Ленты, на которых написаны послания в поддержку объединения двух Корей, вывешены в демилитаризованной зоне со стороны РК.

Поймает ли Трамп «облако, плывущее по небу»

Дональд Трамп, который пытается убедить всех, что он за полгода сумел остановить шесть войн, теперь намерен решить и проблему Корейского полуострова
05 сентября 2025, 11:00
Реклама
Поймает ли Трамп «облако, плывущее по небу»
© globallookpress.com
Ленты, на которых написаны послания в поддержку объединения двух Корей, вывешены в демилитаризованной зоне со стороны РК.
Читайте нас на: 

Седьмая «война» на колесе Трампа

Как известно, суть проблемы Корейского полуострова состоит прежде всего в его разделении на два государства, между которыми с момента их создания так до сих пор и не урегулированы взаимоотношения, а также в противостоянии двух мощных, обладающих ядерным оружием группировок вооружённых сил - северокорейской и американо-южнокорейской. Эти два фактора держат регион в постоянном напряжении, нередко взлетающем до предельных величин, что не может не вызывать тревогу у мирового сообщества.

Ситуация на Корейском полуострове стала одной из тем, которые обсуждались на встрече Дональда Трампа с президентом Южной Кореи Ли Чжэ Мёном, которая состоялась 25 августа в Вашингтоне. Причём южнокорейский лидер, надо полагать, понимая, что не способен стабилизировать обстановку на полуострове, а, может быть, и что это не в его силах, попросил в угодливой форме Трампа «принести мир» в регион.

Назвав американского президента выдающимся «миротворцем», Ли выразил надежду, что он даст «начало новой эре мира на Корейском полуострове». В ответ Трамп стал рассуждать о своих особых отношениях с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном и пообещал в ближайшее время встретиться с ним, чтобы решить все проблемы. Он не исключил, что это может произойти на саммите АТЭС 31 октября - 1 ноября в южнокорейском Кёнджу. Ли Чжэ Мён поддержал эту идею, подчеркнув, что особое внимание на этой встрече следует уделить денуклеаризации Северной Кореи. Он предложил план по замораживанию, сокращению и, в итоге, ликвидации ядерной программы КНДР. 

Южнокорейский президент (в центре) нижайше просит Трампа о мире.
© flickr.com/whitehouse
Южнокорейский президент (в центре) нижайше просит Трампа о мире.

Пхеньян тут же подверг жёсткой критике этот план, назвав его «химерой», «наивной мечтой», «попыткой поймать облако, плывущее по небу». В заявлении Центрального телеграфного агентства Кореи (ЦТАК) по этому поводу отмечается, что курс КНДР на обладание ядерным оружием «абсолютен и необратим», поскольку оно является не только «престижем и честью государства», но и «неизбежным выбором в условиях враждебной внешней среды». «Ядерная политика КНДР, закреплённая в основном законе и представляющая единогласную волю корейского народа, может измениться только при кардинальных изменениях в мировой и военно-политической обстановке на полуострове», - подчёркивает ЦТАК.

Агентство также указывает, ссылаясь на слова Ли о Северной Корее как о «бедном, но суровом соседе», на неизменный «враждебный и конфронтационный» характер политики Республики Корея в отношении КНДР, независимо от изменения администрации в Сеуле. По мнению агентства, Ли Чжэ Мён только делает вид, что готов к улучшению взаимных отношений.

«Заставить врагов бояться» Северную Корею

Нельзя не заметить, что, давая хлёсткие оценки южнокорейскому лидеру, Пхеньян воздержался от прямой критики Дональда Трампа. Что за этим стоит, можно лишь догадываться. Вполне вероятно, что тем самым Пхеньян оставляет окно для диалога с Трампом, давая понять, что он должен проводиться на совершенно иной основе, чем это было при первом его приходе в Белый дом.

Напомню, что тогда состоялись три встречи Трампа и Ким Чен Ына. Причём третья прошла в Пханмунджоме, демилитаризованной зоне, разделяющей две Кореи. Тем самым Трамп стал первым действующим президентом США, побывавшим на территории Северной Кореи. Однако переговоры, которые первоначально, казалось бы, могут привести к некоему положительному результату, завершились ничем. И это при том, что Пхеньян отказался от ядерных испытаний и пусков межконтинентальных баллистических ракет, а также пошёл на частичное разрушение ядерного полигона Пунгери в ответ на обещания Трампа прекратить проведение военных учений, направленных против Северной Кореи.

Но когда Пхеньян потребовал полного снятия санкций против КНДР и предоставления надёжных гарантий безопасности республики взамен на частичный отказ от ядерного оружия, Вашингтон отказался это делать. В результате переговоры зашли в тупик, а сменившая Трампа администрация Байдена возобновила давление, в том числе и в военной сфере, на Северную Корею.

Именно тогда, надо полагать, северокорейское руководство пришло к окончательному выводу, что в современном мире, где пока ещё продолжают действовать высокомерие сверхдержавы и злоупотребление силой в ущерб дипломатии, единственный способ обеспечить безопасность страны - это, как неоднократно подчёркивали в Пхеньяне, «заставить врагов бояться» Северную Корею.

Дональд Трамп стал первым действующим президентом США, побывавшим на территории Северной Кореи.
© flickr.com/whitehouse45
Дональд Трамп стал первым действующим президентом США, побывавшим на территории Северной Кореи.

К такому выводу руководство КНДР подталкивали и трагедии с Ливией и Ираком, с которыми Запад расправился сразу, когда понял, что не получит сдачи. А взять, к примеру, недавний израильско-иранский вооружённый конфликт, когда Тель-Авив, который, как известно, обладает ядерным оружием, но официально это не признаёт, подверг яростной бомбардировке соседнее государство. При этом Израиль утверждал, что его цель - предотвратить создание Ираном ядерного потенциала. И Вашингтон активно поддерживал Израиль в его действиях.

Иначе как произволом, несоблюдением международного права, попыткой подавить суверенное государство, проявлением колониальной идеологии, как охарактеризовал один из экспертов эти и другие подобные действия Запада, назвать их нельзя. И не понимать этого в Пхеньяне не могут. Тем более что в то время как в Вашингтоне Трамп и Ли разглагольствовали о мире, в Южной Корее проходили очередные американо-южнокорейские многодоменные военные учения Ulchi Freedom Shield 25, на которых их участники отрабатывали вопросы ведения совместных боевых действий в воздушной, наземной, морской, космической и кибернетической сферах, направленные против Северной Кореи.

По словам первого заместителя начальника генштаба вооружённых сил КНДР генерал-полковника Ким Ён Бока, эти манёвры являются наглядным доказательством подготовки Вашингтона и Сеула к вторжению на территорию Северной Кореи. На них отрабатывался даже «превентивный удар по ядерным объектам Северной Кореи», заметил Ким Ён Бок и предупредил: «Если Сеул и Вашингтон продолжат эти репетиции нападения, они обязательно дорого заплатят».

Северная Корея держит слово

Собственно говоря, Северная Корея держит слово. За время, прошедшее после первого президентства Трампа, страна заметно нарастила свой ракетно-ядерный потенциал. Как считает тот же Ли, она может производить от 10 до 20 ядерных боеголовок в год и находится на «завершающем этапе» разработки межконтинентальных баллистических ракет, которые «могут поражать цели на больших расстояниях».

В свою очередь, агентство Bloomberg на днях сообщило, что Северная Корея построила и ввела в эксплуатацию ракетную базу дальнего действия, где хранится её самое современное стратегическое оружие, способное наносить удары по Соединённым Штатам. По данным агентства, на базе, вероятно, находится формирование размером с бригаду, вооружённое межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боеголовками и мобильными пусковыми установками.

«По текущим оценкам, во время кризиса или войны эти пусковые установки и ракеты будут покидать базу, перемещаться к специальным хранилищам боеголовок, транспортным подразделениям и проводить пусковые операции с рассредоточенных заранее подготовленных площадок», - говорится в сообщении агентства со ссылкой на спутниковые снимки.

Северная Корея успешно испытала свою систему противоракетной обороны.
© РИА Новости/Министерство обороны РФ
Северная Корея успешно испытала свою систему противоракетной обороны.

Насколько это соответствует действительности, трудно сказать, но то, что Северная Корея имеет такие силы, совершенно очевидно. Так, недавно, а точнее 23 августа, Северная Корея успешно испытала и свою систему противоракетной обороны.

С этой целью были запущены две усовершенствованные ракеты, которые подтвердили, согласно сообщению ЦТАК, выдающиеся боевые характеристики, в том числе способность быстро реагировать на различные воздушные цели, такие как ударные беспилотные летательные аппараты и крылатые ракеты. Наблюдавший за испытанием Ким Чен Ын отметил, что ракеты разработаны на основе уникальных и особых технологий Северной Кореи, и поставил новые задачи перед национальным сектором оборонной науки. Несколько ранее он также призвал к быстрому расширению программы создания ядерного оружия в стране.

Заметных успехов Северная Корея добилась и в других сферах, в том числе в развитии национальной экономики. Как отмечают многие информагентства, страна не только преодолела многочисленные санкции Запада, но и добилась заметного роста экономики. В частности, в прошлом году он составил 3,7% и достиг 36,965 трлн вон. Это самый высокий показатель за последние восемь лет - с 2016 года, когда ВВП КНДР вырос на 3,9%.

По оценке аналитиков, нынешний рывок объясняется сразу двумя факторами. Внутри страны власти сделали ставку на масштабные программы - пятилетний план развития (2021-2025 гг.) и новую политику «20×10», направленную на подъём регионов.

Немаловажную роль в развитии КНДР также сыграли, как указывается, расширяющаяся торговля с Китаем и углубляющееся сотрудничество с Россией. Как известно, в июне 2024 года Россия и КНДР подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, который предусматривает взаимную помощь и укрепление сотрудничества в сфере безопасности, торговли и культурных связей, включая пункт о взаимной обороне. Это соглашение свидетельствует о самых тесных отношениях между Россией и Северной Кореей со времён Советского Союза. Северная Корея поддерживает действия России на Украине и планы по военному сотрудничеству. Для самой КНДР эти отношения не только несут практические выгоды, но и стали важным фактором обретения новой идентичности на мировой арене.

Новые реалии выстраивает жизнь

В эти дни Ким Чен Ын по приглашению лидера КНР Си Цзиньпина находился в Китае, где принимал участие в мероприятиях в честь «победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам и мировой антифашистской войне». Причём наблюдал за военным парадом, который прошёл по случаю этой даты, он, сидя рядом с Владимиром Путиным и Си Цзиньпином. Это своего рода серьёзный сигнал для Трампа, если тот действительно намерен что-то предпринять для урегулирования ситуации на Корейском полуострове, и не передумает, как уже не раз делал в отношении других проектов.

Президент России Владимир Путин, председатель Китая Си Цзиньпин и председатель государственных дел КНДР Ким Чен Ын приняли участие в торжественных мероприятиях по случаю 80-летия окончания Второй мировой войны.
© РИА Новости
Президент России Владимир Путин, председатель Китая Си Цзиньпин и председатель государственных дел КНДР Ким Чен Ын приняли участие в торжественных мероприятиях по случаю 80-летия окончания Второй мировой войны.

В этой связи нетрудно предположить, что если стороны всё же пойдут на переговоры, то на сей раз в центре их внимания вряд ли окажутся вопросы денуклеаризации КНДР. На это не согласится Пхеньян, с одной стороны, учитывая новые реалии, в которых находится страна. А с другой - в сентябре 2022 года парламент КНДР принял новый закон о ядерных силах. Выступая в парламенте, Ким Чен Ын заявил, что страна не может отказаться от ядерного оружия из-за постоянной угрозы со стороны США, а новый закон делает переговоры о денуклеаризации невозможными.

Да и Ким Ё Чжон, сестра северокорейского лидера, занимающая пост заместителя заведующего отделом Центрального комитета Трудовой партии Кореи, неоднократно заявляла, что американцам пора уже принять «изменившиеся реалии» и не путать 2018 год, когда проходили переговоры Трампа с её братом, с 2025 годом. При этом она подчёркивала, что статус КНДР как ядерной державы закреплён в конституции страны, и Пхеньян отвергает любые попытки поставить его под сомнение.

Насильно мир не будет

Поэтому, если гипотетические переговоры между лидерами КНДР и США всё же состоятся, то Пхеньян будет, прежде всего, добиваться от Вашингтона признания КНДР ядерной страной. И только после этого может пойти речь о некотором сокращении северокорейского ядерного потенциала. Но, вероятно, это произойдёт лишь в обмен на вывод американских войск с Корейского полуострова и снятие враждебной напряжённости со стороны Южной Кореи.

Пойдёт ли на это Трамп, трудно сказать. Но если и пойдёт, то вряд ли это одобрит глубинное государство, так как военное присутствие США на Корейском полуострове является для Вашингтона ещё одним фактором сдерживания Китая. Да и в ходе встречи с Ли американский лидер добивался увеличения вклада Южной Кореи в содержание примерно 40 тысяч военнослужащих США, базирующихся в стране, с нынешних 1 миллиарда долларов до 10 миллиардов.

Шла также речь и о передаче в собственность США территории американских военных баз в Южной Корее. А их ни много ни мало - около двух десятков. Причём одна из них - в районе южнокорейского города Пхентхэк, что в 70 км к югу от Сеула, считается самой большой базой за пределами континентальной части США. «На базе площадью 3400 акров можно было бы разместить 29 стадионов», - охарактеризовал её один американский офицер. Она представляет собой полноценный город, где есть жилые кварталы, а также объекты военной инфраструктуры и даже собственная железнодорожная ветка для погрузки в случае необходимости боевой техники.

Здесь расположены командование ВС США в Корее, штаб 8-й армии США, а также 2-я пехотная дивизия и другие боевые и тыловые подразделения. В Пентагоне называют эту базу «самой большой силовой проекционной платформой в Тихом океане» и подчёркивают, что она предназначена как для противостояния с Северной Кореей, так и для наблюдения за восточным побережьем Китая, ключевого конкурента США в континентальной Азии.

Военнослужащие сил специального назначения Республики Корея и США на совместных учениях.
© globallookpress.com
Военнослужащие сил специального назначения Республики Корея и США на совместных учениях.

Следует также отметить, что в ходе визита в Вашингтон Ли Чжэ Мён обещал Трампу значительно увеличить расходы на военные цели, заявив, что его страна станет ещё более активным партнёром в альянсе с Соединёнными Штатами на фоне растущих угроз региональной безопасности. А до визита в США он посетил Японию, где обсуждал создание эффективного военно-политического альянса между Вашингтоном, Токио и Сеулом. Этот блок должен добиваться, в том числе, и полной денуклеаризации Северной Кореи.

Из всего перечисленного напрашивается вывод, что, как бы Трамп не мнил себя великим миротворцем, ему вряд ли удастся урегулировать проблему Корейского полуострова. Тем не менее эта задача является одной из первоочередных для мирового сообщества.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама