«Академия Генштаба - это венец профессионального образования военного специалиста, его прямой путь в высшие звенья военного управления»
Сто девяносто лет назад, 8 декабря (26 ноября по ст. ст.) 1832 года, в Санкт-Петербурге открылась Императорская военная академия (с 1855 г. - Николаевская академия Генерального штаба), ставшая первым высшим военным учебным заведением Российской империи. Сегодня Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации - главное высшее военно-учебное заведение страны и ведущий центр научных исследований в области обороны и обеспечения национальной безопасности государства. Её основной задачей является подготовка офицерских кадров с высшей военной оперативно-стратегической подготовкой и специалистов в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации.
«На протяжении всей своей истории наша "альма-матер" гордилась воинской доблестью и достижениями своих выпускников»
- Владимир Борисович, в этом году Военная академия Генерального штаба отмечает своё 190-летие. Как изменились задачи, решаемые академией, за её почти двухвековую историю? Востребован ли сегодня её исторический опыт?
- Главной задачей академии была и остаётся подготовка командиров высшей квалификации, офицеров и генералов оперативно-стратегического звена, специалистов в области обороны государства и национальной безопасности. Это те люди, от которых во многом зависят успехи в решении стоящих перед Вооружёнными силами задач и, в конечном счёте, наши будущие победы. Миссия академии, определённая без малого два столетия назад, не потеряла актуальности и по сей день.
А вот требования к выпускникам, диктуемые временем, претерпели значительные изменения. Чтобы соответствовать высоким стандартам, в образовательный процесс внедряются инновационные технологии и методики обучения, которые позволяют готовить настоящих профессионалов, способных быстро адаптироваться и действовать в любых условиях обстановки.
Мы внимательно анализируем опыт ведения военных действий в различных регионах мира, данные о разработке и применении новейших образцов вооружений. Эта актуальная информация оперативно находит отражение в материалах лекций, семинаров, групповых упражнений, практических занятий и командно-штабных военных игр. Сегодня в них включены и первые итоги специальной военной операции на Украине, и результаты выполнения миротворческих задач в Нагорном Карабахе, и опыт борьбы с террористической угрозой на Ближнем Востоке.
За последние годы академия существенно нарастила объём практической подготовки слушателей, в ходе которой оттачиваются их ключевые навыки. Многие практические занятия проходят в выездном формате - на базе Национального центра управления обороной, штабов различного уровня, а также научно-исследовательских организаций Минобороны России.
Традиционно наши слушатели проходят стажировку на крупнейших мероприятиях оперативной и боевой подготовки Вооружённых сил. В прошлом году это было совместное российско-белорусское учение «Запад-2021». В начале сентября этого года второкурсники успешно выполнили учебно-боевые задачи на пунктах управления и в районах проведения стратегических командно-штабных учений «Восток-2022».
Сегодняшние слушатели академии - офицеры и генералы, у которых за плечами весомый багаж практики и опыта. Среди них ветераны боевых действий, которые ещё вчера выполняли боевые задачи. Кроме того, в целях формирования кадрового потенциала научно-исследовательских структур Минобороны России мы набираем перспективных военных учёных, в том числе со степенями кандидатов и докторов наук. Критерии отбора кандидатов на обучение ежегодно уточняются, они также связаны с новыми требованиями к нашим выпускникам.
Возвращаясь к вашему вопросу об историческом опыте деятельности академии, отмечу: на протяжении всей своей истории, а это имперский, советский и современный периоды, наша «альма-матер» гордилась воинской доблестью и достижениями своих выпускников. Академия сильна бережным отношением к исторической памяти, традициями, которые мы стараемся сохранять и приумножать. Мы и сегодня продолжаем внимательно изучать каждый период, стараемся использовать актуальный в современных условиях опыт для подготовки военных кадров.
Справка
За свою историю Военная академия Генерального штаба прошла четыре этапа:
Императорская - Николаевская академия Генерального штаба (1832-1922 гг.);
Академия Генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной армии (1918-1921 гг.);
Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил СССР (1936-1992 гг.);
Военная академия Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации (1992 - н/вр.).
