BALTOPS 2023: «Балтийские операции» с черноморским акцентом
Дружба флотами по-американски
Североатлантический альянс приступил к проведению очередных учений в Балтийском море - BALTOPS 2023. Целью крупнейших в истории военно-морских манёвров заявлена «глобальная свобода действий в регионе», но истинная цель, скорее всего, совсем другая. НАТО уже не скрывает намерений вытеснить русский флот из Балтики и превратить её в своё «внутреннее море». Хотя когда-то наши корабли тоже участвовали в этих учениях, причём не единожды. И это партнёрство с Россией, естественно, только «ради мира» начиналось ещё в 1993 году.
Весна тогда завершилась на Балтийском флоте, как и положено, итоговыми проверками за зимний период обучения. По известным причинам всё происходило в новых геополитических условиях и при весьма ограниченных ресурсах от «шоковой терапии» Егора Гайдара. Бывшие советские республики взяли на себя столько суверенитета, сколько могли унести, и с надеждой взирали на «спасительный» Запад под звёздно-полосатым флагом. И вот Балтийский флот нежданно-негаданно получает приглашение на BALTOPS.
Напомним, что в феврале предыдущего года Борис Ельцин и Джордж Буш подписали декларацию о завершении холодной войны - всё, врагов больше нет... Но постсоветский мир в ужасном экономическом состоянии, и, видимо, из «сострадания» начинается операция ВВС США Provide Hope по доставке американской гуманитарной помощи в страны СНГ. «Сникерсы» и «ножки Буша» раздают во всех государственных и муниципальных учреждениях, спирт Royal заполнил полки ларьков. И поскольку грозить скандинавам больше некому, тогдашний шведский премьер Карл Бильдт со спокойной душой объявляет об отходе страны от политики нейтралитета. А чего волноваться, если буквально недавно мощный советский ВМФ новым реформаторам становился ненужным. Естественно, утрачен интерес у новых хозяев страны и к Балтийскому флоту.
...Вспоминать грустно, зато братание флотами проходило на всех уровнях. Приглашение на участие в международном учении под эгидой НАТО пришло в конце мая. На флоте и так много проблем, но упускать такой шанс никак нельзя. Назначают сторожевой корабль «Бдительный» проекта 1135. И вот 8 июня 1993 года СКР отвязался от пирса и взял курс на выход из территориальных вод России.
Меморандум Зумвальта
Флотские коллапсы от реформ случались не только у нас. Динамика развития американского флота в течение 1960-х годов тоже вызывала обеспокоенность в кругах высокопоставленных военных. Считалось, что с появлением атомного оружия задачи ВМС приобретут вспомогательный характер, в то время как роль ВВС станет преобладающей (нечто похожее было и у нас в эпоху Никиты Хрущёва). Из надвигавшегося «штопора» надо было найти срочный выход, но сначала требовалось отыскать «пилота», способного разработать стратегию и выполнить такой манёвр.
По предложению Ричарда Никсона командующим военно-морскими операциями ВМС США назначается адмирал Элмо Рассел Зумвальт, пришедший на эту должность с поста командующего военно-морскими силами во Вьетнаме. Дальше - по хорошо отработанной методике: после тщательного анализа ситуации назначается враг, вырабатываются меры противодействия и выбивается необходимое финансирование. Врага долго искать не пришлось, и так было понятно, что это - «коммунистический» Военно-Морской Флот СССР.
Следом появляется программный доклад Зумвальта под названием Project SIXTY, в котором обозначены четыре цели, оправдывающие необходимость существования ВМС США: гарантированный потенциал второго удара; контроль над морем с помощью ударных подводных лодок, многоцелевых авианосцев, эскортных и патрульных самолётов; демонстрация мощи на берегу многоцелевыми авианосцами и десантными силами [имеется в виду демонстрация силы против берега]; присутствие за границей в мирное время.
Что касается первого пункта, то адмирал явно поскромничал, а всё остальное до боли знакомо и даже дублирует друг друга в увязке с теорией морской мощи. В сентябре 1970 года программу доложили министру обороны США, и адресовали высшим офицерам для руководства.
Необходимо отметить, что эта программа разрабатывалась вслед за известной доктриной Никсона, согласно которой США брали обязательство участвовать в обеспечении обороны союзников и заявили о праве определять масштабы, формы и сферы вмешательства в региональные события, руководствуясь своими национальными интересами. Впрочем, теория морской мощи откровением не является и хорошо известна со времён адмиралов Ф. Коломба (1831-1899) и А. Мэхэна (1840-1914) в качестве доктрины, определяющей свободу пользования морем для себя и запрет для противника. В полном соответствии с этой «теоретической базой», начиная с 1971 года, США (НАТО) стали ежегодно проводить в Балтийском море военно-морские учения BALTOPS (Baltic Operations).
