На поле боя железные солдаты
В настоящее время основными сферами действий роботов считаются РХБЗ, различные виды разведки, борьба с пожарами, минами и взрывными устройствами, транспортировка людей (в том числе эвакуация раненых) и грузов. Развитие боевых роботов пока несколько отстаёт от разработок вспомогательных машин, что, впрочем, вполне естественно. При этом уже созданные боевые роботы в основном используются для решения относительно простых задач (в первую очередь - для охраны стационарных объектов), а не для применения на поле общевойскового боя.
Как и в случае с БПЛА, для боевых наземных роботов не решена проблема обеспечения полностью надёжной связи с оператором, либо наличия программы автономных действий, гарантирующей, что робот не выйдет из-под контроля. Причём осуществлять дистанционное управление наземным роботом сложнее, чем БПЛА (из-за наличия складок местности и гораздо меньшей дальности прямой видимости).
Из жизни роботов
Попытки создания телеуправляемых боевых машин в ряде стран (в том числе в СССР) велись ещё в довоенный период, но реального успеха не принесли. Возобновился данный процесс в 1960-е годы. При этом появление роботов в войсках началось лишь в XXI веке, и объёмы их поставок совершенно несопоставимы (на несколько порядков ниже), чем объём поставок БПЛА (и даже на порядок ниже, чем поставки морских безэкипажных систем). Это объясняется указанными выше проблемами с управлением, а также тем, что с экономической точки зрения наземные роботы значительно менее выгодны, чем БПЛА: они не настолько дешевле классической наземной боевой техники, чем БПЛА дешевле (многократно) самолёта или вертолёта.
Во время войн в Ираке и Афганистане ВС США получили несколько тысяч роботов-сапёров/разведчиков, из которых до 10% были потеряны. Самыми популярными моделями были малоразмерные и достаточно простые по конструкции роботы «Маркбот» и «Пэкбот». Последний, кроме поиска мин, мог обнаруживать позиции снайперов.
Дальнейшим развитием «Пэкбота» стала гораздо более крупная и тяжёлая машина «Уорриор-700/710». Имея массу 130-160 кг, она способна перевозить тот же «Пэкбот». «Уорриор» может проделывать проходы в минных полях и проволочных заграждениях, подниматься по лестницам, имеет руку-манипулятор, может нести пулемёт.
Весьма широко используется робот «Талон» массой до 70 кг, который, кроме разведывательного оборудования, может нести пулемёт и автоматический гранатомёт. На базе «Талона» создан робот MAARS массой до 170 кг, имеющий мощный манипулятор. Сходные размеры имеет противоминный робот ANDROS. Есть на вооружении и ещё несколько типов малоразмерных роботов - «Рекон Скаут», «Фёст Лук», «Спай Робот», «Дрэгон Раннер» массой от 1,3 до 9 кг. Их задача - разведка местности (в т.ч. в городских условиях) с помощью видео- и ИК-камер. «Дрэгон Раннер» оснащён ещё и манипулятором. Основным недостатком всех перечисленных роботов является малая дальность, на которой ими можно управлять (и получать от них информацию) - менее километра.
Универсальные платформы
Другим направлением развития наземных роботов является создание безэкипажных транспортных средств, которые, как правило, могут становиться универсальными платформами для размещения различного оборудования и оружия. Такие машины имеют массу сотни килограммов или даже несколько тонн.
При этом возникает вопрос, должны ли подобные машины обладать конструктивной защитой (бронёй). Отсутствие брони снижает стоимость и повышает подвижность, но также резко понижает живучесть на поле боя. Её наличие, соответственно, создаёт полностью обратную ситуацию. Найти компромиссное решение достаточно сложно.
В США созданы транспортные и многоцелевые машины-роботы «Крашер», APD, SMSS, «Гладиатор», «Кэмел», «Мул», МUТТ, а также «Титан» (совместно с Эстонией). Ни одна из них до серийного производства пока не доведена. Широкую известность получили биоморфные шагающие роботы «Биг Дог» и «Альфа Дог». Предполагалось использовать их для переноски грузов в интересах подразделений пехоты и ССО. Однако, как выяснилось, пехоте такие машины не нужны (поскольку у неё есть БМП, БТР и автомобили), а для ССО робот оказался слишком шумным и неповоротливым. Поэтому программа была закрыта.
Также был создан антропоморфный робот «Атлас». Его рост составляет 188 см, ширина плеч - 76 см, вес - около 150 кг. Очевидно, данная разработка носит чисто экспериментальный характер и в обозримом будущем вряд ли получит практическое применение. Чисто боевым должен стать «Блэк Найт», представляющий собой 10-тонный «мини-танк» (точнее - «мини-БМП» М2 «Брэдли»), оснащённый 25-мм или 30-мм пушкой и спаренным с ней пулемётом. По аналогичной концепции создан робот «Рипсо М5». Он также имеет массу 10 т, скорость достигает 65 км/ч, может нести малокалиберные пушки, пулемёты, ПТРК «Джавелин», разведывательные БПЛА.
Достаточно активно боевые роботы разрабатываются в Израиле. В первую очередь, речь идёт о патрульных машинах, предназначенных для охраны различных объектов или границы. Здесь были созданы роботы «Си Шут», «Сегев», а также разведывательно-сапёрные малогабаритные MTGR, DOGO, TIGR, IRIS, транспортный PROBOT.
Следует отметить 12-килограммовый боевой робот «Вайпер», вооружённый специально созданным для него вариантом пистолета-пулемёта «Узи» с лазерным прицелом. Он способен действовать внутри зданий, в том числе подниматься по лестницам. Другим боевым роботом является «Гардиум».
В Эстонии создана безэкипажная платформа Туре-Х массой 12 т при массе полезной нагрузки до 3 т. На её основе возможно создание семейства боевых машин, оснащённых различным вооружением и оборудованием.
Во Франции созданы семейства лёгких разведывательных роботов «Кобра» и «Нерва», эти машины могут взаимодействовать с БПЛА, передавая через них информацию оператору. В Японии разработка роботов значительно активизировалась в связи с аварией на АЭС «Фукусима». Так на свет появились разведывательные роботы «Гелиос» и «Квинс», а также боевой робот «Куратас», оснащённый двумя пулемётами и двумя манипуляторами.
Боевой робот RCLCV, который может оснащаться пулемётами и/или РПГ разработан на Тайване. В Республике Корея создан стационарный боевой робот (автоматическая турель) «Samsung SGR-1» для охраны границы с КНДР. В Китае созданы разведывательные и транспортные роботы «Линьси», «Раптор», «Сноу», «Леопард-10», «Бот», «Шарп Кло» (очень близок по внешнему виду к американскому MAARS).
Особо можно отметить робот «Да Гоу», что означает «Большая собака». Он построен по той же концепции шагающего биоморфного аппарата, что и одноимённый американский «Биг Дог». При этом неясно, принят ли он на вооружение или разделит судьбу американского «коллеги».
Целый ряд тяжёлых (массой несколько тонн) инженерных машин-роботов был создан в Хорватии. Это, в частности, противоминные машины MV-4 и MV-10 и пожарная машина MVF-5. Особенно удачной оказалась первая, она была под названием М160 закуплена сухопутными войсками США, а в России на её основе разработана машина-робот «Уран-6». Кроме того, на основе MVF-5 в России создана машина «Уран-14». В 2021 году в Хорватии была продемонстрирована машина «Комодо», предназначенная для ведения РХБ-разведки и решения различных инженерных задач, в том числе пожаротушения и дезактивации. Масса «Комодо» - 17 т, скорость хода - до 30 км/ч. При этом дальность эффективного радиоуправления составляет всего 1,5 км.
Кроме этих двух «Уранов» хорватского происхождения, в России разработаны универсальные роботы среднего размера МРК-27, «Соратник», «Платформа-М», способные нести пулемёты, АГС, РПГ, РПО, ПТРК (МРК-27 и «Платформа-М» могут также использоваться в противоминном варианте). Более тяжёлыми машинами того же назначения являются «Нерехта» и «Уран-9». По концепции биоморфного робота (подобного американской и китайской «Большим собакам») разрабатывается робот «Рысь».
К разведывательно-инженерным машинам относятся «Курсант», «Варан», РТК-05, «Торнадо», «Вепрь», «Кузнечик», «Мангуст». «Уран-6» и «Уран-9» были испытаны в ходе боевых действий в Сирии, причём в полной мере успешными эти испытания назвать нельзя. Тем не менее, именно по итогам этих испытаний «Ураны», после соответствующих доработок, пойдут на вооружение ВС РФ. «Уран-6» - как саперная машина, 12-тонный «Уран-9» - как боевой роботизированный комплекс, вооружённый 30-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом, несколькими ПТРК «Атака» и огнемётами «Шмель-М». Примерно такой же набор вооружения (но с «Корнетом» вместо «Атаки»), как предполагается, будет иметь 7-тонный боевой робот «Соратник».
