Инструктаж экипажей советских лётчиков-истребителей на аэродроме Аньдун перед вылетом.

Небо Кореи: виртуозы «реактивной» войны

Вроде бы уже к концу года США собираются поставить Киеву ударные истребители F-16 и подготовить «соколов Зеленского». Но вряд ли такая задача выполнима в полном объёме, поэтому не исключено, что в небе над Украиной нам придётся иметь дело и с американским пилотами - наёмниками из частных военных компаний авиационного профиля. Так уже бывало...
06 августа 2023, 09:11
Реклама
Небо Кореи: виртуозы «реактивной» войны
© mil.ru
Инструктаж экипажей советских лётчиков-истребителей на аэродроме Аньдун перед вылетом.
Читайте нас на: 

В конце июля делегация России во главе с министром обороны Сергеем Шойгу приняла участие в торжественных мероприятиях, посвящённых 70-летию победы Северной Кореи в войне, которую в Пхеньяне называют «Отечественной освободительной войной». А начались боевые действия 25 июня 1950 года, когда тяжёлые американские бомбардировщики В-­29 нанесли удар по северокорейской земле, не жалея напалма и бомб. Города превращались в руи­ны. Деревни исчезали с лица земли, а ветер не успевал уносить дым пожарищ.

Огромную помощь в отражении агрессии оказал СССР. На северо-востоке Китая в ноябре - декабре 1950 года КНР и КНДР при содействии Москвы сформировали Объединённую воздушную армию, в которую входили китайские и северокорейские авиационные части. В ноябре 1950 года в бой над северокорейской территорией вступили истребители МиГ-15 советской 151-й гвардейской истребительной авиадивизии, прибывшей в Китай для прикрытия важнейших объектов КНР и КНДР. Вскоре на базе этого и других авиасоединений по личному указанию Иосифа Сталина был сформирован 64-й истребительный авиакорпус, численность которого доходила до 26 тысяч человек. В ходе Корейской войны разгорелось жестокое противостояние реактивной авиации.

Так получилось, что свои последние интервью советский ас Иван Кожедуб дал автору этих заметок. Разговор тогда шёл по самому широкому кругу вопросов, но прежде всего о реактивной войне над территорией КНДР и Германии, когда Иван Никитович Кожедуб сбил немецкий реактивный истребитель Ме-262. В его фронтовой биографии это было значимое событие.

Молодой лётчик Иван Кожедуб.
© Фото из архива
Молодой лётчик Иван Кожедуб.

Первые победы

«19 февраля 1945-го с ведомым Дмитрием Титаренко вёл воздушную охоту неподалеку от линии фронта, - рассказывал Иван Кожедуб. - С юга, со стороны Франкфурта, на высоте 3500 метров внезапно появился самолёт. Он летел вдоль Одера на скорости, предельной для "Лавочкиных". Да это же реактивный Ме-262! Даю полный газ, преследую противника. Лётчик, очевидно, не смотрел назад, полагаясь на большую скорость. Выжимаю из машины всё, что могу, стараюсь сократить дистанцию и подойти с небольшим снижением под брюхо вражеского самолёта. Титаренко не отстаёт. Зная, что он может не сдержаться, предупреждаю: "Дмитрий, не спеши!" Подхожу со стороны хвоста примерно метров на пятьсот. Удачный манёвр, быстрота действий и скорость позволили мне приблизиться к реактивному самолёту. Однако в него летят трассы, мой напарник не выдержал. Про себя нещадно ругаю ведомого - план моих действий непоправимо нарушен… И тут Ме-262 стал разворачиваться в мою сторону - дистанция резко сократилась, и я открываю огонь: Ме-262, разваливаясь на части, падает».

Впрочем, Кожедуб не был первым пилотом, «завалившим» реактивную машину. Впервые реактивный самолёт был сбит в воздушном бою предположительно 8 августа 1944 года, эту победу приписывают майору Д. Майерсу и лейтенанту М. Кроу из 78-й истребительной группы 8-й воздушной армии США. Но имя Ивана Кожедуба упомянуто неслучайно. Как уже говорилось, в начале 50-х годов ХХ века именно он возглавил 324-ю истребительную авиадивизию, в которой по результатам Корейской войны насчитывалось свыше десятка самых результативных «реактивных» асов.

Немецкий реактивный истребитель Ме-262 начал участвовать в боях уже в конце войны.
© wikimedia.org
Немецкий реактивный истребитель Ме-262 начал участвовать в боях уже в конце войны.

Но слов из песни не выкинешь: первыми реактивные машины освоили пилоты люфтваффе. Сначала это были Me-163 с жидкостным реактивным двигателем - по сути, перехватчики с малым запасом горючего (в основном применялись против американских «крепостей»). Тогда как турбореактивные Me-262 могли находиться в воздухе более длительное время. Оснащённые радиолокатором и 50-мм пушками они представляли серьёзную силу, при этом скорость у Ме-262 (848 км/ч) была выше скорости поршневых машин. Как правило, они атаковали с ходу и быстро скрывались.

Благодаря этому пилоты люфтваффе добились значительных результатов. Самым удачливым считается подполковник Генрих Бэр, который на Ме-262 уничтожил 16 воздушных машин противника. На счету капитана люфтваффе Франца Шалля 14 побед. По 12 самолётов сбили лейтенант Герман Бюхнер, майоры Георг-Петер Эдер и Эрих Рудорфер. Ещё 22 немецких лётчика, воевавших на реактивных самолетах, одержали больше 5 побед.

Цифры впечатляют, если учесть, что Ме-262 начал участвовать в боях уже в конце войны. Тем не менее лётчики союзных армий, в том числе и советские, научились сбивать реактивные самолёты. При этом тактика борьбы с реактивными самолётами тогда ещё не была выработана.

Асы Кожедуба

А вот настоящая же реактивная война развернулась 8 ноября 1950 года, когда в корейском фронтовом небе появились советские реактивные самолёты МиГ-15 с опознавательными знаками КНДР. Они сразу же вступили в ожесточённые поединки с американскими F-80 «Шутинг стар» и F-84 «Тандерджет».

Генерал Дуглас Макартур вынужден был докладывать командованию армии США, что американские лётчики столкнулись с боевой техникой, значительно превосходящей американскую и что их боевой дух начал стремительно падать. Командованию США для защиты бомбардировщиков срочно пришлось ввести в сражение новейшие реактивные истребители F-86 «Сейбр». МиГ-15 и F-86 «Сейбр» были достойными противниками.

«Атакующие самолёты устремлялись с громадных высот, где преимущество имели МиГи, вниз на малые высоты, где господствовали "Сейбры", - вспоминал один из американских лётчиков. - На встречных курсах с суммарной скоростью более 1900 км/ч самолёты сближались так быстро, что человеческий глаз и человеческие реакции были на пределе своих возможностей».

Результатом воздушной войны в Корейской войне стало появление достаточно большого списка «реактивных» асов из числа лётчиков США, СССР, Северной Кореи и Китая. Ни один из пилотов ВВС Великобритании, Австралии и Южно-Африканского Союза, участвовавших в боевых действиях над Корейским полуостровом, не одержал более трёх побед.

Советский истребитель МиГ-15.
© Фото из архива
Советский истребитель МиГ-15.

Как бы там ни было, в реактивной воздушной войне первенство закрепилось за советскими асами. Заокеанские специалисты насчитывали свыше 30 применяемых тактических приёмов, которые освоили пилоты МиГов. И это неудивительно, поскольку многие имели опыт боёв с лётчиками люфтваффе. Командир крыла истребителей «реактивный» ас полковник Харрисон Тинг считал: «МиГ-15 страшен, если управляется хорошим, инициативным лётчиком». Такими, например, как капитан Николай Сутягин, полковник Евгений Пепеляев, капитан Лев Щукин, майор Дмитрий Оськин и другие.

Ещё раз отметим, что противоборствующие стороны находились примерно в равных условиях. МиГ-15 превосходил F-86 в скороподъёмности и удельной тяговоружённости. «Сейбр» быстрее набирал скорость при пикировании, был манёвреннее, обладал большей дальностью полёта. Однако МиГ отличался вооружением: две пушки 23-мм калибра и одна 37-мм характеризовались высокой скорострельностью, а их снаряды пробивали любую броню. Шесть крупнокалиберных сейбровских пулемётов «Кольт-Браунинг» не давали такого эффекта.

Истребитель F-86 «Сейбр».
© Фото из архива
Истребитель F-86 «Сейбр».

Боевой счёт реактивным победам в Корейской войне открыл лётчик 72-го гвардейского истребительного авиаполка старший лейтенант Семён Федорович Хоминич, сбив 1 ноября 1950 года реактивный F-80 «Шутинг Стар» из 16-й эскадрильи 51-го авиакрыла. Знаковую победу в небе Северной Кореи одержал лётчик 29-го истребительного авиаполка старший лейтенант Александр Федорович Андрианов. 4 декабря 1950 года он уничтожил первый реактивный 4-двигательный самолёт-разведчик RB-45А «Торнадо» из состава 84-й эскадрильи, который впервые применялся в боевых условиях.

Первым чисто «реактивным» асом планеты стал советский лётчик 196-го истребительного авиаполка старший лейтенант Фёдор Акимович Шебанов, который на своём МиГе уничтожил 5 реактивных самолётов. Это случилось 20 мая 1951 года. Ну а непревзойдённым «реактивным» асом стал заместитель командира эскадрильи 17-го полка 303-й истребительной авиационной дивизии майор Николай Сутягин. Счёт реактивным победам он открыл 19 июня 1951 года, а через три дня у него было уже три победы. Тогда, в момент разворота, звену советских лётчиков во главе с Николаем Сутягиным зашла в «хвост» четвёрка F-86. Умелый манёвр, и наши пилоты уже на «хвосте» у «Сейбров»… Умению Сутягина драться с американцами завидовала вся дивизия.

Непревзойдённым «реактивным» асом стал заместитель командира эскадрильи 17-го полка 303-й истребительной авиационной дивизии майор Николай Сутягин.
© wikipedia.org
Непревзойдённым «реактивным» асом стал заместитель командира эскадрильи 17-го полка 303-й истребительной авиационной дивизии майор Николай Сутягин.

С 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952-го Николай Сутягин провёл 66 воздушных боёв, лично сбил 22 самолёта - наивысший результат в Корейской войне. На его счету 15 F-86 «Сейбр», 2 F-80 «Шутинг Стар», 3 F-84 «Тандерджет» и 2 «Глостер-Метеор». Майору Николаю Васильевичу Сутягину принадлежат почти все рекорды воздушного боя на реактивной технике. Он сбил наибольшее число реактивных самолётов, больше всех уничтожил современнейших на то время F-86 «Сейбр» - 15.

В военно-воздушных силах США не было пилота, равного Николаю Сутягину по мужеству и боевому мастерству. Как, впрочем, и Евгению Пепеляеву, который одержал 19 воздушных побед. На счету майора Дмитрия Оськина - 16 побед. Капитан Лев Щукин уничтожил 15 самолётов противника. По 13 побед - у капитана Сергея Крамаренко и майора Константина Шеберстова. Подполковник Александр Сморчков уничтожил 12 вражеских самолётов, по 11 - капитан Григорий Охай, майор Степан Бахаев, капитан Пётр Милаушкин, по 10 - старший лейтенант Дмитрий Самойлов, капитан Иван Сучков, майор Михаил Пономарёв (11 сентября 1951-го за один день он уничтожил 4 реактивных штурмовика, причём 3 из них в одном вылете).

Участники боёв в небе Кореи: подполковник Пепеляев и капитан Лапшин у МиГ-15. 1950 г.
© mil.ru
Участники боёв в небе Кореи: подполковник Пепеляев и капитан Лапшин у МиГ-15. 1950 г.

18 июня 1951 года в ходе воздушного боя штурман 176-го гвардейского истребительно авиаполка майор Серафим Павлович Субботин таранил американский истребитель F-86A. При столкновении советский лётчик успел катапультироваться, пилот противника капитан Уильям Крон погиб. Это был первый воздушный таран на реактивном самолёте в истории мировой авиации.

Всего в Корейской войне приняли участие сотни лётчиков-истребителей 64-го истребительного авиационного корпуса. При этом 53 советских лётчика стали асами, одержав по 5 и более побед.

По китайскому счёту

После начала американской агрессии против КНДР с помощью СССР началось формирование китайско-корейской Объединённой воздушной армии (ОВА) под командованием китайского генерала Лю Чжэня, которая состояла из китайских и северокорейских авиачастей. С ноября 1951 года в неё вошёл и советский 64-й авиакорпус.

Первые бои в небе Кореи китайские лётчики на МиГ-15 провели в декабре 1950 года. С апреля 1951 года в боях участвовали пилоты двух китайских авиадивизий - 3-й и 4-й иад. С марта 1952 года в бой были введены ещё три китайские авиадивизии - 2-я, 6-я и 15-я иад, а с мая 1952 года - ещё две иад. Корейские ВВС были введены в бой с начала 1952 года в составе одной авиадивизии, к концу года количество авиадивизий было доведено до трёх, две из которых (обе иад) были в составе ОВА, третья (ночная) действовала самостоятельно.

Считается, что всего китайскими и северокорейскими лётчиками за войну совершено 22 тысячи боевых вылетов, проведено 366 воздушных боёв, в которых был сбит 271 самолёт противника, в том числе 176 F-86 «Сейбр». Потери - 231 самолёт и 126 лётчиков. В эти данные не включены сведения о действиях поршневой авиации ВВС КНДР и КНР. По данным, полученным из архива Минобороны России, статистика боевых действий Объединённой воздушной армии (с ноября 1952 г. по конец июля 1953 г.) выглядит так: лётчики армии совершили 11 028 боевых вылётов, провели 250 воздушных боёв и сбили 139 самолётов противника, 44 было подбито. Потери составили: 155 самолётов МиГ-15 и 45 погибших лётчиков.

По официальным китайским данным, за время войны «добровольцы» ВВС НОАК совершили около 26 500 боевых вылетов, провели 366 боёв, сбили 330 самолётов противника (в т.ч. 211 F-86), ещё 95 повредили. Потери составили 231 самолёт (224 МиГ-15, 3 Ла-11 и 4 Ту-2), погибли 116 членов экипажей. Асами в Корее стали не менее 12 китайских пилотов. По 9 воздушных побед одержали Баотун и Хай Ван (9 побед), по 8 - Юйди Лю, Цанхай Ло, по 7 - Шэнлу Сунь, Даопин Цзян. В число побед китайских лётчиков включались не только сбитые, но и подбитые (повреждённые) самолеты.

ВВС КНДР, по официальным данным, сбили за войну 164 самолёта противника. Некоторые пилоты КНДР добились значительных успехов в воздушных боях: Ким Гин Ок - 17 побед, Ли Дон Чу - 9 побед, Кан Ден Дек - 8 побед, Ким Ди Сан - 6 побед. Среди северокорейских лётчиков были и женщины-пилоты. Одна из них - командир эскадрильи Тхя Сен Хи стала Героем КНДР.

Пилот КНДР Ким Гин одержал 17 побед.
© wikipedia.org
Пилот КНДР Ким Гин одержал 17 побед.

Задним числом

Результаты американских лётчиков выше достижений китайских и северокорейских асов, но скромнее советских. Наиболее удачливым пилотом ВВС США стал капитан Джозеф Маконнел, сбивший 16 самолётов. Вторым «реактивным» асом считается капитан Джеймс Джэбара, одержавший 15 побед. Третьим - капитан Мануэль Фернандер, сбивший 14 самолётов и ещё один в группе. Шесть американских пилотов имеют по 10 выигранных поединков. Асами считаются 41 американский лётчик. Для сравнения: в ходе Корейской войны асами стали 53 советских лётчика.

Но американцы оказались большими мастерами фальсификаций, причислив себе все рекорды той войны.

Так, в «Энциклопедии авиации» (Нью-Йорк, 1977 г.) отмечается, будто американскими лётчиками за время войны в Корее было сбито 2300 «коммунистических» самолётов (СССР, Китая и КНДР), а потери США и их союзников составили 114 самолётов. Соотношение - 20:1. Внушительно? Однако серьёзные американские специалисты ещё в 50-х годах прошлого века, когда потери было скрыть трудно (см. книгу «Воздушная мощь - решающая сила в Корее», Торонто, Нью-Йорк, Лондон, 1957 г.) отмечали, что ВВС США только в боевых схватках потеряли около 2000 самолётов, тогда как потери «коммунистических» самолётов они оценивали скромнее - примерно в 1000 самолётов. Однако и эти цифры далеки от правды.

В 1993 году Генштаб Вооружённых сил России рассекретил документы времён войны в Корее. Вот данные: советские лётчики 64-го истребительного авиакорпуса провели 1872 воздушных боя, в ходе которых было сбито более 1300 самолётов противника, из них 650 F-86. Потери же корпуса составили около 320 самолётов. Соотношение - 4:1 в пользу советских пилотов, в том числе по новейшим машинам (МиГ-15 и F-86 «Сейбр») - 2:1. Отметим, американские лётчики действовали менее эффективно и против пилотов Объединённой воздушной армии, в которую входили части Китая и КНДР. Они сбили 330 самолётов, а потеряли 271 самолёт.

Таким образом, в Корее верх остался за школой, которую представлял легендарный советский ас Иван Кожедуб.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама