В Выборге заложили пограничный сторожевой корабль ледового класса «Дзержинский»
© Министерство обороны РФ
Пограничники скоро получат новейшие корабли для арктических морей.

В Выборге заложили пограничный сторожевой корабль ледового класса «Дзержинский»

ПСКР типа «Ермак» станут самыми крупными вымпелами Береговой охраны ПС ФСБ России
26 декабря 2023, 13:06
Реклама
В Выборге заложили пограничный сторожевой корабль ледового класса «Дзержинский»
© Министерство обороны РФ
Пограничники скоро получат новейшие корабли для арктических морей.
Читайте нас на: 

На Выборгском судостроительном заводе 22 декабря 2023 года состоялась церемония закладки для Береговой охраны Пограничной службы ФСБ Российской Федерации второго пограничного сторожевого корабля 1-го ранга ледового класса проекта 23550 (шифр «Ермак») с заводским номером 238.

Ранее, в апреле того же 2023-го, состоялся спуск флага на пограничном сторожевом корабле (ПСКР) 1-го ранга проекта 11351 (шифр «Нерей») «Дзержинский». Событие это было, конечно, печальным, но вполне ожидаемым. В конце концов, спущенный на воду ещё в первой половине 1980-х, «Дзержинский» почти 38 лет неустанно нёс охрану государственной границы, экономической зоны Российской Федерации, а также рыболовных промыслов у побережья Камчатки, Чукотки, островов Курильской гряды, в Беринговом и Охотском морях.

В связи с «уходом на пенсию» отслужившего своё «Нерея», лидер КПРФ Геннадий Зюганов написал обращение на имя Президента Российской Федерации Владимира Путина о присвоении имени «Дзержинский» одному из кораблей 1-го ранга Береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ на полуострове Камчатка. Данное предложение было поддержано. В официальном документе Администрации Президента РФ сообщалось: «Принято решение о присвоении действительного наименования «Дзержинский» кораблю 1-го ранга (проект 23550) в начале его строительства».

Так второй «Ермак» стал «Дзержинским».

Надо сказать, что «Ермаки» в ряду отечественных пограничных сторожевых кораблей - вымпелы довольно неординарные. Посему о проекте 23550 определённо стоит рассказать чуть поподробнее.

Зона национальных интересов

Начну издалека.

Арктика является самой настоящей национальной кладовой России. Её богатейшие природные ресурсы, особое значение среди которых имеют углеводороды, формируют значительную долю национального дохода и общероссийского экспорта. Арктическая зона обеспечивает добычу более 80% горючего природного газа и 17% нефти (включая газовый конденсат) в нашей стране. Континентальный шельф России в Арктике содержит более 85 трлн кубометров горючего природного газа, 17,3 млрд тонн нефти (включая газовый конденсат) и является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы государства.

Арктика - территория, которую наша страна должна контролировать и защищать любыми доступными средствами.
© Министерство обороны РФ
Арктика - территория, которую наша страна должна контролировать и защищать любыми доступными средствами.

Кроме того, говоря об Арктике, нельзя не упомянуть о Северном морском пути - кратчайшем морском пути между Европейской частью России и Дальним Востоком. Законодательством РФ СМП определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике. Развитие СМП является ключевым транзитным проектом, способным поменять всю глобальную картину транзита грузов».

Словом, неудивительно, что Арктика считается зоной национальных интересов России, то есть территорией, которую наша страна должна контролировать и защищать любыми доступными средствами. Одним из основных инструментов такого контроля и защиты являются Северный флот, а также Береговая охрана Пограничной службы ФСБ РФ. В силу вполне понятных особенностей акватории Северного Ледовитого океана, и СФ, и БОХР ПС ФСБ России очень бы пригодились корабли ледового класса, причём - не просто ледоколы, а многофункциональные единицы, совмещающие в себе качества ледокола, буксира и патрульного корабля.

