранее не предусматривали достижение каких-то практических договорённостей, а лишь имели примерную повестку дня обмена мнениями, которая совпадала лишь отчасти в силу того, что каждая из сторон предполагала обсудить только те вопросы, которые её беспокоили в наибольшей степени.

Перспективными вполне можно считать встречи высших руководителей Советского Союза и США, на которых, например, были подписаны декларации о предотвращении ядерной войны и выработаны договоры по ограничению, а затем и по сокращению стратегических наступательных ядерных вооружений, а также ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности. С другой стороны, бесперспективными оказались саммиты, проведённые с американскими президентами Бараком Обамой и Дональдом Трампом, на которых не было достигнуто никаких политически значимых результатов.

Михаил Горбачёв и Рональд Рейган в Белом доме после подписания советско-американского договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
© РИА Новости
Михаил Горбачёв и Рональд Рейган в Белом доме после подписания советско-американского договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

По негативным итогам проведения бесперспективных российско-американских саммитов в прошлом можно предположить, что на выработку конкретных решений на грядущей встрече президентов России и США, которые должны состояться в Женеве 16 июня этого года, в особенности в сфере укрепления стратегической стабильности и контроля над вооружениями, пока остаётся слишком мало шансов. Предвидя такую ситуацию, на полях Петербургского международного экономического форума Владимир Путин заявил руководителям ведущих мировых информационных агентств, что не ждёт прорывов от этого саммита, но выразил при этом надежду на то, что его встреча с американским визави будет «конструктивной».

Повестка дня Женевы: почувствуйте разницу взглядов

Есть ли шансы на успех? Таких шансов маловато.

Об этом говорят публично распространяемые расплывчатые формулировки самим президентом США и высокопоставленными представителями его администрации, которые касаются обозначенных двух направлений, органически связанных друг с другом, но в понятие которых Джозеф Байден до сих пор не вкладывает никаких практических развязок. Это укрепление стратегической стабильности и контроль над вооружениями.

Складывается впечатление, что Джозеф Байден намерен проводить на женевской встрече жёсткую обвинительную линию в отношении России и навязывать ей дискуссию, выгодную только Белому дому и НАТО, причём сопровождаемую менторским тоном, не терпящим никаких возражений.

Особенностью женевского саммита является то, что стороны имеют разные представления о повестке дня беседы. «Мы будем обсуждать вопросы двусторонних отношений. Я исхожу из того, что мы должны попытаться найти пути урегулирования этих отношений. Сегодня они находятся на чрезвычайно низком уровне, мы это всё хорошо знаем», - аккуратно формулировал Владимир Путин.

«Мы будем говорить о стратегической стабильности, об урегулировании международных конфликтов в наиболее горячих точках, о процессах разоружения, о борьбе с терроризмом, надеюсь, о борьбе с пандемией и о вопросах экологического характера. Это примерная повестка дня», - заявил на Петербургском международном экономическом форуме российский президент.

По его мнению, обе стороны должны попытаться найти пути урегулирования российско-американских отношений. Сегодня они находятся «на чрезвычайном низком уровне», признал Владимир Путин. «Очень рассчитываю на то, что наша встреча пройдёт в позитивном ключе. Я не ожидаю ничего прорывного в российско-американских отношениях, ничего такого, что могло бы нас всех поразить своими результатами», - заявил российский лидер.

В своём интервью за несколько дней до встречи с Джозефом Байденом он заявил, что в первую очередь стороны намерены восстановить личные контакты и прямой диалог, а также создать реально функционирующие механизмы по направлениям, в которых Россия и США имеют взаимные интересы. По словам Владимира Путина, саммит не пройдёт напрасно, если удастся создать механизмы взаимодействия по различным направлениям. Среди них президент назвал стратегическую стабильность, региональные конфликты, глобальную экологию, а также сотрудничество в области экономики.

У Джозефа Байдена на повестку дня контакта в Женеве прослеживался другой взгляд.

Да, он тоже признал необходимость нормализации отношений Вашингтона с Москвой, но на условиях американской стороны. Он, как и предыдущие президенты Соединённых Штатов, мол, готов к этому. Но он не готов расчистить завалы военных приготовлений, в частности, нагромождённых Белым домом у российских рубежей, а также в двусторонних отношениях с Россией в целом.

Будет предпринята попытка «загнать Россию в угол» в связи с судебным решением по делу Алексея Навального, с требованием «прекратить агрессию на Украине» и «не вмешиваться во внутриполитические процессы» в Белоруссии. Лидеры «семёрки», собравшиеся на британской территории за несколько дней до российско-американского саммита, продемонстрировали своё неприкрытое вмешательство во внутренние дела Белоруссии, призвав провести там новые президентские выборы.

У Джозефа Байдена другой взгляд на повестку дня предстоящего саммита.
© flickr.com/whitehouse
У Джозефа Байдена другой взгляд на повестку дня предстоящего саммита.

