Пока американцы завяжут по тревоге берцы, китайцы умоют их в двух океанах
Эта уже третья американская стратегия по данному региону после «поворота» президента Обамы на Азию и весьма противоречивых, как указывают в Вашингтоне, действий Дональда Трампа. И хотя при администрациях Обамы и Трампа региону уделялось повышенное внимание, желаемые для США результаты так и не были достигнуты. В этой связи команда Джо Байдена делает ещё одну попытку реализовать американские планы в регионе, который, согласно объявленной стратегии, имеет ключевое значение для Соединённых Штатов, для их безопасности и процветания в будущем. При этом нельзя не заметить, что, несмотря на все различия между тремя администрациями, их Индо-Тихоокеанские стратегии объединяет общая цель - сделать регион приоритетным в качестве основного театра военных действий США.
Комплексное сдерживание Китая
В частности в стратегии Байдена подчёркивается, что «в быстро меняющемся стратегическом ландшафте мы признаём, что американские интересы можно продвигать только в том случае, если мы прочно закрепим Соединённые Штаты в Индо-Тихоокеанском регионе и укрепим сам регион вместе с нашими ближайшими союзниками и партнёрами». Необходимость таких действий авторы стратегии объясняют тем, что Индо-Тихоокеанский регион сталкивается с растущими проблемами, особенно со стороны Китая. «КНР совмещает свою экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь в стремлении создать сферу влияния в Индо-Тихоокеанском регионе, а также стремится стать самой влиятельной державой в мире», - утверждается в стратегии.
А посему ставится задача «не изменить Китай, а изменить стратегическую среду, в которой он действует, создав баланс влияния в мире, который максимально выгоден для Соединённых Штатов, наших союзников и партнёров, а также интересов и ценностей, которые мы разделяем». Стратегия предусматривает пять направлений деятельности на этом пути.
Причём приоритет отдаётся наращиванию военного присутствия США в регионе, адаптации к реалиям существующих и новых альянсов, в их мобилизации на сдерживание Китая.
«Комплексное сдерживание будет краеугольным камнем нашего подхода», - говорится в документе. «Мы будем более тесно интегрировать наши усилия в областях боевых действий и спектре конфликтов, чтобы Соединённые Штаты вместе с нашими союзниками и партнёрами могли сдерживать или отражать агрессию в любой форме или области. Мы будем продвигать инициативы, которые усиливают сдерживание и противодействие принуждению, такие как противодействие попыткам изменить территориальные границы или подорвать права суверенных государств на море», - резюмируют авторы стратегии. С другой стороны, в Пентагоне под комплексным сдерживанием понимают, как отмечает один из экспертов в интервью индийской газете The Sunday Guardian, интеграцию всей своей деятельности в области боевых действий, от мирного времени до «серой зоны», от конфликта до крупной войны и, в конечном счёте, в худшем случае - до ядерной войны.
Стратегия подтверждает приверженность США созданию новых инновационных технологий в таких областях, как космос и киберпространство, и определяет шаги для повышения устойчивости командования и управления, предоставления возможности войскам действовать в сложных условиях. Она также выражает заинтересованность в «поиске новых возможностей для соединения наших оборонно-промышленных баз, интеграции наших цепочек оборонных поставок и совместного производства ключевых технологий, которые укрепят наши коллективные военные преимущества».
Укрытые ракетами и морпехами острова
Что касается военного присутствия США, которое командующий сухопутными силами в Тихоокеанском регионе генерал Чарльз Флинн образно охарактеризовал заявлением: «Ставя ботинки на землю, мы демонстрируем волю Соединённых Штатов», то Пентагон планирует его нарастить практически на всём пространстве Индийского и Тихого океанов, перебрасывая сюда войска с других районов планеты. И это притом, что в распоряжении Индо-Тихоокеанского командования вооружённых сил США находятся более 370 тысяч военнослужащих армии, ВМС, ВВС и корпуса морской пехоты (около 20% всех вооружённых сил США, находящихся на действительной службе), а также свыше 2 000 самолётов, 200 надводных кораблей и субмарин, огромное количество другой боевой техники и вооружений.