До 3 октября 1990 года, когда ГДР вошла в состав ФРГ, геополитическая обстановка на Балтике характеризовалась полным господством ВМФ СССР и флотов стран Организации Варшавского договора (ОВД). Вместе с флотами Польской Народной и Германской Демократической республик был создан Объединённый Балтийский флот. При этом надо учесть, что в то время воды Варяжского моря омывали берега только одной страны НАТО - Дании, а Швеция и Финляндия предпочитали придерживаться политики неприсоединения. Поэтому, когда в конце 1960-х годов на Балтике стали активизироваться силы НАТО в виде постоянных морских групп, считалось, что они зашли на «задворки» Советского Союза, где им, мягко говоря, не рады.
Тем не менее в 1968 году была сформирована постоянная морская группа номер один (Standing NATO Maritime Group One), а в 1973 году - постоянная морская группа номер один по борьбе с минами (Standing NATO Mine Countermeasures Group One). Обе группы существуют и по сей день для обеспечения НАТО потенциалом немедленного оперативного реагирования (состоят из 4-6 кораблей класса эсминец/фрегат и 6-8 тральщиков).
Группы постоянно присутствуют в важных районах Атлантики с прилегающими морями и привлекаются к учениям, в том числе и к BALTOPS. Корабли в состав групп назначаются от стран альянса на ротационной основе (к слову, в 1992 и 1999 годах для действий на Средиземном море были созданы аналогичные группы под номером два).
С каждым годом противостояние на море между СССР и НАТО усиливалось практически во всех районах Мирового океана. И в 1979 году вашингтонским стратегам, на фоне головокружения от гегемонии, привиделось, будто США притесняют в свободе мореплавания и не согласовывают (надо же!) с Вашингтоном притязания на морские пространства, которые, дескать, уже застолблены. К тому времени уже третий год шла работа международной конференции по Конвенции ООН о морском праве, где обсуждались увеличение территориального моря до 12 морских миль, понятие исключительной экономической зоны и другие важные вопросы для урегулирования мирового международного судоходства и морехозяйственной деятельности. В результате американцы не подписали Конвенцию, решив действовать по своим правилам.
На этой волне Джимми Картер утвердил программу США по поддержанию свободы судоходства, основным содержанием которой стало проведение операций серии FONOP (Freedom of Navigation Operation). Суть её заключается в том, что если ты делаешь на море что-то не по американским правилам, то американцы придут к тебе и наведут порядок. Наиболее свежими фактами реализации FONOP являются, например, демонстрационные действия кораблей ВМС США с 2013-го по 2016-й год в морских районах, на которые претендуют Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Вьетнам.
Но в том-то и дело, что Балтика - не безбрежный океан, и делить здесь в общем-то нечего. Но всё смешалось в Белом доме на почве американских интересов.
Партнёрство с поглощением
В 1985 году (как только Балтика не вышла из берегов!) для проведения BALTOPS был направлен отряд боевых кораблей ВМС США в составе шести вымпелов: фрегаты Aylwin, Pharris и Halyburton, корабль снабжения Merrimack, крейсер Ticonderoga и гордость американского флота - линейный корабль Iowa.
По легенде, те учения проводились «в целях сохранения права ВМС США на плавание в международных водах и повышения тактического мастерства в стратегически важных и сложных морских и воздушных условиях». Но самое примечательное, что никто и не собирался лишать американцев права судоходства на Балтике. На самом деле отрабатывался вариант боевых действий на приморском фланге ОВД в случае начала войны в Европе. Заодно была продемонстрирована морская мощь.
В июне 1990 года во время проведения BALTOPS демонстрация мощи ВМС США дотянулась уже до польской Гдыни, куда зашли крейсер Harry E. Yarnell и фрегат Kauffman. Это был первый визит кораблей американского флота в Польшу с 1927 года - Берлинская стена к тому времени уже пала и, казалось, до всеобщего «братства» осталось совсем немного.
Осенью 1991 года в НАТО принимается новая Стратегическая концепция, в которой провозглашались известные постулаты о плюралистической демократии, верховенстве закона, уважении прав человека и рыночной экономики, за что и уцепились лжедемократы и либералы всех мастей. А иначе как понимать противоречащие друг другу положения о партнёрстве «между членами Североатлантического союза и другими странами… в преодолении прошлых разногласий на пути к единой Европе»? Может, дальше первой части её никто не читал? Напрасно, потому что на объединённые ВМС возлагались задачи «обеспечения контроля на море с целью охраны морских коммуникаций, поддержки сухопутных и десантных операций, а также защиты развёртывания сил ядерного сдерживания морского базирования альянса».
Вот Европа и объединяется в НАТО для управления кризисами в Ираке, Югославии, Ливии, Грузии, Украине... Задачи выполнены, а вот мощь альянса осталась как бы не у дел. В том числе и военно-морская. В этом случае ВМС США ждала бы «рецессия» от незадействования.
Но вернёмся в июнь 1993 года. Выйдя из территориального моря, СКР «Бдительный» в сопровождении немецкого разведывательного корабля Alster направился в район рандеву к теперь уже хорошо известному благодаря «Северному потоку» острову Борнхольм. В учении принимали участие пятнадцать кораблей, а вот состав участников был интересен: США, ФРГ, Дания (страны НАТО), Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша и Россия. Было очевидно, что зарождалось нечто интригующее. И действительно, на следующий год по инициативе американцев НАТО объявляет о программе двустороннего сотрудничества с государствами, не являющимися членами альянса, известной под названием «Партнёрство ради мира» (Partnership for Peace).
Целями программы, согласно рамочному документу, значилось углубление политических и военных связей, а также содействие дальнейшему укреплению безопасности в Евроатлантическом регионе. Для их достижения альянс предлагал программу совместных учений, в том числе BALTOPS и OPEN SPIRIT (противоминные учения, которые стартовали в 1997 году) на Балтике.
Сторожевой корабль «Бдительный» в течение трёх суток отрабатывал с «новыми друзьями» совместное маневрирование, организацию связи, проведение спасательных операций и обмен «делегациями». Ко второй части «мерлезонского балета», включавшей ракетные и артиллерийские стрельбы, оказание огневой поддержки войскам десанта и т.д., Россию не допустили. Впрочем, в последующих учениях меры доверия повышались.
Так, например, эсминец «Беспокойный» привлекался к артиллерийским стрельбам, к учениям по ПВО и поиску подводных лодок на BALTOPS в 1995, 1996, 1999 и 2001 годах. Но, как показали дальнейшие события, под благими намерениями «партнёрства ради мира» таился коварный замысел.
Для каждого государства, вступавшего в программу, разрабатывался индивидуальный план участия, и прибалтийские государства таким способом - «с улыбкой на лице» - постепенно втягивались в альянс. В 1999 году это случилось с Польшей, в 2004 году с Литвой, Латвией и Эстонией. В 2023 году в НАТО приняли Финляндию. Вне блока в настоящее время остаётся только Швеция.
Как признался в 2004 году руководитель учениями американский контр-адмирал Томас Килклайн-младший, Латвия, Литва и Эстония были приняты в альянс в первую очередь из-за их географического и геополитического положения. «Они - транзитный мост, связующий Россию и Европу», - пояснил американский флотоводец.
Всё НАТО в гости будет к нам...
Количество стран, принимавших участие в BALTOPS в дальнейшем оставалось практически неизменным. К учениям, как правило, привлекались все страны Балтийского и соседних регионов (Великобритания, Нидерланды, Норвегия, реже Франция). Но были и участники из «другой оперы»: ЮАР и Италия (2004 г.), и даже Грузия (2011, 2014 гг.), правда, без кораблей, потопленных Черноморским флотом и десантниками в 2008 году.
Балтийский флот (в 1993 - 2012 гг.) участвовал в BALTOPS шестнадцать раз, кроме 1998 - 2000 гг. и 2009 г. - из-за разногласий во внешней политике между Россией и НАТО. Численность кораблей от стран-участниц резко возросла после принятия программы «Партнёрство ради мира» и оставалась высокой до принятия в НАТО бывших прибалтийских республик СССР. Кроме надводных кораблей разных классов и подводных лодок, к манёврам привлекались и авиация, и подразделения морской пехоты, причём с отработкой высадки морского десанта.
Можно сколько угодно говорить о целях BALTOPS, написанных англосаксами на бумаге - про демократию, транспарентность, права человека и другие ценности, но вот на портале американского аналитического центра GlobalSecurity.org чётко сказано, что эти учения проводятся с целью отработки взаимодействия военно-морских сил посредством серии многосторонних тренировок по ведению минной войны, войны в воздухе, над водой и под водой, РЭБ, ПВО, управлению воздушным пространством и операциями быстроходных патрульных катеров. И даже конкретно указано, что, например, учения BALTOPS 97 проводились «в целях объединения военно-морских и воздушных сил для ведения боевых действий по блокированию российского флота в Балтийском море». Выходит, участие России было просто ширмой?
