Большая проблема - главный человек Зеленского
Политика США в отношении России и Украины, похоже, меняется в зависимости от того, какого иностранного лидера президент Дональд Трамп на тот или иной момент считает главным раздражителем и препятствием на пути к миру: Владимира Зеленского из Украины или Владимира Путина из России. Но Трампу стоит время от времени направлять своё недовольство на менее известную фигуру: Андрея Ермака, главу администрации Зеленского и его правую руку. После вторжения России в феврале 2022 года Ермак стал таким же влиятельным, если не более, чем сам президент Украины.
Ермак как двигатель политики
Ермак использовал своё огромное влияние в правительстве Зеленского, чтобы контролировать военный поток информации между руководством Киева и западными столицами; продвигать жёсткую позицию на переговорах, которую многие аналитики считают контрпродуктивной; отодвигать министров в попытке контролировать дипломатические каналы Украины.
Он также стремился задвинуть на второй план фигуры и организации, играющие ключевую роль в военных действиях, в том числе Главное управление разведки (ГУР) Украины. Сообщается, что уважаемый на Украине и закалённый в боях глава агентства Кирилл Буданов (внесён в список экстремистов и террористов в РФ) столкнулся с неоднократными попытками Ермака вытеснить его из правительства.
Глубокое и своеобразное влияние Ермака на Зеленского вызывает более широкие опасения, выходящие за рамки текущей войны. Эти двое объединили украинцев в первые недели после вторжения Путина, мужественно отказавшись бежать из страны и даже демонстративно заявив о своём намерении остаться, но в наши дни их замкнутое партнёрство всё больше угрожает фундаментальной ценности, за которую борются украинцы: демократии западного образца.
Ермак называл критиков Зеленского российскими марионетками, использовал государственные институты в качестве оружия против внутренних политических противников, препятствовал борьбе Украины с коррупцией и, по мнению критиков, создал новую систему олигархии.
Как всё начиналось
История Ермака началась не в мире политики. Он был адвокатом, кинопродюсером и время от времени занимался импортом предметов роскоши, когда в 2011 году впервые встретился с Зеленским - в то время комиком и актёром. Они поладили, и Ермак, который не женат и не имеет детей, позже признался, что восхищался тем, как Зеленский рассказывал о семейной жизни. В 2019 году Ермак работал над президентской кампанией Зеленского и после его убедительной победы стал главным советником по внешней политике в новой администрации. В следующем году Ермак был назначен главой Офиса президента Украины, и эта должность стала для него камнем преткновения в правительстве Зеленского.
Судя по всему, Зеленский и Ермак - неразлучные друзья и доверенные лица. Проукраинский журналист Кристофер Миллер из Financial Times в статье о Ермаке, опубликованной в июле этого года, сообщил, что эти двое даже спят рядом друг с другом в президентском бункере, часто после ночной игры в настольный теннис или просмотра классических фильмов.
Ранним утром они вместе поднимают тяжести, причём здоровяк Ермак ростом более 180 см, вероятно, добавляет на штангу больше блинов, чем лилипут Зеленский. После этого Ермак в течение многих часов напряжённо работает в своём кабинете, расположенном двумя этажами ниже президентского. «Теперь к Зеленскому нельзя попасть в обход Ермака, - сказал один из бывших руководителей администрации президента Украины. - И в этом проблема».
Когда две недели назад Зеленский прибыл в Вашингтон на очередную встречу с Трампом в Белом доме, Ермак был там, на взлётно-посадочной полосе, и «приветствовал» украинского лидера, когда тот выходил из самолёта. Он также присутствовал на рабочем обеде с ближайшим окружением Трампа и сидел справа от Зеленского. В течение нескольких недель до этого Ермак активно работал за кулисами, готовя украинскую команду к очередной встрече в Белом доме и выражая надежду - как оказалось, ложную, - что Трамп готов предоставить Украине ракеты большой дальности «Томагавк». (Ермак также настаивал на проведении встречи в Белом доме в феврале - той самой, которая обернулась катастрофой и теперь известна как «взрыв» в Овальном кабинете.)
Поле переговоров - не поле боя
Некоторые аналитики восприняли недавнюю встречу, которая переросла в перепалку за закрытыми дверями, как доказательство того, что Ермак неверно оценивает ситуацию в Вашингтоне и даёт плохие советы о том, как выстраивать отношения с Белым домом. Они также указали на встречу Зеленского с главами «ястребиных» американских аналитических центров, большинство из которых выступают против консервативного движения MAGA, возглавляемого Трампом. Это явная трата драгоценного времени и возможное раздражение для чиновников Белого дома, которые выступают за сдержанность во внешней политике.
Эта критика не нова. В июне издание Politico сообщило, что представители обеих партий в США презирают Ермака и считают его «несведущим в политике США, грубым и чрезмерно требовательным к американским чиновникам».
Тем не менее, несмотря на всю неприязнь, которую он может вызывать у американской элиты, Ермак - опытный политический деятель, и в конечном счёте они с Зеленским получили от этой поездки многое из того, чего хотели. Хотя Трамп отказался предоставить «Томагавки», президентский маятник качнулся в противоположную от России сторону. Ранее анонсированный саммит Трампа и Путина в Будапеште был отложен, США сняли ограничения на запуск Украиной предоставленных Западом ракет по России, а Трамп объявил о первых санкциях против Москвы за время своего второго срока.
Но хотя Ермаку, возможно, удастся одержать политические победы и продвинуть обнадёживающую идею о приближающейся победе над Россией, эта идея всё больше противоречит ухудшающейся ситуации на поле боя. Несмотря на все успехи Ермака в обеспечении поддержки Запада, его махинации, вероятно, сделали любое дипломатическое урегулирование с Россией в будущем менее вероятным. А без урегулирования путём переговоров Украина вряд ли сохранится как суверенное и демократическое, пусть и урезанное, государство.
Обратите внимание на настойчивое требование украинцев о проведении трёхсторонней встречи лидеров с участием Трампа, Зеленского и Путина. Это требование встревожило Кремль, который выступает за проведение подготовительных встреч для проработки деталей перед тем, как три президента соберутся для подписания соглашения. Некоторые американские эксперты также рекомендуют провести ряд встреч на более низком уровне, чтобы подготовить почву для мирного саммита. В конце концов, маловероятно, что три президента, если они встретятся для завершения послевоенного урегулирования, смогут прийти к согласию по таким сложным вопросам, как ширина демилитаризованной зоны на востоке Украины.
Но сам Трамп поддержал громкие дискуссии на президентском уровне, создав тем самым возможность для Киева. Настаивая на проведении такого саммита, украинское правительство может представить себя как партнёра американского президента, а Путина - как непримиримого противника дипломатии.
Ермак воспользовался этой возможностью, но тем самым он помог отсрочить долгий и трудный дипломатический процесс, который может потребоваться для прекращения войны, продолжающей опустошать Украину.
Путь к Зеленскому только через Ермака
Ермак также одерживает краткосрочные политические победы в беспощадной игре украинской внутренней политики. Во время предвыборной кампании 2019 года Зеленского окружала свита из лояльных и компетентных подчинённых, многие из которых были уволены, пока Ермак устранял политических соперников и обеспечивал продвижение личных союзников на высшие должности. Также широко распространено мнение, что он организовал отставку Валерия Залужного, который стал политической угрозой для Зеленского после того, как в начале войны добился почти мифической популярности, командуя украинскими военными. Залужного отправили в Лондон, где он служит послом.
После скандала в Овальном кабинете в феврале офис вице-президента Дж. Д. Вэнса обратился к Залужному, рассматривая его как потенциальную замену Зеленскому, но Ермак убедил бывшего генерала отклонить эти предложения. Этот эпизод показывает, что Белый дом не может обуздать Зеленского, не обратив внимания на не менее влиятельного Ермака, который продемонстрировал настоящую политическую проницательность.
Но личные политические победы Ермака подорвали хрупкую украинскую демократию, лишив полномочий парламент и другие представительные институты. «У нас нет нормально функционирующего кабинета министров, рассказала Politico Дарья Каленюк, глава общественной организации «Центр противодействия коррупции». - Вместо этого у нас есть некий квазикабинет министров во главе с Ермаком, который контролирует доступ к повестке президента и к самому президенту».
«К чёрту Ермака!» - как американцам перехитрить и Москву, и Киев
По мере того как Ермак набирал влияние на политической арене Киева, простые украинцы, не имеющие доступа к власти, начали обращать на него внимание. После того как в июле Зеленский подписал закон, ограничивающий независимость антикоррупционных органов, - это был захват власти, разработанный и осуществлённый Ермаком, - уличные протестующие ясно дали понять, кто, по их мнению, больше всего заслуживает осуждения. «Ермак, вон!» - скандировали они. «К чёрту Ермака!» Столкнувшись с политическим сопротивлением, Зеленский отменил свой указ.
Ермака давно подозревают в препятствовании расследованию коррупционных преступлений, что способствует недоверию к нему со стороны украинцев. В 2021 году было тайно закрыто дело о взяточничестве, возбуждённое против его младшего брата Дениса.
Разногласия между Ермаком и украинским народом возникли и по вопросу о том, как должна закончиться война. Согласно недавнему опросу Gallup, подавляющее большинство украинцев - 69% - считают, что Киеву следует вести переговоры с Россией, чтобы как можно скорее положить конец войне. Только 24% заявили, что украинское правительство должно сражаться до победы. Тем не менее Ермак отвергает разговоры об уступках Москве и ограничивает дипломатическую стратегию Киева. В статье, опубликованной в прошлом году в журнале Foreign Affairs, Ермак изложил своё видение пути Украины к миру. «Шаг первый: выиграть войну».
Конечно, Путин может никогда не согласиться ни на какой другой исход войны, кроме полной военной капитуляции Украины. Но по мере того как война приближается к этому мрачному финалу, украинцы должны быть готовы к добросовестным переговорам на субпрезидентском уровне, если Кремль решит, что ему нужен мир. Более того, украинцам нужно подготовиться к тому, что последует за урегулированием путём переговоров: к многолетним усилиям по искоренению системной коррупции, укреплению представительных институтов Украины и, наконец, к окончательному разрыву с постсоветскими структурами олигархической власти.
Судя по его вкладу в ход войны, Ермак, если он останется влиятельной фигурой после её окончания, будет препятствовать усилиям Украины по достижению каждой из этих целей. Пока администрация Трампа оценивает угрозы для украинского государства, ей следует найти способ перехитрить не только президента в Москве, но и человека, который руководит Офисом президента в Киеве.