Япония готова опять наступить на американские грабли
То, что у руля США стоят люди, явно страдающие деменцией, разрушающей память, всем известно. Однако этот политический недуг всё больше охватывает и другие страны западного мира. Взять ту же Японию, где набирает силу новая волна милитаризации.
Историческая деменция
В Токио, судя по всему, забыли, чем завершилась милитаризация страны в 1945 году - полным разгромом с последующей американской колонизацией. И примеров того, что Япония вновь стремится наступить на те же грабли, более чем достаточно. Один из них - отношение японцев, и тех, кто находится на вершине власти, и тех, кто вступает в осознанный возраст, к ядерной бомбардировке, испепелившей Хиросиму и Нагасаки, или точнее сказать - к США, на совести которых это варварское преступление.
Так, выступая 6 августа 2023 года на традиционной церемонии, в память о ядерной бомбардировке Хиросимы, премьер-министр Японии Фумио Кисида ни слова не сказал, чьих это рук дело, но при этом довольно много говорил о «ядерной угрозе, исходящей от России». А миловидные молодые японки в это же время с экрана телевизора вещали, что «Америка выбрала самый быстрый способ закончить войну», и, по сути, с улыбкой благодарили американцев за то, что они сожгли в атомном пламени их предков.
Такое восприятие японцами этой трагедии яркий и показательный, но далеко не единственный пример. Сегодня Япония сплошь и рядом не только переписывает историю, но и открыто извращает факты. В частности, в книгах для молодого поколения утверждается, будто Япония воевала против европейских колониальных захватчиков, несла цивилизацию народам региона, а потерпела поражение от «нехватки сил» или что «решение Дальневосточного военного трибунала было основано на пристрастии оккупирующих государств».
Наряду с переписыванием истории в Японии насаждаются реваншистские настроения. Выражением их стали великодержавные претензии, которые декларируют определённые японские круги. С их подачи вновь зазвучал популярный в Японии в годы Второй мировой войны слоган «Собрать все восемь углов мира под одной крышей», под которым Токио проводил политику экспансии. В частности, тогдашняя японская политическая элита рассчитывала захватить обширные территории России, Китая, стран Юго-Восточной Азии, Австралии.
И не только рассчитывали, но и захватывали. Как, например, Корею, оккупация которой началась в 1910 году и длилась 35 лет. Всё это время японцы подвергали местное население жестокому физическому и психологическому насилию. Наиболее ужасным его проявлением стали известные на весь мир «cтaнции yтeшeния» - публичные дома для японских солдат, куда обманом, а иногда силой заманивали корейских женщин и совсем ещё молодых девушек. Нечеловеческие условия жизни и издевательства унесли ни одну сотню девушек на тот свет, а выжившие женщины до сих пор являются кровоточащей раной для всего корейского общества.
Территориальные претензии
Естественно, об этом сегодня в Японии тоже не любят вспоминать. Пока на официальном уровне в Токио избегают и открыто произносить великодержавный слоган, но практические действия, в том числе в отношении отдельных стран, говорят, что они явно руководствуются им.
Во всяком случае, вот уже не одно десятилетие Япония говорит о своих претензиях на четыре российских острова южной части Большой Курильской гряды, которые она ранее называла «северными территориями», а ныне уже считает «оккупированными территориями». Кроме того, Токио рассчитывает получить долю водных промысловых пространств в Охотском море. Японцев также интересует южная часть Сахалина с его береговой линией, в первую очередь Анивская бухта. Впрочем, не исключено, что они жаждут прихватить и весь остров с его природными богатствами, месторождениями газа, нефти и других полезных ископаемых.
Территориальные претензии Япония выдвигает и в отношении других стран. Однако, не имея пока возможности удовлетворить их, она объявила эти и ряд других стран внешними угрозами своей безопасности, и использует это в качестве ещё одного аргумента для раскручивания новой милитаризации.
Так, в середине декабря 2022 года японское правительство приняло обновлённую стратегию национальной безопасности, в которой подчёркивается, что Япония столкнулась «с самой тяжёлой и сложной ситуацией в сфере безопасности с момента окончания Второй мировой войны», а потому вынуждена пойти на беспрецедентное наращивание военной мощи. При этом утверждается, что главную угрозу для Японии представляют три страны - Россия, Китай и Северная Корея.
О том, как эта стратегия будет реализоваться на практике, говорится в новой «Белой книге по обороне», которую японское правительство обнародовало в июле нынешнего года. Причём, что касается аргументации политики страны в военной сфере, то документ заимствует для этого основные формулировки из стратегии национальной безопасности. Например, наша страна, согласно «Белой книге», представляет «самую серьёзную и непосредственную угрозу Европе», которая в любой момент может быть повёрнута в сторону Азии. По мнению авторов книги, об этом свидетельствует развёртывание новых российских вооружений на Курильском архипелаге, в том числе на «оккупированных территориях», то есть на наших южных Курилах.
В книге также приводится и «более масштабная угроза» - российская спецоперация на Украине. Как утверждается, она может вдохновить Пекин на аналогичные действия в отношении Тайваня. В целом же внешнеполитическая позиция и военная активность Китая охарактеризованы как «беспрецедентный и величайший стратегический вызов». В свою очередь, Северная Корея с её ракетными испытаниями названа «ещё более серьёзной угрозой, чем когда-либо».
А посему Япония, делается вывод в документе, должна ещё больше «укреплять свой собственный военный арсенал, чтобы обеспечить более быстрый ответ на любое нападение, в том числе в случае, если её партнёры будут вовлечены в конфликт в другом месте».
Возрождение милитаризма
Для этого необходимо, как подчёркивается, добиваться максимальной эффективности от своего нынешнего боевого вооружения; увеличивать глубину поражения; укреплять и диверсифицировать военную инфраструктуру; а главное - инвестировать в новые высокоточные вооружения большой дальности. Это должно усилить способность Сил самообороны наносить удары на расстоянии, а также расширить возможности в переброске и маневрировании войск.
Справка
Сегодня Силы самообороны Японии представляют собой одну из сильнейших армий мира. Её численность составляет около 227 тысяч военнослужащих (плюс 102 тысячи резервистов). В своём составе Силы самообороны имеют крупные сухопутные войска, ВВС И ВМС, которые могут быть использованы не только для защиты национальной территории, но и для проведения наступательных операций в регионе. Кроме того, Япония создаёт космические силы и подразделения для действий в киберпространстве.
И это при всём при том, что конституцией страны, которую нередко называют «мирной», запрещено иметь национальные вооружённые силы. Согласно основному закону Япония также отказывается от войны как средства разрешения международных конфликтов.
Тем не менее эти ограничения до поры до времени не мешали Японии наращивать военный потенциал страны, с одной стороны, потому что политической элите удавалось убеждать население в необходимости таких действий, а с другой, это устраивало американских кураторов, и даже поощрялось ими.
Вступив же на путь новой милитаризации страны и продвижения великодержавных интересов, в Токио решили и вовсе отказаться от пацифистских статей конституции. Причём вначале это выражалось в принятии отдельных законов и решений, направленных на выхолащивание «мирных» статей основного закона, как, например, разрешение, данное парламентом в 2015 году, на использование Сил самообороны в военных конфликтах за рубежом. Хотя разработанные в 1960-х гг. вопреки конституционному запрету секретные оперативно-стратегические планы («Летающий дракон», «Три стрелы», «Бег буйвола») уже предусматривали применение японских вооружённых сил за пределами собственной территории. Однако сегодня вообще развивается процесс по организации проведения референдума для пересмотра конституции, что окончательно открыло бы дорогу к большой милитаризации Японии.
Собственно говоря, она уже пустилась во все тяжкие по этому пути. И новая «Белая книга» - очередное тому доказательство.
Кстати
Согласно ей, в ближайшие пять лет на военные цели планируется выделить 43,5 трлн иен (322,2 млрд долларов). Это на 17,2 трлн иен больше, чем было израсходовано в период 2019 - 2023 годов. Большая часть всех этих средств должна, по замыслу, пойти на расширение боевых возможностей, и прежде на создание ударного потенциала Сил самообороны страны. В частности, предлагается увеличить с нынешних 200 млрд иен до 5 трлн иен расходы на разработку ракет повышенной дальности действия.
В документе также предлагается десятикратное увеличение расходов на разработку беспилотных летательных аппаратов - до 1 трлн иен со 100 млрд иен. В течение пяти лет планируется израсходовать 3 трлн иен на усиление систем противоракетной и противовоздушной обороны, в то время как в период 2019 - 2023 гг. на эти цели было выделено 1 трлн иен. На использование в военных целях космоса и киберпространства предполагается потратить 8 трлн иен, что на 5 трлн больше чем за прошедший аналогичный период.
Сухопутные силы самообороны увеличат свою зенитно-ракетную артиллерию с пяти полков до семи, оснастив их обновлённой версией противокорабельной ракеты Type 12 с увеличенной дальностью действия. Также будут созданы два новых батальона, которые будут нести на вооружение высокоскоростные планирующие снаряды, и ещё два подразделения с гиперзвуковыми крылатыми ракетами.
На военном конвейере - «Ниссаны» и «Тойоты»
Также планируется выделить около 1,4 трлн иен на укрепление военно-промышленного сектора. Такая необходимость продиктована тем, что он, по оценке правительства, не справляется с решением задач, связанных с обеспечением Сил самообороны современным вооружением и военной техникой. В этой связи в июне Япония приняла законы о фундаментальной перестройке и укреплении военной промышленности, предусматривающие массовые субсидии компаниям для участия в военных проектах. Как сообщает газета «Никкей», правительство привлекает 200 коммерческих предприятий в военную промышленность, надеясь воспользоваться передовыми технологиями, которыми они владеют. Кроме того, новый закон позволяет японским властям национализировать заводы-изготовители военной продукции, если посчитают необходимым это сделать в интересах более надёжного обеспечения ею сил Самообороны.
Задачи по милитаризации страны, которые прописаны «Белой книгой» на ближайшие пять лет, конкретизируются бюджетным запросом министерства обороны на следующий финансовый год, который начнётся с 1 апреля. По сообщениям той же «Никкей», он уже составлен и направлен в министерство финансов, а после согласования с ним будет предложен парламенту на утверждение.
В бюджетном запросе, как отмечается далее, перечислены семь ключевых направлений, по которым будет выстраиваться этот процесс. К ним относятся: массовое производство ракет большой дальности, необходимых, прежде всего, для нанесения контрударов по противнику; всеобъемлющее повышение потенциала противовоздушной и противоракетной обороны; ускоренное создание и производство беспилотных летательных аппаратов; расширение «междоменных оперативных возможностей» в космосе, киберпространстве и электромагнитных областях; совершенствование управленческих функций командования, а также разведки; модернизация логистики для увеличения «возможности маневрирования и развёртывания» войск; «устойчивость и отказоустойчивость».
Если взять, к примеру, производство ракет большой дальности, то на это запрошено 755,1 млрд иен (5,18 млрд долларов). Речь идёт о модернизации противокорабельной ракеты Type 12 наземного запуска. Их изначальная дальность составляет несколько сотен километров, её планируют увеличить до 1000 и более километров. Версия ракеты для наземных пусковых установок должна поступить в Силы самообороны Японии к концу 2024 финансового года.
К 2026 году на вооружении Японии начнут появляться и гиперзвуковые ракеты, скорость полёта которых составит 7-8 км/с, что соответствует скорости в 25-28 тыс. км/ч. Работа над созданием этих ракет ведётся в спешном порядке. Считается, что при своей дальности в 1300 км они смогут угрожать таким российским городам как Хабаровск, Владивосток и другим, не говоря уже о военных объектах.
Бюджетный запрос на 2024 год предусматривает выделение расходов на создание авиационного формирования, оснащённого закупаемыми в США новейшими боевыми самолётами пятого поколения F-35B. Всего планируется закупить 42 самолёта.
Часть из них пойдёт на вооружение вертолётоносцев, которые сейчас модернизируются в лёгкие авианосцы. Например, вертолётоносец типа «Идзумо» (на продолжение модернизации двух из них запрашивается в бюджете на 2024 год 42,3 млрд иен) сможет нести до 12 самолётов F-35B. ВМС также запросили 379,7 млрд иен на строительство двух эсминцев, оснащённых системой «Иджис», 174,7 млрд иен на строительство двух новых многоцелевых фрегатов, называемых «New FFM».
Свыше 2 трлн иен планируется выделить на «обеспечение самодостаточности и устойчивости» Сил самообороны, что включает создание единого командования, в ведении которого будут находиться сухопутный, морской и воздушный театры возможных военных действий, совершенствование военной инфраструктуры, накопление боеприпасов, развёртывание дополнительных топливохранилищ, строительство сейсмоустойчивых объектов.
Всё под контролем. США
В целом же на военные расходы в 2024 финансовом году запрашивается 7,74 трлн иен (53 млрд долларов). Согласно оценке агентства Киодо, это - крупнейший бюджетный запрос за всю историю страны, поскольку Япония намерена фундаментально повысить и укрепить свой военный потенциал в течение следующих пяти лет.
Нельзя не заметить, что в планы милитаризации и продвижения великодержавных интересов страны входят также и повышение глобальной и региональной роли Японии. В том числе в военной сфере. Правда, пока эта задача будет решаться под контролем США. Нет необходимости особо подчёркивать, что всё, что предпринималось Японией в этом отношении, делалось с ведома и одобрения США, хотя объективно страны имеют разные и стратегические планы, и взгляды на будущее. Если США видят в японской милитаризации ещё одно направление по продвижению американских интересов в Индо-Тихоокеанском регионе, то Токио рассчитывает добиться с помощью Вашингтона своих целей.
В совместном заявлении Джо Байдена и Фумио Кисиды, которое они сделали в январе нынешнего года во время визита японского премьера в Вашингтон, подчёркивается, что альянс Японии и США является «краеугольным камнем в обеспечении мира и безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе», а также поддерживается «смелое лидерство Японии в фундаментальном укреплении своего оборонного потенциала». Стороны договорились углублять кооперацию в различных сферах, включая космос и киберпространство, активизировать сотрудничество в таких областях, как оборона в воздухе и на море, противодействие подводным лодкам, разведка и сбор данных.
В этом же заявлении подчёркнута необходимость стратегической координации между Японией и странами НАТО, естественно, под руководством США.
И Токио предпринимает в этом плане активные усилия, что со своей стороны находит поддержку в Североатлантическом альянсе, который стремится распространить «зону своей ответственности» на Индо-Тихоокеанский регион. Следует отметить, что Кисида принял участие в Вильнюсском саммите НАТО и провёл в ходе него переговоры с представителями альянса, которые при этом называли Японию «ближайшим и наиболее способным» из всех партнёров НАТО. Тогда же была достигнута договорённость о расширении взаимодействия между альянсом и Японией, как в традиционных сферах, так и в киберпространстве, космосе и военных технологиях.
На очереди «мини-НАТО»?
Что же касается продвижения военных планов Японии в самом регионе, то этот процесс идёт не столь быстро, как хотелось бы этого в Токио. И прежде всего потому, что во многих странах помнят отношение к ним Японии в годы Второй мировой войны. Да и многие японцы до сих пор подспудно подвержены чувству превосходства «божественной нации Ямато», по сравнению с которой другие могут определяться как люди второго сорта.
Однако, опять же с подачи Соединённых Штатов, Япония заключила с Филиппинами, которые пострадали от японской агрессии не меньше чем Корея, соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности. Среди прочего, оно предусматривает и размещение на Филиппинах японских войск.
Практически тоже самое произошло в отношениях Японии и Южной Кореи. Несмотря на сильные антияпонские настроения, которые существуют в Южной Корее, в Сеуле, опять же не без вмешательства США, сначала заговорили о необходимости «забыть прошлые обиды ради перспектив будущего», а затем пошли на расширение военного сотрудничества с Токио. Подтверждением происходящих изменений в этом направлении стали учения по противоракетной обороне, которые с участием вооружённых сил США, Южной Кореи и Японии с нынешнего года проводятся на регулярной основе. А совсем недавно, в ходе встречи лидеров США, Японии и Южной Кореи в Кэмп-Дэвиде, и вовсе шла речь о создании тройственного союза наподобие «мини-НАТО».
В заключение хотелось бы отметить, что в Японии есть традиция дарить на Новый год кумадэ - грабли, сделанные из бамбука. Считается, что ими очень удобно «загребать» счастье. Однако если Япония рассчитывает получить это счастье за счёт других стран, то она может наступить на эти грабли. А что в этом случае происходит, хорошо известно.