Доживём до Рамштайна, или Кто из европейцев первым даст Украине добро бить в глубину России?
Когда Владимир Зеленский был в США, Джо Байден не внял настоятельным требованиям главы киевского режима разрешить применение американских ракет на полную дальность - так, чтобы в зоне поражения оказались объекты, расположенные в глубине российской территории. Возможно, на отказ повлияла внутриполитическая ситуация в стране: на носу финал президентских выборов, а успехами на так называемом внешнем контуре демократы похвастаться не могут. На решимость Белого дома могли оказать воздействие и анонсированные Владимиром Путиным принципиальные изменения в российской Военной доктрине.
Также не исключено, что американцы не готовы единолично взять «грех на душу», поскольку Москва предупредила: ракетные удары по нашим «тылам» - однозначно война с теми, кто предоставил Украине ракеты такого класса.
Но соблазн, судя по всему, велик, поэтому решение вопроса делегировано участникам контактной группы по Украине («формат Рамштайн»), которая соберётся на очередную встречу 12 октября. Однако новый глава НАТО Марк Рютте уже заявил, что решение будет приниматься не коллегиально. Каждая страна альянса должна самостоятельно определить, разрешать ли Киеву использовать предоставленные Вооружённым силам Украины ракеты для нанесения ударов вглубь России или воздержаться от этого.
К настоящему времени основные страны НАТО создали значительную номенклатуру ракет большой дальности наземного, морского и воздушного базирования в обычном снаряжении. На первой позиции, разумеется, Соединённые Штаты, кроме того, располагают ракетами такого класса Великобритания, Франция и Германия. Военно-политическому руководству именно этих стран и предстоит принять принципиальное решение в Рамштайне.
США
В конце 1970-х - начале 1980-х годов на вооружение в США поступила ПКР «Гарпун» (AGM-84 в авиационном варианте, RGM-84 - в корабельном или береговом, UGM-84 - при запуске с ПЛ). Ракета имеет активную радиолокационную ГСН, дальность составляет 150 км (в модификации D - 220 км). Предположительно, полученным из Дании «Гарпуном» в июне 2022 года и был потоплен черноморский буксир «Спасатель Василий Бех». Однако для ударов по российской территории она не подходит, потому что ракета противокорабельная, а кроме того, имеет ограниченную дальность.
Уже на основе «Гарпуна» была создана ракета AGM-84E SLAM с инфракрасной телевизионной системой наведения, способная поражать наземные цели (дальность полёта 110 км), применяется самолётами американской морской авиации. Ей на замену поступила ракета SLAM-ER (дальность - до 270 км). Но попыток применения этой ракеты с самолётов советского производства, имеющихся в ВВС Украины, зафиксировано не было. Не применялась она и с самолёта F-16, который может быть использован Украиной.
В начале 80-х годов прошлого века на вооружение ВС США поступили крылатые ракеты большой дальности с системой наведения TERCOM (по заранее заложенным цифровым картам местности), которая на поздних модификациях дополнена коррекцией по сигналам GPS. Эти ракеты были способны лететь к цели на предельно малой высоте с огибанием рельефа, при этом имели низкую эффективную площадь рассеивания (ЭПР).
Сочетание перечисленных факторов усложняло обнаружение этих ракет, а большая дальность полёта обеспечивала безопасность носителей, которые могли не заходить в зону действия ПВО. Но есть и недостаток - дозвуковая скорость.
Затем на вооружение ВВС США поступила КРВБ AGM-86 ALCM, носители - стратегические бомбардировщики В-52G/Н, дальность полёта 2,4 тыс. км в ядерном варианте, 1,2 тыс. км в обычном снаряжении. Было изготовлено 1715 ядерных ракет AGM-86В и 289 AGM-86C/D с обычной БЧ. Позже большая часть ядерных ракет была переделана под обычные БЧ по варианту CALCM. Значительное количество ракет было израсходовано в войнах против Ирака и Югославии. В 2019 году остальные AGM-86C/D официально были сняты с вооружения. Если какие-то и остались на хранении, то без В-52 они для Украины бесполезны.
У крылатой ракеты морского и наземного базирования BGM-109 «Томагавк» те же параметры, что у AGM-86. Ядерных ракет BGM-109G «Грифон» в наземном варианте было изготовлено до 560 штук, все они ликвидированы по ДРСМД. КР морского базирования были созданы в следующих вариантах: А - в ядерном снаряжении, В - противокорабельная, С - с обычной боевой частью, D - с кассетной БЧ. В начале ХХI века на вооружение поступили КРМБ BGM-109Е «Тактический Томагавк» (произведено более 4 тыс. единиц). Около 200 «Томагавков», в том числе 65 «Тактических», получили ВМС Великобритании (применяются только с ПЛА). Но у ВСУ нет ни ПЛА, ни крейсеров, ни эсминцев, стало быть, «Томагавки» ей тоже ни к чему.
В настоящее время в США активно изучается возможность воссоздания наземного варианта «Томагавков», которые могли бы запускаться со специальных пусковых установок или с переделанных для наземного применения морских УВП Мк41. Такие КР ВСУ могли бы применять по территории России на достаточную глубину. Но пока что наземных «Томагавков» нет у самих США. К тому же даже первые модификации ЗРС С-300П специально создавались в СССР, чтобы уверенно поражать «Томагавки».
КР воздушного базирования AGM-158 JASSM (масса БЧ - 450 кг, дальность полёта в варианте AGM-158В JASSM-ER до 1000 км) поступила на вооружение в начале ХХI века и сегодня является основным тактическим оружием американской авиации. Изготовлено (суммарно для США и на экспорт в Австралию, Финляндию и Польшу) до 7,5 тыс. ракет в первоначальном варианте и до 3,5 тыс. JASSM-ER. При этом декларируется возможность дальнейшего производства от 500 до 1000 ракет в год. Также предполагается развернуть производство КРВБ AGM-158D JASSM-XR с дальностью полёта до 1600 км.
До сих пор ракета применялась исключительно с самолётов американского производства. При этом в 2024 году в США начали обсуждать возможность поставки этих ракет Украине. По-видимому, речь идёт о первоначальном варианте АGM-158А JASSM для применения с F-16.
Единственной американской нестратегической баллистической ракетой наземного базирования пока что остаётся MGM-140 АТАСМS, принятая на вооружение в начале 1990-х. Ракета способна забросить кассетную БЧ на дальность 150-300 км, летит со скоростью до 3М, наведение ракеты корректируется по GPS. ПУ для этой ракеты являются РСЗО М270 MLRS (1 или 2 ATACMS на ПУ) или М142 HIMARS (1 ATACMS на ПУ). Произведено не менее 3,7 тыс. ракет (из них примерно 700 на экспорт), из которых в различных конфликтах израсходовано не менее 600.
Неизвестное количество ракет (видимо, несколько десятков) было поставлено Украине, которые в основном применялись по целям в Крыму. Определить реальную эффективность этих ракет крайне сложно, по крайней мере, часть была сбита российской наземной ПВО.
Европа
В 1990-е гг. была разработана англо-французская КРВБ «Сторм Шэдоу» (во Франции - «Скальп») с дальностью полёта до 550 км с 450-кг БЧ. В ракете используются системы наведения TERCOM и GPS, а также инфракрасное наведение на конечном участке. Ракета была рассчитана на применение с французских самолётов «Мираж-2000» и «Рафаль», европейских «Торнадо» и «Тайфун», шведских «Гриппен». В 1994-2001 гг. было произведено до 1000 ракет для ВВС Великобритании, до 500 для ВВС Франции (ещё 200 - для ВМС Франции в варианте запуска с кораблей и ПЛ), до 200 для ВВС Италии.
Ракета применялась по целям в Сирии (как и JASSM) в апреле 2018 года с крайне неоднозначными (т.е. околонулевыми) результатами. Как минимум несколько десятков ракет из наличия ВВС Великобритании, Франции и Италии были переданы Украине, адаптированы к её бомбардировщикам Су-24 и применялись, в первую очередь, для ударов по целям в Крыму. Именно такими ракетами был атакован штаб Черноморского флота. При этом, как и в случае с ATACMS, общая эффективность ракет данного типа неясна, значительная их часть была сбита российской ПВО.
Шведско-немецкая КР воздушного базирования «Таурус» KEPD-350 использует системы наведения TERCOM и GPS. Дальность полёта составляет не менее 500 км, масса БЧ около 500 кг, ракета может применяться практически со всех тактических самолётов американского и европейского (но не французского) производства. Для ВВС Германии было произведено 600 ракет, ещё более 200 на экспорт. Выпуск «Таурусов» прекращён в 2005 году. Многократно обсуждалась возможность передачи этих ракет Украине, но до сих пор решение не принято.
Таким образом, уже сейчас Украина применяет в ходе боевых действий ракеты ATACMS и «Сторм Шэдоу»/«Скальп». Именно эти ракеты оказались наиболее эффективным западным оружием, переданным Украине. Однако «чудо-оружием», способным радикально повлиять на ход боевых действий, они, разумеется, не стали.
В заложниках у Зеленского
В политическом плане проблема разрешения Украине наносить удары западными ракетами по территории России на любую дальность в принципе представляется преувеличенной. Даже если запрет на самом деле существует, Киев его не собирается соблюдать. Таким образом, Запад уже давно сделал сам себя политическим заложником украинского режима, поэтому вынужден оправдывать любые действия Киева. Не приходится сомневаться, что найдутся слова, чтобы объяснить и удар в глубину российской территории.
Так что проблема «разрешения» в большей степени носит пропагандистский характер. При этом можно заметить, что риторика европейцев более агрессивная, чем риторика американцев. По-видимому, мало кто в Европе опасается ответного удара по их территориям, не верят, что Россия решится. А вот в США, насколько известно, опасаются, что Россия, как Америка Украине, может передать ракеты различным группировкам в других странах, конфликтующих с США и поэтому готовых нанести удары по американским воинским контингентам, разбросанным по всему миру.
Существует гораздо больше ограничений на использование западных ракет по территории России, которые связаны с военно-техническими аспектами, а не с политическими. Причём одно из них, по сути, делает бессмысленной проблему политического «разрешения». Если специалисты из стран-производителей (США, Великобритании, Франции) будут устанавливать полётные задания в ракеты, то для этого не нужно никаких разрешений, только политическая воля. Если же украинцы научатся устанавливать полётные задания, то рано или поздно они смогут игнорировать любые запреты.
Что касается других военно-технических ограничений, то «Томагавков» в наземном варианте, как уже говорилось, ещё нет даже у США, а передача Украине JASSM-ER пока не обсуждается. Все остальные упомянутые западные ракеты имеют дальность полёта не более 500 километров, поэтому значительная часть российской территории остаётся вне зоны поражения. Это к тому, что размеры России уже сами по себе дополнительное «средство ПВО».
Возможности Украины нанести чувствительный удар ограничиваются ещё и тем, что если самолёты-носители западных ракет подойдут слишком близко к линии фронта, они с очень высокой вероятностью будут сбиты либо российскими ЗРК, либо истребителями. Из-за этого ракетные пуски придётся осуществлять из глубины украинской территории, что существенно сократит их дальность.
Кроме того, имеет место проблема количества как самих ракет, так и их носителей, особенно это касается авиационных ракет. Достаточно сложно было адаптировать англо-французские ракеты к советским бомбардировщикам Су-24. Как известно, от СССР Украина получила 245 машин этого типа, но к февралю 2022 года в строю и на хранении осталось не более 60. В ходе боевых действий было потеряно порядка 13 машин, боеспособных осталось едва ли 40 Су-24, причём их количество продолжает уменьшаться, а брать новые негде.
Что касается ракет «Шторм Шэдоу» и «Скальп», то они уже не производятся и поставляются из наличия ВВС Великобритании, Франции и Италии. Их количество заведомо ограничено. При этом часть ракет уничтожается российской ПВО в воздухе или ракетными ударами ВКС РФ на земле. Кроме того, украинская сторона, которой дорогостоящие западные ракеты достаются бесплатно, часто расходует их крайне неэффективно. В первую очередь речь идёт об ударах по гражданским объектам, самый показательный случай - удар по пляжу в Севастополе.
Цель Украины в данном случае - запугать мирное население. Однако результат оказывается противоположным - российское население становится ещё более ожесточённым. Ну а с военной точки зрения такие удары априори бесполезны. Столь же неэффективно используются ракеты наземного базирования ATACMS, о чём в Пентагоне уже заявляют совершенно открыто.
На самом деле США имеют достаточно много ракет и пусковых установок, но, в отличие от европейцев, они не спешат опустошать собственные арсеналы. Вообще, чем дальше, тем сильнее создаётся впечатление, что одной из важнейших целей Вашингтона в конфликте на Украине является ещё и демилитаризация и деиндустриализация Европы. Выпотрошив свои арсеналы, Европа ещё сильнее будет «привязана» к США как в экономической, так и в военной сферах.
А вот на перелом в боевых действиях на Украине разрешение ВСУ бить ракетами на полную дальность не повлияет. Тем более что военные объекты РФ будут либо отведены за пределы зоны поражения, либо хорошо прикрыты средствами ПВО.