Brexit: Br состоялся, Exit продолжается
Состоявшаяся в середине февраля Мюнхенская конференция по безопасности-2020 оставила много вопросов. И ни одного ответа. Анализ мюнхенской дискуссии продолжается, разветвляясь по отдельным проблемам и вопросам. Один из них - о солидарности и о самом существовании коллективного Запада. Впрочем, понятие «коллективный Запад» сегодня теряет своё значение, поскольку Запад уже отнюдь не коллективный. В нём наблюдается резкий раскол по линии США-Западная Европа. И эксперты, участвовавшие в мюнхенской конференции, связывают этот раскол с экстравагантной, с их точки зрения, политикой президента Трампа, который «хочет сделать Америку снова великой за счёт других». Эти другие - прежде всего европейцы. Они боятся, что при втором президентском сроке Трампа отход США от Европы усилится и станет необратимым. А куда пристать брошенной на произвол судьбы Европе, европейцы не знают.
Проблема целостности Западного мира и его сохранения в прежнем виде не нова. Нам в России этот вопрос был понятен уже давно. Мы на Европу и весь коллективный Запад смотрим со стороны, и нам не нужно изобретать оправдания для существования того, что явно умирает и замещается другой цивилизацией посредством иммигрантского цунами.
Удивительно, что западные «мудрецы», наконец, сами это увидели и, главное, заговорили об этом вслух. Они вдруг поняли, что Запад вообще перестал существовать как таковой, и председатель мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер осмелился даже ввести в обиход понятие «беззападности Запада» в своём пространном докладе, опубликованном в канун конференции. В Мюнхене, как густой дым в безветренную погоду, висел один из основных вопросов, волнующих европейцев: как далеко зайдёт Трамп в разводе с Европой? Поскольку его переизбрание практически предрешено, а что делать дальше - в Европе никто не знает.
Проблеме вероятного окончательного развода США и Западной Европы посвящена любопытная статья в New York Times, в которой собраны высказывания ведущих европейских политиков и политологов на данный счёт. Понятно, что автор статьи Стивен Эрланджер (Steven Erlanger) преследует прежде всего цель реализовать общую политику своей газеты в отношении Трампа, то есть в очередной раз пнуть его побольнее. В данном случае - через мнение о том, что победа Трампа на предстоящих в ноябре президентских выборах ничего хорошего Европе не принесёт. Между тем это не обесценивает мнения этих политиков, которые сами по себе, вне зависимости от желания автора статьи, реально показывают, что никакого ранее прочного трансатлантического союзничества уже нет и что европейцы не знают, куда им теперь деваться. Например, тот же Ишингер, указывая на враждебность Трампа к европейским союзникам США, задаётся вопросом: «Почему в настоящее время мы живём на разных планетах?»
Европейцы в ужасе по мере приближения ноябрьских выборов в США, поскольку в течение своего второго президентского срока «Трамп может чувствовать себя ещё более свободным и более сильным в плане удовлетворения каждого своего каприза в глобальных делах».
В чём может заключаться главный каприз Трампа? Европейские дипломаты и аналитики единодушны в том, что победа Трампа на выборах станет «частью радикального и потенциально перманентного сдвига в мировых делах, к которому Европа остаётся прискорбно неподготовленной». «Это может включать в себя то, что некоторые считают вполне реальной возможностью, - выход США из НАТО...» - рассуждает автор статьи в New York Times.
Он приводит в подтверждение своего опасения высказывания ряда аналитиков, которые присутствовали на конференции в Мюнхене. Суть их сводится к тому, что подорванное при Трампе доверие между США и западными союзниками «может быть обратимо после одного президентского срока, но восемь лет президентства Трампа будут глубоко разрушительными». Итак, налицо несколько направлений раскола в Западном мире, носящего не временный, а долгоиграющий и антагонистический характер.
Первое. Раскол между США и европейскими союзниками по НАТО имеет потенциал углубиться до той степени, что США могут принять решение выйти из НАТО.
Этому решению США объективно может способствовать и движение самих европейцев в сторону создания собственной армии, хотя на данном этапе эта тема находится лишь на стадии дискуссии.
Второе. Западная Европа реально не понимает, что делать в условиях, когда в течение нескольких десятилетий она была отучена принимать самостоятельные решения и перекладывала всю ответственность за любые решение в области европейской безопасности на мирового гегемона.
Это состояние неопределённости грозит привести к дальнейшему расколу самой Западной Европы в силу разности понимания того, куда надо двигаться после потери «кормчего». Руководство Германии, совершенно очевидно, стремится сохранить своё политическое и экономическое лидерство в Европе. Франция в лице президента Макрона пытается это лидерство перехватить. При этом Макрон полагает, что без нормальных отношений с Россией Европа не в состоянии решить свои многочисленные проблемы. Этот тезис не готовы поддерживать Польша и страны Балтии, которые вписались в русофобскую кампанию США. При этом и Польша совершенно явно заявляет о своих претензиях на лидерство в Европе, в основу которого она рассчитывает заложить свои особые отношения с США. Варшава пытается занять место отвалившейся от ЕС Великобритании. А сам Brexit воодушевляет всех европейских евроскептиков, которые за годы существования ЕС никуда не исчезли.
И третье. К этому прибавляется неприятие населением Европы ультралиберальной политики евробюрократии.
Одним из главных выразителей этого неприятия является премьер-министр Венгрии и лидер партии «Фидес» Виктор Орбан. Он пытается встать во главе движения по изменению Евросоюза изнутри путём кардинального пересмотра нынешней политики ЕС в отношении иммигрантов и посредством возвращения европейских народов к традиционным семейным ценностям и культурно-историческим традициям. Неслучайно в последние годы практически во всех странах Европы окрепли консервативно настроенные партии и движения, которым либеральный европейский истеблишмент прилепил ярлык с негативной коннотацией - «правые популисты».
Таким образом, наблюдается раскол Западного мира по всем направлениям - от трансатлантического союзничества до раскола внутри ЕС по целому спектру основополагающих социальных, политических и экономических вопросов. Переизбрание Трампа, скорее всего, послужит дополнительным стимулятором центробежных процессов в Западном мире. И последствия этих центробежных процессов - предмет отдельного серьёзного прогнозного анализа. Но одно можно сказать уже сейчас: стабильности Европе и всему миру это не принесёт.
---
Автор - эксперт РИСИ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.