При этом военно-исторические знания не только помогают совершенствовать образовательный процесс, но и в целом способствуют более глубокому пониманию современных тенденций развития Вооружённых сил, являются необходимой теоретической базой для разработки новых, соответствующих времени, способов вооружённой борьбы, развития современного военного искусства.
«Высшая военная оперативно-стратегическая подготовка осуществляется только в Военной академии Генерального штаба»
- В чём заключается уникальность академии, и какова её роль в системе военного образования?
- Уникальность академии объясняется её местом и ролью в многоуровневой системе военного образования, которая формировалась долгие годы и сегодня органично сочетается с уровнями профессионального образования, установленными законом «Об образовании в Российской Федерации».
Начальным уровнем можно считать подготовку, получаемую в довузовских организациях - кадетских корпусах, суворовских, нахимовских училищах и других. Он не определён нормативными правовыми актами, но, учитывая содержание военной подготовки, её общую военно-патриотическую направленность, выделение данного уровня считаю вполне правомерным.
За начальным следует уровень средней военно-специальной подготовки. Он соответствует среднему профессиональному образованию, рассчитан на три года обучения и реализуется в средних военно-профессиональных и образовательных организациях высшего образования Минобороны России.
Уровень полной военно-специальной подготовки получают курсанты военных училищ, институтов, университетов и видовых академий в рамках освоения программ высшего образования, рассчитанных на пять лет обучения. То есть мы говорим о специалитете. Диплом этого уровня позволяет выпускникам эксплуатировать штатные военную технику и вооружение, командовать воинскими подразделениями, руководить ведением боевых действий в тактическом звене.
Следующая ступень военного образования - высшая военная оперативно-тактическая подготовка. Офицер может получить её только в видовых академиях по двухлетней программе обучения и на основе предыдущего уровня военного образования. Выпускники этого уровня готовы к службе на должностях командного состава частей и соединений, способны управлять боевыми действиями в оперативно-тактическом звене.
А вот высшая военная оперативно-стратегическая подготовка осуществляется только в Военной академии Генерального штаба. Это венец профессионального образования военного специалиста, его прямой путь в высшие звенья военного управления.
Таким образом, каждая ступень военного образования характеризуется определёнными компетенциями, которые позволяют решать задачи на соответствующих уровнях управления. Переход на очередную ступень этой лестницы возможен только при наличии знаний и опыта служебной деятельности, полученных на предыдущей. Убеждён, что именно такая система позволяет последовательно готовить высококвалифицированные кадры. Это непростой путь. В советское время поступить в нашу «альма-матер» мог только один офицер из тысячи выпускников военных училищ.
- Какие направления развития академии являются, по вашему мнению, приоритетными?
- Наша академия сегодня динамично развивается не только как информационная площадка, где есть возможность получить новые знания в области национальной безопасности и укрепления обороноспособности государства, но и как своего рода дискуссионный клуб, где на самом высоком уровне можно обмениваться мнениями по соответствующим вопросам, обсуждать направления решения задач.
В настоящее время подготовка слушателей в академии осуществляется на основе самостоятельно установленного образовательного стандарта поколения 3++. Чтобы соответствовать его требованиям, мы обновляем учебно-материальную базу, внедряем новые электронные технологии обучения, наполняем новыми данными и технически совершенствуем электронную образовательную среду. Буквально на днях академия получила новое оборудование для лингафонных кабинетов и современные автоматизированные рабочие места для преподавателей.
Гордость нашей учебно-материальной базы - центр военных игр. В его залах слушатели отрабатывают задачи в роли командующих группировками войск, начальников штабов, их заместителей, руководителей органов военного управления и других должностных лиц.
Наши специалисты достигли полной автоматизации процесса подготовки и принятия решений на уровне от командарма и выше, участники военных игр уже не первый год самостоятельно моделируют обстановку, приближенную к реальной, учатся реагировать на её изменения. Это направление находится в сфере особого внимания руководства Генерального штаба и других органов военного управления.
