Константин Сивков: «Наиболее вероятным вне зоны действия НАТО видится участие США в конфликтах Азиатско-Тихоокеанского региона»
Министры обороны НАТО на встрече в Брюсселе утвердили новую концепцию военного планирования альянса, которая учитывает «агрессивное поведение России, угрозу терроризма и вызовы со стороны Китая». По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, новая концепция обеспечит надёжную и сильную оборону НАТО в новых реалиях, а также определит требования к военным инвестициям союзников. Пока осталось в тайне, подписали ли главы военных ведомств блока секретный план действий в случае параллельного участия стран альянса в «высокоинтенсивном» конфликте, разработку которого накануне анонсировало агентство Bloomberg. Напомним, что, по сведениям Bloomberg, на основе общего документа каждая страна получит специально разработанные руководством командования НАТО более подробные требования под каждого члена альянса.
О каких конфликтах за пределами своей зоны ответственности может идти речь в секретном документе НАТО, чем угрожает расширение зоны ответственности Североатлантического альянса, а также как должна на это отреагировать Россия, еженедельнику «Звезда» рассказал член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук капитан 1 ранга Константин Сивков.
- План, подразумевающий участие Североатлантического альянса в нескольких военных конфликтах, в том числе за пределами своей зоны ответственности, может быть реализован развёртыванием группировки войск и их применением на одном из потенциальных театров военных действий (ТВД). Наиболее вероятным видится расширение НАТО в сторону Восточной Азии. На то указывает Мадридский саммит НАТО, на полях которого была принята Стратегическая концепция 2022 года с последовавшим определением Китая в качестве «системного вызова». Впервые участие в саммите НАТО приняли страны Азиатско-Тихоокеанского региона, среди них - Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия и Япония.
Японская газета Sankei со ссылкой на неназванных лиц, связанных с американо-японскими отношениями, написала о том, что США предложили Японии развернуть на территории островного государства новое ракетное вооружение в рамках плана по усилению обороны против Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Оно может включать в себя крылатые ракеты «Томагавк», а также гиперзвуковое оружие наземного базирования, которое пока не стоит на вооружении у США.
Вопрос конфигурации расширения оперативного поля НАТО будет формироваться и определяться политической ситуацией. От идеи ведения одновременно нескольких войн, равным счётом, как и планирования боевых действий на «чужих» ТВД, руководство альянса отказываться не намерено, несмотря на очевидный дефицит сил для реализации подобных сценариев с открытием нескольких фронтов. Естественно, если речь не идёт о ведении военных действий против низкотехнологичного противника. Если же противник высокотехнологичен, участие одновременно в нескольких военных конфликтах разных по своему уровню подготовки и оснащению стран альянса весьма сомнительно.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе можно выделить два ТДВ, на которых возможны столкновения сил НАТО с вооружёнными силами Китая. Речь об архипелаге Сенкаку (кит. Дяоюйдао), который представляет стратегический и экономический интерес и для Пекина, и для Токио. Даже не принимая Японию в лоно НАТО, Североатлантический альянс в случае обострения спора вступится за Токио и может «отважиться» на морскую битву с развитым военно-морским флотом Китая.
Другим конфликтом, куда более вероятным и значительным по своим масштабам, является решение «тайваньского вопроса». Американские адмиралы рассматривают при этом только военный путь, то и дело называя сроки проведения Пекином операции по установлению контроля над отколовшейся провинцией.
Прямое военное столкновение США и КНР может вылиться в крупномасштабную морскую войну. И эта война будет войной Америки, а не НАТО, поскольку из стран-членов альянса реальными достаточными возможностями для участия в решении «тайваньского вопроса» обладают одни США.
Посмотрим другой театр военных действий, на котором к военным конфликтам, планирующимся или существующим, США хотели бы привлечь союзников по НАТО. Это латиноамериканский ТВД, и там США уже давно мечтают решить «проблемы» с Кубой, Никарагуа и Венесуэлой. Идеально было бы втянуть в конфликты Бразилию, Колумбию и некоторые другие страны Латинской Америки. Но как быть с членами НАТО? Ведь не британские Фолклендские (Мальвинские) острова или Французскую Гвиану надо «защищать». А колоний других стран-членов НАТО как бы и нет. Вот в чём проблема.
Наконец, Ближний Восток с продолжающимся конфликтом между Израилем и Ираном, переживающим очередной виток эскалации. Подключи к военному конфликту Североатлантический альянс, и последует крупномасштабная война с Тегераном - страной, которая производит практически всю номенклатуру систем вооружений, не снившуюся Европе. Иран может выставить армию, исчисляемую, в случае необходимости, несколькими миллионами человек. В ответ альянсу потребуется создать многомиллионную группировку, на что в блоке НАТО опять же не готовы. Вдобавок иранские ВМС считаются самыми боеспособными в зоне Персидского залива.
На мой взгляд, вероятность начала полномасштабной войны против Ирана близится к нулю. Единственное, на что могут рассчитывать силы альянса, так это на организацию мелких «пакостей» в виде налётов, не более того.
Впрочем, нельзя обойти стороной и африканский континент, где за сферы влияния вступили в борьбу США, Китай и Россия. И там есть интересы Франции, а стало быть и НАТО.
Разобравшись с географией существующих и планируемых конфликтов, так или иначе выходящих за зону ответственности НАТО, сложно не заметить дополнительно возникающие угрозы, связанные с военной и информационной напряжённостью.
Сразу отмечу, что из заявлений Йенса Столтенберга, сделанных по итогам встречи глав оборонных ведомств стран НАТО, прошедшей накануне в Брюсселе, какой-либо информации о подготовке некоего соглашения, которое будет содержать планы возможных действий стран альянса сразу в нескольких военных конфликтах, в том числе на территории других стран, не входящих в НАТО, не последовало. На то оно и секретное.
Но, правды ради, включение статьи 5 Устава коллективной обороны, в том числе при боевых действиях, ведущихся на территории, не входящей в зону ответственности блока, за исключением случая, если в НАТО не примут решение изменить устав Североатлантического договора, внеся дополнительное положение о введении таких действий, невозможно.
Однако нам при выработке механизмов реагирования на расширение зон ответственности НАТО необходимо принимать адекватные меры в создании систем вооружений, заключать соответствующие договоры с другими заинтересованными в собственной безопасности странами. Можно говорить в том числе о заключении военно-политического союза с Ираном и Китаем, если последний на это пойдёт. Также стоит рассмотреть соответствующее взаимодействие с Кубой, Венесуэлой и Никарагуа.