Одной из центральных идей является создание под эгидой этого командования крупного оперативно-стратегического объединения, способного в кратчайшие сроки реагировать на угрозы на обширном пространстве.
В нынешнем году на эти цели Пентагон готов выделить около 4,7 млрд долларов и ещё 22,69 млрд долларов в период с 2023 по 2027 год. В частности, они пойдут на размещение ракет средней дальности вдоль «первой цепи островов», которая включает прежде всего Тайвань, японскую Окинаву и Филиппины.
На Гуаме планируется развернуть системы противоракетной обороны, такие как система «Пэтриот» и наземная система противоракетной обороны «Иджис эшор», которую военные хотят разместить под землёй. На Гуаме, в Содружестве Северных Марианских островов и в Австралии будет проведена модернизация инфраструктуры, которая включает создание логистических объектов, хранилищ топлива, складов боеприпасов. В Австралии увеличится количество американских истребителей и бомбардировщиков, а также может быть сформирована совместная учебная бригада морской пехоты США и ПВО, базирующейся в Дарвине. Даже в островном государстве Палау может появиться военная база США и комплекс радиолокационных станций.
Особое место в этих планах отводится Тайваню. «Мы открыто говорим, что будем работать с партнёрами в регионе и за его пределами для обеспечения мира и стабильности в Тайваньском проливе, в том числе значительно поддерживая потенциал самообороны Тайваня, чтобы обеспечить обстановку, при которой будущее Тайваня определяется мирным путём в соответствии с пожеланиями и всеми интересами народа Тайваня», - сказал, говоря о новой стратегии, представитель исполнительной ветви власти США.
Признавая на словах принцип «одного Китая», США по сути подогревают сепаратистские настроения Тайбэя. Очередным подтверждением тому стало одобрение Госдепом США продажи Тайваню вооружений на сумму 100 млн долларов для «поддержания, обслуживания и улучшения» его системы противоракетной обороны "Пэтриот"».
«Предлагаемая продажа отвечает национальным, экономическим интересам, а также интересам безопасности США, содействуя постоянным усилиям получателя по модернизации его вооружённых сил и поддержанию надёжного оборонительного потенциала», - говорится в пресс-релизе Госдепартамента. Это будет уже вторая продажа оружия Тайваню, одобренная администрацией президента Джо Байдена. В августе прошлого года США оформили сделку с общей суммой в 750 млн долларов.
По неподтверждённым данным, на Тайване на постоянной основе присутствуют американские военнослужащие. В частности, об этом говорил сенатор Джон Корнин от штата Техас. Сообщалось также, что несколько десятков инструкторов сил специальных операций США тайно обучают подразделения сухопутных войск Тайваня, и что американские морские пехотинцы работают с личным составом ВМС острова, объясняя ему тактику применения боевых катеров.
Опять Блинкен
Ещё одним инструментом реализации Индо-Тихоокеанской стратегии призваны стать четырёхсторонний диалог по безопасности - QUAD (Австралия, Индия, США и Япония) и тройственный союз AUKUS (Австралия, Великобритания, США). Помимо этого, новая стратегия нацелена на укрепление пяти региональных договорных союзов США с Австралией, Японией, Республикой Корея, Филиппинами и Таиландом. США также планируют строить крепкие отношения с ведущими региональными партнёрами, включая Индию, Индонезию, Малайзию, Монголию, Новую Зеландию, Сингапур, Тайвань, Вьетнам и острова Тихого океана. При этом особое внимание будет направлено на углубление регионального партнёрства в области безопасности, более тесное сотрудничество в области новых технологий и расширение американских возможностей 5G и кибербезопасности в регионе - и всё это для противодействия Китаю.
