C чего начинается космос, или Как повздорили миллиардеры Джефф Безос и Ричард Брэнсон
А ты кто такой?
Все помнят, как незадачливые Паниковский и Шура Балаганов из «Золотого телёнка», пытаясь поделить украденные у подпольного миллионера Корейко 10 тысяч рублей, сидели после утомительной возни на полу, пихали друг друга, приговаривая: «А ты кто такой? - Нет, ты кто такой?» Примерно тоже самое затеял и продолжает затевать американский миллиардер, владелец издательского дома The Washington Post, а по совместительству глава компании Blue Origin, специализирующейся на космическом туризме, Джефф Безос. Его «обидчик» - британский миллиардер Ричард Брэнсон, глава компании Virgin Galactic, которая также подвизается на доставке состоятельных граждан с дефицитом адреналина в заоблачную даль.
Все дело в том, что ещё 20 июля 2021 года Безос, усадив себя самого, своего брата Марка, 82-летнюю «старушенцию» (о кавычках - чуть позже) Уолли Фанк, а также 18-летнего школьника-балбеса из Нидерландов в свой многоразовый корабль New Shepard, решил совершить суборбитальный 11-минутный полёт и вернуть всех живыми и здоровыми, откуда взял - на частный стартовый комплекс вблизи городка Ван-Хорн, что в Техасе. Задумка была простая, а, главное, как теперь говорят, - имиджевая. Во-первых, это была бы первая в истории мировой космонавтики частная групповая туристическая вылазка на частном многоразовом корабле. Во-вторых, «бабуся» Фанк стала бы самым, скажем политкорректно, возрастным астронавтом, а голландский юноша соответственно - самым молодым. Высота полёта, как заявлялось, составила бы 105 км.
Но не тут-то было. За девять дней до намеченного Безосом старта его главный конкурент - Брэнсон решил отметить своё скорое 70-летие. Отметить, прямо скажем, виртуозно. С собственного космопорта «Америка» в штате Нью-Мексико он во главе с собой, любимым, суборбитально на корабле VSS Unity прокатил в космос пять человек, и всех благополучно вернул на место. Правда, высота полёта при этом составила 86 километров.
И началось... Вконец осерчавший Безос тут же оспорил первенство Брэнсона, заявив, что тот и его пассажиры никакие не астронавты, а просто слетавшие куда-то, но не в космос. Он сказал, что ракетоплан Брэнсона не пересёк международную границу космоса, которая находится на высоте 100 км. Его понять, конечно, можно. Одно дело, ты - первый, кто свозил группу туристов именно в космос, за что и было заплачено соответствующими дензнаками. Со всеми вытекающими преимуществами в области престижа и рекламы, которая, в конечном итоге, трансформируется опять же в наличность и безналичность. Другое дело - ты просто высоко полетал. И всё. Ни на тебе - космоса и всего, что с этим связано.
Голландскому юнцу и так бы сошло. А вот «старушке» Уолли Фанк было до слёз обидно. Интересная дама, между прочим. Да, ей действительно на тот момент было 82 года, но называть её «старушкой» следует с особой почтительностью и обязательно брать в кавычки.
Бросив школу в 16 лет, она поступила в Стивенс-колледж в Колумбии, который с отличием окончила в 1958 году, получив лицензию пилота и степень бакалавра гуманитарных наук. Поступив затем в Государственный университет Оклахомы, она приняла участие в программе «Летающие средства». В итоге её удостоили звания «выдающаяся женщина-пилот». В 1964 году она стала самой молодой женщиной в истории колледжа Стивена, получившей награду за достижения выпускников.
В 20 лет Фанк становится профессиональным авиатором. Работала гражданским лётчиком-инструктором унтер-офицерского и офицерского состава на базе ВВС в Оклахоме. Кроме того, беспрестанно «гоняла» на всех авиагонках, занимая почти всегда призовые места. Но главной мечтой всей жизни оставался космос.
В феврале 1961 года Фанк пробилась в амбициозную программу «Женщины в космосе», которую, скрепя сердце, всё-таки разрешило НАСА. Программа предусматривала полёт женщин-астронавтов на кораблях «Меркурий». Выдержав весь этап подготовки и войдя в число 13 женщин, отобранных для полётов, она по многим показателям обогнала первого американца на орбите, астронавта Джона Глена. Однако программу закрыли (наверное, посоветовались с Сергеем Королёвым, который, мягко говоря, «космонавток» не жаловал).
И всё же 20 июля неугомонная Уолли слетала в свой, так долго ожидаемый космический полёт на корабле Джеффа Безоса. Но сами понимаете, осадок-то остался... Между тем НАСА, сами ВВС и Федеральное управление гражданской авиации считают, что космос начинается на высоте 80,45 км (50 миль), и Брэнсон с компанией - полноценные космические путешественники.
Где же ты, дальнее пограничье?
Что мы имеем. Есть какая-то «официальная» граница космоса в 100 км. И есть чисто ведомственный подход. Тогда при явной тенденции бурного развития космического туризма и прогресса в разработке прямоточных воздушно-реактивных двигателей - главного направления создания силовых установок суборбитальных кораблей, все посетившие «космос» будут называться астронавтами-космонавтами, со всеми вытекающими званиями и «льготами» (хотя бы - моральными)? Трудно сказать.
Кстати, о первенстве в достижении космоса. Если принять утверждения о границах космоса всех высказывающихся по этому поводу сторон, то первым там побывал штурмбанфюрер СС Вернер фон Браун. Точнее, его детище - ракета ФАУ-2. Документально установлено, что во время одного из испытательных полётов в начале 1944 года она поднялась на высоту 188 км - по всем меркам - полноценный суборбитальный полёт.
Это ещё не всё. В октябре 1946 года на одной из трофейных ФАУ американцы установили 35-мм камеру и запустили один в один детище нациста со своего армейского полигона «Уайт-Сэндс». С высоты в 101 км камера впервые в истории сфотографировала земную поверхность. Стальная кассета с плёнкой «выжила», несмотря на полное разрушение самой камеры, которая вместе с ракетой врезалась в землю на огромной скорости. Получается, что обамериканившийся барон Вернер, принявший эсэсовские знаки отличия из рук самого рейхсфюрера Гимлера, ещё и первый в мире космический спецфотокор...
Но где же граница космоса всё-таки пролегает? Споры вокруг значения высоты, дальше которой уже простирается безграничное космическое пространство, не затихают уже почти столетие. Последние данные, полученные путём досконального изучения и обобщения большого объёма информации, позволили канадским учёным заявить о том, что космос начинается на высоте 118 км. Это число весьма важно для климатологов и геофизиков с точки зрения влияния на Землю космической энергии.
С другой стороны, окончательно завершить данный спор, установив всем миром единую, устраивающую всех границу, вряд ли скоро удастся. Дело в том, что существует несколько параметров, которые считаются принципиальными для соответствующей оценки.
Немного истории. То, что за пределами земной атмосферы действует жёсткое космическое излучение, было известно давно. Однако чётко определить границы атмосферы, измерить силу электромагнитных потоков и получить их характеристики не удавалось до начала запусков искусственных спутников Земли. Между тем основной космической задачей, как СССР, так и Соединенных Штатов, в середине 50-х годов была подготовка пилотируемого полёта. Это, в свою очередь, требовало ясных знаний относительно условий сразу за пределами земной атмосферы.
Уже на втором советском спутнике, запущенном в ноябре 1957 году, находились датчики для измерения солнечного ультрафиолетового, рентгеновского и других видов космического излучения. Принципиально важным для успешного осуществления пилотируемых полётов стало открытие в 1958 году двух радиационных поясов вокруг Земли.
Но вернёмся к установленным канадскими учёными из Университета Калгари 118 километрам. А почему, собственно, такая высота? Ведь, так называемая «линия Кáрмана», признанная границей между атмосферой и космосом, «проходит» по 100-километровой отметке. Именно там плотность воздуха уже столь мала, что летательный аппарат должен двигаться с первой космической скоростью (примерно 7,9 км/с) для предотвращения падения на Землю. Но в таком случае ему уже не требуются и аэродинамические поверхности (крыло, стабилизаторы). На основании этого Всемирная ассоциация аэронавтики приняла высоту 100 км в качестве водораздела между аэронавтикой и астронавтикой.
При этом степень разреженности атмосферы - далеко не единственный параметр, определяющий границу космоса. Тем более что «земной воздух» на высоте 100 км не заканчивается. А как, скажем, меняется состояние того или иного вещества с увеличением высоты? Может это и есть главное, что определяет начало космоса? Американцы, как уже говорилось, считают любого, кто побывал на высоте 80 км, истинным астронавтом.
В Канаде решили выявить значение параметра, который, как представляется, имеет значение для всей нашей планеты. Они решили выяснить, на какой высоте заканчивается влияние атмосферных ветров и начинается воздействие потоков космических частиц.
Для этой цели в Канаде разработали специальный прибор STII ( Super - Thermal Ion Imager), который вывели на орбиту с космодрома на Аляске в 2007 году. С его помощью и было установлено, что граница между атмосферой и космосом расположена на высоте 118 км над уровнем моря.
При этом сбор данных длился всего лишь пять минут, пока несущий его спутник поднимался на установленную для него высоту в 200 км. Таков единственный способ собрать информацию, поскольку эта отметка находится слишком высоко для стратосферных зондов и слишком низко для исследования со спутников. Впервые при исследовании были учтены все составляющие, в том числе движение воздуха в самых верхних слоях атмосферы.
Ожидается, что приборы, подобные STII, появятся для продолжения исследований приграничных областей космоса и атмосферы в качестве полезного груза на спутниках Европейского космического агентства, срок активного существования которых составит четыре года. Это важно, т.к. продолжение исследований пограничных регионов позволит узнать много новых фактов о воздействии космического излучения на климат Земли, о том, какое воздействие энергия ионов имеет на окружающую нас среду.
Изменение интенсивности солнечной радиации, напрямую связанное с появлением пятен на нашем светиле, каким-то образом влияет на температуру атмосферы, и последователи аппарата STII могут быть использованы для обнаружения этого влияния. Уже сегодня в Калгари разработали 12 различных анализирующих устройств, предназначенных для изучения всевозможных параметров ближнего космоса.
Но говорить о том, что начало космоса ограничили 118 км не приходится. Ведь со своей стороны правы и те, кто считает настоящим космосом высоту в 21 миллион километров! Именно там практически исчезает воздействие гравитационного поля Земли. Что ждёт исследователей на такой космической глубине? Ведь дальше Луны (384 000 км) мы ещё не забирались...