Новый бюджет Пентагона: плата за утраченные иллюзии
В США финансы поют романсы, но не в минобороны
Министерство обороны США сумело сохранить свой бюджет практически на том же уровне, что и в прошлом году. Более того, предусмотрен даже некоторый рост в пределах поправки на инфляцию.
Справка
Общая сумма расходов на национальную оборону в 2021 финансовом году составит $740,5 млрд, из которых Пентагон получит $705,4 млрд. Это почти в 32 раза больше, чем военные расходы Российской Федерации, которые, по официальным данным, составляют $22,3 млрд.
Надо сказать, что американским генералам удалось не допустить секвестра военного бюджета только благодаря агрессивной информационной кампании, развязанной против России.
На что же в Пентагоне собираются потратить сотни миллиардов долларов, полученных от простых налогоплательщиков?
Кроме расходов на обслуживание многочисленных военных баз по всему миру, выплат денежного содержания военнослужащим и другие цели Минобороны США направит на закупку современных вооружений 136,9 млрд долл. Ещё 106,6 млрд долл. будут использованы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Всего в 2021 финансовом году планируется реализовать 2.586 военных программ различного назначения, в том числе по модернизации уже существующих видов вооружения. Впервые за всю свою историю Пентагон выделил на НИОКР беспрецедентную сумму - 106,6 млрд долл. США.
США ставят на ядерную триаду
В подготовленном директором финансового департамента Пентагона докладе под названием «Program Acquisition Cost By Weapons System» («Стоимость программы приобретения систем вооружений»), приоритетными названы три направления:
- ядерное оружие и системы ПРО;
- космическая сфера и киберпространство;
- средства и системы связи для проведения совместных боевых операций с целью ведения сетецентрических войн.
Главное место в разработке и закупке вооружений Пентагон отводит ядерной триаде. На эти цели в военном бюджете предусмотрено 28,9 млрд долларов.
На первом месте по затратам находится проект по созданию новейшей атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) на борту типа Columbia. Новые подлодки должны заменить находящиеся в составе ВМС США ПЛАРБ типа Ohio («Огайо»).
Справка
Всего планируется построить 12 новейших субмарин. В отличие от Ohio, которые имеют на борту 24 баллистических ракеты UGM-133A Trident II (D5) («Трезубец»), ПЛАРБ проекта Columbia будут вооружены 16 ракетами. Пентагон планирует в наступающем финансовом году потратить на разработку ПЛАРБ Columbia $4,4 млрд.
Но главное отличие подлодок Columbia от Ohio заключается в их высокой живучести. Срок службы каждой лодки составит 42 года. За это время ядерный реактор не будет перезагружаться ни одного раза. Кроме того, лодки будут оборудованы универсальным ракетным отсеком, в котором можно разместить как ракеты UGM-133A Trident II (D5), так и баллистические ракеты следующего поколения.
Важное место в бюджете отводится тяжёлому стратегическому бомбардировщику B-21 Raider, изготовленному по самой современной технологии «стелс». Бомбардировщик сможет применять как обычное, так и ядерное оружие. Известно, что специально для сопровождения и защиты В-21 Raider в США разрабатывается новейший истребитель с большим радиусом действия (предположительно, тяжёлый БПЛА штурмового класса).
Первый В-21 Raider должен вступить в строй в 2025 г., а всего ВВС США планируют закупить 100 машин подобного типа. Согласно бюджету Пентагона, в 2021 г. на создание опытных образцов и их лётные испытания выделяется 2,8 млрд долларов.
Продолжится финансирование работ по модернизации атомной бомбы свободного падения B-61 до уровня 12. Этот боеприпас относится к тактическому термоядерному оружию и уже размещён на американских военных базах в Бельгии, Нидерландах, Италии, Турции и ФРГ.
На его модернизацию в следующем финансовом году предусмотрены средства в размере 45,4 млн долл. Относительно небольшие затраты связаны с недорогим изменением хвостового оперения, что позволит превратить бомбу из неуправляемой в управляемую.
Ещё одна новейшая разработка Пентагона - стратегическая ядерная крылатая ракета (КР) воздушного базирования Long Range Stand-Off Weapon (LRSO). Благодаря стелс-технологиям ракета способна преодолевать глубоко эшелонированную систему ПВО и поражать цели с высокой точностью в условиях отсутствия сигнала GPS. КР типа LRSO должна заменить устаревшую Air Launched Cruise Missile. Новым носителем LRSO станет стратегический бомбардировщик В-21 Raider. По предварительным данным, дальность пуска крылатой ракеты LRSO составит не менее 3.500 км, а круговое вероятное отклонение при использовании GPS не превысит 3-5 м. На программу по разработке новой КР выделяется 474 млн долларов.
К новейшим средствам доставки ядерного оружия относят межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Ground based strategic deterrent или GBSD («Оружие стратегического сдерживания наземного базирования»). Известно, что ракета будет трёхступенчатой. Благодаря новой твёрдотопливной смеси дальность её полета составит 15 тыс. км. МБР планируют оснастить разделяющейся головной частью. Вероятнее всего на GBSD установят усовершенствованные ядерные боеголовки W87 мощностью от 300 до 475 Кт, которые в своё время использовали для шахтных МБР LGM-118 Peacekeeper («Миротворец», ракета так же известна как МХ).
Новая элементная база и астро-инерциальная система наведения с коррекцией по сигналу GPS значительно повысят точность поражения целей. Предполагается, что срок службы GBSD составит 50 лет. По габаритам новая МБР будет близка к существующим ракетами типа LGM-30G Minuteman III, что позволит не тратить значительные средства на переделку ракетных шахт.
Первая МБР GBSD должна поступить на вооружение ВВС США в 2027 г., а в 2036-м новые ракеты должны будут полностью заменить 450 МБР LGM-30G Minuteman III. В следующем финансовом году на создание ракеты GBSD Пентагон выделяет 1,5 млрд долларов.
Стратегическая оборонная инициатива - старая американская мечта
Немалое место в новом бюджете Пентагона отводится финансированию Космических войск США, которые были созданы год назад, но уже заняли одно из ведущих мест по затратам. Особое место в этом списке занимает космическая система обнаружения пусков баллистических ракет нового поколения OPIR. Она включает в себя три спутника на геосинхронной земной орбите (GEO), два полярных спутника на высокоэллиптической орбите (HEO) и интегрированную централизованную наземную станцию.
Основное назначение новой системы - быстрое информирование Пентагона о пусках баллистических ракет и их вероятной траектории. Система получит защиту от противоспутникового оружия и средств РЭБ.
Планируется уже через пять лет взамен действующих спутников запустить космические аппараты нового поколения: 3 спутника типа GEO в 2025, 2027 и 2028 гг. и 2 полярных спутника типа HEO в 2027 и 2029 гг. Наземная часть системы под названием SBIRS Block 10 (SBIRS - Space Based Infrared System или Усовершенствованная космическая инфракрасная система) уже существует и объединяет Оборонную космическую программу, а также действующие спутники типа HEO и GEO.
В связи с особой важностью космической системы обнаружения пусков баллистических ракет нового поколения только на НИОКР Пентагон выделяет 2,3 млрд долл. Кроме того, на закупку оборудования планируется предоставить ещё 161 млн долларов.
Ещё одно важное направление в деятельности Космических войск США - создание высокопроизводительной, защищённой от помех и перехвата, безопасной системы космической связи SATCOM (Satellite Communications). Система будет включать в себя три основных уровня.
Первый и наиболее важный - стратегический. Его предназначение - обеспечить надёжной и безопасной связью высшее командование Пентагона и ядерную триаду США.
Второй уровень включает в себя защищённую связь, позволяющую организовать бесперебойную передачу информации в районе боевых действий.
Третий уровень подразумевает два варианта функционирования. Один из них - широкополосная связь, которая увеличивает пропускную способность линий. Второй вариант - совершенствование уже существующей узкополосной многопользовательской объектовой системы связи (MUOS - The Multi User Objective System). Она работает в сверхвысоком диапазоне частот и через спутники обеспечивает голосовую передачу информации практически из любой точки земного шара.
В наступающем финансовом году Пентагон планирует направить на разработку спутников связи нового поколения $789,5 млн.
«Передовые инструменты реализации возможностей»
Наибольший интерес вызывает Приложение А6 доклада Пентагона под названием «Наука и технологии». Его подробное содержание засекречено.
Тайное и явное
Известно, что общая сумма затрат на новейшие технологии и инновации составит $14,1 млрд - это 6% от всех расходов на НИОКР.
Основное внимание в разделе уделяется так называемым «Передовым инструментам реализации возможностей» («Advanced Capabilities Enablers» - ACEs). К этому классу вооружений относится гиперзвуковое наступательное и оборонительное оружие, на разработку которого выделяется 3,2 млрд долл. Второе направление - это микроэлектроника и развитие средств связи 5G. Стремясь догнать и обогнать Китай, Пентагон предусмотрел на эти цели 1,5 млрд долларов.
Кроме того, в приоритетные разработки включены новейшие системы автоматизации, предназначенные для сбора информации и её обработки, а также для управления боем в режиме реального времени. На последнем месте, с точки зрения затрат, но не с точки зрения значимости, находятся технологии в области искусственного интеллекта. На них выделяется 841 млн долл. В раздел также входят программы по созданию квантовых компьютеров, приложений по машинному обучению, кибертехнологии, автоматизации и роботизации, биотехнологии, космические технологии и др.
При этом вызывает вопрос и отсутствие сколь-нибудь значимых расходов на создание ракетной силовой установки как минимум класса РД-180. Неужели штатовцы поняли всю бесперспективность своих трудов, то есть фактически расписались в бессилии собственной фундаментальной науки?
Но в любом случае, анализ бюджета Пентагона на следующий финансовый год показывает, что независимо от того, кто победит на выборах президента США, американские генералы всё-таки смогли сохранить военные расходы в избыточном объёме. И всё это ради одного - мифического сохранения положения военного «гегемона» в мире. Которое, надеемся, безвозвратно утрачено.