Новая стратегия указывает на желание США крепить взаимодействие с ЕС и отдельными европейскими странами в регионах Индийского и Тихого океанов. «Я бы отметил, что мы обратили особое внимание на усматриваемый нами потенциал сотрудничества с другими внешними игроками, у которых имеются собственные стратегии в отношении Индо-Тихоокеанского региона. Я бы отметил конкретно ЕС, Францию, Великобританию и другие страны в Европе, которые существенно наращивают взаимодействие с регионом», - заявил, как сообщает Defense One, представитель Белого дома. «Мы считаем, что это даёт огромный потенциал расширения сотрудничества», - пояснил чиновник.
Следует отметить, что на решение этих задач была направлена поездка по странам региона госсекретаря США Энтони Блинкена, которая по времени совпала, и, надо полагать это не случайно, с обнародованием новой стратегии.
Прибыв в австралийский Мельбурн, он тут же заявил, что, несмотря на опасения по поводу возможной российской агрессии в отношении Украины, Соединённые Штаты в долгосрочной перспективе по-прежнему сосредоточены на Индо-Тихоокеанском регионе. «Мы знаем, и президент США знает это лучше, чем кто-либо другой, что многое в этом столетии будет определяться тем, что происходит здесь, в Индо-Тихоокеанском регионе», - подчеркнул Блинкен, назвав его самым быстрорастущим регионом в мире.
Ключевым же мероприятием тихоокеанского турне Энтони Блинкена стала очная встреча в Мельбурне с главами МИД Австралии, Индии и Японии в рамках четырёхстороннего диалога по безопасности (QUAD). В ходе состоявшихся переговоров их участники подтвердили приверженность полной денуклеаризации Корейского полуострова, а также выразили свою обеспокоенность по поводу действий Пекина в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. «Одна из причин, по которой мы так интенсивно работаем над защитой основных принципов, которым угрожает агрессия России в отношении Украины, заключается в том, что эти же принципы имеют решающее значение для обеспечения стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе», - сказал Блинкен на совместной пресс-конференции после встречи.
Из Мельбурна он оправился на Фиджи, совершив тем самым первый визит госсекретаря США в эту республику с 1985 года. Здесь Блинкен встретился с исполняющим обязанности премьер-министра Айязом Сайед-Хаюмом и другими тихоокеанскими лидерами, чтобы обсудить с ними региональные проблемы в свете новой стратегии. Выступая на пресс-конференции по итогам состоявшейся встречи, госсекретарь США подчеркнул, что она была только началом расширения американского присутствия. По его словам, США в ближайшее время откроют посольство в другой тихоокеанской стране - на Соломоновых островах - для того, чтобы углубить своё «сотрудничество с партнёрами в Океании». «Мы видим наше долгосрочное будущее в Индо-Тихоокеанском регионе», - сказал Блинкен при этом.
Следующим пунктом турне Блинкена стали Гавайи, где состоялись его трёхсторонние переговоры с министрами иностранных дел Японии и Южной Кореи. Основной темой встречи стала серия ракетных пусков, которые КНДР провела с начала года. По итогам встречи в штате Гавайи Блинкен сообщил, что все три страны осуждают рост числа ракетных испытаний Пхеньяном в последние месяцы и придерживаются единого подхода в отношении Северной Кореи, которая находится на «стадии провокации». Главы внешнеполитических ведомств США, Японии и Южной Кореи также заявили о «решительной оппозиции любым односторонним действиям, направленным на изменение статус-кво и усиление напряжённости» в Тайваньском проливе.
Однозначная реакция Китая
Нет необходимости особо подчёркивать, что и сама новая стратегия США по Индо-Тихоокеанскому региону, и турне Блинкена вызвали у Китая крайне негативную реакцию. Так, на брифинге для прессы 14 февраля официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбин заявил, что в основе этой стратегии, разработанной под предлогом «китайской угрозы», лежат обманчивые намерения. По словам китайского дипломата, США утверждают, что продвигают «свободу и открытость» в регионе, но на самом деле формируют сообщество своих союзников через AUKUS и QUAD и тем самым создают серьёзные риски распространения ядерного оружия, которые могут подорвать региональный мир и стабильность.
Заявляя о содействии региональному процветанию, США разжигают противодействие и конфронтацию между странами региона, что подрывает формировавшуюся годами архитектуру регионального сотрудничества, ориентированную на АСЕАН. Представитель китайского МИД указал, что «стратегия» США, воскрешающая менталитет холодной войны и блоковую политику, не несёт ничего нового и перспективного, а лишь внесёт раскол и турбулентность в Азиатско-Тихоокеанский регион.
В свою очередь китайская газета Global Times отмечает, что США, раздувая миф о «китайской угрозе» в Индо-Тихоокеанском регионе, а также о «российской угрозе» в Европе, пытаются мобилизовать всех своих союзников «для войны на два фронта», то есть для одновременного сдерживания Китая и России. Однако они до конца не понимают, кто из союзников может включиться в эту игру. По мнению экспертов газеты, такие члены альянса QUAD, как Индия и Япония, вряд ли всерьёз станут поддерживать Вашингтон в реализации этих амбициозных планов США. Япония, несмотря на наличие территориальных споров с Россией, не будет делать Москву своим приоритетным противником, а Индия вообще не готова рассматривать Россию в качестве мишени. В то же время эксперты считают, что США могут преуспеть в том, чтобы мобилизовать Индию и Японию на сдерживание Китая, однако даже в этом случае данные страны не готовы пойти на полный разрыв отношений с КНР.
Перегруженный гегемон не выдержит войну на два фронта
Да и в самих США нет уверенности в способности действовать на два фронта. «Соединённые Штаты - перегруженный гегемон, оборонную стратегию которого больше не балансирует внешняя политика, - написал, например, журнал Foreign Affairs. - Первый год Байдена уже показал, как трудно вести за собой непокорный мир, когда у Вашингтона больше обязанностей и больше врагов, чем средств принуждения. В более долгосрочной перспективе сверхдержава, которая не выполняет свои обязательства в соответствии со своими возможностями, может заплатить ещё более высокую цену».
Издание напоминает, что при администрации Трампа было провозглашено, что концепция двух войн ушла в прошлое, и что вооружённые силы США будут иметь такой размер и форму, чтобы выиграть одну крупную войну против крупной державы. Однако в команде Байдена, очевидно, решили, что Соединённые Штаты по-прежнему будут способны успешно действовать на нескольких театрах военных действий, хотя остаётся неясным, как именно Пентагон будет это делать, не имея возможности противостоять одновременно на двух фронтах.
Со своей стороны журнал The National Interest отмечает, что политика Джо Байдена подталкивает Москву и Пекин к союзу, что может закончиться катастрофой для США. По словам автора этой публикации, Россия и КНР готовы создать единый фронт против Запада. Он обращает внимание, что Москва и Пекин уже «предприняли беспрецедентные меры противодействия санкциям администрации Байдена». «На горизонте маячит стратегическая угроза: возможность китайско-российской координации для сдерживания Запада», - отмечается в статье.
В этом же духе высказываются и читатели гонконгской газеты South China Morning Post, которые связывают сближение России и Китая с давлением и угрозами со стороны США. По их словам, китайская экономика и российская армия - это комбинация, которая не даст возможности Соединённым Штатам реализовать свои планы в отношении двух стран. Комментируя переговоры Владимира Путина и Си Цзиньпина, состоявшиеся в Пекине в день открытия зимних Олимпийских игр, и их совместное заявление, читатели отмечают, что Россия и Китай уже создали фактический союз «без границ». При этом они выражают уверенность, что продолжение Вашингтоном недальновидной и агрессивной политики может подтолкнуть обе страны к более решительным совместным действиям, в том числе в области военного сотрудничества. И с этим нельзя не согласиться.