От проекта 52 до проекта 23550

Любопытно, что иметь такую боевую единицу в Заполярье советские моряки считали необходимым ещё в 30-е годы прошлого века. Поэтому в ЦКБ-32 (ныне - ЦКБ «Балтсудопроект») по заказу Морпогранохраны НКВД СССР была разработана конструкция ПСКРа ледового класса проекта 52, получившего название «Пурга». «Военный ледокол» с полным водоизмещением 3819 тонн заложили для пограничников 17 декабря 1938 года на Заводе №196 (сейчас - Северная площадка «Адмиралтейских верфей»). Увы, начало Великой Отечественной войны помешало своевременной достройке корабля. Первый и единственный ПСКР ледового класса проекта 52 удалось ввести в строй только 31 марта 1957-го. Зато прослужил он аж до 16 марта 1990 года - настолько этот вымпел оказался востребованным!   

Идея создания аналогичных по назначению «Пурге» проекта 52, но уже современных многофункциональных единиц, витала в ВМФ России и наших профильных конструкторских бюро, как минимум, с середины 1990-х. Однако до реализации данной идеи на практике у государства «дошли руки» только в середине второго десятилетия XXI века. В недрах входящего в состав ОСК Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» в интересах ВМФ и БОХР ПС ФСБ был разработан проект многофункционального корабля ледового класса для Арктики. В официальных документах он именовался как «корабль проекта 23550» и представлял собой весьма солидную единицу, по размерам (наибольшая длина 114,5 м, наибольшая ширина 19,5 м) и водоизмещению (полное водоизмещение 8500 т) соизмеримую с современным ракетным эсминцем или лёгким крейсером времён Второй Мировой. При этом характеристики «23550-го» должны были обеспечивать возможность эксплуатации корабля в любых зонах мореплавания от тропических до арктических.

Макет проекта 23550.
© Министерство обороны РФ
Макет проекта 23550.

Присвоенный проекту 23550 ледовый класс Arc7 подразумевал, что его обладатель сможет преодолевать лёд наибольшей толщиной до 1,7 метра. Иными словами, «добежать» до Северного полюса, как тот же российский атомный ледокол проекта 22220, рассчитанный на преодоление льда толщиной в 3 метра, «23550-й» мог вряд ли, а вот ходить по СМП и обеспечивать по нему проводку других кораблей и судов новое детище ЦМКБ «Алмаз» способно было вполне уверенно.

Полный ход у «23550-х» должен был составлять не менее 18 узлов.

Официально сообщалось, что корабли проекта 23550 предназначались для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки в порт задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения, участия в спасательных операциях, а также перевозки специальных грузов.

Дополнительной «фишкой» проекта 23550 являлась возможность постройки на базе одного корпуса кораблей сразу и для ВМФ, и для БОХР ПС ФСБ, различающихся составом вооружения и расчётной дальностью хода.

В варианте многоцелевого патрульного корабля 1-го ранга (шифр «Арктика») «23550-й» должен был нести 76,2-мм артиллерийскую установку АК-176МА, переносные зенитные ракетные комплексы, 12,7-мм пулемётные установки 6П59 «Корд», вертолёт типа Ка-27 и беспилотный летательный аппарат, два скоростных патрульных катера проекта 03160 «Раптор» и/или десантный катер на воздушной подушке проекта 23321 «Манул». Кроме того, опционально «Арктика» могла оснащаться контейнеризированным вариантом ракетного комплекса «Калибр-НК». Дальность хода «Арктики» составляла 10 тыс. миль.

Пограничный сторожевой корабль 1-го ранга (шифр «Ермак») проекта 23550 предполагалось оснастить 76,2-мм артустановкой АК-176МА, двумя 30-мм шестиствольными зенитными артустановками АК-306М, ПЗРК, 12,7-мм пулемётными установками 6П59 «Корд», вертолётом типа Ка-27 и БПЛА, а также десантным плашкоутом для доставки грузов на побережье. Дальность хода «Ермака» составляла 12 тыс. миль.

Отмечу, что «Ермаки», после своего ввода в строй, должны были стать самыми крупными вымпелами БОХР ПС ФСБ.

И на «Арктике», и на «Ермаке» предполагалось реализовать концепцию единой электроэнергетической системы с системой электродвижения. Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага должна была обеспечить собственный ход «23550-му» во всех режимах эксплуатации.

Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» у причала кораблестроительного завода «Адмиралтейские верфи», 2019 г.
© РИА Новости
Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» у причала кораблестроительного завода «Адмиралтейские верфи», 2019 г.

Строить новейшие «военные ледоколы» планировалось на предприятиях ОСК: «Арктики» - на «Адмиралтейских верфях», а «Ермаки» - на Выборгском судостроительном заводе.

«Новая эра пограничной охраны»

Контракт на строительство серии из двух патрульных кораблей проекта 23550 был подписан Министерством обороны Российской Федерации с «Адмиралтейскими верфями» 25 апреля 2016 года. Строительство головного корабля, получившего название «Иван Папанин» (заводской номер 02460), началось весной 2017 года. Вторую «Арктику» под названием «Николай Зубарев» (заводской номер 02461) должны были заложить весной 2018-го. В экспертных кругах витало мнение, что оба корабля к 2021 году уже получится ввести в строй, но…

Но тут в дело вступили непростые реалии отечественного кораблестроения, с завидной периодичностью приводящие к сдвигу вправо сроков реализации проектов. «Зубарева» удалось заложить лишь в ноябре 2019-го. Месяцем раньше «Адмиралтейские верфи» спустили на воду «Папанина». Сроки сдачи флоту этой пары «Арктик» оказались сдвинуты на 2024-й и 2025 годы. Что же до «Ермаков», то в начале 2020 года ФСБ России заключила контракт с Выборгским судостроительным заводом на сумму около 18 млрд рублей на строительство головного пограничного сторожевого корабля ледового класса проекта 23550. Церемония закладки головного «Ермака», получившего, разумеется, название «Пурга» (заводской номер 235) , состоялась 25 июля 2020 года.

Ранее Выборгский судостроительный завод постройкой боевых кораблей не занимался. Тем не менее, со своей работой выборжцы справились - 7 октября 2022-го новейшего «пограничника» спустили на воду. В этом мероприятии приняли участие первый заместитель директора - руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Кулишов, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, председатель совета директоров Объединённой судостроительной корпорации Георгий Полтавченко, руководители проектных и научных институтов, участвующих в проекте, представители заказчика, а также руководители компаний-поставщиков.

«Любой спуск на воду военного корабля - это историческое событие. Сегодняшний спуск - это начало новой эры пограничной охраны рубежей Российской Федерации. Мы спускаем на воду первый в истории крупнотоннажный корабль ледового класса, построенный именно для береговой охраны», - объявил Георгий Полтавченко.

Председатель совета директоров ОСК подчеркнул актуальность постройки таких кораблей, как «Пурга».

«Как показал недавний акт международного терроризма на газопроводах "Северного потока" - Запад перешёл границы разумного и всеми силами пытается лишить нашу страну стратегических преимуществ. Поэтому такие пограничные корабли, как «Пурга», будут очень нужны нашему флоту для защиты и сбережения российских границ», - сообщил Полтавченко.

Во время торжественной церемонии спуска на воду патрульного корабля «Иван Папанин».
© РИА Новости
Во время торжественной церемонии спуска на воду патрульного корабля «Иван Папанин».

После спуска началась достройка «Пурги» на плаву. Годом ввода новейшего ПСКРа в строй значится 2025-й.

Ну, а что же «Дзержинский»? Ожидалось, что, как и «Арктик», «Ермаков» тоже будет заложена пара. Поэтому закладки «систершипа» «Пурги» ждали в 2021-м, затем в 2022-м… А состоялась она, как мы теперь знаем, только 22 декабря 2023-го. Но главное - состоялась! Ибо, с оглядкой на всё более усложняющуюся международную обстановку, приходится констатировать, что актуальность скорейшего ввода в строй кораблей проекта 23550 возрастает с каждым днём. Хочется надеяться на то, что ввод в строй «Пурги» и «Дзержинского» пойдёт чётко по графику и избежит новых «сдвигов вправо».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама