Летающий «Франкенштейн» с трезубцем
«Фехтовальщик», способный к точным ударам
В прошлом году много шума произвела новость об украинском бомбардировщике Су-24, который после отправки в Польшу был переделан под тактические ракеты стандарта НАТО. В первую очередь подразумевались британские Storm Shadow, способные поражать цели на дистанциях до 300 километров. Сообщалось, что от успехов тестирования модернизированного самолёта будет зависеть решение о передаче Украине этих ракет. Судя по тому, что авиация ВСУ ракетами Storm Shadow в мае нанесла удары по Луганску, результаты тестов Лондон вполне удовлетворили, чего не скажешь о результатах боевых пусков - они оказались разочаровывающими! Система, в которой советский ударный самолёт был «скрещен» с ракетой НАТО, продемонстрировала весьма невысокую эффективность
Напомним, что 1960-е годы в Советском Союзе ознаменовались появлением нового термина - «самолёт третьего поколения», к которым относили фронтовой истребитель МиГ-23, истребитель-бомбардировщик Су-17 и суперскоростной перехватчик/разведчик МиГ-25, отличавшийся не только резким улучшением лётных данных. Наиболее ярким представителем «третьего поколения», вобравшим в себя почти все новинки отечественного самолётостроения той поры, стал самолёт-штурмовик Т-58М, в серии получивший наименование Су-24.
Самолёт получил первую в нашей стране прицельно-навигационную систему «Пума-А» с бортовой цифровой вычислительной машиной ЦВМ-10-58 («Орбита-10»). Под радиопрозрачным конусом носовой части фюзеляжа скрывались антенны радиолокатора переднего обзора «Орион», радиолокатора предупреждения столкновений (РПС) «Рельеф» и радиолинии управления ракетами «Дельта-НМТ6». Для визуального поиска целей и применения оружия в этом режиме служил электронно-оптический визир «Чайка-1» с четырёхкратным увеличением, работавший в инфракрасной области спектра, что позволяло «отстраиваться» от дымки и лёгкого тумана. Для обнаружения работающих РЛС неприятеля Су-24 получил пассивную радиолокационную станцию «Филин-Н».
Абсолютной новинкой стала малогабаритная инерциальная система МИС-П, радикально повысившая точность автономной навигации. Вместо автопилота Су-24 оснастили системой автоматического управления САУ-6 с гораздо более широкими функциональными возможностями. Достаточно сказать, что одним из полётных режимов было автоматическое огибание рельефа местности с маневрированием по вертикали на высотах от 200 до 600 метров при скорости, близкой к скорости звука.
Слабонервным лучше было выйти из кинозала, когда демонстрировались кадры фильма, снятого из кабины при полётах Су-24 на предельно малой высоте в автоматическом режиме над предгорьями Кавказа. Впрочем, даже заместителю главкома ВВС дважды Герою Советского Союза А. Ефимову это показалось «слишком» и он едва не запретил такие полёты.
На шести точках подвески Су-24 был способен нести две полуторатонные бомбы и четыре «пятисотки». При использовании многозамковых балочных держателей на самолёт можно было подвесить 34 «сотки» или 18 бомб ФАБ-250. Неуправляемое реактивное вооружение состояло из шести блоков с ракетами С-5 (всего 192 НАР) или С-8 (120 НАР). Крупнокалиберных неуправляемых ракет можно было подвесить до шести штук в случае применения С-25 и до четырёх на С-24.
Управляемое оружие класса «воздух-поверхность» было представлено ракетами Х-23 с радиокомандной системой наведения, противорадиолокационными самонаводящимися Х-28 и ракетами «воздух-воздух» типа Р-55, предназначенными для самообороны. Довершали всё это великолепие встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23 с запасом снарядов 500 штук (скорострельность - 6000 выстрелов в минуту) и пара подвесных контейнеров СППУ-6 с шестистволками 30-миллиметрового калибра.
Самолёт Су-24 был принят на вооружение постановлением правительства от 4 февраля 1975 г. и получил следующую оценку:
«По своим лётно-техническим характеристикам, прицельно-навигационной системе и вооружению самолёт Су-24 отличается от всех ранее эксплуатировавшихся бомбардировщиков. Он имеет больший тактический радиус действия и максимальную бомбовую нагрузку (в два раза) по сравнению с самолётом Як-28. Разнообразие вариантов подвесок в комплексе с повышенной точностью прицельно-навигационной системы увеличивает эффективность бомбового удара. Бомбовый удар подразделения самолётов Су-24 в три раза эффективнее бомбового удара подразделения самолётов Як-28».
Серийное производство новой ударной машины началось в 1971 г. на двух заводах. В Новосибирске велась сборка средней и головной частей фюзеляжа, а также центроплана, здесь же достраивали самолёт в целом, а на заводе в Комсомольске-на-Амуре занимались изготовлением консолей крыла, оперения и хвостовой части фюзеляжа. Всего было построено 721 самолёт Су-24 «без буквы».
Постановление Совмина СССР от 4 февраля 1975 г. предусматривало разработку модернизированного варианта фронтового бомбардировщика, названного Су-24М. Одной из важнейших новинок на борту «эмки» стала лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра», обеспечившая возможность боевого применения новых управляемых ракет Х-25 и Х-29, которые выпускались с лазерной или телевизионной головками самонаведения, а также корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500.
Кроме того, самолёт мог нести две-три ракеты Х-59 с телевизионно-командной системой наведения, до шести ракет С-25Л с полуактивной лазерной системой наведения или две ракеты Х-58 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Вместо устаревших Р-55 Су-24М получил более совершенные ракеты самообороны Р-60. Число точек подвески вооружения увеличилось до восьми, на четырёх из них можно было подвешивать 1500-килограммовые грузы.
Бортовой комплекс обороны «Карпаты» со станцией радиотехнической разведки СПО-15С «Берёза», теплопеленгатором «Мак», станцией активных помех «Гардения» и системой отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей АПП-50 обеспечивал эффективное противодействие радиоэлектронным и инфракрасным системам противника.
Первый полёт опытной машины состоялся 29 июня 1977 г., а первый серийный Су-24М поднялся в небо с аэродрома Новосибирского завода 20 июня 1979 г. Спустя четыре года Су-24М официально приняли на вооружение.
Параллельно разрабатывались и были приняты на вооружение разведчик Су-24МР, наряду с фотоаппаратами получивший РЛС бокового обзора «Штык», станцию инфракрасной разведки «Зима», аппаратуру лазерной разведки «Шпиль-2М», и постановщик помех Су-24МП. Всего было построено 770 Су-24М, 130 Су-24МР и 10 Су-24МП. По натовской кодификации новый советский фронтовой бомбардировщик получил название Fencer («Фехтовальщик»). Очевидно, за уникальную способность как шпагой, наносить высокоточные удары по наземным целям.
Как Су-24 попали в ВВС Украины
В 1991 г. на территории Украины базировалось семь бомбардировочных авиаполков, на вооружении которых имелись приблизительно 90 бомбардировщиков Су-24 и около 120 Су-24М. Разведывательная авиация была представлена двумя полками с 35 Су-24МР. Почти все построенные в Новосибирске постановщики помех Су-24МП (6-8 машин) входили в состав 118-го отдельного авиаполка РЭБ, дислоцированного в Черткове.
Надо отметить, что Су-24, довольно сложный и недешёвый в эксплуатации, насыщен сложной и капризной электроникой, поэтому неудивительно, что вся эта украинская бомбардировочная армада стала быстро и неотвратимо «схлопываться». Первыми списали «безбуквенные» Су-24, а также постановщики помех Су-24МП. Впоследствии стало сокращаться и «поголовье» Су-24М и Су-24МР, в результате чего к февралю 2022 г. в составе ВВС Украины осталась всего одна 7-я бригада тактической авиации в Староконстантинове, имевшая одну бомбардировочную (22-24 Су-24М) и одну разведывательную (10-12 Су-24МР) эскадрильи.
Летом 2014 г. Украина начала применять Су-24М для нанесения ударов по ДНР и ЛНР, при этом 7-я бригада тут же стала нести потери. Так, 20 августа 2014 г. в районе Хрящеватого в ЛНР зенитной ракетой был сбит Су-24М с бортовым номером 27. Экипажу в составе подполковника А. Антонова и майора А. Карачова удалось катапультироваться и выбраться к своим.