С 2015 года количество стран, привлекаемых к BALTOPS, которые уже проводятся во всех средах (под и над водой, в воздухе, на суше, в киберпространстве и т.д.) увеличивается почти в полтора раза, а по кораблям возвращается к уровню конца 1990-х - начала 2000-х годов. Помимо традиционных участников (США, Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Норвегия, Польша, Дания, Литва, Латвия, Эстония, Франция, Финляндия и Швеция) появились Бельгия, Канада, Турция, Италия, Португалия, Испания, Румыния, Греция и Болгария.
Получается, на фоне дестабилизации обстановки на Украине альянс вовлёк в манёвры на Балтике более 60% своего потенциала, и всё это одновременно с началом операции Atlantic Resolve, о которой еженедельник «Звезда» уже рассказывал в статьях «Трансатлантические конвои смерти» и «США превратили Голубой Дунай в дорогу войны».
Необъявленная подводная война
В 2015 году достоянием гласности стал явно нездоровый интерес Запада к «Северным потокам». Так, при плановом обследовании газопровода «Северный поток-1» был обнаружен необитаемый подводный аппарат (НПА) SeaFox, разработанный немецкой компанией ATLAS Elektronik.
Этот НПА изготавливается в трёх конфигурациях: одноразовый SeaFox C - для поиска и подрыва мин со встроенным кумулятивным зарядом; многоразовой SeaFox I - для поиска и идентификации мин, подводного мониторинга кораблей и сооружений; Cobra - с насадкой-боеприпасом на SeaFox I, которая при помощи специальных приспособлений крепится к объекту подрыва, оставляя НПА невредимым и готовым для очередных диверсионных миссий. Дальше - больше.
В 2016 году к учениям стала привлекаться стратегическая бомбардировочная авиация США - для отработки вариантов применения морских мин. Ещё во время войны во Вьетнаме американцам при помощи миниатюрного взрывателя удалось превратить стандартные авиационные фугасные бомбы замедленного падения в морские донные мины серии Destructor. Полученный опыт был использован при создании современных мин серии Quickstrike-ER с блоком управления JDAM-ER, которые благодаря средствам позиционирования могут применяться с дальности до 75 км от места установки, причём с высокой точностью.
А на учениях BALTOPS в 2019, 2021 и 2022 годах были отработаны методы применения НПА Mark 18 mod 2 и REMUS 500. В частности, в 2019 году НПА испытывались с борта многоцелевого вспомогательного судна ВМС ФРГ FGS Kronsort.
В эти же годы к учениям BALTOPS стали привлекаться подразделения американских водолазов из скандально известного провинциального городка Панама-Сити, где дислоцируются такие подразделения ВМС США, как: Военно-морской центр надводной войны (Naval Surface Warfare Center), Центр обезвреживания взрывоопасных предметов и дайвинга (CENEODDIVE), Военно-морской учебный центр водолазной и спасательной подготовки (Naval Diving and Salvage Training Center), Военно-морское экспериментальное водолазное подразделение (NEDU). Практически неоспоримые факты об участии этих «водолазов» в прошлогодней диверсии на «Северных потоках» раскрыл легенда американской журналистики Сеймур Хёрш. Напомним, что в мутные воды Балтики они погружались как раз под прикрытием учений BALTOPS.
Согласно анонсу, опубликованному на сайте Североатлантического альянса, в этом году целями BALTOPS является «улучшение оперативной совместимости с союзниками НАТО под управлением Европейского командования вооружённых сил США (USEUCOM) для сдерживания региональной агрессии и поддержания оперативного доступа и глобальной свободы действий в Балтийском море». Как сообщило американское агентство Newswires, в учении примут участие 20 стран, 50 кораблей, более 45 самолётов и 6 тысяч человек личного состава, что делает их крупнейшими за всю историю.
Вот список стран-участников: Бельгия, Канада, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Испания, Швеция, Турция, Великобритания и США. Впервые заявлено об использовании в ходе учения беспилотных надводных аппаратов и подтверждено проведение миссий в подводной и космической областях, включая привлечение Космического центра НАТО. Принимающей стороной впервые стала Эстония.
Не исключено, что опыт применения морских беспилотников может быть использован на Чёрном море. Но пока что получается не очень...