Первый выход в море крейсера «Адмирал Нахимов» состоится в ноябре
© РИА Новости
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов».

Первый выход в море крейсера «Адмирал Нахимов» состоится в ноябре

ТАРК проекта 11442М по своим характеристикам соответствует облику корабля четвёртого поколения
02 июля 2024, 06:40
Реклама
Первый выход в море крейсера «Адмирал Нахимов» состоится в ноябре
© РИА Новости
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов».
Читайте нас на: 

Тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 11442М «Адмирал Нахимов», проходящий глубокую модернизацию на северодвинском предприятии «Севмаш» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию), согласно плану, выйдет на испытания в море в ноябре. Об этом в кулуарах Международного военно-морского салона «Флот-2024» сообщил генеральный директор корпорации Андрей Пучков.

Проект 11442 нуждается в модернизации

Напомню, что тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» - «систершип» флагмана Северного флота России крейсера «Пётр Великий» - был заложен 17 мая 1983 года. 25 апреля 1986 года его спустили на воду, а 30 декабря 1988 года крейсер, именовавшийся первоначально «Калинин», пополнил состав ВМФ СССР.

Корабль относился к серии отечественных тяжёлых многоцелевых атомных ракетных крейсеров проекта 11442 (шифр «Орлан») дальней морской и океанской зоны. «Орланы» с их полным водоизмещением, превышающим 25 тыс. тонн, являлись самыми большими и самыми мощными по вооружению в мире не авианосными боевыми надводными кораблями с ядерной энергетической установкой.

Кстати, об энергетической установке «Орланов». Её мощность была такова, что, теоретически, могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением более 150 тыс. жителей.

«Главным калибром» «Орланов» являлись 20 противокорабельных сверхзвуковых крылатых ракет третьего поколения П-700 «Гранит», способные развивать скорость до 2,5 М и доставлять фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние до 625 км. Между прочим, такие же «Граниты» стояли на «убийцах авианосцев» - советских атомных подводных ракетоносных крейсерах проектов 949 и 949А. Впрочем, вернёмся к «Орланам». Спроектированные как корабли, обеспечивающие боевую устойчивость корабельных соединений, ТАРК проекта 11442 обладали не только внушительным ударным потенциалом, но и имели весьма солидный набор средств противовоздушной и противолодочной обороны.

Учебные стрельбы выполняет экипаж тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», 1996 г.
© РИА Новости
Учебные стрельбы выполняет экипаж тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», 1996 г.

Размеры и боевая мощь «Орланов» были таковы, что в странах НАТО крейсеры проекта 11442 классифицировали как battlecruisers, то есть как линейные крейсеры.

22 апреля 1992 года крейсер «Калинин» получил новое имя - «Адмирал Нахимов». Затем во второй половине 90-х командование ВМФ России пришло к выводу, что комплекс вооружения «Орланов» нуждается в качественном обновлении. Почему? Ну, хотя бы по той причине, что «Граниты» при всех их плюсах являлись узкоспециализированными противокорабельными ракетами. Это заметно снижало возможности «Орланов» эффективно поражать наземные цели.

Меж тем ещё в начале 90-х Конструкторским бюро специального машиностроения был разработан универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК) 3С14, позволявший надводным кораблям ВМФ России использовать как сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-800 «Оникс», так и широкую номенклатуру крылатых ракет новейшего ракетного комплекса «Калибр-НК», предназначенных для поражения наземных, надводных, а также, в варианте ракета-торпеды, подводных целей. С оглядкой на этот факт, решение заменить у «Орланов» «Граниты» на УКСК напрашивалось, что называется, само собой. Это и стало отправной точкой для появления идеи трансформации кораблей проекта 11442 в их модернизированную версию, несущую УКСК и получившую обозначение 11442М.

«Главным калибром» обновлённых «Орланов» предполагалось сделать «Калибр».

80 пусковых установок вместо 20

Первым тяжёлым атомным ракетным крейсером, который решено было отправить на глубокую модернизацию, оказался третий построенный «Орлан» - «Адмирал Нахимов», благо тот ещё с лета 1997 года ожидал среднего ремонта.

14 августа 1999-го корабль встал в «Севмаше» на ремонт и модернизацию. Однако сроки нахождения крейсера в заводе в силу целого комплекса объективных причин, главной из которых являлось отсутствие надлежащего финансирования, почти сразу стали сдвигаться вправо. При этом силами экипажа и служб предприятия крейсер продолжал поддерживаться в хорошем состоянии.

После похода, 1998 г.
© РИА Новости
После похода, 1998 г.

В первой половине 2008 года график ремонта был откорректирован. В конце сентября того же года приступили к выгрузке отработанного ядерного топлива. Вместе со специалистами «Севмаша» и экипажем крейсера в данном мероприятии приняли участие представители нижегородского конструкторского бюро им. Африкантова, спроектировавшего реакторы «Орланов», а также экипаж специализированного судна Беломорской военно-морской базы.

