«Корабли к бою и походу приготовить!»
Президент России 26 июля подписал Указ о проведении Главного военно-морского парада в 2023 году. Документ начинается словами: «В ознаменование славных побед Военно-Морского Флота, внесших значительный вклад в дело защиты Отечества…».
Обычно Владимир Путин подписывает указ о морском параде за два дня до его проведения. В этом году - за четыре дня, заранее пресекая шушуканье по тёмным углам разного рода злопыхателей: будет - не будет, состоится - не состоится. Состоится! По-другому и быть не может, ведь День Военно-Морского Флота - любимый праздник миллионов россиян.
От Петра I до наших дней
Есть только два праздника в России, поднятых властью страны на недосягаемую высоту - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и… День Военно-Морского Флота. Не надо удивляться, просто рассмотрим праздник моряков через призму официальный фактов и разберёмся, как из узкопрофессионального он превратился в государственный и всенародный.
Начнём с того, что в последнее воскресенье июля проходит грандиозный по своему политическому значению и общественному звучанию Главный военно-морской парад на Кронштадтском рейде и в устье Невы в исторической части Санкт-Петербурга. Ни один вид Вооружённых сил РФ или войска других ведомств силового блока - будь то Пограничная служба ФСБ России или Федеральная служба войск национальной гвардии не удостоены таких почестей.
Российский флот традиционно всегда был любимым детищем правителей и народов нашей страны. Его создатель, Пётр I, - единственный в мировой истории император-самодержец, который одновременно управлял государством, проходил флотскую службу, командовал кораблями и флотами, руководил морскими сражениями, добывая Отечеству морские победы и превращая Россию в великую морскую державу.
Историческая связь главы государства с Российским флотом находит продолжение и в наши дни. Вот как описано на официальном сайте Президента России участие Владимира Путина в праздничных торжествах 9 мая 2023 года. «Президент России - Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации Владимир Путин присутствовал на военном параде в ознаменование 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
А вот Владимир Путин уже на празднике моряков: «В День Военно-Морского Флота Верховный Главнокомандующий принял Главный военно-морской парад». Как говорится, почувствуйте разницу: «присутствовал» и «принял». Если военный парад на Красной площади принимает министр обороны, то Главный военно-морской парад - Верховный Главнокомандующий. Это высокая честь и большой почёт для военных моряков.
Есть ещё один немаловажный факт из современной жизни флота, связанный с его историей. В прошлом году, перед началом Главного военно-морского парада, во второй раз за всю историю страны Корабельный устав ВМФ был утверждён главой государства. Для того, чтобы это произошло, Государственная дума РФ 14 июля 2022 года, то есть буквально накануне праздника, внесла изменение в Федеральный закон «Об обороне». Статья 4 «Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны», согласно которой Президент РФ утверждает общевоинские уставы, была дополнена фразой «Корабельный устав Военно-Морского Флота», отсутствовавшей в более ранних редакциях закона.
Все 10 редакций основного флотского документа в СССР/РФ не утверждались, а объявлялись приказами главкома ВМФ, или, как это произошло в короткий период существования Министерства Военно-Морских Сил СССР, - приказом военно-морского министра СССР. Владимир Путин вернулся к традиции, заложенной Петром I, который 13 января 1720 года лично утвердил в качестве закона первый «Устав морской о всём, что касается к доброму управлению в бытность флота на море».
Все эти юридические тонкости, надо полагать, отшлифованы и усилены для достижения прагматической цели - привлечения всех ресурсов государства, а не одного только военного ведомства, к строительству нового флота России.
Флот и в мирное время живёт по законам войны
Когда речь заходит о военно-морском параде, каждое слово не может не вызывать даже у сугубо «сухопутного» человека ярких ассоциаций с солёным ветров, шумом прибоя, шелестом развевающих флагов, гюйсов и флагов расцвечивания, блеском золотого шитья на ослепительно белых мундирах и долетающим до берега острым запахом пороха салютных пушек. Но не только и не столько внешней красотой и морской романтикой покоряет сердца и мысли людей родной Военно-Морской Флот, а в первую очередь - мужеством, отвагой и беззаветной преданностью российских моряков, проявленными и испытанными не раз во время войны и в мирное время.
В каждом морском походе грань между миром и войной настолько тонка, что не сразу, а порой - не всегда её заметишь. Не случайно, каждый выход в море начинается уставной командой по внутрикорабельной трансляции: «Корабль к бою и походу приготовить!» На первом месте - к бою, потому что в походе экипаж, даже в мирное время живёт по законам войны.
Сейчас многие задаются вопросом: как корабли Черноморского флота будут выполнять решение Москвы о выходе России из так называемой зерновой инициативы в отношении судов, находящихся под любым государственным флагом? Порядок применения оружия в трёх средах кораблями и авиацией Пограничной службы ФСБ РФ подробно расписан в соответствующих постановлениях Правительства РФ. Согласно документам, санкционировать огонь на поражение может только начальник Генерального штаба Вооружённых сил РФ.
Но у командиров кораблей ВМФ - особые полномочия. Новый Корабельный устав, утверждённый главой государства, дал им большие права и одновременно возложил большую ответственность. Статья 112 гласит: «Командир корабля, совершающего отдельное плавание (при одиночной стоянке), в мирное время самостоятельно принимает решение на применение оружия и боевой техники корабля для обеспечения безопасности корабля, жизни и здоровья его личного состава и лиц, временно находящихся на корабле, устранения опасности повреждения или уничтожения корабля, других судов, находящихся под охраной и обороной корабля».
Это предупреждение всем любителям взрывать трубопроводы, мосты и захватывать гражданские суда в нейтральных водах: держитесь от русского военного корабля на почтительной дистанции. Наше дело правое, победа будет за нами!
Наука в долгу у моряков
Военно-морской парад - это смотр достижений военной науки и кораблестроения, а также успехов личного состава в боевой подготовке. Торжественные построения личного состава, парады кораблей, театрализованные представления, водноспортивные праздники и другие мероприятия способствуют военно-патриотическому воспитанию российских граждан, формирует у них любовь и уважение к флоту. И действительно, глядя на парадный строй кораблей, мальчишки, даже люди постарше и, конечно, женщины, не скрывают сегодня своего восхищения.
Но праздники проходят, остаются будни, а они в кораблестроении не всегда лёгкие. Серийное строительство надводных кораблей 1 ранга начнётся, вероятно, не ранее 2031 года, а в худшем случае - в начале четвёртого десятилетия. В худшем - потому что к концу исполнения Программы военного кораблестроения до 2050 года (ПВК-2050) в ВМФ останется всего несколько кораблей 1 ранга.
Проблема, видимо, не в том, что у государства нет денег на большие корабли. По крайней мере, заморозка около 300 млрд долларов валютных резервов в иностранных банках - сумма, превышающая объём финансирования (20 трлн рублей) 10-летней Государственной программы вооружения на 2018-2027 годы (ГПВ-2027), не отразилась существенно, как нас заверяют, на экономике. И заводы для строительства кораблей океанской зоны тоже есть.
Чего же тогда не хватает? Оказывается, самого главного - новых технологий. Из-за их отсутствия уже бывали случаи, когда корабль или подводную лодку не удавалось построить так, как первоначально предусматривалось техническим заданием, выданным Главным штабом ВМФ.
Такая судьба была у головной в серии подводной лодки «Санкт-Петербург», заложенной по проекту 667 «Лада». Она должна была стать первой в мире неатомной подводной лодкой (НАПЛ) с принципиально новой анаэробной, то есть воздухонезависимой энергетической установкой с электрохимическим генератором, который называют ещё «водородной батарейкой». Водородная технология ранее была приоритетом советских конструкторов. Но российские учёные не смогли своевременно выполнить задание флота.
В итоге в подводной гонке вперёд вырвалась Германия со своими НАПЛ проекта 212А, названными «бесшумными убийцами кораблей». А потом её догнала Франция с подводными лодками Scorpene и Agosta-90B. Обидно.
Ещё одной жертвой технологических проблем стала серия многоцелевых фрегатов проекта 11356Р «Буревестник» ближней, дальней морской и океанской зон, или, как ещё их называют, фрегатов серии «царских адмиралов». Из шести запланированных построили три. Для остальных не хватило двухвальных газотурбинных установок.
Тяжело решаются проблемы с энергетикой и на кораблях других проектов. Через шесть лет после начала строительства головного корвета проекта 20385 в Главкомате ВМФ пришли к выводу, что такой корабль флоту не нужен. «На момент разработки проекта в составе корабля присутствовала большая доля основного оборудования иностранного производства. С введением санкций в отношении Российской Федерации поставка оборудования иностранного производства оказалась невозможной. Дальнейшее строительство серии кораблей указанного проекта признано нецелесообразным», - говорится в письме от 25 апреля 2018 года №704/1/427.
По данным Правительства РФ, четыре года назад в структуре стоимости судового комплектующего оборудования для военного кораблестроения стоимость иностранных комплектующих доходила до 60%. Российские учёные, конструкторы, технологи - в большом долгу перед Военно-Морским Флотом. Им предстоит ещё больше постараться, чтобы сделать Российский флот передовым, вернуть России статус великой морской державы.
Флот уходит за горизонт
Горизонт серийного строительства ранее заложенных надводных кораблей и подводных лодок определён 2025 годом в Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года. С 2022 по 2025 год, как указано в документе, должно начаться «создание головных образцов надводных кораблей и подводных лодок новых проектов». Предощущением их появления является создание автономных необитаемых подводных аппаратов «Посейдон» и «Клавесин».
Более конкретно о будущих кораблях можно было бы прочитать в ПВК-2050, которую Президент РФ Владимир Путин утвердил в мае 2014 года. Но она до сих пор полностью не представлена в публичном пространстве. Известно, что после 2031 года, в соответствии с Программой, на российских верфях будут заложены некие принципиально новые безэкипажные или частично управляемые экипажами морские платформы, которые придут на смену кораблям 4-го и 3-го рангов. Их трудно будет назвать традиционными терминами «корабль» или «подводная лодка». Конструктивным отличием новых кораблей станет модульность набора оружия, которое можно будет менять, как детали в конструкторе LEGO - под поставленные задачи и районы боевых действий.
Само оружие тоже должно претерпеть сильные изменения в сторону увеличения поражающей способности, основанного на новых физических принципах. Важное место в системе вооружения будут занимать средства радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного противодействия, которые из средств защиты превратятся в средство нападения.
Система управления роботизированными боевыми платформами получит искусственный интеллект, способный самостоятельно решать сложные тактические задачи на основе данных, получаемых от различных сенсоров, размещённых в космическом, воздушном и морском пространствах.
Как ни фантастично это сегодня звучит, но боевые платформы для сетецентрических операций - уже ближайшее будущее российского флота, чего не скажешь о шансе начать строительство авианосцев. Нет, они, конечно, появятся в составе флота, по крайней мере их строительство включено отдельной строкой в ПВК-2050. Однако сложность реализации этой части Программы заключается в комплексном характере стоящих и пока нерешённых проблем.
Во-первых, в России нет подходящего эллинга для строительства двух авианосцев - строить один технологически не имеет смысла.
Во-вторых, каждому авианосцу нужен эскорт из кораблей боевого охранения: два-три крейсера, столько же эсминцев и не меньше фрегатов. Пока из этой триады строятся только фрегаты.
В-третьих, каждый авианосец должен нести не менее полка палубной авиации, включающей пилотируемые и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) различных типов и назначения, управляемые в едином контуре лётчиком-истребителем, который должен стать ещё и оператором БПЛА. Сейчас на кораблях уже учатся управлять БПЛА. Однако лётчиков-истребителей палубной авиации в два раза меньше, чем космонавтов.
В-четвёртых, в составе авианосной ударной группы (АУГ) должны быть военные транспорты-ракетовозы, танкеры и другие суда снабжения для обеспечения полной автономности АУГ в океане.
И наконец, в-пятых, предстоит создать с нуля инфраструктуру базирования авианосцев. За более чем 30-летний период эксплуатации на Северном флоте единственного в России авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» он так и не получил своего причала.
Решение всех этих проблем, видимо, будет отрабатываться в процессе будущей эксплуатации универсальных десантных кораблей проекта 23900, для которых тоже понадобятся и корабли эскорта, и инфраструктура базирования.
Следовательно, начало строительства авианосцев откладывается как минимум до 2040 года. До этого времени, возможно, состоится закладка опытового корабля 1 ранга, такого как атомный эсминец проекта 23560 «Лидер».
Все эти проблемы, конечно, не уменьшают всенародной любви к флоту и военным морякам.
За тех, кто в море!
Вот такой он, праздник моряков - с тёплыми воспоминаниями о прошлом, с размышлениями о непростом сегодняшнем дне и с мечтами о будущем. День ВМФ отмечают более 150 тысяч военных моряков, их родные и близкие, сотни тысяч морских офицеров и мичманов в запасе и отставке и члены их семей. Своим праздником День ВМФ по праву считают военные корабелы, а также все, кто причастен к строительству кораблей, их вооружению, снабжению и обслуживанию. В последнее воскресенье июля большинство семей моряков - бывших и настоящих - соберётся за праздничным столом, и традиционный третий тост будет - за тех, кто в море!
Пожелаем и мы российским морякам семь футов под килем, попутного ветра, удобных гаваней и безопасных фарватеров.