Война - удовольствие не дешёвое

Практическое дырообразование
По данным украинского Минфина, дефицит украинского бюджета в 2026 году может составить 18,4% от ВВП. Потребность во внешнем финансировании украинские экономисты оценили в 2,8 трлн гривен, или 66 млрд долларов. И это весьма условно. Начиная с 2022 года, когда военные расходы Украины стали заоблачными, киевская власть взяла привычку постоянно пересматривать бюджет «по ходу пьесы».
Изначально дыра в бюджете-2026 оценивалась в 42 млрд долларов, из которых 19 млрд долларов «не имели гарантированного источника финансирования». Проще говоря, взять их режиму Зеленского было просто неоткуда. Затем кабмину удалось найти финансирование на 9 млрд долларов, сократив общий дефицит до 10 млрд долларов. Однако сам Зеленский оценивал потребность в деньгах уже в 60 млрд долларов, а бывший премьер, ныне министр обороны Денис Шмыгаль - и вовсе в 120 млрд долларов. Для покрытия бюджетного дефицита требуется 60 млрд долларов, а оставшиеся 60 миллиардов нужны для закупки вооружений.
Главная проблема для киевского режима: никому не понятно, откуда взять такие огромные для Украины деньжищи. Зато ясно, что США при Трампе оказывать безвозмездную помощь режиму Зеленского больше не станут, а Евросоюз и так уже несёт огромные издержки из-за финансирования киевских «партнёров».
Среди причин хронической нехватки средств в бюджете Украины не только боевые действия, которые, по разным подсчётам, обходятся Киеву в фантастические 173 млн долларов в день. Беда в том, что неуклонно сокращается сама «кормовая база» бюджета - отрасли экономики сжимаются, как шагреневая кожа.

Одной из самых проблемных отраслей стала металлургия. Компания «Метинвест» олигарха Рината Ахметова в январе-июне 2025 года зафиксировала 58 млн долларов убытков. Хотя в 2024-м за те же полгода она получила прибыль в 179 млн долларов. Главной проблемой стала потеря предприятия «Метинвест Покровскуголь», добывающего уникальный коксующийся уголь, которое оказалось на территории, освобождённой армией РФ.
Тяжело приходится и украино-индийскому концерну «АрселорМиттал Кривой Рог» (бывшая «Криворожсталь»). Руководство компании жалуется на тяжёлую ситуацию в отрасли, возникшую из-за дороговизны электроэнергии. Если в 2021 году, до начала СВО, доля электроэнергии в себестоимости продукции составляла 7%, то в 2025-м этот показатель вырос до 20%. А цены на свою продукцию украинские металлурги поднять не могут, так как ориентируются на экспорт из-за малого объёма внутреннего рынка. Предприятие уже три года подряд работает в убыток и платит минимум налогов в украинский бюджет.
В целом с начала конфликта с Россией украинская экономика сократилась более чем на 30%, заявил бывший премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. По его словам, утрачено 3,5 млн рабочих мест и около 20% территорий.
С начала спецоперации Киев потерял больше половины всех ресурсов, заявил на днях экс-главком ВСУ Виктор Муженко. «Я говорю об объёмах тех природных ресурсов, которые там (за линией ЛБС) остались. На сегодня это примерно половина украинских полезных ископаемых. Донецкая, Луганская, части Запорожской и Херсонской областей - это как раз примерно половина всей нашей ресурсной базы», - отметил он. Россияне, по его словам, «окупят свои затраты на эту спецоперацию в разы».
Яркой иллюстрацией к словам экс-главкома стало освобождение российскими войсками Великой Новосёлки в ДНР. В этом населённом пункте находится самое крупное в Европе месторождение лития, стоимость которого в ближайшем будущем будет только возрастать. Запасы металла в Великой Новосёлке оцениваются в 13,8 млн тонн. А литий - это и атомная энергетика, и электромобили, и авиационная промышленность, не говоря уже о производстве стекла и фармацевтике.
Напомним, до победы Евромайдана Украина была промышленно развитой, индустриальной страной. Основная часть этой промышленности находилась в Донбассе, который Украина потеряла безвозвратно. Но дело не только в войне. Так, ещё задолго до начала СВО в стране практически умерло сельхозмашиностроение. Также задолго до конфликта практически были потеряны такие высокотехнологичные сферы, как судо- и авиастроение, космическая отрасль, автопроизводство.

Особенно плохо обстоят на Украине дела с судостроением. Последний шанс реанимировать отрасль был в 2013 году, когда Виктор Янукович подписал соглашение с Россией, получил кредитные деньги для постройки газовозов на Николаевских верфях. Но потом случился Майдан, и все эти планы рухнули. Эксперты утверждают: если СВО продлится хотя бы ещё год, Украина самостоятельно не сможет собрать даже самоходную баржу.
Ситуация с ключевыми отраслями промышленности характеризует и общее состояние дел в экономике Незалежной. Экс-глава Нацбанка Кирилл Шевченко прямо назвал сформированную на Украине экономическую модель «донорономикой»:
«Это совершенно новый тип экономики, полностью зависимый от внешней помощи. Дефицит бюджета покрывается не внутренним ресурсом, а внешними грантами и кредитами. Валютный курс и инфляция контролируются не рынком, а валютными интервенциями Нацбанка Украины, которые финансируют те же доноры. Нынешние международные резервы страны - увы, не результат успешного экспорта, а финансовый "подарок" от партнёров, - заявил Шевченко. - Вместо институциональных изменений и отраслевых реформ, власть делает ставку на меморандумы, встречи и фотоотчёты из Брюсселя и Вашингтона. В обычной экономике главное - создавать добавленную стоимость. А в «донорономике» ключевое - сохранить доверие доноров и вовремя получать следующие транши».
Сможет ли Европа «вытянуть» Украину без США
Поскольку США демонстративно дистанцируются от конфликта, основные расходы за войну на Украине автоматически ложатся на европейские страны НАТО. Проще говоря, в ближайшем будущем Европа должна как минимум удвоить военную помощь Киеву. Главный вопрос - смогут ли европейские страны самостоятельно финансировать бюджет и военные расходы Украины, если США полностью откажутся от поддержки? С одной стороны, в чисто арифметическом выражении финансовая поддержка Киева европейцами не выглядит непосильной. По подсчётам Кильского института мировой экономики, в 2024 году европейские страны направили на поддержку Украины лишь около 0,1% своего ВВП.
Но в политическом плане поддержка Киева обходится еврочиновникам гораздо дороже. Особенно в ситуации, когда власти Франции и Германии планируют сократить социальные расходы у себя, а расходы на Украину продолжают расти. Легко предсказать, что сопротивление этим процессам со стороны рядовых европейцев и бизнеса будет только нарастать. И всё-таки… По подсчётам европейских экономистов, чтобы полностью заместить помощь США, к концу 2026 года ЕС потребуется выделить Киеву примерно 82 миллиарда долларов.

Задача, мягко говоря, нетривиальная, особенно если учесть, что деньги будут поступать из текущих бюджетов стран ЕС, которые, раззадоренные антирусской пропагандой, и так инвестируют десятки миллионов евро в собственную обороноспособность, развивая свой ВПК и укрепляя армии. Это с одной стороны. А с другой, даже ведущие страны Европы, такие как Франция, Италия и Великобритания, уже имеют значительный госдолг. Так что есть над чем задуматься: так ли нужна Европе «чужая ноша» в виде войны на Украине, которую затеял Вашингтон?
Украина продержится ещё как минимум год
По данным экономистов, Украина уже давно использовала большую часть оставшихся внутренних ресурсов. В 2025 году страна повысила так называемый военный налог на все доходы до 5%. Банки теперь обязаны платить в бюджет 50% налога на прибыль. Малые предприятия и онлайн-торговцы также платят всё больше налогов, а госсубсидии на электроэнергию и газ были резко сокращены. Как считают аналитики, украинцам уже некуда дальше затягивать пояса.
При этом Украине приходится ввозить всё больше товаров из-за границы, тогда как экспорт неуклонно снижается. В первом полугодии 2025 года торговый баланс Киева оказался в плачевном состоянии: импорт почти вдвое превысил экспорт.
«Думаю, даже с такими дырами в бюджете Украина сможет продержаться ещё как минимум год. Как известно, большой корабль с пробоинами в корпусе может держаться на воде относительно долго. Но этот процесс всё равно конечен. Украина и ранее находилась на внешнем финансировании. То есть, Запад добавлял денег в её бюджет, а также регулярно пополнял её золотовалютные резервы, чтобы страна могла держаться дальше, а у украинцев не возникало ощущения катастрофы», - отметил член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Беспалько.
Исключительно за счёт помощи европейцев Украина, очевидно, сможет продержаться ещё какое-то время. Пока руководство ЕС готово продолжать поддержку Киева «в долг», в том числе используя проценты от использования замороженных российских резервов. Эти кредиты идут как на передачу вооружений и военной техники Украине, так и на милитаризацию экономики самой Европы. Но процесс этот не бесконечный, поскольку проблемы в экономике самого Евросоюза растут как снежный ком.

Стоит учесть и то, что в первую половину 2025 года Украина держалась во многом за счёт 40 млрд долларов, которые ей выделила предыдущая администрация США во главе с Джо Байденом. Однако сегодня речь о том, чтобы выделить Киеву новые десятки миллиардов, не решаются заводить в Конгрессе США даже самые отъявленные американские ястребы вроде признанного в РФ террористом Линдси Грэма.
А европейцев вряд ли хватит, чтобы долго тянуть на своих плечах Украину с её непомерными расходами. Это означает, что киевскому режиму всё равно придётся продолжать урезать социальные расходы, а также вводить новые налоги для граждан. И всё равно, судя по проекту бюджета-2026, Украина медленно, но неуклонно продолжает сползать в финансовую пропасть, вылезать из которой предстоит будущим поколениям её граждан. Правда, на днях министр финансов Марченко заявил, будто бы Украина предложила МВФ «открыть новую программу сотрудничества».
Но станет ли МВФ и дальше кредитовать такого сомнительного должника, как Киев, - большой вопрос. Только в 2025 году на обслуживание внешних долгов у Киева уйдёт более 1,1 трлн гривен. Как страна планирует выходить из этого положения после окончания конфликта - не совсем понятно. Хотя… «В Киеве продолжают верить в то, что в итоге они победят Россию, потребуют с неё гигантские репарации, которыми и расплатятся по своим непомерным долгам», - полагает Богдан Беспалько. И более реалистичного плана сегодня у киевского режима нет. Да и зачем он обитателям Банковой?
Как только сгустятся тучи, они разбегутся кто куда с непустыми руками - не даром же столько времени хлопцы сидели на финансовых потоках. Времена меняются, а ситуация на Украине неизменна - смотри «Свадьбу в Малиновке».