Польша на тропе войны
На троих
В конце августа главком ВСУ генерал Валерий Залужный был вызван «на ковёр», то есть на польско-украинскую границу. Командующий Европейским командованием Вооружённых сил США и Верховный главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе (четырёхзвёздный) генерал Кристофер Каволи и глава оборонного ведомства Великобритании-начальник штаба обороны адмирал сэр Энтони Радакин секретно прибыли на место встречи, чтобы сделать очередной втык украинскому полководцу за распыление украинских сил и зарубежных боевых средств по фронту вместо того, чтобы прорвать линию российской обороны в направлении Бердянска и Мелитополя. Такова официальная версия.
Но объявить выговор можно было и по телефону. А встреча тет-а-тет понадобилась, очевидно, для обсуждения чрезвычайно деликатного вопроса, который нельзя доверить даже суперзащищённой связи. На фоне провала «контрнаступа» мог решаться вопрос о лояльности ВСУ к тем переменам, которые последуют на Украине в 2024 году.
При этом весь 2023 год на горизонте маячит Польша, демонстрируя готовность вмешаться в военную кампанию. Тем более, что с геополитической точки зрения она представляет из себя как бы второй эшелон украинского фронта.
Перевооружение на марше
Такого масштабного перевооружения польская армии не знала за всю историю страны. Варшава сегодня тратит на новые вооружения и военную технику (ВВТ) астрономические суммы, словно завтра не наступит никогда.
Согласно открытым данным, уже заключены контракты на поставку из США в сухопутные войска Польши 366 танков Abrams, нескольких сотен ПТРК Javelin и одноразовых противотанковых гранатомётов М72. Германия выполняет в интересах Варшавы контракт на модернизацию и локализацию танков Leopard 2A4 до уровня Leopard 2PL. Израиль поставляет ПТРК Spike-LR с дополнительными ракетами. Республика Корея продала полякам 188 танков K2, 212 САУ K9, 218 РСЗО K239 Chunmoo. У Франции Польша приобрела 13 французских понтонных парков Pont Flottant Motorisé, они потребовались, чтобы, если придётся, переправлять через водные преграды американские и британские танки. А до момента создания собственной беспилотной разведывательной системы Польша взяла в лизинг американскую MQ-9 Reaper.
Большой оборонный заказ размещён и на предприятиях польского ВПК. Войско Польское получит 48 САУ Krab, 70 колёсных польских боевых машин Rosomaks в версии БМП с боевым модулем ZSSW, 24 самоходные системы дистанционного минирования Baobab-K, 400 лёгких бронеавтомобилей LPR (локализованных Raycolt KLTV от KIA), а также штурмовые винтовки Grot, дроны-камикадзе Warmate и разведывательные БПЛА FlyEye, автоматизированные системы командования и управления огнём артиллерии Topaz+. Всё это уже поставляется в польскую армию.
Причём перечень далеко не полный. Рамочные соглашения предусматривают поставку до 1000 корейских танков в локализованной версии K2PL, до 1400 лёгких плавающих БМП Borsuk, до 700 тяжёлых БМП CBWP на базе K9, нескольких сотен колёсных боевых машин Rosomaks в версии БМП с боевым модулем ZSSW, до 460 локализованных САУ K9PL, до 486 HIMARS с частичной локализацией производства.
Для ВВС и ПВО заказаны 48 лёгких истребителей FA-50 с частичной локализацией производства в версии FA-50PL, 32 вертолёта AW149 с ракетами класса «воздух-поверхность» Hellfire, два самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления Saab AEW 340, два ЗРК Narew с британскими ракетами CAMM, 22 ЗРК Pilica+, которые также используют CAMM, 600 ПЗРК Piorun и 3,5 тыс. ракет к ним, разведывательные БПЛА Gladius и много другого вооружения.
Ранее были подписаны контракты - и они уже реализуются - на 32 истребителя пятого поколения F-35A, 24 БПЛА Bayraktar TB2, вертолёты AW-101. В ближайшее время ожидается, что Варшава заключит контракты на 96 ударных вертолётов Apache с 10 тысячами ракет Hellfire, 20 транспортных вертолётов UH-60 Black Hawk с возможностью использования противотанковых ракет и на 48 пусковых установок (то есть до 8 батарей) Patriot PAC 3, а также на поставку 644 противоракет MSE.
ВМС усилят двумя разведывательными кораблями и тремя тральщиками проекта 258 Kormoran - в дополнение к двум уже построенным. В планах ВМС строительство серии из трёх фрегатов по проекту Miecznik. 16 августа на военной верфи в Гдыне состоялась торжественная резка листового металла для головного корабля.
К существующим родам войск в этом году добавились космические войска, создание которых было запланировано секретным постановлением президента страны. Выступая на параде в Варшаве 15 августа, Анджей Дуда в длинном списке закупаемых ВВТ упомянул также спутники наблюдения Glob (satelity obserwacyjne Glob). Речь, вероятно, идёт о двух разведывательных космических аппаратах с центром управления в Варшаве.
Контракт на поставку общей стоимостью около 575 млн евро подписали в декабре прошлого года министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак и министр Вооружённых сил Франции Себастьян Лекорню. Космические аппараты войдут в состав франко-польской орбитальной группировки разведывательных спутников.
В целом программа перевооружения показывает, что Польша готовится к региональной войне на сухопутном ТВД. А по огромному перевесу в списке закупаемых ВВТ танков и ракет, можно заключить, что Войско Польское собирается не столько обороняться, сколько наступать.
Генералы «рисуют» войну
О стратегических целях польского генштаба можно догадаться по графике на оперативных картах. На западе остаются части, реформирование и перевооружение которых пока не намечается - это резерв, который может потребоваться в случае мобразвёртывания вооружённых сил. Иное дело восток страны, где собирается ударный кулак. Дивизии здесь «размножаются» методом почкования. При этом увеличение числа новых частей и соединений заметно опережает Программу перевооружения Войска Польского, рассчитанную до 2030 года.
По состоянию на 1 января 2023 года в вооружённых силах Польши было четыре дивизии: 11-я бронекавалерийская (бронетанковая) и три механизированные - 12-я, 16-я и 18-я. В текущем году польское Министерство обороны приступило к формированию 1-й пехотной (механизированной) дивизии легионов имени маршала Юзефа Пилсудского, которая стала самым крупным оперативно-тактическим соединением - более 30 тыс. солдат. По словам командира дивизии бригадного генерала Норберта Ивановского, его соединение «заполнит пространство между зонами ответственности 18-й и 16-й механизированных дивизий».
«В конечном счёте, наши силы будут развёрнуты в четырёх воеводствах: Варминьско-Мазурском, Подляском, Куявско-Поморском и Мазовецком, с особым акцентом на Подляшье», - сказал Ивановский. Оговорка генерала не случайна. Подляшье - это пограничное с Беларусью воеводство между Холмщиной и рекой Нарев. На северо-востоке Польши, таким образом, сосредотачивают три крупнейших соединения. Их дислокация не оставляет сомнений относительно поставленных им задач.
Можно предположить, что по замыслу Генштаба Войска Польского в Гродненскую или Брестскую область, либо в обе одновременно, будут вторгаться вооружённые отряды белорусской оппозиции. Боевики совершают теракты, диверсии, и начинаются боестолкновения с белорусскими пограничниками, на усиление которым приходят части белорусской армии. Польские 1-я и 18-я механизированные дивизии вводятся, соответственно, в Гродненскую и Брестские области якобы для проведения миротворческой операции и защиты соотечественников-обладателей карты поляка. В это время 16-я Поморская механизированная дивизия имени короля Казимира IV Ягеллончика прикрывает Сувалкский коридор и блокирует российскую группировку в Калининградской области.
Но этот сценарий вероятен после ввода польских войск в Западную Украину. При этом польские генералы, вероятно, полагают, что поход в Незалежную станет увеселительной прогулкой, поскольку Украина с каждым днём «контрнаступа» утрачивает военный потенциал. Ещё один обнадёживающий Варшаву совет был дан Киеву из Вашингтона. «Американские планировщики посоветовали Украине сконцентрироваться на пробивании российских минных полей и оборонительных сооружений, даже если украинцы потеряют ещё больше солдат и техники», - сообщила The New York Times.
И это правильно: чем меньше бандеровцев останется в живых, тем легче полякам будет управлять Западной Украиной. Можно предположить, что будущая шестая дивизия как раз и предназначена для ввода на Украину. Впрочем, это ещё не факт.
На первых порах вполне подойдёт и Литовско-польско-украинская имени Великого гетмана Константина Острожского бригада (LITPOLUKRBRIG). Но одной бригады, конечно же, маловато будет. Поэтому в обстановке максимальной закрытости из добровольцев формируется ещё одно оперативно-тактическое соединение - Литовско-польско-украинский корпус (LITPOLUKRCORPS).
Организационным ядром польской бригады стали подразделения 1-го батальона 21-й бригады и 19-го батальона 19-й бригады из состава новой 18-й дивизии. Изюминкой обеих бригад, польской и украинской, стали третьи батальоны смешанного польско-украинского состава. В корпус набирают добровольцев среди поляков, а также литовцев и украинцев, имеющих карту поляка. Подразделения LITPOLUKRCORPS сейчас проходят подготовку на полигоне Нова-Демба в Подкарпатском воеводстве.
Местом базирования польской и литовской бригад определён Люблин, а украинской - Яворов во Львовской области. И глубоко ошибаются те, кто полагает, будто польские войска будут вламываться в пределы Украины, снося шлагбаумы на своём пути, как гитлеровцы 1 сентября 1939 года. Когда настанет момент объявить о протекторате над Западной Украиной, польские войска уже будут находиться на украинской территории. И польский президент, пользуясь случаем, объявит, что он вводит в действие, отвергнутый в своё время Юзефом Пилсудским в 1922 году закон Сейма о создании Автономии Восточной Малопольши - так назывались территории Львовского, Тарнопольского и Станиславовского воеводств Польши. Тогда закон показался маршалу слишком либеральным, а сейчас на переходный период вполне сгодится, пока Восточные Кресы окончательно не вернутся в «родную гавань».
Кстати, закон об автономии соответствовал условиям Рижского мирного договора от 1921 года, заключённого между Польшей и РСФСР. И вспомнили о нём не случайно, а что из этого получится, зависит от реакции Вашингтона и Лондона.
Вооружены - больше некуда
Таким образом, для старта «миротворческой миссии» Польша уже располагает пятью отмобилизованными дивизиями, но останавливаться на этом явно не собирается. В конце июля вице-премьер правительства и председатель правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский заявил журналистам о формировании шестой дивизии, а в планах уже есть и седьмая. «Со временем, вероятно, появится резервная дивизия», - сказал Качиньский.
В шести дивизиях будет 30 бригад (шесть танковых, 12 механизированных, по четыре мотопехотных, ракетных и артиллерийских) и 12 полков (два артиллерийских, четыре противотанковых и шесть полков ПВО).
Уже сейчас по американскому образцу в Кракове на базе Центра наземных операций командования сухопутных компонентов формируется II Польский армейский корпус. Номер «II» предполагает и наличие I Польского корпуса, о котором пока никто не говорит вслух. А 1 августа в командование II корпусом вступил генерал-майор Адам Йокс. Ранее он занимал должность заместителя командующего V армейским корпусом армии США.
Если за образец поляки взяли именно американский V армейский корпус, то в составе польского должны быть две дивизии, одна артиллерийская бригада, один танковый полк (уже заявлено, что он получит американские танки Abrams) и одна бригада армейской авиации. Точно структура и состав корпуса пока не известны, но что касается авиационной части, то на разных уровнях шли разговоры, что она получит американские вертолёты Apache. Впрочем, в польском Минобороны заявили, что части и соединения будут передаваться в корпус только для решения конкретных задач, а сам корпус - тот самый Центр наземных операций, только с новым названием.
Нетрудно догадаться, что увеличение числа соединений и частей предполагает рост численности вооружённых сил. Сейчас в Войске Польском более 175 тысяч солдат и офицеров. По бюджетным расходам это уже на 50 тысяч человек больше, чем было предусмотрено Бюджетным решением на 2023 год.
Кроме того, в Войско Польское не входят Войска территориальной обороны (WOT), которые были созданы 1 января 2017 года и считаются пятым видом вооружённых сил наравне с Сухопутными войсками, Военно-воздушными, Военно-морскими силами и Силами специального назначения. Сейчас в WOT проходят службу 37 тысяч человек. Они сведены в 18 бригад, каждая состоит из пяти батальонов легкой пехоты и трёх отдельных рот. В прошлом году было принято решение о формировании в составе WOT пограничных частей. К концу сентября погранчасти теробороны были сведены в десять батальонов в четырёх воеводствах на восточной границе.
Если дела так и пойдут, то целевой показатель в 300 тысяч военнослужащих, из которых 50 тысяч - тероборона, может быть достигнут уже к концу 2023 года. «Я последователен в своих действиях и гарантирую, что приведу к 300-тысячной армии», - заявил в сентябре прошлого года министр обороны Польши Мариуш Блащак.
Как известно, на 15 октября в Польше запланированы парламентские выборы, и «Право и Справедливость» идёт на них под лозунгом «Безопасное будущее для поляков». Но, как известно из истории, подобные игры с безопасностью плохо заканчиваются: встав на рельсы милитаризации, свернуть с них уже невозможно. Да и глупо, если разобраться, содержать 300-тысячную армию если для неё нет дела. Но поляки всегда были неосмотрительны и заносчивы. Вот и в 2023 году Польша выделила на оборону свыше 4% ВВП. Это самый высокий уровень финансирования во всём Североатлантическом альянсе, в два и более раза больше, чем тратят Германия, Франция или Великобритания.
Бесконечно долго держать армию и экономику в предвоенном состоянии проблематично. Нужно либо сокращать вооружённые силы и сдавать амуницию на склады, либо употребить их по прямому назначению. Но такой процесс не наблюдается, так что ползучий аншлюс Западной Украины может начаться уже зимой. Если, скажем, Джо Байден откажется от поддержки киевского режима, и уже Польша в качестве второго эшелона включится в войну с Россией.
С панов станется…