Весь мир - кто с любопытством, кто с тревогой, - смотрит на то, чем закончится пропагандистский шабаш США и НАТО вокруг придуманного ими же хэштэга #КогдаРоссияНападетНаУкраину. С не меньшей тревогой, а потом уже с любопытством, мы смотрели на завершившуюся провалом вооружённую террористическую атаку на Казахстан. Ни у кого, даже у наших «оппонентов», нет сомнения в том, что эти активные мероприятия преследуют цель расшатать и в конечном счёте уничтожить Россию. Известен заказчик и основной бенефициар этих мероприятий - ультралиберальный истеблишмент США, глобалистская «элита», которая неустанно ведёт кампанию по подавлению России. Эта кампания не сосредоточивается только у границ России, где её генезис вполне очевиден. Она глобальна, и за неудачи на «украинском» и «казахстанском» фронтах глобалистская «элита» может попытаться взять реванш на других, дальних направлениях, где Россия имеет своих друзей и союзников. Например, в Латинской Америке.
«Окончательное» решение вопроса
В нынешнем политическом контексте не лишним будет вспомнить, что власти Никарагуа, Боливии, Венесуэлы и Кубы в течение последних четырёх лет подвергаются аналогичным внешним атакам, как и Казахстан. Эти латиноамериканские страны являются союзниками России, противостоят давлению США, которые на протяжении многих лет пытаются вернуть их в сферу своего влияния. Вашингтон, исповедуя уже 200 лет доктрину Монро, считает Латинскую Америку своими задворками - той частью мировой суши, на которой только США имеют право диктовать свои правила. В условиях обострения русофобского психоза в Белом доме, который, совершенно очевидно, вызван спокойной решимостью руководства России обеспечить безопасность страны при любых обстоятельствах, США могут прибегнуть к «окончательному решению» вопроса о «тираниях в Латинской Америке». Так в бывшей американской администрации называли Кубу, Венесуэлу и Никарагуа, которые, будучи союзниками России, в нынешней обострившейся глобальной ситуации могут восприниматься Штатами ещё более болезненно, чем прежде, как некая неминуемая угроза.
Такое новое восприятие обусловлено не в последнюю очередь заявлением замглавы российского МИД Сергея Рябкова в ответ на вопрос о возможности размещения военной инфраструктуры России на Кубе и в Венесуэле в случае провала переговоров с Западом: «Я не хочу ничего ни подтверждать, <...> ни исключать».
С точки зрения того, как охладить пыл наших американских «партнёров», это совершенно правильный ответ. Если блок НАТО намерен размещать свои ударные средства у границ России и даже на Украине, у России нет причин не договориться со своими союзниками в Латинской Америке о размещении на их территории, неподалеку от США, аналогичного оружия. Другой вопрос, что России нет технической нужды использовать их в качестве плацдарма для своих ракет. В отличие от времён Карибского кризиса, Россия, обладая сегодня оружием, превосходящим американское, может ударить по США из любой точки мира.
Но американцы всё равно испугались и, похоже, полагают, что их опасения иметь у себя под боком российские ракеты могут стать явью. Советник президента США по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан моментально ответил, что, если Россия будет двигаться «в этом направлении», США «с этим решительно справятся». После «обмена мнениями» между Рябковым и Салливаном о присутствии России в Латинской Америке ещё большее внимание американцев привлёк к себе телефонный разговор президента России Владимира Путина с президентом Кубы Мигелем Диас-Канелем. Стороны, как официально сообщается, обсудили «вопросы дальнейшей координации действий двух стран на международной арене в соответствии с принципами стратегического партнёрства и традициями дружбы и взаимопонимания. Подтверждён настрой на тесную совместную работу по укреплению двусторонних отношений, условлено об активизации контактов на различных уровнях».
Как сообщил глава МИД России Сергей Лавров, президент РФ Владимир Путин также провёл телефонные переговоры с главами Венесуэлы и Никарагуа, во время которых договорился развивать сотрудничество во всех областях, включая военно-техническое сотрудничество.
Эти сообщения вызвали переполох в Белом доме. «Если мы действительно увидим движения на этом направлении, то наш ответ будет быстрым и решительным», - заявил официальный представитель Госдепартамента Нед Прайс в ходе брифинга, отвечая на просьбу прокомментировать возможность военного присутствия России на Кубе в ответ на расширение военного присутствия западных стран у российских границ.
Что это может означать? США активно готовят, если не вторжение, то подавление (вплоть до вторжения?) неугодных на своих «задворках».
Никарагуанский майдан
Как действовали американцы до сего дня против российских союзников в Латинской Америке? В 2018-м США пытались спровоцировать цветную революцию в Никарагуа с намерением свергнуть президента Даниэля Ортегу - лидера Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО), - который, вернувшись к власти после длительного перерыва, возобновил дружеские, союзнические связи с Россией. Спусковым крючком для массовых выступлений молодёжи в 2018 г. стало намерение властей реформировать законодательство о соцобеспечении. Повод для погромов в Никарагуа был поразительно похож на повод для беспорядков в Казахстане. Массовые и длившиеся не один месяц протесты в Манагуа и других никарагуанских городах с первых же дней кризиса поменяли социальные лозунги на политические: долой, мол, диктатуру Ортеги и да здравствует демократия. Бунт привёл к жертвам среди протестующих и полиции. Однако властям удалось обуздать насилие и изобличить истинных провокаторов «народного недовольства» - США, - которые, естественно, ввели целую серию санкций против руководителей Никарагуа и экономики страны.
Главной опорой правительства стал сплочённый СФНО, который имеет большинство в парламенте. В канун очередных всеобщих выборов, состоявшихся в ноябре 2021 г, сандинисты не дали себя обмануть. Они приняли ряд законов, которые воспрепятствовали свободе американской пропаганды в киберпространстве Никарагуа и поставили заслон иностранному финансированию оппозиции, которая полностью «легла» под американцев.
Собственно, создание тех или иных оппозиционных групп в Никарагуа так или иначе контролируется посольством США в Манагуа. И власти не упустили возможности вывести этих «борцов за демократию» на чистую воду ещё до выборов. Армия и спецслужбы Никарагуа оказались верными президенту Ортеге. И это главное объяснение стабильности сандинистов, за которых на всеобщих выборах вновь проголосовало большинство населения.
Венесуэла: всё то же самое
Аналогично ситуация до сего момента развивается в Венесуэле, где левое правительство президента Николаса Мадуро на протяжении уже нескольких лет отбивает нападения со стороны США, активно развивает дружеские связи с Россией и сотрудничество в различных областях, включая военную. Цветная революция в Венесуэле идёт нон-стоп уже несколько лет. Она выражается, в частности, в том, что около трёх лет назад США, не признав очередную победу Мадуро на выборах, признали в качестве законного «временного президента» Хуана Гуайдо - оппозиционного деятеля, который на тот момент занимал пост председателя парламента. Последовать своему примеру и признать Гуайдо «президентом» Венесуэлы США принудили всю «демократическую Европу». И теперь европейцы не знают, как расхлебать эту кашу, поскольку вся власть Гуайдо ограничивается стенами его квартиры в Каракасе. О его популярности среди разношёрстной оппозиции говорить тоже не приходится. Даже президент Трамп, незадолго до своего ухода из Белого дома, признал, что его администрация «поторопилась и поставила не на того лидера» в Венесуэле.
Тем не менее, шоу под названием «Временный президент Венесуэлы» продолжается. А власть по-прежнему принадлежит президенту Мадуро. Причина этого не только в поддержке большинством венесуэльцев законного президента, но и полная лояльность армии и спецслужб, которые за время правления Мадуро нейтрализовали целую серию попыток военного переворота и покушений на главу государства, что, как было неопровержимо доказано, курировалось американцами.
Неоднократно всплывали сведения о том, что США пытались подкупить то одного, то другого венесуэльского генерала в попытке организовать вооружённый мятеж. Но все эти заговоры кончались провалом.
Cuba SI, yanqui NO!
Совершенно классической попыткой США устроить цветную революцию стали массовые и с первого взгляда спонтанные демонстрации на Кубе 11 июля 2021 года. Пожалуй, нет смысла напоминать, что Куба - исторический верный союзник СССР, а потом и России в Латинской Америке. Куба - это форпост противостояния всех антиамериканских сил региона гегемонии США.
Не было бы Кубы, не было бы ни сандинистской Никарагуа, ни правительства Уго Чавеса, а затем и Николаса Мадуро в Венесуэле. Не пришел бы к власти Эво Моралес в Боливии.
И вот, впервые после революции 1959 года, такой «народный всплеск». Участники уличных манифестаций выступили под резкими антиправительственными лозунгами. Политические наблюдатели сошлись во мнении, что Куба пережила что-то неслыханное, и главной причиной этих событий были не только объективные социально-экономические трудности. Это был прямой результат работы американцев в кубинском сегменте интернета.
Но главное, несмотря на всю неординарность демонстраций, на их массовый и как будто бы «народный» характер, власти не поддались обаянию «демократических сирен», которые верещали из США и Европы о «подавлении свободных протестов» на Кубе. На следующий день все протестующие были рассеяны силами правопорядка. Самые активные бузотёры были арестованы, по их делам ведётся следствие.
Создалось такое впечатление, что всё время после революции 1959 года силы правопорядка Кубы готовились к единственной возможности продемонстрировать свою нужность, которая им предоставилась в июле 2021 года. Кубинские спецслужбы, о профессиональности которых ходят легенды во всей Латинской Америке, купировали проблему быстро и эффективно.
Отдельного и долгого рассказа заслуживает история о том, как США уже более 60 лет пытаются задушить Кубу бесконечными финансово-экономическими санкциями и как кубинцы этому противостоят. Отдельного повествования заслуживают поистине детективные истории о том, как американцы пытаются взломать сознание кубинской молодёжи посредством создаваемых в Штатах специально для использования на Кубе соцсетей, цель которых - промыть головы кубинцам и вызвать массовое «недовольство режимом». Американцы финансируют десятки «информационных» сайтов, через которые ведётся массированная обработка сознания кубинцев. В этом гринго добились виртуозного мастерства. Но не менее мастерски кубинские власти парируют эти атаки, наглядно объясняя населению суть очередных происков северного соседа. Объектом постоянной информационной атаки США является кубинская молодёжь - наиболее податливая к изменениям часть населения, но при этом не имеющая жизненного опыта.
Что ждать нам и нашим союзникам?
Итак, из всего вышеизложенного следует, что к данному моменту борьба Соединённых Штатов против союзников России в Латинской Америке сводилась к провоцированию цветных революций, к попыткам физического устранения неугодных лидеров, к подкупу высших армейских чинов, к активному вмешательству в избирательные процессы и к воздействию на сознание населения неугодных стран через современные СМИ в интернете и соцсетях. Последствия «работы» американцев на Кубе, в Венесуэле и Никарагуа заметны. Однако своей цели США там всё же не достигли.
В условиях обострения антироссийского психоза и «опасности» того, что Россия может предпринять ответное давление на США путём активизации своего присутствия в Латинской Америке, Вашингтон в состоянии изменить свою тактику и сорваться на истерику. Это может выражаться в «упреждающих» разноплановых ударах по Кубе, Венесуэле и Никарагуа. И нашим союзникам может оказаться нелегко. Там ОДКБ не действует. Если о Россию наши враги побоятся ломать свои зубы, то в отношении наших союзников они могут оказаться смелее. В нынешних обстоятельствах, когда степень нападок на Россию медленно, но уверенно достигает предела, после которого вступают в силу какие-то другие аргументы, США могут предпринять «последний и решительный бой» против союзников России на своих «задворках».
Можно с большой долей уверенности предположить, что США будут провоцировать массовые беспорядки в этих странах, подогревать народное недовольство социально-экономическими трудностями, которые сами же и вызвали, с целью подвести ситуацию в этих государствах к состоянию кипения и, вероятно, к вооружённым столкновениям между властями и протестующими. Эти условия легко могут быть использованы как предлог для внешнего военного вмешательства.
Сегодня нельзя исключать и прямое вооружённое вторжение на Кубу, в Венесуэлу и Никарагуа. Причём чтобы не отвечать самим за вторжение, США могут привлечь к этой акции своих союзников в регионе. Ещё в сентябре 2019 года Штаты вытащили из нафталина давно забытый, созданный ими ещё в 1947 году «Пакт Рио» - Межамериканский договор о взаимной помощи, некий аналог НАТО в Латинской Америке. Это было сделано в рамках подготовки к вторжению в Венесуэлу, чем бывшая администрация США открыто пугала правительству Мадуро. Сегодня «Пакт Рио» снова может стать актуальным.
Не будет удивлением, если предлоги для силовых акций против этих стран окажутся такими же абсурдными, как «опасность вторжения России на Украину». Очевидный абсурд и откровенная ложь лежат в основе действий США. Так почему повод для вторжения на Кубу или в Венесуэлу должен отличаться по степени надуманности от повода для переброски на Украину натовского вооружения и живой силы? Главное - вывести упомянутые страны из зоны российского влияния и подчинить их воле США.
Правда, при таких прогнозах, какими бы аргументированными они ни казались, всегда вспоминается, что человек предполагает, а Бог располагает…