Суицид по-европейски, или Парадоксы высоких трансатлантических отношений
Хотя закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA) вступит в силу 1 января 2023 года, Евросоюз уже обеспокоен неприятной перспективой. Документ предусматривает субсидирование в размере почти 400 млрд долл. и направлен на декарбонизацию американской экономики, но в то же время блокирует европейский энергетический переход.
Дружеский хук от Вашингтона
Самое неприятное, что ждёт Старый Свет - перенос инвестиционных потоков на территорию США, а также стимулирование потребителей к приобретению американской продукции, то есть лишение европейской экономики конкурентоспособности. Кроме того, согласно закону, Соединённые Штаты станут фактически монополистом в области «зелёной энергетики». То есть Вашингтон не просто продолжить стричь старушку Европу и усугублять её энергозависимость, но и натуральным образом деиндустриализирует её.
Так, американский концерн Tesla заморозил проект строительства нового завода по производству аккумуляторов для электрокаров в ФРГ. Тут стоит подчеркнуть, что европейская отрасль электроавтомобилестроения пока что превосходит американскую. Лидерами в этой области являются Германия и Франция, а США не особо скрывают, что не прочь придушить конкурента. Одновременно вторая по размерам в мире металлургическая компания ArcelorMittal частично закрыла производство в Германии.
Что самое важное, вся немецкая промышленность на протяжении десятилетий держалась на дешёвых энергоресурсах преимущественно из России, которые теперь если и закупаются, то через третьи страны и по спотовым ценам, а в случае с американским СПГ и нефтью стоимость завышена вчетверо (по сравнению с ценами для внутреннего - американского потребителя). Это вынуждает целые предприятия закрываться в результате банкротства, замораживать производство либо уходить туда, где выгоднее.
Массовый уход производства и инвестиций из ФРГ в свою очередь предполагает, что государство будет вынуждено поддерживать оставшихся производителей. В противном случае экономическая деградация обеспечена, а вместе с тем уже невозможно будет прокормить новую волну беженцев численностью 1,2 миллиона человек, из которых ровно миллион - граждане Украины.
Да и самим бюргерам придётся несладко. Немецкий социолог Ульрих Шнайдер заявил, что Германия на пути к превращению в «государство нищих». Бедные станут ещё беднее, а средний класс лишится комфорта, к которому привык за последние десятилетия.
«Германия на протяжении многих десятилетий была современным социальным государством. Мы не должны допустить, чтобы оно незаметно превратилось в государство нищих, потому что мы не даём бедным то, в чём они нуждаются», - предупредил Шнайдер. Впрочем, проблемы евротуземцев американского шерифа, конечно же, не волнуют.
Сердце Парижа склонно к измене
О масштабах негативных последствий в евроэкономике свидетельствует и срочный визит президента Франции Эмманюэля Макрона в Вашингтон, состоявшийся в начале декабря. Впрочем, президент Пятой республики ушёл несолоно хлебавши - Байден наотрез отказался идти на уступки. Максимум, в чём удалось подсластить бочку дёгтя - культурный проект French for all, популяризующий французский язык в США.
«Поставьте себя на моё место. Вы, возможно, решите свои проблемы, но мои проблемы вы усугубите, поскольку американская программа инвестиций может убить много рабочих мест в Европе», - заявил Макрон.
Помимо попытки поговорить «от имени французской промышленности», хозяин Елисейского дворца припомнил срыв 56-миллиардного контракта на поставку французских субмарин Австралии (контракт перехватила Америка), а также внезапность бегства американских военных из Афганистана. Но попытки надавить на заокеанского хозяина не подействовали, и теперь выкручиваться придётся самим. Кстати, во Франции вот-вот начнётся кампания Buy European Act, о чём Макрон сболтнул американскому коллеге, вроде как по-свойски предупредил...
Но чем может закончиться для Макрона попытка идти наперекор Buy American, можно только догадываться. Тем более что в этом году на парламентских выборах президентская фракция впервые за долгое время не получила абсолютного большинства, да ещё и правым удалось увеличить число сторонников среди избирателей. Таким образом, Макрон оказался в весьма шатком положении и уже не может проводить реформы без согласия других сил.
Но если нынешний французский лидер будет слишком досаждать Вашингтону, его запросто могут «уйти», а свято место, как известно, пусто не бывает.
Капкан Маршалла 2.0
Как известно, план Маршалла преподносился как благо для европейской экономики, но в действительности был направлен на «сдерживание коммунизма» и на превращение Европы в подконтрольную территорию. Это касалось и финансовой зависимости (Старый Свет расплачивался золотом), и лишения национальной обороны (стремительное распространение американских баз), и зависимости культурной. При этом Штаты и по сей день ловко совмещают реализацию подобных проектов с достижением собственных интересов.
Так, ещё с 1980-х годов стояла задача обеспечить главенство экспорта американских энергоносителей вместо советских/российских, а также поставку «зелёных» технологий в Старый Свет.
И дело тут не столько в гарантированной прибыли американских поставщиков, сколько в тесной привязке европейской экономики к США - чтобы в случае намёка на самостоятельный выбор можно было применить «строгач» (как это случилось с диверсией на «Северных потоках»). К тому же для крупного капитала границ не существует, и если поставки американских энергоносителей в Европу по каким-то причинам сократятся (например, нежелание заключать невыгодные для стран ЕС контракты), американские нефть и газ снова пойдут в Азию, где цены выше.
Впрочем, американцы в любой момент могут провернуть такой финт ушами и по умолчанию, без всяких разговоров с европейскими партнёрами.
Декарбонизация: ожидания и реальность
Что интересно, в результате энергетического эмбарго и политики «зелёного перехода» Европа уже загнала себя в ловушку: речь идёт о запрете на добычу ископаемых видов топлива, а также об отказе от ядерной энергетики. Учитывая, что возобновляемые источники гораздо менее эффективны по сравнению с традиционными, ситуация складывается так себе. Если взглянуть на прошлогоднюю статистику, доля электричества, произведённого АЭС, составила около 25% (683 тыс. гигаватт-часов, из которых 350 тыс. - французские). Доля возобновляемых источников составила около 18%, если не считать гидроэнергетику. Для сравнения - 17 лет назад страны ЕС производили миллион гигаватт-часов, а энергопотребление было меньше всего на несколько процентов.
Но в современных условиях европейские страны не в состоянии самостоятельно возводить и обслуживать АЭС - строительство станции требует огромных инвестиций, а окупаемость электростанции наступает лишь через 15 лет. Хуже только с электричеством, получаемым от капризных к условиям эксплуатации ветряков, которые не только требуют идеальных условий для работы, но и больших затрат на их переработку. Единственный доступный способ - пиролиз, в процессе которого выделяется ненавистный для «зелёных» углерод. Поэтому и в Европе, и в США стекловолоконные лопасти ветротурбин попросту закапываются.
К слову, среди возобновляемых источников используется ещё и биотопливо (пеллеты, деревянные опилки и отходы деревообрабатывающей промышленности), которое для увеличения тепловыделения сжигают вместе с углем. То есть, вопреки «зелёному статусу», использование биотоплива в качестве элемента декарбонизации - просто пшик. Разница лишь в том, что выбросы углерода несколько меньше, чем у традиционных ТЭЦ.
Собственно, IRA, продвижение «зелени» (включая декарбонизацию) и атомофобия вкупе с введённым ранее ценовым потолком на российские энергоресурсы - только часть инструментов, способных нанести мощнейший удар по экономике ЕС, и без того загнанной в угол ставленниками ультраглобализма. Найдёт ли Евросоюз силы по-прежнему вести двойную игру с Америкой или уже в ближайшие десятилетия распадётся на страны-колонии Соединённых Штатов - вопрос открытый.
Но такое впечатление, что Вашингтон всё-таки доведёт Евросоюз до суицида.