США собирают азиатское НАТО
В последние годы Юго-Восточная Азия (ЮВА) стала вызывать у Вашингтона обильное слюнотечение. Наиболее лакомые «куски пирога» США присмотрели для себя в виде достигших определённых результатов в промышленности Индии и Пакистана, не обойдены вниманием также Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Малайзия, Сингапур и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Почему именно это место на глобусе, как магнитом, притягивает к себе интересы алчных деловых кругов Америки?
Разделяй и властвуй
В первую очередь стратегическое значение для США здесь имеют морские коммуникации между Азией и Европой, которые, в основном, проходят через проливы Индонезии. Контроль над ними даёт американцам возможность управлять своими азиатскими союзниками, либо снабжая их ресурсами, либо блокируя для них критически важные поставки нефти и газа, от которых зависит экономическое развитие региона. Кроме того, страны ЮВА для Вашингтона немаловажны с точки зрения географического соседства с Китаем, рост могущества которого обозначен главной угрозой в стратегических документах США.
Смещать внимание в Юго-Восточную Азию Белый дом начал ещё при администрации Барака Обамы, и такая тенденция получила название Тихоокеанской оси. На тот момент США больше действовали через экономические механизмы, запустив проект Транстихоокеанского партнёрства. Но при приходе в Белый дом Дональда Трампа Вашингтон вышел из соглашения, понимая, что в регионе появился ещё один сильный игрок - Китай, который ему будет только мешать. С повышением антикитайской риторики, включая обсуждение «возможного вторжения на Тайвань», а также с учётом независимой политики КНДР, истеблишмент США начал постепенную милитаризацию региона, хотя американское военное присутствие и так сохранялось там десятилетиями, но в объёмах, которые сегодня со всей очевидностью не устраивают Вашингтон.
C начала 1950-х годов США заключили соглашения с Японией, Филиппинами, Австралией, Таиландом и Южной Кореей. Основным мотивом для втягивания стран региона в орбиту Вашингтона тогда была так называемая угроза коммунизма. И уже тогда были созданы военно-политические блоки АНЗЮС, СЕАТО и АНЗЮК, из которых до сегодняшних дней сохранился только первый, видимо, по причине англосаксонских корней. Кстати, все три страны этого альянса - Австралия, Новая Зеландия и США входят ещё и в разведывательный альянс «Пяти глаз» (остальные две - это Британия и Канада).
Сейчас главный нарратив - необходимость защиты демократии и «порядка, основанном на правилах», под которыми, естественно, подразумеваются интересы Вашингтона. И сегодня, помимо АНЗЮС, в регионе уже действует Четырёхсторонний диалог по безопасности QUAD, куда входят Австралия, Япония, Индия и США, а также новое военное партнёрство AUKUS (Британия, Австралия и США).
Буквально из года в год растёт сотрудничество в военно-технической, научной, политической и стратегической сферах у США с Индией. Последний пакет соглашений был подписан в конце января 2023 года в Вашингтоне. Играя на интересах и страхах Индии (основные оппоненты индийцев - это Китай и Пакистан), Вашингтон шаг за шагом расширяет совместные проекты с Нью-Дели.
Также стало известно, что в феврале в контексте учений Cobra Gold 2023 Соединённые Штаты разместят в Таиланде свой самый большой военный контингент за десять лет. Причём учения являются многонациональными и подразумевают участие Китая в качестве партнёра по оказанию гуманитарной помощи, и это несмотря на трения в отношениях между Поднебесной и США после сбитого метеозонда. Другими участниками учений являются Таиланд, США, Сингапур, Япония, Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Индия и Австралия. Манёвры продлятся до 10 марта в тайских провинциях Лопбури, Чантабури, Са-Каео и Районг.
«В этом году Соединённые Штаты привлекут более 6000 военнослужащих для участия в учениях Cobra Gold - это крупнейшее наше представительство на этих учениях за десятилетие», - отметил военный атташе США в Королевстве Таиланд полковник Курт Леффлер.
При этом заметим, что США активно используют своё дипломатическое присутствие в Таиланде для давления на соседние страны, в частности, на Мьянму. Причём любыми способами. Например, в прошлом году в Таиланде были конфисковали активы, принадлежащие детям главы военного руководства Мьянмы генерала Мин Аун Хлайна.
Если посмотреть на карту Юго-Восточной Азии, легко заметить, что основные партнёры и клиенты США разделены массивами островов Индонезии и Малайзии, которые мешают связать Индо-Тихоокеанский регион в единую сеть зависимых партнёров. Но ничего не стоит на месте. Так, Сингапур, хотя и старается выдерживать нейтралитет, в области науки и технологий, да и в официальной дипломатии тоже, имеет устойчивые отношения с Вашингтоном.
А на материковой части Вашингтон в последние годы последовательно укреплял связи с Ханоем, найдя слабую точку во внешней политике Вьетнама - а именно спорные вопросы с Китаем в Южно-Китайском море.
Плати и властвуй
Нашёлся подход и к Филиппинам. В нынешнем году власти этой страны приняли решение расширить сотрудничество с США, хотя при президенте Родриго Дутерте страна избегала взаимодействия с Вашингтоном и пыталась поддерживать нормальные отношения как с Китаем, так и с Россией. Однако в начале февраля Соединённые Штаты и Филиппины объявили о планах расширения американского военного присутствия с «доступом к ещё четырём базам». Соглашение было достигнуто во время визита министра обороны США Ллойда Остина, который и продиктовал филиппинским властям новую политическую повестку.
В совместном заявлении Филиппин и США, в частности, говорится, что страны решили ускорить полную реализацию так называемого соглашения об усиленном оборонном сотрудничестве, целью которого является поддержка совместной подготовки, учений и оперативной совместимости. Согласно сделанному заявлению, в рамках соглашения США выделили Маниле 82 миллиона долларов на улучшение инфраструктуры на пяти уже действующих американских военных объектах и для расширения американского присутствия на четырёх новых объектах в «стратегических районах страны».
И это при том, что конституция Филиппин запрещает постоянное базирование иностранных войск на своей территории. Но доллары, похоже, всё ещё умеют творить чудеса. Не исключено, что именно под обещанные миллионы филиппинские власти ещё осенью прошлого года согласились провести совместные учения с американцами.
И похоже, американский пример дружить армиями оказался в регионе чрезвычайно заразительным. Япония также заявила о намерении повысить интенсивность совместных учений с Филиппинами. При этом договаривающиеся стороны подписали соглашение, позволяющее их вооружённым силам сотрудничать «во время операций по ликвидации последствий стихийных бедствий». Вроде бы невинно… На самом деле это шаг к более широкому пакту, который мог бы позволить обеим странам размещать войска на территории друг друга. Но только двусторонними отношениями процесс милитаризации региона по-американски не ограничился.
Чем ответить?
После подписания отдельных оборонных соглашений с Соединёнными Штатами и Японией Филиппины также заинтересовались в установлении трёхстороннего пакта военно-оборонительного назначения. Так, по результатам визита в Токио президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший сообщил, что такой пакт мог бы стать «центральным элементом обеспечения некоторой стабильности перед лицом всех этих проблем, которые мы наблюдаем вокруг нас». При этом он добавил, что подписание пакта также помогло бы укрепить трёхсторонние связи в «запутанных» и «опасных» ситуациях как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и за его пределами.
Но надо уметь читать между строк. Предполагается, что взаимодействие будет включать проведение большего количества совместных военных учений, более широкий обмен разведданными, дополнительную американо-японскую поддержку Манилы, которая подразумевает поставки военной техники и технологий, повышение оперативной совместимости за счёт использования стандартного оборудования, расширение сотрудничества в области наблюдения и рекогносцировки в Южно-Китайском море и, возможно, даже интеграцию командных структур.
Если такое соглашение появится, то автоматически возникнет ещё один альянс, которым, как и AUKUS, будет управлять Вашингтон. Для США такой поворот весьма важен, поскольку позволяет использовать каждую группировку под особые задачи, а при необходимости (гипотетический военный конфликт вокруг Тайваня) объединить усилия всех своих сателлитов. Кроме того, подобная геополитическая сеть даёт преимущества в области разведки и сбора оперативных данных.
Ещё в январе стало известно, что США намерены увеличить развёртывание передовых вооружений в Южной Корее, в том числе истребителей и бомбардировщиков, чтобы дать ответ «растущей ядерной угрозе Северной Кореи». Впрочем, Вашингтону повод не так уж и важен. Предполагается, что военно-технологическая экспансия США в этом регионе будет продолжаться в любом случае.
И это угрожает не только Китаю. Как известно, Россия сейчас активно разворачивается к Востоку - как по линии двусторонних связей, так и в контексте сотрудничества с такими объединениями как АСЕАН. Но по опыту известно, что американское военное присутствие обычно подкрепляется ещё и «мягкой силой» - то есть пропагандой и дезинформацией.
Очевидно, что США будут стараться испортить имидж России и всячески препятствовать российскому присутствию в странах региона. Хорошим ответом на давление Запада в Юго-Восточной Азии могло бы стать, например, активное военное сотрудничество России, Китая и Ирана в регионе Центральной Америки и Карибского бассейна. Причём действовать надо на опережение, а не по американским следам.