Прилёт «Валькирии»
Конфиденциальные переговоры с лидерами Европы: лично и по телефону
Ангела Меркель 11 января посетила Кремль и провела экспресс-переговоры с Владимиром Путиным. Переговоры нестандартные. Думаю, что не ошибёмся, если скажем, что они открывают новый этап международных отношений в целом и отношений между Россией и Германией в частности.
Кстати, эту нестандартность сразу же почувствовали партнёры Германии по Евросоюзу, которые также выстраивают собственные отношения с Россией. Немедленно после отлёта Меркель Владимиру Путину позвонил президент Франции Макрон.
И надо же такому случиться, его интересовали те же вопросы, которые обсуждала в Москве федеральный канцлер. Вернее, судя по тому, что официальное сообщение пресс-службы Кремля утверждает, что Путин проинформировал французского коллегу о содержании и результатах переговоров, именно последнее - результат и интересовало Макрона. Французскому конкуренту Меркель в борьбе за европейское лидерство было интересно, как далеко смогла продвинуться ушлая немка в сепаратных договорённостях с Россией. Ещё через несколько часов по тому же поводу позвонил премьер-министр Италии Джузеппе Конте. Если учесть, что Британия выходит из ЕС (хоть никак не может выйти, но полноценным членом уже не является) в течение суток позицию Москвы по всему спектру глобальных проблем выясняли руководители трёх лидирующих стран ЕС - основы как существующего, так и потенциального обновлённого Евросоюза.
Но Меркель была первая, кроме того, она беседовала не по телефону, а лично, с учётом же того, что федеральный канцлер Германии понимает по-русски, а президент России говорит по-немецки, уровень конфиденциальности и доверительности этих переговоров был явно выше, чем телефонные беседы с французом и итальянцем. Наконец, надо иметь в виду, что Германия является основным и наиболее перспективным политическим и экономическим партнёром России в Европейском Союзе.
Подчеркнём, что практически все обсуждавшиеся проблемы и раньше служили предметом переговоров президента России как с Ангелой Меркель, так и с другими европейскими партнёрами. Но есть одно существенное отличие. Раньше, как правило, на первое место (после 2014 года) выносился вопрос российско-украинских отношений и урегулирования украинского кризиса. Представители ЕС были склонны только обозначать примерный объём ожидавшихся от России уступок для начала процесса снятия европейских санкций. При том, что американские санкции всё равно продолжали бы действовать, а они автоматически распространяются на любые компании, которые ведут с Россией запрещённую санкциями деятельность, то де-факто от России просто требовали односторонних уступок, поскольку снятие европейских санкций ничего не меняло - европейские компании продолжали бы подчиняться американскому санкционному механизму. Мы могли в этом убедиться на опыте строительства «Северного потока-2». В общем, Россия должна была бы ощутить глубокое моральное удовлетворение от хорошего отношения европейских партнёров, снять свои контрсанкции, при этом самой остаться под теми же ограничениями, только исключительно американскими. Скорее всего наши европейские партнёры даже предложили бы нам посредничество, и с удовольствием рассказывали бы на какие ещё уступки должна пойти Россия, чтобы американские санкции были не сняты, но немного смягчены.
Все остальные глобальные проблемы обсуждались от случая к случаю, в основном в периоды их обострений. И это был ни к чему не обязывающий обмен мнениями, поскольку в Москве знали, что ЕС следует в фарватере внешней политики США, а значит диапазон принятия европейцами самостоятельных решений крайне ограничен.
Европа ищет замену США?
В этот раз всё было иначе. Начнём с того, что за несколько дней до приезда Меркель в Москву, министр иностранных дел Франции заявил, что его страна работает над проблемой восстановления полноценного торгово-экономического сотрудничества с Россией в обход американских санкционных механизмов и рассчитывает в течение полугода решить эту проблему. Данное заявление тут же поддержали в Берлине. Интересно, что европейские санкции в обоих случаях даже не упоминались. И это понятно. Европейские санкции продлеваются каждый раз специальным решением на очередные полгода. То есть, если будет найден механизм обхода американских санкций, то европейские можно просто не продлить. В ЕС действует принцип единогласия и достаточно не проголосовать одной стране (а при согласии Франции и Германии желающих заблокировать продление санкций найдётся не один), чтобы действие санкций продлено не было.
То есть Европа не на словах, а на деле начала искать вариант сепаратного выхода из конфронтации с Россией. При этом, на примере ситуации с «Северным потоком-2» европейцы понимают, что сами попадут под американские санкции, то есть отношения с Вашингтоном станут официально враждебными.
Более того, это будет означать раскол в ЕС, поскольку Польша, прибалты, скорее всего румыны, возможно кто-то из скандинавов, а также отдельные балканские и страны центральной и восточной европы останутся в индивидуальном порядке верны санкционной политике США.
До введения США санкций против европейских компаний, участвующих в строительстве «Северного потока-2», ни Берлин, ни Париж не были готовы к столь резкому разрыву с Вашингтоном. Но похоже Трамп все-таки недооценил важность данного проекта не лично для Меркель, а для всего германского и даже европейского бизнеса. Элиты ЕС взбунтовались (пусть пока и на словах, но раньше они и слово боялись сказать вопреки Америке). Для того, чтобы бунт был успешным, Европе необходимо найти замену США.
С финансово-экономическими вопросами всё относительно просто. Эквивалентную замену американскому рынку в обозримой перспективе найти невозможно, но от этого европейцам ни холодно, ни жарко, поскольку Вашингтон всё равно выстраивает нерыночные барьеры на пути европейских товаров в США, а также силовым путём пытается создать в Европе безальтернативный спрос на собственные товары (пусть и более дорогие, чем предлагаемая другими продавцами альтернатива).
Вновь ситуация с «Северным потоком-2» служит идеальным примером. Лицемерно прикрываясь заботой о европейской энергетической безопасности, США пытаются навязать ЕС покупку примерно 70 миллиардов кубов своего сжиженного газа ежегодно (больше Вашингтон пока не в состоянии поставлять) взамен аналогичных объёмов значительно более дешёвого трубопроводного газа, поставляемого «Газпромом».
Заодно США требуют от ЕС «платить за безопасность», то есть в два-три раза увеличить взнос на содержание НАТО, а фактически американских вооружённых сил, которые уже давно не желают (да и не могут) обеспечивать безопасность ЕС (при этом, в интересах американской военной гегемонии европейские армии превращены в неполноценные обрубки, не способные на самостоятельные, без американской поддержки, действия). Войска США, находящиеся на европейском континенте в рамках обязательств НАТО, являются ныне оккупационной армией, ограничивающей европейский суверенитет.
Фактически США начали проводить в отношении ЕС ту же неоколониальную политику, которую недавно проводили в отношении африканских, латиноамериканских, большинства азиатских и постсоветских государств.
Для отстаивания своих жизненных интересов Европе нужна точка опоры, способная уравновесить военно-политическое влияние США. Получив вооружённую защиту ЕС в состоянии конкурировать с Америкой, если не за собственный рынок США (который они могут закрыть вопреки нормам ВТО), то за остальные рынки Азии, Африки и Латинской Америки. На сегодня ЕС, Россия и Китай на этих рынках в меньшей степени конкурируют и в большей степени дополняют друг друга, так что пространство для компромисса есть.
Газопровод будет однозначно достроен
Так вот Меркель в Москве обсуждала весь комплекс глобальных проблем: Сирию, Ливию, Иран, общую ситуацию на Ближнем Востоке, а также другие вопросы, среди которых несомненно были, хоть они и не чётко заявлены в ходе совместной пресс-конференции, проблемы нераспространения ядерного оружия, контроля над распространением ракетных технологий и прочие чувствительные проблемы. Обсуждение проблем ракетного и ядерного нераспространения было обозначено на пресс-конференции заявлением о согласии России и Германии о необходимости сохранить ядерную сделку с Ираном (из которой давно вышли США). Ядерная сделка, как раз и была одним из механизмов обеспечения этого самого нераспространения.
Чтобы ни у кого не возникало сомнений, что в ходе переговоров серьёзных частных противоречий не возникало, оба лидера (Путин и Меркель) в ходе совместной пресс-конференции однозначно заявили, что «Северный поток-2» будет достроен, а российский лидер даже обозначил срок завершения проекта: конец текущего - первая половина следующего года. Следует, конечно, понимать, что речь идёт именно о пуске трубы, для выхода газопровода на проектную мощность понадобится ещё примерно год, но именно «Северный поток-2» является сегодня камнем преткновения, объединяющим Россию и Германию в противостоянии США. В обмен на отказ от «Северного потока-2» Вашингтон готов на существенные уступки в Ираке, Сирии и других местах, справедливо полагая, что сохранив военно-политический и финансово-экономический контроль над ЕС, уступки он потом сможет отыграть.
Таким образом, заявляя, что газопровод будет однозначно достроен, Россия и Германия идут на полномасштабную конфронтацию с Америкой. Не было бы у России мощной армии и ядерного оружия, для США такая заявка была бы достаточным основанием, чтобы начать «искать бактериологическое оружие» в России и «спасать от кровавого режима» её народ.
Меркель, конечно, рискует, но думаю, что определённые гарантии безопасности ей были в Москве даны (естественно в рамках возможного, всё-таки в ФРГ пока что развёрнуты не российские, а американские войска). Но всё же Германия не Ирак, вряд ли Трамп рискнёт звонить Меркель и угрожать убийством (как премьер-министру Ирака). Тем более что Берлин в противостоянии Вашингтону поддерживает не только Москва, но и Париж, и Рим, и Будапешт, и Вена, и часть чешских политиков во главе с популярным президентом Земаном.
Короче говоря, Меркель в Москве дала старт переговорам о переформатировании евро-американского союза в евро-российский. Это только начало процесса и завершится он не завтра. Может быть понадобится год, может три, а может и все пять. Но если США не рискнут перевернуть доску и попытаться военной силой задавить всех своих союзников по ЕС, перейдя в отношениях с ними от формального партнёрства к установлению в Европе открытого оккупационного режима (по примеру того же Ирака), то этот процесс уже не остановить. Если же Вашингтон на переворот доски решится, то он может уничтожить Европу, как геополитический фактор, но уже не сможет опираться на неё, как на союзника.
Это цена короткого и не очень заметного, но весьма насыщенного, визита готовящегося к уходу из политики федерального канцлера Германии в Москву.