Почему «Орешник» получил прописку в Белоруссии? Евроальянс сам напросился...

Правило «свободных рук»
По заявлению МИД РФ, после размещения американских ракет средней дальности в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе Россия более не считает себя связанной любыми самоограничениями. Никаких «сюрпризов» для партнёров: ещё в июне Москва предупредила о завершении одностороннего моратория на развёртывание РСМД после отсутствия ответных шагов Запада. Зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев считает, что теперь наступила «новая реальность», к которой должны быть готовы все оппоненты России. «Ожидайте дальнейших шагов», - заявил политик.
В переложении с дипломатического это означает, что Москва «освободила себе руки» для развёртывания этого класса вооружений и публично зафиксировала переход от «жеста доброй воли» к режиму симметричного ответа на действия США и НАТО.
На практике это означает, что у РФ теперь есть абсолютное моральное право для развёртывания наземных комплексов с дальностью стрельбы 500-5500 километров, например, в Европе. В том числе и «Орешника», причём не только в Белоруссии, о чём было официально объявлено, но и, скажем, в Калининграде. Вместе с «Орешником» на позициях, безусловно, появятся сухопутные версии «Калибра-М» и дальнобойных «Искандеров» (более 1000 километров дальности) или наземные версии ракетного комплекса «Циркон».

С этого момента Россия без согласования с кем-либо сама определяет, где, когда и в каких количествах размещать ракеты наземного базирования средней и меньшей дальности, в том числе способные нести ядерные боевые блоки. Такое оружие теперь может появиться даже в одной из стран Центральной Америки - например, в ответ на те шаги, которые США предприняли ещё до отказа России от моратория.
Тщетная надежда
О введении моратория Россия объявила в 2019 году, вскоре после прекращения действия Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Тогда Москва предложила США и другим членам НАТО ввести такие же самоограничения. Надежда оказалась тщетной: в НАТО ответили отказом. По оценкам альянса, Россия якобы уже нарушила договор, развернув крылатую ракету 9М729 «Новатор». Но Москва во имя общей безопасности в Европе всё равно пыталась договориться с НАТО.
До полной заморозки отношений и неприкрытой враждебности оставалось ещё три года… В октябре 2020 года Владимир Путин подтвердил приверженность России объявленному мораторию. Решение США выйти из ДРСМД он назвал «серьёзной ошибкой, усиливающей риски развязывания гонки ракетных вооружений и скатывания к неконтролируемой эскалации». Москва, пояснил лидер РФ, будет соблюдать мораторий на развёртывание ракет наземного базирования, «пока в соответствующих регионах не появятся ракетные вооружения США аналогичных классов».
Владимир Путин предложил конкретные варианты взаимной верификации. Например, регулярно проводить проверки комплексов Aegis Ashore с пусковыми установками Mk41 на базах США и НАТО в Европе. А также ракет 9М729 (из-за которых Запад обвинил Россию в нарушении договора) на объектах в Калининградской области. При этом Россия утверждала: ракета 9М729 полностью соответствует требованиям даже уже не существовавшего на тот момент ДРСМД.
Что называется, «в духе доброй воли» Москва и на перспективу была готова не развёртывать ракеты средней и меньшей дальности в европейской части РФ. Но при условии: страны НАТО тоже не будут размещать в Европе запрещённые договором вооружения. К сожалению, в альянсе никто эти инициативы всерьёз не воспринял.
Параллельным курсом
«Отказ России от моратория на размещение РСМД вызван действиями США, Вашингтон совершил целый ряд провокаций в этой сфере. Несколько лет назад они разместили новейшие комплексы Aegis Ashore в Польше и в Румынии. В этих комплексах используются пусковые установки Mк-41, которые являются универсальными. Позволяют запускать противоракеты Aegis и после несложного перепрограммирования - ударные ракеты Tomahawk с дальностью стрельбы в наземном варианте до 1,6 тысячи километров. То есть прямо у границ РФ американцы подготовили инфраструктуру для размещения своего ударного ракетного оружия», - анализирует ситуацию военный аналитик Юрий Кнутов.

Кроме того, в Соединённых Штатах за последние годы была создана ракетная установка Typhon, возможности которой также выходят за параметры Договора о РСМД. Внешне это прицеп, который транспортируется тягачом. Внутри прицепа - две универсальные установки Mк-41, как уже было сказано, предназначенные в том числе и для запуска крылатых ракет Tomahawk. Именно такие установки были развёрнуты на Филиппинах, а также на датском острове Борнхольм якобы в учебных целях.
Для полноты понимания решения России об отказе от моратория на соблюдение ДРСМД надо учитывать ещё один фактор - разработку США гиперзвукового комплекса Grey Eagle. Пусковой комплекс практически уже готов, но из-за проблем с ракетами пока что не принят на вооружение. При этом американцы периодически вывозят свой «гиперзвук» на учения в Германию. И, как клятвенно заверяет Пентагон, ракета должна быть принята на вооружение в 2026 году. После чего Grey Eagle может появиться в любой точке мира.
«России нужно чем-то отвечать Западу. Один из ответов - комплекс "Орешник", с дальностью поражения около 5 тысяч километров. По классификации комплекс относится к ракетным системам средней дальности. Во-вторых, по разным данным, появилась модернизированная ракета и у комплекса "Искандер" с дальностью около тысячи километров. Россия не намерена ждать, пока вероятный противник развёрнет свои ракетные системы у наших границ, чтобы потом его лихорадочно догонять. Мы идём параллельным курсом с США, модернизируем и развёртываем свои РСМД либо на территории РФ, либо в Белоруссии, как части Союзного государства», - напомнил Кнутов.
При этом действия России являются вполне обоснованными и оправданными, а также подкреплены складывающейся международной обстановкой. В первую очередь на Украине, где страны НАТО принимают опосредованное участие в боевых действиях, поставляют ВСУ наёмников и современное оружие, не скрывая желания уничтожить наше государство. В этих условиях Россия вынуждена защищаться, и одним из средств защиты являются ракеты СМД.
Справка
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) лидеры СССР и США Михаил Горбачёв и Рональд Рейган подписали в 1987 году в Вашингтоне. Стороны определили, какие из их ракет относятся к средней (от 1000 до 5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, и взаимно обязались их уничтожить. ДРСМД касался баллистических и крылатых ракет наземного базирования, ракеты воздушного и морского базирования в документе не учитывались. Россия и США также договорились не производить и не испытывать новые РСМД, и согласились на взаимные инспекции.

В 2014 году администрация Барака Обамы, которая дала старт демонтажу российско-американских отношений, обвинила Москву в нарушении ДРСМД. Белый дом заявил, будто Россия проводит испытания крылатой ракеты дальностью более 500 км (речь шла о 9М729, в натовской классификации - SSC-8). В 2018 году президент США Дональд Трамп заявил о намерении выйти из ДРСМД. Процесс был запущен в феврале 2019 года. Вслед за этим Россия также объявила о своём выходе. 2 августа 2019 года ДРСМД прекратил действие.
Гонка вооружений возвращается?
И теперь можно смело констатировать: гонка ракетных вооружений между Россией и Западом возвращается, поскольку иного не дано. И у истоков этого процесса, который может обернуться большой трагедией для народов, стоит Дональд Трамп. Именно в его первый президентский срок был официально зафиксирован выход США из ДРСМД. События продолжают развиваться.
Трамп официально объявил о начале создания программы «Золотой купол», которая предназначена для защиты территории Америки от возможного ракетного нападения. Таким образом, США стремятся добиться стратегического преимущества над Россией за счёт продвинутой ПРО и гонки ракетно-ядерных вооружений. Но, судя по инновационным видам вооружений в наших арсеналах, Россия к такому развитию событий готова.
Есть и ещё один момент, на который обратили внимание российские дипломаты и эксперты. В ходе манёвров Talisman Sabre 2025 австралийские военные выполнили пуск американской ракеты PrSM из комплекса HIMARS на дальность 300 километров. Но в перспективе Пентагон планирует протестировать (собственно, уже тестирует) пуски ракеты PrSM на дальность свыше 1000 километров. Это позволяет рассматривать каждую боевую единицу комплекса M142 «Хаймарс» (или аналогичной ей гусеничной системы M270 MLRS) как наземную пусковую установку РСМД. Напомним, что «Хаймарсы» разных типов десятками развёрнуты во многих странах мира и продолжают пополнять арсеналы союзников и партнёров США.
По мнению военного аналитика Виктора Литовкина, выход России из моратория на размещение РСМД «вряд ли приведёт к военной катастрофе в Европе». Он считает, что в своё время выход американцев из договора РСМД создал определённый вакуум в режиме взаимного сдерживания, а российский мораторий был попыткой как-то его заполнить. В Москве ожидали, что натовцы рано или поздно последуют нашему примеру. Но США действовали по-своему. Уже в первый срок Дональд Трамп выделил сотни миллионов долларов на разработку «супер-пупер-ракеты» - американского гиперзвукового оружия, известного как «Тайфун».

Пентагон испытал такую ракету на Филиппинах и в Дании, намеренно оставив там пусковые установки. Более того, США планируют разместить свои гиперзвуковые ракеты в Японии, Южной Корее и Германии. Понятно, что в ответ Россия будет размещать ракеты средней дальности на территории стран-партнёров.
Есть у нас и современные ракеты «Калибр», запускаемые с кораблей - как надводных, так и подводных. При этом технически перенести пусковые установки с воды на землю - не очень большая проблема. Подтверждение этому - размещение установок двойного действия Aegis Ashore в Румынии и Польше.
«В своё время на все замечания России американцы, что называется, косили под дурачка и на голубом глазу утверждали, будто «никогда не испытывали запуск ударных ракет "Томагавк" с установок ПРО». Но, как только Трамп санкционировал выход из ДРСМД, натовцы тут же показали нам, как легко это происходит. Ну, а раз это делают натовцы, то и Россия вполне вольна делать нечто подобное. У нас есть специальные разработки и для "Искандеров", и для других ракет. Россия обязательно даст ответ», - полагает Литовкин.
Наш ответ - гиперзвуком
Примечательно, что большинство натовских ракет дозвуковые, а тот же «Орешник» - гиперзвуковой, то есть имеющий более совершенные технические характеристики. К тому же на Западе есть проблемы с постановкой на вооружение гиперзвуковых комплексов - пусковые установки есть, а надёжных ракет нет (большое число испытаний гиперзвука прошли неудачно). Тем не менее Пентагон отчаянно блефует, заверяя, будто по гиперзвуку достигнут паритет с русскими. Но гиперзвуковая скорость, как известно, начинается с 5,5-6 Махов, тогда как американские ракеты быстрее 5 Махов пока что не летают.
Впрочем, и без экспертов понятно, что после выхода РФ из моратория ситуация с безопасностью в Европе вряд ли улучшится. Многие уверены: гонки вооружений по образцу и подобию холодной войны не избежать. Отличие разве что в том, что сегодня у руля страны стоят прагматичные люди, которые отлично знают повадки западных партнёров. Их провести вряд ли получится. И втягиваться в безоглядную гонку вооружений, способную подорвать любую экономику, как это случилось с СССР, они тоже не станут. Ракет будет произведено столько, сколько необходимо для сдерживания потенциального агрессора.

И всё же аналитики признают, что отказ России от моратория на размещение РСМД так или иначе повышает риск потенциального конфликта между нашей страной и НАТО. «Понятно, что подлётное время у ракет СМД намного меньше, чем у наших стратегических ракет. Поэтому взаимное напряжение, к сожалению, в ближайшие годы будет только расти», - заключил Виктор Литовкин.
А чтобы ситуация совсем не вышла из-под контроля, необходимы усилия обеих сторон. Это как в случае с танго, которое невозможно танцевать без партнёра.