Де-факто работы по ремонту и модернизации на «Нахимове» начались лишь 13 июня 2013 года, когда «Севмаш» заключил соответствующий контракт с министерством обороны. В соответствии с заключённым договором корабль должен был вернуться в боевой состав флота уже в 2018 году. Разработка технического проекта модернизации крейсера была поручена организации, ранее разработавшей сам проект «Орланов» - петербургскому «Северному проектно-конструкторскому бюро».

Далее - цитата из фундаментальной работы Валерия Васюнькина «Ракетные крейсера ВМФ СССР и России»: «Работы по модернизации должны были проводиться в сухом доке предприятия, куда крейсер требовалось провести через наливной бассейн. 24 января 2014 года пресс-служба "Севмаша" сообщила, что корабль готовится к переходу в наливной бассейн. Крейсер для перевода через порог батопорта приподняли с помощью четырёх специально изготовленных для этого понтонов. 24 октября 2014 года крейсер был заведён в наливной бассейн "Севмаша", а 26 ноября его поставили в сухой док на "Севмаше" для ремонта и глубокой модернизации. 27 ноября крейсер официально передали "Севмашу", экипаж из 170 человек покинул его, а 30 января 2015 года корабль подготовили к огневым работам».

2 ноября 2015-го на «Нахимове» закончили демонтаж старого оборудования и началась подготовка к приёму нового. В феврале 2016 года на корабле завершили дефектацию конструкции корпуса и начали работу по грунтовке. К марту 2019 года на крейсере были сформированы и установлены фундаменты под новые системы оборудования, производился ремонт и обновление систем жизнеобеспечения, велась прокладка кабель-трасс.

В цехах «Севмаша».
© Фото автора
В цехах «Севмаша».

Параллельно с этими работами шёл процесс доработки облика корабля, который в документации уже именовался не тяжёлым атомным ракетным крейсером проекта 11442, а ТАРК проекта 11442М (модернизированный). Да, это затягивало сроки возвращения «Нахимова» в строй, но зато позволило значительно усилить комплекс вооружения корабля. По открытым данным, «Нахимов», помимо ПКР «Оникс» и ракет комплекса «Калибр-НК», должен был получить ещё и новейшие гиперзвуковые противокорабельные ракеты 3M22 «Циркон» (скорость до 8 М, а дальность, согласно ряду источников, - до 1000 км), которые могли выпускаться всё тем же УКСК. Любопытно, что если комплекс вооружения ТАРК проекта 11442 позволял разместить на «Орлане» лишь 20 ПКР, то использование УКСК давало возможность «втиснуть» в ТАРК проекта 11442М целых 80 унифицированных вертикальных пусковых установок, каждая из которых могла вмещать «Оникс», ракеты комплекса «Калибр» или гиперзвуковой «Циркон». Кроме того, ожидалось, что модернизированный «Нахимов» обзаведётся зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-М», а также противолодочными комплексами «Пакет-НК» и «Ответ».

Завершивший модернизацию русский battlecruiser стал бы не только новым флагманом Северного флота, но и, как отмечали западные эксперты, чем-то вроде arsenal ship - надводной платформы с многочисленным и прямо-таки убийственным для противника по своим характеристикам управляемым ракетным оружием. Дошло до того, что на англоязычных ресурсах, занимавшихся тематикой вооружения и военной техники, за «Нахимовым» заочно закрепилось прозвище Death Star. Заочно, потому что срок возвращения ТАРК проекта 11442М в боевой состав флота продолжал, увы, «ехать» вправо.

«Идёт монтаж оборудования боевых частей»

Как я уже упоминал, первоначально предполагалось, что ремонт и модернизация крейсера завершатся в 2018 году. Затем была озвучена формулировка «до 2020 года». В апреле 2017 года главнокомандующий ВМФ России Владимир Королёв заявил о том, что «Нахимов» будет передан флоту в 2020 году. Однако в 2020-м на «Севмаше» успели лишь вывести крейсер из наливного бассейна к достроечной набережной для проведения второго этапа работ по ремонту и модернизации корабля. Одновременно с этим начальник технического управления Военно-морского флота России контр-адмирал Игорь Зварич сообщил, что ремонт и модернизация тяжёлого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» будут завершены до 2021 года. Но весь 2021-й крейсер продолжал украшать собой набережную «Севмаша».

В сентябре 2021 года уже знакомый нам Владимир Королёв, ставший заместителем генерального директора ОСК по военному кораблестроению, озвучил новый срок выхода «Нахимова» в море - 2023 год.

«Адмирал Нахимов» на «Севмаше», 2019 год..
© Фото автора
«Адмирал Нахимов» на «Севмаше», 2019 год..

Тем временем работы по возвращению «Нахимова» в строй продолжались. 8 февраля 2022 года появилась информация о начале формирования экипажа корабля. Таковой должен будет состоять из почти тысячи человек, которых предполагалось набрать из числа личного состава Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.

«Идёт монтаж оборудования боевых частей 1, 2, 3 [штурманской, ракетно-артиллерийской, минно-торпедной]. То есть мы уже приступили к монтажу вооружения на корабле. Основная задача на этот год - это приём [крейсером] электропитания, погрузка топлива на корабль. В следующем году задача номер раз - это приём пара, производство пусконаладочных работ непосредственно на корабле, увязка всех систем и механизмов, настройка, наладка», - сообщил 12 декабря 2022-го в программе «Вести Севмаша» ответственный сдатчик корабля проекта 11442М Владимир Павлов. 

Для понимания масштабов работ отмечу, что в реализации программы модернизации «Нахимова» только в 2022-м участвовало свыше 150 основных поставщиков.

В ходе Международного военно-технического форума «Армия-2023» генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко сообщил, что «Нахимов» впервые выйдет после модернизации на ходовые испытания в мае следующего года.

«Это уникальный в плане технического оснащения корабль. В нём полностью реализован весь тот потенциал, который заложен в данном проекте. Крейсер способен успешно выполнять боевые задачи в любой точке Мирового океана в любых погодных и климатических условиях. Ни штормы, ни ураганы ему не страшны. После передачи флоту "Адмирал Нахимов" прослужит как минимум 30 лет», - добавил Будниченко.

Как известно, за всё хорошее надо платить, и «Нахимов» не стал исключением из этого правила. Летом 2023 года в прессе появилась информация о том, что стоимость ремонта и модернизации крейсера «Нахимов» с момента начала работ увеличилась почти в два раза и уже превысила 200 млрд рублей. По всей видимости, это не окончательная сумма. Отмечалось, что подорожали работы, материалы для комплектующих, сами системы, предназначенные для оснащения корабля. Также постоянно увеличиваются требования ВМФ к проводимым на крейсере работам, из-за чего их зачастую приходилось переделывать.

Генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко.
© Фото автора
Генеральный директор «Севмаша» Михаил Будниченко.

Затянувшееся возвращение в строй «Нахимова» множило вопросы в отношении дальнейшей судьбы «Петра Великого». Отечественные СМИ неоднократно публиковали информацию о том, что после завершения испытаний модернизированного «Нахимова», аналогичные ремонт и глубокую модернизацию должен будет пройти и «Пётр». Однако чем дольше «Нахимов» оставался на «Севмаше», тем больше появлялось сомнений в том, что «Пётр» сможет когда-нибудь превратиться в ТАРК проекта 11442М. Мало того, возникли сомнения в том, что «Пётр» вообще сможет в ближнесрочной перспективе продолжать оставаться в составе ВМФ. В частности, 14 июля 2023 года источник, близкий к ВМФ, сообщил ТАСС: «Принципиальное решение о списании «Петра Великого» принято. Это должно произойти после возвращения в строй «Адмирала Нахимова». По данным собеседника агентства, в ожидании передачи «Адмирала Нахимова» флоту значительная часть экипажа «Петра Великого» перешла на борт «Нахимова», а оставшаяся часть экипажа «Петра Великого» обеспечивала его живучесть.

Впрочем, уже 17 июля 2023-го РИА Новости опубликовали сообщение источника с Северного флота о том, что никаких решений по тяжёлому атомному ракетному крейсеру «Пётр Великий» не принималось, корабль находится в боевом составе флота и выполняет задачи по своему предназначению. Официально информация ТАСС от 14 июля была опровергнута, однако с того момента какие-либо новости о «Петре Великом» полностью перестали публиковаться. Поэтому вопрос о его дальнейшей судьбе остаётся открытым.

Что же до «Нахимова», то в начале осени 2023-го стало известно, что крейсер готовят к пуску реакторов.

«С гордостью демонстрировать Андреевский флаг»

Следующая порция новостей о крейсере последовала в июне текущего года после начала работы Международного военно-морского салона «Флот-2024».

«По новым планам передача корабля [«Адмирал Нахимов» флоту] - после завершения соответствующих испытаний планируется на 2026 год», - сообщил 19 июня источник, близкий к ВМФ.

«На осень 2024 года поставлена задача провести физический пуск двух реакторов и оторваться от пирса. Заводские ходовые испытания корабля начнутся летом 2025 года, затем предстоит провести государственные испытания», - в тот же день объявил другой источник.

Скорей бы в море...
© РИА Новости
Скорей бы в море...

Наконец, 20 июня важное сообщение, с упоминания которого начинался этот текст, сделал глава ОСК. Процитирую его дословно.

«Порядок и сроки проведения испытаний определены генеральным графиком ремонта крейсера. Первый выход в море крейсера на испытания планируется после завершения всего комплекса швартовных испытаний в ноябре 2024 года. В настоящее время работы выполняются с соблюдением сроков генерального графика. На крейсере в соответствии с техническим проектом устаревшие системы и комплексы будут заменены на современные образцы вооружения и военной техники, которые по своим характеристикам соответствуют облику корабля четвёртого поколения - флагмана флота. После завершения ремонта Военно-морской флот получит новый, современный корабль, способный выполнять поставленные задачи во всех районах Мирового океана и с гордостью демонстрировать Андреевский флаг», - заявил Андрей Пучков.

Будем надеяться, что прогноз главы ОСК сбудется и в ноябре русская Death Star действительно оторвётся от причала. Ибо давно пора!

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама