Таллин: и мы пойдём на север!
Министр иностранных дел этого государства Урмас Рейнсалу сообщил о том, что соответствующее ходатайство уже подано в управление совета. По его словам, так Таллин сумеет лучше приобщиться к международной тематике, чтобы разбираться в арктических вопросах.
Эстония и военная истерия НАТО
К сожалению, интерес западных стран относительно Арктики на сегодня строится в ключе острой, фактически военной, конфронтации относительно России, самой большой и самой мощной арктической державы в мире. Следует напомнить, что в Эстонии размещены британский, бельгийский, датский, французский и исландский контингенты. Всего около 2 тысяч военнослужащих. Таллин также работает с NORDEFCO (организация «Сотрудничество североевропейских стран в области обороны»). В эту военную структуру входят Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Причём три из перечисленных государств - члены НАТО. Раз в два года на территории Эстонии проводятся учения Североатлантического альянса.
В текущем 2019-м - со 2 по 9 мая - в манёврах приняли участие 9 тысяч военнослужащих блока. Явная антироссийская направленность «Весеннего шторма» (Kevadtorm-2019) даже не скрывалась. Вот как я писал об этом в те дни: «Тяжёлая бронетехника представлена знаменитыми (и безумно дорогими в эксплуатации) французскими танками Leclerc, британскими Challenger-2 и бронемашинами Warrior... В воздухе носятся сверхзвуковые (и весьма капризные в эксплуатации) Eurofighter и польские Су-22, тяжело гудят ударные британские "винтокрылы" Apache вместе со своими американскими собратьями Pave Hawk».
В настоящее время манёвры и военные игры Cold Response («Холодный ответ») в Северной Европе следуют почти бесперебойно с 2016-го по 2019-й год. Численность солдат постоянно увеличивается, а в регион завозят всё больше тяжёлого вооружения. Год назад в учениях, охвативших большую часть территории Прибалтики, приняли участие уже более 50 тысяч бойцов из 30 стран.
Неожиданная смена курса
И вот, несмотря на такой оголтелый милитаризм, президент Эстонии Керсти Кальюлад неожиданно смягчила свою политическую позицию и заговорила о возможности приехать с официальным визитом в Москву по случаю празднования 75-летия Великой Победы. Потом, правда, дама заявила, что столь ответственный вопрос должен решаться исключительно соборно, то есть совокупно с парламентом и главой правительства.
Справка
Новый курс тем более удивителен, что глава эстонского государства до этого была ярой сторонницей «теории советской оккупации» и с пеной у рта доказывала, что война для Таллина окончилась лишь 25 лет назад - после исчезновения СССР.
Но примечательно, что в текущем году Керсти уже побывала в Москве и... пригласила Владимира Путина следующим летом на съезд финно-угорских народов.
Москва восприняла её манёвры достаточно благосклонно. Со своей стороны, премьер Эстонии Юри Ратас высказался, что готов поддержать президента по поводу присутствия эстонской делегации на Дне Победы. А вот глава нижней палаты парламента против.
Так в чём же всё-таки дело?
Возможно, смятение в эстонских рядах вызвало полное согласование строительства «Северного потока-2». Западная Европа явно отделяет свою позицию от американской и заниматься жёсткой конфронтацией с северным соседом во имя американских интересов и вопреки собственной энергетике не намерена. Также важно, что транзит грузов в Россию сейчас запущен в обход прибалтийских государств, что страшно бьёт по бюджету и приводит к буквальному вымиранию маленьких стран, что, кстати, происходит и в Грузии.
Но, похоже, хитромудрые эстонские правители умеют мыслить на несколько ходов вперёд. Скорее всего, заигрывание с Москвой связано с арктическими планами эстонской политики.
Арктический проект Эстонии
В последние годы Россия обустраивала Северный морской путь, который, напомню, почти в два раза короче, чем Южный (7.300 морских миль против 11.200). Наша страна сумела доказать несомненную экономическую выгоду этой магистральной транспортной артерии и добилась включения СМП в глобальный экономический проект «Новый Великий шёлковый путь» под эгидой КНР.
Оказывается, всё это время эстонцы не только наращивали мастерство с другими членами НАТО, готовясь то ли завоёвывать Россию (недавно председатель эстонского парламента Хенн Пыллуаас заявил о претензиях на 5% нашей национальной территории), то ли обороняться от мифического русского медведя и учиться побеждать его при помощи ограниченного натовского контингента.
В тиши правительственных кабинетов разрабатывался план по строительству «Арктического коридора», способного превратить Финляндию и Эстонию едва ли не в центр мировой торговли.
Согласно представленному этими двумя государствами технико-экономическому обоснованию, следует ожидать приток фрахта в норвежский Киркенес, полярный порт, который может рассматриваться как конечная точка (неясно, правда, почему) маршрута из Азии в Европу по российскому Северному морскому пути.
Далее начинается чистая фантастика в стиле «Гиперболоида инженера Гарина». Эстонцы и финны считают экономически обоснованным строительство 500-километровой железнодорожной ветки, которой предстоит соединить Киркенес и... Хельсинки. То есть после того, как грузы будут доставлены морским путём из Китая (и не только) в Норвегию, их надлежит перегрузить в вагоны и везти через тундру в Финляндию. Далее, по пока ещё не установленным причинам, надлежит построить подводный туннель - некий балтийский вариант путепровода под Ла Маншем, чтобы доставить грузы в Таллин(!). Здесь, по замыслу творцов проекта, и надлежит находиться крупнейшему хаб-центру Европы. Напомним, что ширина Финского залива между двумя городами составляет около 80 километров.
Почему-то никто из окружения президентов Финляндии и Эстонии не задался простым вопросом: а что будут делать грузы из Китая в Таллине? Ведь единственным направлением дальнейшего теоретического движения этих мифических грузов может быть только российское. То есть эстонцы желают возродить свою роль крупного узлового порта для снабжения всем необходимым России!
А Москву и Брюссель спросили?
Похоже, никого в Северной Европе не интересует, зачем России столь сложный и прихотливый путь доставки товара через промежуточные границы. Посмотрев на карту, достаточно быстро можно обнаружить такие порты, как Архангельск или незамерзающий Мурманск, находящиеся уже в европейской части нашей страны.
С другой стороны, и Брюссель на ветер пока деньги не бросает. Если грузам предстоит попасть в Центральную и Западную Европу, то они легко, и главное - дёшево, могут доплыть и до Германии с её крупнейшими в Северной Европе портами и контейнерными терминалами, и до других пунктов назначения во Франции или даже на Мальте (там расположен крупнейший портовый хаб-центр Средиземноморья).
Тянуть рельсы через заболоченную тундру и рыть туннель под Балтикой, чтобы осчастливить ничуть в этом не нуждающихся россиян, европейцы вряд ли захотят.
В общем-то, никаких других разумных причин неожиданного стремления присоединиться к Арктическому клубу и не менее неожиданного желания сгладить острые углы с Москвой у Таллина просто нет. Ну а пока самым доходным направлением в международных отношениях для этой страны, похоже, остаётся строительство натовских баз на своей территории в ожидании, когда же, наконец, придут русские.
А русские, как и европейцы, наверное, не придут никогда, ибо никакого интереса эта отдалённая европейская провинция ни для кого не представляет.