В Белоруссии разработаны боевой робот «Адунок» на шасси БРДМ-2 и малогабаритный боевой робот «Богомол». Целый ряд роботов («Барс», «Ласка», «Охотник», «Пиранья», «Фантом») создаётся на Украине, но вряд ли они дойдут до серийного производства, даже если окажутся удачными.
Сначала были танки...
В США и СССР/России предпринимались и предпринимаются попытки создать роботов (как инженерных, так и боевых) на базе танков (М60, «Абрамс», Т-72), но успешными их назвать сложно. Видимо, ближе всего к цели подошла Россия, где на шасси танка Т-72Б3 создан боевой робот «Штурм». Он будет вооружён укороченной (для ведения боевых действий в городе) 125-мм пушкой, а также, в разных вариантах, 30-мм пушкой, огнемётами «Шмель» и даже 220-мм НУРСами (очевидно, по типу огнемётной РСЗО ТОС-1). Возможно, будет создан роботизированный вариант даже новейшего танка Т-14 «Армата». На шасси БМП-3 создаётся боевой робот «Удар» с 30-мм пушкой, ПТРК «Корнет» и собственным разведывательным БПЛА вертолётного типа. Естественно, что у робота, созданного на базе БМП, защищённость будет гораздо ниже, чем у танка.
Здесь нельзя не отметить, что в данном случае особенно важен вопрос поддержания устойчивой связи с роботами-танками, причём на значительных расстояниях, поскольку если дальность такой связи не превышает 1-2 км, создание робота-танка теряет смысл. Кроме того, для таких крупных по массе и габаритам боевых роботов вопросы технического обслуживания и транспортировки на большие расстояния станут достаточно серьёзной отдельной проблемой.
Также в России создаётся роботизированный вариант САУ 2С35 «Коалиция». Насколько это целесообразно - вопрос неоднозначный. Роботы-солдаты и роботы-танки нужны для того, чтобы исключить участие людей в наземном контактном бою, подразумевающем наиболее высокие потери из всех видов современных боевых действий, роботы-сапёры необходимы для того, чтобы человеку-сапёру не пришлось «ошибиться один раз». Артиллерия же в контактные бои почти никогда не вступает, поэтому не факт, что артиллеристов нужно заменять механическими системами.
Скорее всего, роботизированная САУ окажется дороже традиционной, при этом её применение вряд ли приведёт к кардинальному снижению людских потерь. Например, в ходе двух чеченских войн Российская армия безвозвратно потеряла суммарно около 200 танков и лишь немногим более 20 САУ. Из этих цифр прекрасно видно, какой класс техники больше нуждается в роботизации.
На самом деле, если применять термин «робот» полностью корректно, ни одна из вышеперечисленных машин таковым не является, поскольку все они управляются операторами дистанционно и не могут работать автономно (либо способны на это в крайне ограниченных масштабах). Однако при создании полностью автономных систем существует уже упомянутая техническая проблема выхода машины из-под контроля и ещё более серьёзная философско-этическая проблема предоставления машине права убить человека (на самом деле, это станет решающим шагом к уничтожению человечества). Кроме того, до сих пор не решена задача группового применения наземных роботов (что уже сделано для БПЛА и морских безэкипажных систем).
Пока что экзотика
В среднесрочной перспективе предполагается создание транспортных и боевых роботов, способных формировать и охранять транспортные колонны. Антропоморфные и биоморфные роботы могут использоваться в различных вариантах - как боевые, разведывательные, транспортные (особенно на пересечённой местности при отсутствии дорог).
В более отдалённой перспективе возможно создание «личных» роботов для каждого солдата (особенно пехотинца или бойца ССО), а затем и замена роботами людей на поле боя. Но для этого необходимо будет решить указанные выше технические и этические проблемы. И если первые решить можно, то вторые - вряд ли.
В настоящий момент «летающие роботы» (БПЛА) давно стали нормой как в военной, так и в гражданской сферах. Постепенно становятся нормой морские безэкипажные системы. Наземные роботы военного назначения пока остаются экзотикой (кроме, быть может, сапёрных машин), подавляющее большинство описанных выше образцов являются чисто экспериментальными, либо используются в очень ограниченных масштабах. Нет, однако, никаких сомнений, что данная ситуация будет быстро меняться, поскольку люди всё меньше хотят воевать и умирать. В итоге их всех и убьют ими же созданные роботы.