Важным направлением деятельности академии стала интеграция образования и военной науки. Являясь одним из крупнейших научно-исследовательских центров, она выполняет оперативные задачи и ведёт научную деятельность в интересах вышестоящих органов управления. Большинство этих материалов внедряется в образовательный процесс.
Продолжается работа по повышению престижа службы в академии. Мы постоянно совершенствуем организационно-штатную структуру, работаем над тем, чтобы в соответствии со спецификой выполняемых задач наши офицеры получали предусмотренные в войсках и органах военного управления надбавки к денежному довольствию, поощряем лучших сотрудников.
Ещё одно важное направление работы - развитие сотрудничества академии с ведущими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами страны. Заключены и реализуются соглашения с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана, Московским государственным институтом международных отношений, Фондом перспективных исследований, Российским федеральным ядерным центром, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова и другими.
Большое внимание уделяется и вопросам совершенствования системы отбора кандидатов для обучения в академии. Освоение основных образовательных программ требует от слушателей не только хорошей базовой подготовки, опыта служебной деятельности на руководящих должностях, но и творческих способностей, мотивации к дальнейшему саморазвитию.
Вот почему диплом Академии Генштаба ценят и уважают не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
«Военная академия Генерального штаба РФ - бренд, известный во всём мире»
- Насколько в нынешних условиях высок интерес к обучению в академии зарубежных военных специалистов?
- За свою историю наша академия подготовила более четырёх с половиной тысяч военнослужащих из более чем пятидесяти государств мира. Напомню, что двое из выпускников специального факультета стали руководителями своих государств. Это президент Сирии бригадный генерал Хафез Асад и президент Польши генерал армии Войцех Ярузельский. Министрами обороны стали 18 наших выпускников.
Ежегодно академию посещают иностранные делегации. Наши специалисты также регулярно выезжают с визитами за рубеж.
Сегодня приоритет в организации подготовки кадров принадлежит государствам ОДКБ и СНГ. Кроме того, в настоящее время академия тесно взаимодействует с военно-учебными заведениями Анголы, Алжира, Монголии и Вьетнама. Меморандумы о сотрудничестве подписаны у нас с военными вузами ряда других стран.
После некоторого спада, обусловленного пандемией коронавируса, список государств, представляющих заявки на обучение своих офицеров и генералов в рамках международного военного сотрудничества, снова расширяется. В этой связи количество обучающихся на специальном факультете будет только увеличиваться. Военная академия Генерального штаба РФ - бренд, известный во всём мире.
- Сейчас при обсуждении вопросов образования достаточно популярной стала тема дистанционного обучения. Можно ли получить диплом вашей академии без отрыва от исполнения служебных обязанностей?
- Учитывая содержание основной части учебных дисциплин, установленный порядок обучения и требования по защите государственной тайны, широкое использование дистанционного обучения не представляется возможным. Основная форма обучения в академии - очная.
«Знания, умения и навыки должны соответствовать времени»
- Вы руководите академией с 2017 года. Все ли намеченные планы удалось реализовать за пять лет?
- Академия во все времена поддерживала ту высокую планку профессионализма, которая 190 лет назад была установлена офицерами и генералами, стоявшими у истоков её создания. Не сомневаюсь, что каждый начальник академии в своё время старался повысить эффективность её деятельности, обеспечить высокое качество выполнения поставленных задач. Моя работа - не исключение.
Ключевым параметром здесь можно считать реализацию плана развития академии, утверждённого министром обороны Российской Федерации. На сегодняшний день все мероприятия плана выполнены в полном объёме.
Вместе с тем, несмотря на значительные успехи и достижения, почивать на лаврах коллектив академии не собирается: мы продолжаем делать всё, чтобы учёба в академии была не только полезной, но и интересной, а полученные в наших стенах знания, умения и навыки соответствовали времени.