Каким образом нынешний американский президент намерен добиваться успеха на женевской встрече на высшем уровне, если он заранее создаёт для неё мрачную атмосферу, обвиняя Россию и КНР во «вредных действиях», и вновь заявляя о твёрдых намерениях проводить политику на международной арене «с позиции силы»?

Похоже, что его администрация не намерена достигать солидных практических договорённостей на предстоящем саммите в Женеве и по проблематике укрепления стратегической стабильности и контроля над вооружениями. По мнению американского телеканала NBC News, Вашингтон по итогам предстоящей американо-российской встречи в верхах рассчитывает продемонстрировать жёсткий подход, отличный от того, который ранее проявил предыдущий американский лидер Дональд Трамп. 

А можно ли нормализовать отношения, если Байден заранее настроен против России?

В апреле, а затем в начале июня этого года Джозеф Байден объявил, что на женевском саммите стороны должны обменяться мнениями по стратегической стабильности и контролю над вооружениями.

Объявил, но вновь без детализации. Нет сомнений в том, что он будет говорить на эти темы исключительно с точки зрения американских глобальных интересов. Да он и не может действовать иначе. Все действующие пять ключевых военно-стратегических установок США, а именно: стратегия национальной безопасности, стратегия национальной обороны, ядерная стратегия, стратегия противоракетной обороны и космическая стратегия имеют агрессивный характер и направлены против национальных интересов России и КНР, а также ряда других государств. И Джозеф Байден не может отменить все эти стратегии или радикально изменить их «за один присест».

Более предметно высказался в мае на эту тему представитель США на Конференции по разоружению в Женеве Роберт Вуд, который сообщил, что американская сторона затронет вопросы, связанные со всеми видами ядерных вооружений России, в том числе её новые виды стратегических вооружений и проблематику тактического ядерного оружия, по которому Москва, мол, значительно опережает Вашингтон. В последнем случае не будет выявлена географическая разница в его размещении обеими сторонами: Пентагон размещает тактические ядерные потенциалы не только на своей территории, но и за рубежом, а Россия - исключительно на своей территории.

В своей краткой статье в «Вашингтон пост», опубликованной 6 июня этого года в колонке «Мнение», Джозеф Байден утверждал, что Соединённые Штаты «не стремятся к конфликту».

В своей статье в «Вашингтон пост», опубликованной 6 июня этого года в колонке «Мнение», Джозеф Байден утверждал, что Соединённые Штаты «не стремятся к конфликту».
© washingtonpost.com
В своей статье в «Вашингтон пост», опубликованной 6 июня этого года в колонке «Мнение», Джозеф Байден утверждал, что Соединённые Штаты «не стремятся к конфликту».

Но педалируя эту тему, Белый дом до сих пор не поставил вопрос о прекращении полётов тяжёлой стратегической авиации в небе Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона вблизи российских границ (аэродромы для неё предоставили 19 государств-членов НАТО), о выводе тактического ядерного оружия США с территории четырёх государств европейского континента и азиатской части Турции, о прекращении наращивания потенциала противоракетной обороны и тяжёлых видов вооружений в районах передового базирования относительно территории России.

Вашингтон ничего не заявил по поводу контролирования собственных гиперзвуковых систем повышенной дальности.

Не собирается Пентагон прекращать операцию ВВС НАТО «Балтийское воздушное патрулирование» в четырёх государствах альянса, которые используют самолёты «двойного назначения», то есть способные нести на борту ядерное оружие.

Не ожидается прорывных инициатив с американской стороны в сфере предотвращения размещения оружия в космическом пространстве и внесения радикальных изменений в ключевые военные стратегии США, в частности, в стратегии национальной обороны и национальной безопасности, а также в ядерную, противоракетную и космическую стратегии, которые носят агрессивно-наступательный характер, делают ставку на силу и их военное доминирование в мире.

Пентагон не собирается прекращать операцию ВВС НАТО «Балтийское воздушное патрулирование» в четырёх государствах альянса, которые используют самолёты «двойного назначения», то есть способные нести на борту ядерное оружие.
© nato.int
Пентагон не собирается прекращать операцию ВВС НАТО «Балтийское воздушное патрулирование» в четырёх государствах альянса, которые используют самолёты «двойного назначения», то есть способные нести на борту ядерное оружие.

Белый дом выступает против принятия обязательства о неприменении ядерного оружия в первом ударе. По-прежнему высказывается за повышение роли ядерного оружия в глобальной политике страны на основе безусловного наступательного ядерного сдерживания. Ныне действующая американская ядерная стратегия содержит 14 оснований применения ядерного оружия, в том числе восемь оснований под нарочито туманно сформулированными предлогами.

Двусторонние отношения между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки достигли низшего уровня за последние несколько лет. Такое заключение сделал российский лидер Владимир Путин в интервью телеканалу NBC News, которое было передано в российских СМИ за два дня до саммита.

Джозеф Байден выразил согласие с такой точкой зрения, но не предложил практически ничего для исправления создавшегося положения. Симптоматично, что он отказался провести совместную пресс-конференцию с Владимиром Путиным по итогам их беседы в Женеве.

Огромные расходы на военные цели

Нынешнее военное-политическое руководство Соединённых Штатов продолжает курс прежней республиканской администрации на повышение расходов на военные цели, в особенности на ракетно-ядерные и космические вооружения, а также на гиперзвуковое оружие повышенной дальности.

В ближайшие десять лет (2021-2030 гг.) США израсходуют 634 млрд долларов на поддержание в высокой степени боеготовности национального ядерного оружия и его модернизацию, что на 28% превысит аналогичный показатель, запланированный на 2019-2029 гг. при президенте Д. Трампе. В бюджет Пентагона на 2022 финансовый год на развитие системы ПРО закладывается 17,7 млрд долларов, в то время как на 2019 финансовый год этот показатель достигал 12,9 млрд долларов.

В данном контексте стоит также отметить, что американские военные расходы равны суммарному количеству военных ассигнований десяти стран мира, в списке которых значатся остальные четыре великие державы.

Оборонный бюджет Пентагона на 2022 год поставил очередной рекорд по суммам финансирования.
© pixabay.com
Оборонный бюджет Пентагона на 2022 год поставил очередной рекорд по суммам финансирования.

В общей сложности нынешняя американская администрация демонстрирует негативное отношение к 15 двусторонним и многосторонним договорным актам в области контроля над вооружениями.  Но Джозеф Байден бездоказательно считает, что не Соединённые Штаты, а именно Россия создаёт «вызовы европейской безопасности».

На саммите НАТО 14 июня прозвучал призыв в ещё большей степени нарастить потенциал сдерживания России, повысить боеготовность вооружённых сил альянса и увеличить количество масштабных военных учений, в ходе которых будут проводиться наступательные операции с условным применением ядерного оружия. Воодушевлённый решениями своих партнёров по Североатлантическому союзу за два дня до встречи с Владимиром Путиным, нынешний хозяин Белого дома попытается усилить свои переговорные позиции на женевской встрече.

Выступая 6 июня в газете «Вашингтон пост» со статьёй, в частности, посвящённой женевскому саммиту, Джозеф Байден прямо заявил, что будет выступать «против России» вместе со своими европейскими союзниками.

«ЕГЭ» для «старика Джо» Байдена на саммите

Но, с другой стороны, отдельные американские представители стали предлагать своему президенту отменить саммит в Женеве. Одни высказывают опасения, что российский президент переиграет «старину Джо», поскольку Владимир Путин является сильной и властной личностью, которая знает, что у его американского оппонента есть проблемы с публичными выступлениями и общением с журналистами «без шпаргалки». Мол, этим может умело воспользоваться российский лидер. Другие американские аналитики прогнозируют, что главе Белого дома не удастся достичь никаких успехов для США, а сам он рискует попасть в неловкое положение, что может вызвать критику в стране после его возвращения из европейского турне.

На предстоящей встрече в верхах с США представляется целесообразным сделать особый акцент на обсуждении в прикладном ключе вопросов укрепления стратегической стабильности и решения наиболее назревших проблем контроля над вооружениями, оставив в стороне обмен мнениями по таким вопросам как изменение глобального климата, ситуацию в Беларуси и на Украине, а также обеспечение прав человека в России.

Отложенные вопросы можно поручить прорабатывать парламентским структурам и внешнеполитическим ведомствам двух государств.

Одновременно предлагается решительно и безоговорочно настаивать на возвращении российской дипломатической собственности, захваченной в США, а также снятии всех видов торгово-экономических и финансовых санкций, введённых в отношении России различными американскими администрациями.

Что касается проблематики укрепления стратегической стабильности и оживления процесса контроля над вооружениями, то можно было сделать упор на предложении, чтобы Россия и США взяли двустороннее обязательство о неприменении ядерного оружия в первом ударе, но при условии, что их примеру последуют все остальные семь ядерных государств и не позднее какого-то конкретного срока.

Развязывая свои ядерные руки, Вашингтон связывает их другим.
© mil.ru
Развязывая свои ядерные руки, Вашингтон связывает их другим.

Необходимо поставить перед Джозефом Байденом следующие вопросы:

  • о полном соблюдении Вашингтоном Договора СНВ-3, который он продолжает нарушать;
  • о повторении максимы Горбачёва-Рейгана о невозможности развязывания ядерной войны, так как в ней не будет победителей;
  • о прекращении полётов тяжёлой стратегической авиации США в небе Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона вблизи российских границ;
  • о полном выводе всего американского тактического ядерного оружия с европейского континента и азиатской части Турции;
  • о закрытии операционной базы системы ПРО США в Румынии и прекращении её строительства в Польше;
  • о прекращении операции ВВС НАТО «Балтийское воздушное патрулирование» в четырёх государствах альянса (Латвии, Литвы, Польши и Эстонии);
  • о предотвращении размещения ударного оружия в космосе.

В случае отказа Джозефа Байдена зафиксировать практические договорённости по всем перечисленным проблемам можно было бы проинформировать мировую общественность об этом на специальной пресс-конференции по итогам саммита.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама