Сколько стоило пообедать с Трампом?
…Тот день выдался в Кремле напряжённым. Сначала Владимир Путин по телефону обсудил с главой Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым реализацию крупных совместных проектов в энергетике и укрепление торгово-экономических и гуманитарных связей, а потом встречал прибывшего с государственным визитом президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
По итогам были подписаны Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве и союзничестве, программа экономического сотрудничества до 2030 года и ещё с десяток документов. В частности, Россия высказала намерение расширить газоснабжение северных и восточных областей Казахстана и наладить совместную добычу редкоземельных металлов.
Токаев был благодарен и по случаю вспомнил мудрое казахское изречение: «Богом данный сосед». А потом уточнил, что для его страны мудрый сосед - это Россия, «уникальная страна, цивилизация, великая держава, сыгравшая и по сей день играющая исключительную роль в мировой истории и определяющая ход глобальных процессов». Нашлись тёплые слова и о Владимире Путине.
В общем, остановка была сердечной. Можно сказать, идеальной для государственного визита, если бы не ощущение лёгкого дежавю - в том смысле, что нечто похожее мы совсем недавно уже слышали в Вашингтоне.
Платите улыбкой…
Всего лишь неделю назад, когда Дональд Трамп принимал в Белом доме лидеров среднеазиатских стран - президентов Казахстана Касым-Жомарта Токаева, Киргизии - Садыра Жапарова, Узбекистана - Шавката Мирзиёева, Таджикистана - Эмомали Рахмона и туркменского «вождя нации» Сердара Бердымухаммедова. Вообще-то, такая традиция существует с 2015 года, но если прежде с посланцами Средней Азии обычно встречались чиновники второй руки, то на этот раз Трамп, не скрывающий свои планы на этот регион и жаждущий насолить России, из-за несговорчивости которой он не получил Нобелевскую премию мира, предпочёл пообщаться лично.
Тогда буквально все мировые СМИ отметили, что среднеазиаты обращались к Трампу не просто в комплиментарном, а в до тошноты восторженном тоне. Пытаясь сыграть на болезненном тщеславии хозяина Белого дома, его называли и «великим миротворцем», и «великаном политики», а Токаев назвал Трампа «великим лидером, посланным небесами, чтобы вернуть здравый смысл и традиции, которые мы все разделяем и ценим».
После чего на воспевальщиков, по логике вещей, должен был пролиться золотой дождь. Однако никаких сказочных бонусов в обмен на потоки лести лидеры Средней Азии не получили. Более того, за сам факт приёма в Белом доме они вынуждены были ещё и заплатить. По крайней мере, пообещать, что заплатят.
Например, в уплату за обед Касым-Жомарта Токаева в Белом доме Запад получит доступ к казахским редкоземельным элементам, а Астана - красивые сертификаты, совместные проекты и малый процент от прибыли, по типу аналогичной сделки с Украиной. Причём США собираются добывать в Казахстане редкоземельные металлы исключительно на своих условиях: оборудование и сервис - только американские, кредиты - только в долларах. При этом Казахстан смог предложить всего 17 млрд долларов инвестиций в экономику США. Ну, столько было...
А вот Ташкент пообещал дать Вашингтону колоссальную сумму. «В течение трёх лет Узбекистан инвестирует почти 35 млрд долларов в ключевые американские отрасли, включая важнейшие полезные ископаемые, авиацию, производство автозапчастей, инфраструктуру, сельское хозяйство, энергетику, химическую промышленность, информационные технологии и другие. А в течение следующих десяти лет - больше чем на 100 млрд долларов», - заявил Трамп.
Но при этом не упомянул, что весь годовой бюджет Узбекистана составляет 35 млрд долларов.
Получили свой кусок среднеазиатского пирога и американские авиастроители. Национальные авиаперевозчики Казахстана, Узбекистана и Таджикистана подписали соглашения о покупке самолётов Boeing - 15, 22 и 14 единиц соответственно. Теперь эксперты полагают, что лидеры Средней Азии, которых «развели» на многомиллиардные контракты, скорее всего, пойдут по пути европейцев: платить ничего не станут, а будут ждать, пока Трамп уйдёт. Однако какую-то часть обещаний в ближайшие три года им выполнить всё равно придётся. Так что бесплатных обедов в Белом доме не бывает.
Регион, привлекательный во всех отношениях
Есть мнение, что посиделки лидеров Средней Азии с Трампом в Вашингтоне могут стать предтечей разворота в политике некогда верных союзников России. Что Москве наглядно продемонстрировали: постсоветские среднеазиатские республики в любой момент могут уйти из-под русского зонтика к американским инвестициям в редкозёмы, в транспортные коридоры и безопасность без ОДКБ. И что они знают себе «истинную цену». Тем более что сегодня этот регион - одно из важнейших пространств на «мировой шахматной доске». Через Среднюю Азию проходят торговые коридоры, связывающие Китай с Европой, и уже прокладываются транспортные коридоры к Индийскому океану.
Но для американцев важнее другое - Средняя Азия имеет и большой потенциал нестабильности, значит, может создать проблемы для Москвы и Пекина. И американская пресса даже не пытается скрывать, что Вашингтон намерен всерьёз конкурировать с российским и китайским влиянием в регионе. Поэтому в ходе закрытой части саммита Штаты, как минимум, постарались склонить среднеазиатских лидеров к усилению экономического давления на Россию путём более жёсткого соблюдения западных санкций.
При этом, по данным Минэкономики, Россия только в 2024-2025 годах влила в регион более 12 млрд долларов в виде кредитов и грантов - на реконструкцию старых газопроводов и прокладку новых, строительство ГЭС, содержание военных баз и т.д. Но вместо благодарности среднеазиаты показали Кремлю совместное фото с Трампом.
Иными словами, Трамп продвигает свою модель внешней политики теперь и в Средней Азии, которая сводится к нескольким ключевым пунктам: требованию от региональных властей максимально благоприятных условий для инвесторов, захвату самых богатых месторождений и максимально быстрому выводу капиталов и ресурсов. С минимальной локализацией внутри местных экономик, как это делается, например, на Украине.
Также Вашингтон рассматривает Среднюю Азию как перспективного поставщика полезных ископаемых. Прежде всего урана и редкозёмов. Только в Таджикистане действует более 70 компаний с участием американского капитала, составляющих львиную долю в сфере добычи и переработки полезных ископаемых.
Судя по итогам обеда у Трампа, США прилагают немалые усилия, чтобы затянуть страны Средней Азии в свою политическую орбиту. При этом заявлениями об «общих целях в области безопасности, экономики и окружающей среды» маскируется реальная геостратегическая цель - превращение региона в антироссийский и антикитайский плацдарм.
Для этого задействуется апробированный способ - создание десятков НПО под предлогом якобы «сотрудничества в областях общего интереса». В качестве примеров можно привести «декоративную» борьбу с наркотиками, с коррупцией и так далее, которая обычно завершается цветной революцией, то есть госпереворотом. Количество таких НПО в странах Средней Азии колеблется от нескольких десятков до сотен.
Вторая Украина
Как считает руководитель петербургского Центра изучения стран Востока Кирилл Котков, самая проамериканская страна в регионе - это Казахстан:
«Более того, в перспективе Казахстан может стать "второй Украиной". Проводя параллели с Незалежной, экс-президента Назарбаева можно было назвать "казахским Кравчуком", а нынешнего лидера Токаева - "казахским Кучмой". В силу специфики самой страны - относительно небольшое население, избыток природных ресурсов и т.д. - те процессы, которые шли под контролем Запада на Украине, в Казахстане идут замедленно. Но суть скрытой западной политики в этой стране - примерно та же, и рано или поздно она вскроется».
Надо полагать, имеют некоторое сходство с Украиной и другие среднеазиатские государства, но упор именно на Казахстан администрация Трампа делает ещё и потому, что эта страна один из главных поставщиков урана на американский рынок - закрывает едва ли не треть потребностей США. Кроме того, в Казахстане серьёзные залежи редкоземельных металлов, ставших для Трампа после столкновения с Китаем своеобразной идеей-фикс: Америка сделает всё, чтобы снизить свою зависимость по редкозёмам от КНР.
Нефть - главный источник доходов Казахстана. При этом многие месторождения уже находятся в руках западных компаний, преимущественно британских и американских. Особенно влиятельна Exxon Mobil. Для Вашингтона это очень мощный рычаг давления на Астану. Тем более что через Казахстан идёт значительная часть грузового транзита из Китая, который, когда надо, тормозится под предлогом того, что Астана старается соблюдать антироссийские санкции.
Уроки Трампа
В остальных странах Средней Азии западное влияние пока что не так очевидно, но опыт взаимодействия с местными элитами и кланами у американцев есть. Например, в узбекском Ханабаде до 2005 года располагалась большая американская авиабаза. Но её закрыли, после событий в Андижане, когда была зафиксирована попытка свергнуть Каримова и поставить у власти прозападных политиков. А руководили процессом, как нетрудно догадаться, американские «лётчики». Авиабаза Манас в Киргизии действовала дольше. Базу не без скандала закрыли только в 2014 году, но вряд ли американцы не горят желанием восстановить и авиабазу, и своё влияние в регионе. Вот и окучивают местных лидеров на высшем уровне.
В своё время экс-госсекретарь США Збигнев Бжезинский сказал: «Новый мировой порядок будет строиться на обломках России и за её счёт». Как ни печально, но за последние десятилетия Москва утратила былое влияние в Средней Азии. Теперь там доминируют другие силы и другие настроения. Важно отметить, что ни одно из государств Средней Азии не признало Крым российским. Большинство из них присоединились к западным санкциям, хотя некоторые сделали это формально.
Не стоит сбрасывать со счетов и такой фактор, как обида лидеров Средней Азии на ужесточение миграционной политики России. «Безусловно, американцы обязательно попытаются его использовать. Суть всей политики среднеазиатов в отношении России в последние годы - это неприкрытый шантаж. "Забирайте у нас излишки трудовой силы, забирайте к себе радикалов, иначе у нас будет Майдан, подавлять который опять придётся вам, россиянам. А в обмен давайте нам миллиардные денежные потоки, которые обеспечивают наши мигранты, работающие на ваших стройках", - примерно так выглядит их политика по отношению к Москве», - полагает Котков.
По инерции всё ещё считается, что страны Средней Азии входят в сферу влияния России. В том числе и по экономическим причинам. Да, экономически как минимум три из пяти стран, лидеры которых братались с Трампом в Вашингтоне - Киргизия, Таджикистан и Узбекистан - крайне сильно зависят от переводов от мигрантов, работающих в России. Но это обстоятельство у нас почему-то никак не конвертируется в политическое влияние. Возможно, потому, что МИД РФ исходит из странного на сегодняшний день принципа невмешательства во внутренние дела других государств.
В итоге мы видим, что те же узбеки униженно-восторженно общаются с представителями США, но позволяют себе неуважительно относиться к представителям российского МИД. Возможно, штука в том, что в США нет ни конгрессменов, ни сенаторов, подобных российским парламентариям, которые искренне считают среднеазиатов своими братьями, испытывающими ностальгию по СССР. А вот с точки зрения Вашингтона, вся постсоветская Средняя Азия - одна большая банановая республика, которую нужно доить и которой можно управлять.
Сегодня у Москвы под рукой осталось не так уж много инструментов, чтобы восстановить своё влияние в Средней Азии. Например, можно продолжать укрепление гуманитарных связей - вроде «праздников плова» в Москве. Но, увы, такого рода «братские» меры, больше похожие на заигрывания, ещё больше укрепляют среднеазиатских мигрантов в уверенности, что Россия уже их страна, осталось лишь установить халифат.
Это старшее поколение в Средней Азии всё ещё с теплотой вспоминает СССР, а вот азиатская молодёжь уверена, что «Россия ещё не рассчиталась за советскую оккупацию». И дело тут не только в западных НКО, широко представленных в этих странах, но и в попустительстве самой России, где годами старались не замечать таких настроений и все проблемы пытались заговаривать «братством народов». И вряд ли на закрытой части обеда в Белом доме с лидерами Средней Азии Дональд Трамп хоть словом обмолвился о каком-то мифическом «братстве народов». А вот заплатить за угощение заставил.
И его в ответ чуть ли не облизали. Вот чему надо бы поучиться.