В ходе боевых действий украинские Су-24М применяли исключительно обычные авиабомбы и неуправляемые реактивные снаряды, избегая снижаться ниже пяти километров для исключения поражения ПЗРК. Видимо, это было связано с неудовлетворительным состоянием бортовых навигационно-прицельных систем самолётов, а также с отсутствием и слабой освоенностью высокоточных средств поражения.
Как известно, военно-техническое сотрудничество Украины и России было практически свёрнуто после августовских событий 2008 г. в Южной Осетии и Грузии, где украинские расчёты ЗРК «Бук М1» воевали против российских ВВС. Снабжение запчастями прекратилось, и украинцам пришлось восстанавливать боеспособность Су-24М, ремонтируя их собственными силами и «каннибализируя» резервные машины.
Капитальный ремонт украинских Су-24М и Су-24МР производился авиаремонтным предприятием (АРП) в Николаеве, что оказалось очень сложной задачей при отсутствии поставок запчастей. Так, в ноябре 2014 г. николаевское АРП передало 7-й бригаде один отремонтированный Су-24М в новомодном «пиксельном» камуфляже, отправленный на завод в далёком 2004 году.
В 2015 г. отремонтировали ещё два самолёта - разведчик Су-24МР, бортовой номер 59 (эта машина была сбита 12 октября 2022 г. над Полтавской областью) и бомбардировщик Су-24М с бортовым номером 20. Всего с 2014 по 2021 год николаевское АРП отремонтировало четыре бомбардировщика Су-24М и три разведчика Су-24МР. Ремонт двигателей АЛ-21Ф3 производил луцкий завод «Мотор». 11 марта 2022 г., уже в ходе СВО, по этому предприятию был нанесён ракетный удар. Досталось и авиаремонтному заводу в Николаеве.
Бомбардировщик для пенсионеров
В 2017 г. свою лепту в реанимацию украинских Су-24МР решил внести Одесский авиаремонтный завод (АРЗ), предложивший программу модернизации машины с приданием ей возможности передачи данных с борта на командный пункт непосредственно в полёте по широкополосному радиоканалу. Однако не слишком обильное финансирование было обрезано в 2020 г., и ни одного модернизированного самолёта-разведчика украинские ВВС так и не получили. 7 мая 2022 г. одесский АРЗ был поражён несколькими российскими крылатыми ракетами.
После начала СВО украинские ВВС, по разным данным, потеряли от 14 до 26 самолётов Су-24М и Су-24МР. Судя по упоминаниям в печати фактов применения «двадцать четвёртых» с трезубцами, в апреле и мае 2023 года 7-я бригада ещё располагает некоторым количеством машин, в том числе восстановленных после длительного хранения. Бортовая электроника на них, вероятно, большей частью уже не работает, поэтому экипажи используют автономные навигационные планшеты с GPS-приёмниками.
Выявился и острый дефицит подготовленных пилотов для этих сложных в пилотировании самолётов, с целью преодоления которого были возвращены на службу весьма немолодые пилоты. Известно, что 2 марта 2022 г. при выполнении боевого вылета погиб экипаж бывшего командира 7-й бригады полковника Н. Коваленко, вернувшегося к лётной работе с должности заместителя начальника Харьковского университета ВВС.
12 марта 2022 г. погиб бывший замкомбрига подполковник В. Ошкало, ушедший в отставку в 2018 г., а 30 марта 2022 г. был сбит самолёт полковника М. Сикаленко, на тот момент командира 7-й бригады. 26 июня 2022 г. в районе острова Змеиный был уничтожен Су-24М 61-летнего полковника М. Матюшенко.
Чувствительные потери экипажей и самолётов закономерным образом подвели украинское военное руководство к мысли о том, что неплохо было бы оснастить Су-24М, а ещё лучше малоиспользуемых разведчиков Су-24МР, высокоточным оружием средней дальности - чтобы применять его без захода в зону действия российской ПВО. Но проблема заключалась в том, что сопряжение довольно старой системы управления оружием «двадцатьчетвёрки» с цифровой автоматикой современных западных крылатых ракет оказалось очень непростой задачей.
Под стандарты НАТО
Дело в том, что у самолётов стран НАТО для обеспечения совместимости их систем вооружения со всеми боеприпасами, включая управляемые, элементы балочных держателей бомб и пусковых установок ракет выполнены по единому стандарту. Жёстко определены габариты узлов подвески боеприпасов, расстояния между ними, предусмотрен единый универсальный электрический разъём. Однако с определёнными переделками подвесить на Су-24М «западную» пусковую установку для натовской ракеты массой до 1500 килограммов вполне возможно.
Сложнее решить другую задачу: обеспечить корректное взаимодействие автоматики ракеты с автоматикой самолёта. Причём «влезать внутрь» ракеты категорически не рекомендуется. Поэтому переделывать приходится именно автоматику самолёта.
В настоящее время на всех боевых самолётах НАТО (за исключением новейших) используется мультиплексный канал информационного обмена MIL-STD-1553B - совокупность технических средств и правил, обеспечивающих обмен информацией между абонентами по общей магистрали. Каждый из абонентов (цифровых технических устройств на борту самолёта, включая автоматику боеприпасов) подключается к контроллеру по двум каналам - основному и резервному. Тип линии связи - «витая пара», скорость передачи информации - 1 Мбит/с, размер слова - 32 бита.
Однако автоматика ракеты может нуждаться и в других сигналах с борта самолёта-носителя. В частности, требуется электропитание различных номиналов, разовые потенциальные команды (сброс, запуск аппаратуры и др.), наконец, некоторым системам боеприпаса перед пуском необходимо быстро передать большие объёмы цифровой информации. В связи с этим был введён ещё один стандарт MIL-STD-1760, определяющий порядок электрических соединений между самолётом и отделяемыми средствами поражения, включая бомбы, ракеты, зажигательные баки, подвесные контейнеры, торпеды и др. Этот стандарт в некотором смысле является расширением MIL-STD-1553B, обеспечивая дополнительные функции. По сути, 1760 - это слой поверх 1553.
Стандарт MIL-STD-1760 предусматривает возможность передачи пяти основных групп сигналов: электрического питания агрегатов в соответствии с MIL-STD-704; передачи данных в соответствии с MIL-STD-1553; аналоговые сигналы с широкой и узкой полосой пропускания; дискретные сигналы - команды; сигналы, передаваемые по волоконно-оптическому каналу со скоростью 1 Гбит/с (картография, потоковое видео и др.).
Несомненно, современная автоматика ракет Storm Shadow или Taurus KEPD 350, адаптирована к требованиям указанного стандарта, чего нельзя сказать о бортовых системах Су-24М ещё советского производства. Уже упоминавшаяся БЦВМ «Орбита-10», созданная в середине прошлого века, в серию пошла только в 1970 г. Разумеется, она дорабатывалась, но... так и осталась раритетной 16-разрядной ЭВМ с быстродействием 125 тыс. операций в секунду, с оперативной памятью ёмкостью всего 1024 слова, что в миллионы раз ниже возможностей современного смартфона.
Взаимодействие с абонентами БЦВМ происходит через устройство ввода-вывода, с набором преобразователей «аналог - цифра» и «цифра - аналог», поскольку бортовая аппаратура самолёта в основном аналоговая. О мультиплексном канале в те давние времена даже не задумывались.
В России на рубеже веков предпринималось несколько попыток улучшить бортовую автоматику «двадцатьчётверки». Наиболее успешную модернизацию провела фирма «Гефест и Т» из подмосковного города Жуковский. Первоначально суть переделок сводилась к установке более производительной БЦВМ для баллистических расчётов методом численного интегрирования, введение блока дополнительной обработки сигналов РЛС «Орион» для улучшения разрешающей способности и применение твёрдотельного накопителя в системе аварийной регистрации параметров самолёта. В дальнейшем к этому перечню добавились приёмник спутниковой навигации ГЛОНАСС и широкополосный канал связи, обеспечивший возможность перенацеливать самолёт в воздухе.
Получила подтверждение на практике точность доставки обычных неуправляемых бомб к цели порядка нескольких метров при сбрасывании с высот от 50 метров до 8 километров. Правда, подмосковной фирме пришлось преодолеть невероятное сопротивление как со стороны заказывающих структур Минобороны, так и со стороны руководства компании «Сухой». В итоге на всё про всё ушло около двадцати лет, зато теперь А. Панин, генеральный директор «Гефеста и Т», - Герой труда России, как утверждают, «за Сирию». По его словам, уже десятки российских Су-24М прошли модернизацию с внедрением комплекса СВП-24 фирмы «Гефест и Т».
В июне 2000 г. компания «Сухой» представила собственный вариант модернизации бомбардировщика, названный Су-24М2. Обновление предусматривало замену индикатора РЛС современным монитором ИТ-23М, установку новой инерциальной системы вместо МИС-П, приёмника А-737 спутниковой системы навигации, индикатора отображения цифровой карты местности, коллиматорного индикатора ИЛС-31 вместо прицельно-пилотажного визира ППВ, а также новых приборов радиосвязи и системы регистрации полётных данных.
Впоследствии были добавлены цветные жидкокристаллические индикаторы вместо электронно-лучевых, а также новое программное обеспечение для бортового компьютера. Модернизация обеспечила возможность применения управляемых ракет Х-31А, Х-31П, Х-59МК и электронных систем радиоэлектронной борьбы. Первые два усовершенствованных Су-24М2 прибыли в Липецкий центр переучивания в декабре 2007 года.
Позднее по этому варианту были доработаны ещё около 30 машин. Конечно, конструкторскому бюро, где разрабатывали самолёт, гораздо проще произвести его модернизацию, поскольку многие «подводные камни» им известны. Но пример «Гефеста и Т» свидетельствует, что относительно небольшая группа мотивированных людей может добиться неплохого результата, даже не располагая всеми козырями.
Су-24М + Storm Shadow = ?
По-видимому, такую же группу из украинских и польских авиаспециалистов создали на территории Польши в 2022 г., заручившись согласием Англии на передачу ракет Storm Shadow для украинских ВВС. В ноябре прошлого года первый Су-24МР перегнали на один из польских заводов, и уже в середине декабря, как сообщалось, он был готов к испытаниям. Из чего можно сделать вывод: модернизация производилась «по минимуму», не задевая сложную систему управления вооружением самолёта-разведчика.
Вероятно, переделки свелись к установке переходных балок на крыльевые балочные держатели 4-й группы, способных нести 1500-килограммовые грузы, к добавлению нового цифрового вычислителя-преобразователя, служащего «посредником» между системой управления вооружением Су-24МР и аппаратурой ракеты, а также, возможно, к организации дополнительных цепей энергопитания.
Полётные задания ракете, скорее всего, разрабатываются и загружаются на земле, а задача экипажа сводится к тому, чтобы привести самолёт в заданный район и на заданной высоте с заданной скоростью и направлением полёта осуществить пуск. Правда, перед этим нужно, как минимум, произвести начальную установку инерциальной системы Storm Shadow и передать в БЦВМ ракеты координаты точки старта.
Кстати, во время визита в Киев министр обороны Великобритании Бен Уоллес подарил своему украинскому коллеге фото Су-24МР (бортовой номер 60 «жёлтый») с ракетой Storm Shadow на правой внутренней подкрыльевой точке подвески. Хотя ранее сообщалось, что ракета «будет размещена под фюзеляжем фронтового бомбардировщика Су-24М. Примечательно, что запущена она может как по заранее вводимым координатам, так и с земли, для чего лётчику достаточно будет просто выйти на стартовую площадку и запустить ракету».
Довольно бессмысленный набор слов в этом тексте можно интерпретировать как попытку запутать читателя: мол, Storm Shadow будут запускать лётчики, но почему-то с наземной пусковой установки (?) Но это вряд ли, поскольку тут понадобится стартовый ускоритель и прочие агрегаты.
Итак, англо-польско-украинский альянс всё-таки сумел «скрестить» Су-24М с «Штормовой тенью». Правда, вскоре после начала применения получившегося «Франкенштейна» над Донбассом пришли ошеломляющие новости о большом числе сбитых ракет этого типа - чуть ли не всех запущенных. А 28 мая 2023 г. представитель Минобороны РФ сообщил, что «в результате удара российских ракет и беспилотников по Староконстантиновской авиабазе по меньшей мере пять бомбардировщиков Су-24М получили повреждения, не подлежащие ремонту». Утверждалось, что именно эти самолёты были переоборудованы для установки британских крылатых ракет Storm Shadow. Как говорится, делайте выводы.