Договор о ракетах средней и меньшей дальности. Прошла его пора...
© РИА Новости
Выход США из договора повлёк закономерные последствия.

Договор о ракетах средней и меньшей дальности. Прошла его пора...

Как только США заявили о выходе из ДРСМД, в России сделали необходимые выводы. По заявлению военно-политического руководства страны, технологии не утрачены, и мы можем оперативно изготовить нужное количество ракет средней дальности
23 июля 2024, 06:49
Реклама
Договор о ракетах средней и меньшей дальности. Прошла его пора...
© РИА Новости
Выход США из договора повлёк закономерные последствия.
Читайте нас на: 

На момент своего подписания Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) позволял Москве купировать ряд серьёзных угроз со стороны НАТО. Это достигалось, прежде всего, за счёт создания определённого «буфера» в подлётном времени, исключающего внезапный «обезглавливающий» удар по европейской территории СССР американскими  комплексами баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней и меньшей дальности. Однако развитие вооружения и военной техники после распада СССР и исчезновения ОВД довольно быстро привели к тому, что вооружённые силы стран НАТО получили подавляющее превосходство над РФ в количестве носителей высокоточного ракетного вооружения средней и меньшей дальности морского и воздушного базирования, под ограничения ДРСМД не подпадающих. Тем не менее, по политическим соображениям Москва старалась сохранить ДРСМД буквально до последнего…

«Но документация вся осталась…»

Напомню, что ДРСМД был подписан Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года в Вашингтоне и вступил в силу 1 июня 1988 года. Согласно условиям ДРСМД, к 1991 году СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, а США - 846. Тем самым ДРСМД впервые в истории позволил ликвидировать целый класс вооружений - комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1-5,5 тыс. км) и меньшей (от 500 до 1 тыс. км) дальности.

СССР и США обязались не производить, не испытывать и не развёртывать такие ракеты в будущем. При этом каждая из сторон получила право расторгнуть ДРСМД, представив убедительные доказательства о необходимости выхода из него.

Перед ратификацией Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Кремль, 29 мая - 2 июня 1988 г.
© РИА Новости
Перед ратификацией Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, Кремль, 29 мая - 2 июня 1988 г.

Де-факто, ДРСМД в конце XX - начале XXI века стал одним из столпов режима контроля над вооружениями. Однако уже в 2007 году его будущее оказалось под вопросом.

Во-первых, инициатива России и США придать ДРСМД глобальный характер не получила поддержки.

Во-вторых, в 2007 году Польша и Чехия согласились с предложением США о размещении элементов ПРО на своей территории. С точки зрения России, подобные действия Вашингтона нарушали условия ДРСМД, поскольку размещаемые в Европе американские пусковые установки Mk 41 с противоракетами SM-3 Block IB из состава комплекса ПРО Aegis Ashore могли быть использованы и для запуска крылатых ракет средней дальности Tomahawk. С учётом этого командующий РВСН ВС России генерал-полковник Николай Соловцов в феврале 2007-го объявил, что РФ готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности.

Процитирую Соловцова дословно: «Как класс БРСД были уничтожены, но документация вся осталась, технология вся осталась. В кратчайшее время, если понадобится, производство этих комплексов будет восстановлено. Но уже с новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления, с новыми возможностями».

Поскольку развёртывание системы ЕвроПРО продолжалось, в июне 2013 года Владимир Путин заявил о возможности выхода Российской Федерации из ДРСМД.

В июле 2014 года президент США Барак Обама в письме Владимиру Путину обвинил Россию в испытаниях крылатых ракет средней дальности наземного базирования, нарушающих условия ДРСМД. Позже американская сторона принялась утверждать, что Россия уже разворачивает ракетные комплексы, не согласующиеся с положениями ДРСМД. Каких-то внятных доказательств своим утверждениям Штаты, впрочем, не привели, что не помешало им развернуть дискуссию о необходимости выхода Америки из ДРСМД.

19 октября 2017 года на Валдайском форуме Владимир Путин заявил, что «если у американских партнёров есть желание выйти из Договора, то наш ответ будет мгновенным и зеркальным». Несмотря на это симптоматичное заявление, Вашингтон останавливать затеянный им демонтаж ДРСМД явно не собирался - уже 9 ноября 2017 года Конгресс США одобрил выделение 58 млн долларов на разработку ракеты средней дальности наземного базирования.

«Доказательств нарушений не предоставляется»

Под «занавес» 2018 года ситуация с ДРСМД выглядела крайне неутешительно. Американцы пытаются шумно, но бездоказательно уличить Россию в разработке и принятии на вооружение крылатой ракеты наземного базирования 9М729, чья дальность якобы превышала разрешённые ДРСМД параметры. В свою очередь, российская сторона укоряла Штаты в разработке ударных беспилотных летательных аппаратов, которые, по мнению Москвы, попадали под запрет в соответствии с ДРСМД. У Вашингтона, как нетрудно догадаться, имелся кардинально другой взгляд на ударные БПЛА.

«Отрицали и отрицаем факт того, что данное изделие [9М729] когда-либо испытывалось на запрещённую ДРСМД дальность», - сообщил МИД РФ, февраль 2019 г.
© РИА Новости
«Отрицали и отрицаем факт того, что данное изделие [9М729] когда-либо испытывалось на запрещённую ДРСМД дальность», - сообщил МИД РФ, февраль 2019 г.

Не осталась без внимания России и проблема, связанная с масштабными программами Пентагона по задействованию так называемых ракет-мишеней в испытаниях, заявляемых как противоракетные. Россия подозревала США в том, что под видом указанных программ американцы отрабатывали вопросы поддержания и развития технологий, производственного потенциала, а также аспекты боевого применения запрещённых согласно ДРСМД баллистических ракет средней и меньшей дальности.

Ну и, разумеется, не был забыт и ещё один «камень преткновения» для Москвы - уже упоминавшаяся выше способность развёртываемых американцами в Европе пусковых установок Mk 41 комплекса ПРО Aegis Ashore использовать не только противоракеты, но и крылатые ракеты средней дальности. Что, разумеется, противоречило положениям ДРСМД.

В дополнение к этому следует упомянуть ещё два нюанса, которые явно «подогревали» с американской стороны ситуацию вокруг ДРСМД:

  • активными сторонниками и очевидными бенефициарами развала ДРСМД являлись корпорации американского ВПК. Отказ от ДРСМД гарантированно должен был пролить над ними «золотой дождь» - ведь Штатам срочно понадобятся собственные новейшие РСМД и столь же новейшие средства для противодействия российским РСМД;
  • ДРСМД активно использовался президентом США Дональдом Трампом в качестве рычага политического давления. Причём не только на Россию, но и на Китай. Тот в число стран-подписантов ДРСМД не входил, что позволяло Пекину совершенно законно наращивать количество своих РСМД. Это совершенно не устраивало Штаты, в силу чего Трамп ещё в конце октября 2018-го заявил: КНР должна быть включена в ДРСМД. Из чего следовало, что если Москва хочет сохранить ДРСМД, то пусть способствует присоединению Пекина к Договору…

Следующий акт мелодрамы под названием «борьба за сохранение ДРСМД» разыгрался 4 декабря 2018-го, когда Госдеп США официально объявил, что если Россия не признает своих нарушений положений ДРСМД и не устранит их, то США выйдут из ДРСМД через 60 дней. В тот же день этот ультиматум был поддержан Североатлантическим альянсом. 5 декабря Владимир Путин прокомментировал заявление американской стороны, напомнив, что США сначала заявили о намерении выйти из Договора и лишь после этого начали приводить обоснования своего решения, перекладывая ответственность на Россию: «Никаких доказательств нарушений с нашей стороны не предоставляется», - отметил президент РФ.

23 января 2019 года Минобороны и МИД РФ пригласили иностранных военных атташе и журналистов на брифинг, где впервые были раскрыты тактико-технические характеристики ракеты 9М729. Эти ТТХ положениям ДРСМД не противоречили. Но представителей США и их европейских сателлитов такая «мелочь», похоже, уже не интересовала - они просто проигнорировали организованный российской стороной брифинг. 

Тактико-технические характеристики ракеты 9М729 положениям ДРСМД не противоречили.
© Министерство обороны РФ
Тактико-технические характеристики ракеты 9М729 положениям ДРСМД не противоречили.

1 февраля 2019-го Дональд Трамп объявил о начале процедуры выхода США из Договора на том основании, что «Россия слишком долго безнаказанно нарушала Договор РСМД, скрытно разрабатывая и развёртывая запрещённую ракетную систему, которая представляет собой прямую угрозу нашим союзникам и войскам за рубежом». 2 февраля президент РФ Владимир Путин объявил, что Россия в ответ на действия США также приостанавливает участие в Договоре. 2 августа 2019 года Министерство иностранных дел России официально сообщило о прекращении действия Договора.

Занавес? Отнюдь.

«Нужно начать производство этих ударных систем»

13 августа 2019 года агентство Associated Press со ссылкой на высокопоставленного американского дипломата сообщило, что США ведут консультации о размещении в странах Азиатско-Тихоокеанского региона ракет, которые ранее были запрещены положениями ДРСМД. 18 августа 2019 года на полигоне острова Сан-Николас у побережья штата Калифорния американцы впервые после отказа от ДРСМД осуществили лётные испытания крылатой ракеты наземного базирования Tomahawk Block IV, запущенной из модуля универсальной пусковой установки Mk 41. Тем самым американская сторона на практике подтвердила, что ранее отвергаемые Вашингтоном российские претензии к наземному варианту Mk 41, как к системе, имевшей не только противоракетное, но и ударное назначение, были совершенно оправданными…

18 сентября 2019-го Владимир Путин обратился с письмом к странам НАТО, предложив ввести мораторий на размещение в Европе или других регионах ракет средней и меньшей дальности. Эта инициатива Москвы поддержки на Западе не получила. Тем не менее Россия продемонстрировала готовность в одностороннем порядке придерживаться условий предложенного ей моратория. Ответом на этот шаг Москвы стало прозвучавшее 12 августа 2021 года сообщение Минобороны США о создании нового подразделения межвидовой оперативной группы (Multi-Domain Task Force - MDTF), в арсенал которого будут входить ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования. MDTF предполагалось развернуть в Германии.

Дальнейшее хорошо известно.

«Мы в 2019 году объявили о том, что не будем их производить, эти ракеты [средней и меньшей дальности], и не будем их размещать до тех пор, пока Соединённые Штаты не будут размещать эти системы в каком-то из регионов мира. Сегодня известно, что США не только производят эти ракетные системы, но уже привозили их в Европу на учения, в Данию. Совсем недавно было объявлено, что они находятся на Филиппинах. Неизвестно при этом, вывезли они оттуда эти ракеты или нет», - заявил Владимир Путин 28 июня 2024 года на совещании Совета Безопасности РФ.

Пусковая установка наземного ракетного комплекса средней дальности Dark Eagle.
© wikipedia.org
Пусковая установка наземного ракетного комплекса средней дальности Dark Eagle.

«В любом случае нам нужно на это реагировать и принять решения о том, что мы должны будем делать по этому направлению дальше. Судя по всему, нам нужно начать производство этих ударных систем и затем, исходя из реально складывающейся ситуации, принимать решения о том, где - если это потребуется для обеспечения нашей безопасности - их размещать», - добавил президент России.

4 июля Путин повторил, что Россия считает себя вправе начать разработку и производство систем ракет средней и меньшей дальности, подчеркнув, что РФ с точки зрения промышленности к решению подобной задачи готова. В свою очередь, правительства США и Германии 10 июля опубликовали совместное заявление, в котором говорилось, что с 2026 года Соединённые Штаты начнут эпизодические развёртывания в Германии новых американских наземных ракетных комплексов средней и меньшей дальности Typhon (с ракетами Tomahawk и SM-6) и средней дальности Dark Eagle (с перспективными ракетами, оснащёнными гиперзвуковым боевым блоком) в неядерном исполнении, в рамках планирования постоянного размещения этих комплексов в Германии в будущем.

В тот же день, 10 июля, стало известно, что комплекс ПРО Aegis Ashore в Польше вышел на полную операционную готовность.

Позицию Москвы касательно воинственных плясок, устроенных Вашингтоном и Ко на «костях» ДРСМД, озвучил 18 июля замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Россия будет выбирать из максимально широкого набора опций, вырабатывая свой ответ на размещение американских дальнобойных ракет в ФРГ, при этом не исключает никаких вариантов, включая и развёртывание аналогичных систем в ядерном оснащении, заявил Рябков журналистам.

На этом, видимо, «похороны» ДРСМД следует считать окончательно закончившимися. Россия приняла новую реальность и начала действовать в соответствии с ней.

«Сухопутную "баллистику" мы умеем делать лучше всех»

Тему возможного военного ответа РФ на размещение Соединёнными Штатами в Германии РСМД, для еженедельника «Звезда» прокомментировал главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

Военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский.
© РИА Новости
Военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский.

- Виктор Иванович, помнится, ещё в феврале 2019 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что в ответ на решение США приостановить выполнение ДРСМД, российскому ОПК предстоит разработать наземный вариант комплекса морского базирования «Калибр» с крылатой ракетой большой дальности, а также создать наземный ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой большой дальности. Упоминавшийся Шойгу вариант способен «закрыть» проблему с американскими РСМД в Германии или же нам для купирования новой угрозы придётся озаботиться созданием и иных ракетных систем? Например - тех же БРСД о которых ещё в феврале 2007-го говорил Соловцов?

- Развёртывание в европейской зоне американцами своих РСМД наземного базирования в неядерном исполнении (пока в неядерном) в Германии только начнётся. Далее начнёт действовать правило создания для нас наибольшей угрозы, в соответствие с которым, возможно, последует развёртывание таких же ракетных комплексов на территории Финляндии и Прибалтийских республик. Считаю, что одних крылатых ракет в виде «Калибра» наземного базирования для купирования угрозы со стороны развёртываемой в Европе группировки американских РСМД нам будет недостаточно. «Калибр», как и любые иные крылатые ракеты, это полёт на дозвуке. При поражении цели на дистанции, близкой к предельной, крылатая ракета летит к цели до двух часов. В то же время баллистические ракеты средней дальности способны поражать цели на своих предельных дистанциях в течение 12-15 минут, реализуя тем самым добытые разведданные куда оперативнее, чем ракеты крылатые. Поэтому я склоняюсь к мнению, что в текущих обстоятельствах мы должны не только адаптировать «Калибр» к наземному базированию, но и как можно быстрее восстановить производство наземных комплексов с баллистическими ракетами средней дальности.

- Именно восстановить, а не создать?

- Именно восстановить, потому что комплекс аналогичного назначения в наших Вооружённых силах до подписания ДРСМД был. Я имею в виду РСД-10 «Пионер» - подвижный грунтовый ракетный комплекс с твердотопливной двухступенчатой баллистической ракетой средней дальности. По сути, «Пионер» - это гиперзвуковой ракетный комплекс, ни в коем случае не потерявший своей актуальности и в третьем десятилетии XXI века. Необходимо восстановление производства «Пионера». Конечно, на новой элементной базе, новой электронике, на новых видах твёрдого топлива. Ничто не мешает нам развернуть такой комплекс в виде многоцелевой и многозарядной боевой части. С учётом того, что сухопутную «баллистику» мы умеем делать лучше всех, особых проблем тут быть не должно.   

- Значит Соловцов был прав. Ждём официального появления «Калибров» в составе того же ОТРК «Искандер-М» и скорейшего восстановления производства обновлённого ПГРК «Пионер». Допустим - в составе восстановленных ракетных бригад фронтового комплекта. А как насчёт восстановления производства «Курьера» - ПГРК с малогабаритной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой, разработанного в 80-е, но в 1991-м «закрытого» в результате взаимных договорённостей с США о прекращении разработки мобильных МБР лёгкого класса?

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер» (РСД-10).
© РИА Новости
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер» (РСД-10).

- Возможно ли возрождение темы «Курьера»? Теоретически - да. Практически же реализовать такое возрождение будет непросто и не факт, что необходимо. Ведь работы по «Курьеру» оказались свёрнуты не столько в угоду договорённостям с американцами, сколько из-за несоответствия комплекса по ряду характеристик требованиям военных. Проще говоря, в том виде, в котором он существовал, «Курьер» наших военных не устроил тогда, в 1991-м и, тем более, не устроит сейчас. Так что стоит ли ныне возвращаться к «Курьеру», это вопрос дискуссионный.

- Влечёт ли отказ США от ДРСМД за собой критические последствия для безопасности России?

- Думаю, что да, но тут необходимо важное уточнение. Отказ США от ДРСМД влечёт за собой критические последствия для безопасности не только России, но и самих Соединённых Штатов. Всегда остаётся возможность оснащения развёртываемых в Европе американских РСМД наземного базирования ядерными боевыми частями. Соответственно, любой запуск таких РСМД может быть воспринят российской стороной как запуск носителей с ядерной БЧ. С немедленным соответствующим нашим ответом. США надеются локализовать возможный конфликт исключительно границами Европы, однако шансы на это у них невелики. Отказ Соединённых Штатов от ДРСМД, дополненный развёртыванием американских РСМД в европейской зоне, - это шаг Вашингтона в сторону начала глобальной термоядерной войны, в которой отсидеться за океаном у американцев не получится.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама