Чёрная полоса Чёрного континента
Дело не в христианах
Известно, что у Трампа отличный политический нюх. В своей избирательной кампании он сделал ставку на консервативную Америку, которая представляет собой смесь, прежде всего, различных протестантских течений с небольшим добавлением католиков. Всё это называется «христианская Америка», которая резко сопротивлялась ультралиберальной повестке демократов, продвигавшейся при администрации Байдена. Трамп положился на это большинство консервативных американцев, которое и помогло ему второй раз войти хозяином в Белый дом.
Поэтому недавнее «возмущение» Трампа по поводу преследования христиан в Нигерии прозвучало как будто бы логично. На днях президент США выразил озабоченность по поводу «экзистенциальной угрозы», которая нависла над христианством в Нигерии. Он предупредил, что Соединённые Штаты введут войска в эту африканскую страну или нанесут по ней авиаудары, если её лидеры не «поторопятся» остановить насилие в отношении христиан.
Руководство Нигерии было в шоке от такого выпада Трампа. Министр иностранных дел страны Юсуф Туггар опроверг слова американского президента о якобы преследовании христиан при поддержке нигерийских властей. Впрочем, кому в Вашингтоне интересно мнение властей Нигерии?
Правда, смущают как минимум два факта. Во-первых, на фоне заботы о христианах в Нигерии Вашингтон в упор не видит геноцида христиан в Сирии, чинимого новыми сирийскими властями, которые пользуются поддержкой США.
А во-вторых, и это главное, все разговоры о притеснении христиан в Нигерии американцы начали несколько недель назад. А раньше они в Нигерии ничего похожего не замечали, хотя столкновения на религиозной почве с участием мусульман и христиан там продолжаются не одно десятилетие. Всё это уже наводит на мысли о том, что дело не в христианах.
Недобрый самаритянин
Как уже кто-то метко подметил, Трамп меньше всего похож на доброго самаритянина из евангельской притчи. Да и вообще никто ещё, пока Трамп находится в центре мирового внимания, не уличил его в бескорыстии и честности. Лицемерие, ложь и самомнение космических масштабов - вот его главные отличительные черты. Он торговец, большой любитель денежных знаков, а потому не может быть бескорыстным.
Похоже, нигерийцам придётся скоро встречать американских солдат на своей земле, которая скрывает огромные запасы нефти и газа. Всё дело в нигерийской нефти, а не в гонениях на христиан или стремлении Трампа их защитить. А что до джихадистов, которые на самом деле терроризируют нигерийских христиан, то тут тоже всё просто.
В апреле этого года на слушаниях в комитете Палаты представителей по вопросам иностранной помощи (которые транслировались в прямом эфире телеканала Fox News) было сообщено, что администрации Обамы и Байдена годами финансировали известные исламистские группировки по всему миру. Сотни миллионов долларов американских налогоплательщиков были переправлены радикальным террористическим организациям на Ближнем Востоке и в Африке.
Но Обама и Байден просто попали под раздачу. Дело в том, что джихадисты - инструмент всех администраций США для проведения нужных «мероприятий» в том или ином уголке мира. Не чурается этого и Трамп. Зачем нынешнему президенту США отказываться от наработок американских спецслужб за прошлые годы?
Практически со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что провокации джихадистов против христиан в Нигерии - дело рук самих американцев, которые тем самым создали предлог для вторжения в страну, чтобы взять под контроль нигерийские энергоресурсы.
Транссахарский газопровод
То же самое происходит в отношении Венесуэлы, где американцы хотят захватить контроль над нефтью. Там предлогом для вторжения в страну служит «борьба с наркокартелями», а в Нигерии - «защита христиан».
Нигерия является одним из крупнейших экспортёров нефти и входит в двадцатку стран по объёму разведанных нефтяных запасов. Страна, по разным данным, занимает восьмое место по запасам газа и является одним из ведущих производителей сжиженного природного газа.
И потому для Трампа, который видит себя «королём мира», Нигерия представляет собой важный геополитический инструмент. Контроль над миром, чего добивается Трамп, возможен при контроле за мировым производством и распределением энергоресурсов. Углеводороды - это в руках Трампа инструмент и давления, и поощрения, то есть инструмент управления геополитическими процессами. В данном случае для Трампа на кону стоит европейский рынок углеводородов, установление контроля над ним и выдавливание из него России.
В этой связи надо напомнить, что в июле 2022 года Евросоюз начал финансирование строительства Транссахарского газопровода (TGSP), по которому газ из Нигерии должен был бы поступать в Алжир, а оттуда - в Европу. Евросоюз пытается тем самым устранить свою зависимость от российского газа.
Между тем, проект газопровода TGSP общей протяжённостью 4128 км к настоящему моменту выполнен примерно на 80%. «Ахиллесовой пятой» всего проекта является отсутствие безопасности из-за действия в регионе исламистских группировок, которые уже угрожали взорвать газовую магистраль. Но заметим, британская компания Penspen в марте 2025 года всё же заключила контракт на завершение строительства TGSP. Это может вызывать удивление: британцы так рискуют при опасности потерять инвестиции?
В Алжире ситуация с безопасностью вполне удовлетворительная, чего не скажешь про Нигерию и Нигер, на которых приходится в общей сложности 1878 км газопровода. Там действуют джихадисты из запрещённых в России террористических группировок «Боко Харам» и «Исламского государства». Кроме того, в Нигерии снова засуетились сепаратисты, о которых не было слышно с конца 60-х годов прошлого века, когда они боролись за независимость «Республики Биафра» на территории страны. Кто их возродил? Уж не американцы ли?
Британцы не стали бы вкладывать деньги в проект, не будь уверены в его успехе. Они знают, что газопровод останется в безопасности, потому что ситуация под контролем Вашингтона.
США в нигерийской авантюре преследуют как минимум две цели. Для них этот газопровод является важным в конкурентной борьбе за исключение России из европейского энергетического рынка. И, несомненно, второй задачей Трампа является подмять под себя ЕС в этом проекте.
Зачем Трампу Европа, которая сама себя снабжает газом? Не для того американцы взорвали русские «Северные потоки» на Балтике, что бы европейцы вырвались из американской энергетической удавки, используя ресурсы Африки.
Смысл не в том, чтобы африканцы продавали газ европейцам, а в том, чтобы европейцы покупали его через американцев. А это возможно в том случае, если США будут контролировать ту территорию, где газопровод TGSP берёт своё начало, и ту территорию, где джихадисты могли бы его повредить. Джихадисты и исходящая от них «опасность» - прекрасный повод для США взять по контроль всю Нигерию и Нигер.
Предложение, от которого трудно отказаться
Власти Нигерии всегда выступали против присутствия на территории страны иностранных войск. Но выдвинутое против них Трампом обвинение в «пособничестве террористам» в конце концов сделает их весьма сговорчивыми. Так что в Нигерии скоро появятся американские военные, а за ними - и американская военная база, а может, и не одна. Нефть, газ и контроль над миром того стоят.
В целом же «нигерийский проект» Трампа надо рассматривать в комплексе задач нынешней американской администрации по уничтожению России как источника дешёвых нефти и газа и как страны, которая может использовать эти ресурсы в своих геополитических целях.
Вероятная оккупация Нигерии, планы взять под контроль нефть Венесуэлы, выдавливание России из энергетического рынка Европы и, в частности, препоны для поставок российских энергоносителей в Сербию, Венгрию и Словакию, давление на Индию с целью заставить её отказаться от нашей нефти - всё это звенья одной цепи, которую цинично куёт администрация Трампа.
Появление американских войск в Нигерии - вопрос ближайшего времени. А там, глядишь, и джихадисты сами собой как-то рассосутся. Но газ для европейцев не станет от этого дешевле, потому что он всегда будет де-факто американским.