«Железная леди» Страны восходящего солнца
Барабанщица и воительница возглавила кабинет министров Японии. Но это вовсе не значит, что 64-летняя Санаэ Такаити, которая 21 октября была избрана премьер-министром Страны восходящего солнца, далека от политики. Наоборот, она весьма искусный и опытный политик, что подтверждает и тот факт, что впервые в истории Японии женщина оказалась на вершине государственной власти. Причём, учитывая, что в Японии сильны традиции политических династий, необходимо подчеркнуть, что Такаити - редкий пример построения карьеры своими силами.
Кто хочет, тот добьётся
Первые шаги в политике она сделала более 30 лет назад, когда решила избраться в парламент как независимый кандидат. Однако первая попытка пройти в 1992 году в его нижнюю палату оказалась неудачной. Но уже в следующем году Такаити всё же добилась своего, став депутатом парламента. Там она, побывав членом нескольких ныне уже не существующих партий, присоединилась к правящей Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ), где у неё сложились хорошие отношения с ныне покойным Синдзо Абэ.
В правительствах, возглавляемых Абэ, Такаити занимала посты главы министерства по административным делам и коммуникациям, министерства экономической безопасности, министерства по научно-технической политике и ряд других должностей. При этом проявляла решительность, жёсткость и порой бескомпромиссность, беря в пример своего кумира Маргарет Тэтчер. Именно отсюда её стали называть, как и британского политика, «железной леди». Хотя, если обратиться к японской истории и японским традициям, то в средневековье таких женщин называли «онна-бугэйся» (дословно - «женщина-воин, женщина-воительница»).
В полной мере, вне всякого сомнения, это название относится и к Такаити. Особенно если учесть, что она любит соревнования по боевым искусствам, увлекается подводным плаванием, является активным болельщиком игры в бейсбол. А в молодости Такаити гоняла на мотоцикле и играла на барабанах в хеви-метал-группе.
Такие качества Такаити и потребовались либерально-демократической партии, влияние которой в стране из-за коррупции в её рядах, а также недовольства японцев политикой предыдущих правительств стало резко снижаться.
Об этом убедительно свидетельствуют результаты всеобщих выборов в главную нижнюю палату представителей осенью прошлого года и прошедших в июле 2025 года выборах в верхнюю палату советников. На них ЛДПЯ потерпела поражение, утратив большинство в обеих палатах.
С Такаити же либералы связывают надежды на восстановление своих позиций в стране. Тем более что она не раз заявляла о своей готовности и способности решить эту задачу. В результате Такаити в сентябре была избрана председателем ЛДПЯ. «Вместо того, чтобы прямо сейчас радоваться, я чувствую, что меня ждут серьёзные испытания. Я убеждена, что перед нами горы работы, которые мы должны преодолеть вместе. Все поколения должны объединиться и работать как единое целое, чтобы восстановить ЛДПЯ. Каждому придётся пахать как лошадь», - заявила новоизбранный лидер.
А на прошлой неделе ЛДПЯ провела Такаити и в премьер-министры Японии. Правда, для победы в парламенте на выборах премьера либеральным демократам пришлось пойти на альянс с консервативной партией «Общество обновления Японии», так как прошлая их коалиция с «Комэйто» развалилась.
Миру - мир, а милитаризм на очереди
Нельзя не заметить, что соглашение с консервативным «Обществом обновления Японии» даёт ЛДПЯ более близкого партнёра в вопросах обороны и внешней политики. В то время как «Комэйто» стремилась поддерживать ровные отношения с Пекином и опасалась ослабления ограничений Японии на экспорт оборонной продукции, «Общество обновления Японии» в большей степени разделяет взгляды Такаити на наращивание военного потенциала страны и на углубление союзнических отношений Токио с США.
Правда, альянсу ЛДПЯ и «Общества обновления Японии», имеющему в парламенте в общей сложности 231 место из 465, не хватает двух мест для получения большинства. А это означает относительную шаткость власти Такаити, сложность проведения ею законодательных актов, особенно принятия бюджета страны. Тем не менее новый премьер-министр решительно заявила, что сделает Японию сильной и вернёт её на вершину, с которой она будет уверенно противостоять соседним странам и народам.
При этом Такаити акцент делает не на экономическом развитии Японии, хотя, конечно же, достаточно много говорит о существующих проблемах в этой области, а на её дальнейшей милитаризации.
И в этом нет ничего удивительного, так как ещё одной характерной чертой этой воительницы являются её «ястребиные и реваншистские взгляды». В частности, она прямо и не без бравады заявляет, что не видит ничего предосудительного в посещении японскими высокопоставленными политиками, включая премьер-министра, синтоистского храма «Ясукуни», где почитаются души воинов, погибших за Японию и императора, в том числе и военных преступников периода Второй мировой войны. И не только говорит, но и делает это. Однако в октябре 2025-го, уже в статусе лидера ЛДПЯ, она воздержалась, надо полагать, опасаясь скандала, от визита в храм и ограничилась ритуальным подношением.
Тем не менее нетрудно предположить, что, став премьером, Такаити не откажется от своей идеологической установки, выражающейся также в её намерении добиваться пересмотра пацифистской конституции, отказа от наложенных основным законом страны запретов и ограничений в области военной политики, восстановления роли вооружённых сил.
Такаити переведёт «Силы самообороны» в «силы самонападения»
Как известно, прячась за своим стыдливым названием «силы самообороны», японская армия по её боевой мощи уже сегодня занимает пятое место в мире. Она имеет, как сообщают информагентства, более 900 боевых самолётов, 48 эсминцев, в том числе восемь, оснащённых американскими корабельными системами ПРО Aegis, и 20 подводных лодок. Это больше, чем имеется таких вооружений в Великобритании, Германии и Италии. Япония также приобретает у США 147 истребителей F-35, в том числе 42 палубных F-35B, что делает её крупнейшим пользователем американских истребителей-невидимок за пределами Соединённых Штатов.
Одновременно идёт планомерное наращивание ударного потенциала вооружённых сил. В частности, большое значение придаётся разработке комбинированных наступательных и оборонительных систем для повышения оперативной гибкости и укрепления способности вести продолжительные боевые действия. Для этого закуплены 400 американских «Томагавков», а также создаются собственные ракеты «Тип 12» наземного, корабельного и воздушного базирования. Уже определено, что новые ракеты, имеющие дальность действия более 1000 километров, будут размещены на двух базах сухопутных сил, расположенных на южном острове Кюсю.
На вооружение поступают также недорогие серийно выпускаемые системы перехвата, такие как ракеты класса «земля-воздух» малой дальности и переносные системы противовоздушной обороны, служащих для противодействия большому количеству низкоуровневых воздушных угроз. Кроме того, планируется более широко использовать технологию 3D-печати (также известную как «аддитивное производство», или AM) для обеспечения быстрой и стабильной поставки оружия и боеприпасов, тем самым преодолевая ограничения традиционных цепочек поставок.
На эти цели выделяются огромные средства. Если ранее Япония ограничивала военный бюджет одним процентом от ВВП, то с 2022 года Токио начал наращивать траты на оборону до двух процентов от ВВП. А в 2026 году Япония перешагнёт, надо полагать, и этот рубеж. Минобороны страны предложило рекордный оборонный бюджет на этот год - 8,85 триллиона иен (около 60,16 миллиарда долларов).
Из этой суммы 30,5 миллиарда иен будет выделено на массовое производство гиперзвуковых ракет, обеспечивающих возможность осуществлять атаки из точек за пределами досягаемости противника. Планируется приобрести несколько тысяч беспилотников 10 типов для сухопутных, морских и воздушных сил самообороны страны, включая малые ударные БПЛА. Значительные инвестиции предусмотрены на совершенствование ПВО за счёт модернизации систем обнаружения ракет и отслеживания их полётов, обновления зенитных ракетных комплексов Patriot.
Однако, по мнению Такаити, этого недостаточно для обеспечения безопасности страны. Она настаивает на наращивании военных усилий в космосе, киберпространстве и РЭБ. И в этой связи выступает за увеличение расходов на военные цели, причём без установления фиксированного процента от ВВП на них.
Не исключено, что Такаити инициирует процесс по обладанию страной ядерного оружия. Нельзя не заметить, что если раньше в Японии об этом говорили вполголоса, и эту идею поддерживал небольшой процент населения, то сейчас японцы всё больше склоняются к этому. Высказывалась по этому поводу и Такаити, поставив под сомнение необходимость соблюдения «трёх неядерных принципов»: не обладать, не создавать и не допускать на свою территорию ядерное оружие.
В целях укрепления безопасности страны Такаити выступила и за создание в Японии собственного разведывательного агентства наподобие ЦРУ. Предполагается, что новое подразделение будет подчинено премьер-министру и генеральному секретарю кабмина. Руководитель нового ведомства получит полномочия давать указания различным министерствам и ведомствам, сообщила газета «Иомиури».
«Я подниму японо-американские отношения на новую высоту»
Свою решительность в наращивании военных усилий Японии Санаэ Такаити подтвердила в программной речи в парламенте по случаю вступления в должность премьер-министра. «Свободный, открытый и стабильный мировой порядок, к которому мы привыкли, подвергается испытаниям в свете исторических изменений в балансе сил и обострения геополитического соперничества», - сказала она, подчеркнув при этом необходимость укрепления безопасности страны.
Говоря о внешней политике Токио, Такаити повторила, что «краеугольным камнем дипломатии и политики в области безопасности Японии» является альянс с США, который она намерена укреплять.
Но для этого ей придётся, надо подчеркнуть, прежде всего как-то ликвидировать неопределённость в отношении военно-экономического союза Японии с Соединёнными Штатами, возникнувшую из-за требований Дональда Трампа к Токио платить больше за присутствие американских войск в регионе, а также из-за введения Белым домом торговых тарифов.
В этой связи Такаити предстоит выдержать серьёзный экзамен в ходе встречи с Трампом, который в ближайшие дни посетит Японию с визитом. Тем не менее она не теряет надежды на расширение взаимодействия Японии с США. «Я встречусь с президентом Трампом в ближайшее время и подниму японо-американские отношения на новую высоту, - заявила Такаити. - Мы укрепим доверие между нашими лидерами посредством откровенного обсуждения проблем, с которыми сталкиваются Япония и Соединённые Штаты, - и не только двусторонних вопросов, но и проблем в Индо-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Европе и на Украине».
Сообщая об этом, агентство Bloomberg высказывает предположение, что сторонам удастся найти взаимопонимание и договориться на почве противостояния с Китаем, в чём они придерживаются совпадающих во многом взглядов.
Новый японский премьер демонстрирует даже более воинственную позицию по отношению к Китаю, чем Трамп.
В частности в апреле она совершила поездку на Тайвань и там призвала Тайбэй к расширению сотрудничества с Японией в области безопасности. А в ходе предвыборной кампании неоднократно подчёркивала, что «Тайвань - чрезвычайно важный партнёр и ценный друг для Японии». В Пекине поездку на Тайвань назвали «опасной провокацией», отметив, что «в своём подходе к Китаю Такаити придерживается воинственного тона, замаскированного под стратегические заявления».
В своей программной речи новый премьер-министр Японии назвала Китай «важным соседом», с которым «необходимо выстраивать конструктивные и стабильные отношения». Однако тут же высказала опасения в связи с действиями Китая в военной сфере.
По словам Такаити, Япония также намерена продолжать продвигать идею «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», которую, как известно, предложил в 2016 году занимавший на тот момент пост премьера Японии Синдзо Абэ и которая направлена на противостояние китайской инициативе «Один пояс - один путь». Теперь её активно продвигают США, Япония и их союзники. В частности, Такаити заявила, что в этой связи она намерена развивать взаимодействие с Филиппинами, Австралией, Южной Кореей и другими странами-единомышленниками, «разделяющими фундаментальные ценности».
«Тифон» преткновения
Что касается отношений с нашей страной, то с приходом Такаити к власти ожидать в них изменений, тем более в лучшую сторону, не приходится. В новом кабинете министров Японии уже заявили, что будут придерживаться западной позиции в украинском конфликте, а также поддерживать продолжение санкционной политики в отношении России.
Япония не изменит своей позиции и по Курильским островам, которые в стране называют «северными территориями». Особенно учитывая тот факт, что в своё время Такаити занимала пост министра по делам «северных территорий» и настойчиво проводила линию Японии в этом вопросе.
А став лидером ЛДПЯ заявила: «Северные территории» - это исконные японские территории, и мы будем делать всё возможное для решения этой проблемы». Подтвердила она эту позицию и в программной речи в парламенте, заявив, что правительство Японии настроено на заключение мирного договора с Россией, но для этого необходимо решить проблему «северных территорий».
Так что Такаити намерена продолжать гнуть линию в этом вопросе предыдущих японских правительств. И ещё. В прошлом году США не раз заявляли, что намерены усилить Японию ракетными комплексами наземного базирования средней дальности Typhon, разместив их в том числе на Хоккайдо, вблизи российских границ. И от своих планов США до сих пор не отказались. Более того, несмотря на то, что Россия категорически возражала против такого шага, один комплекс всё же был доставлен в Японию в сентябре для проведения совместных учений с США. Этот комплекс до сих пор находится на японской территории. Учитывая же воинственность Такаити и её стремление укреплять военные связи с США, нельзя исключить, что эти ракеты ещё в большем количестве появятся в Японии. И это не может не вызывать у России обеспокоенность и готовность принять соответствующие ответные меры для обеспечения своей безопасности.