Таллин: и мы пойдём на север!
© twitter.com/KerstiKaljulaid
Президент Эстонии Керсти Кальюлад нашла новое «я» в эстонской политике и неожиданно смягчила свою политическую позицию.

Таллин: и мы пойдём на север!

Правительство Эстонии решило получить статус в Арктическом совете - стать страной-наблюдателем
Реклама
Таллин: и мы пойдём на север!
© twitter.com/KerstiKaljulaid
Президент Эстонии Керсти Кальюлад нашла новое «я» в эстонской политике и неожиданно смягчила свою политическую позицию.
Читайте нас на: 

Министр иностранных дел этого государства Урмас Рейнсалу сообщил о том, что соответствующее ходатайство уже подано в управление совета. По его словам, так Таллин сумеет лучше приобщиться к международной тематике, чтобы разбираться в арктических вопросах.

Эстония и военная истерия НАТО

К сожалению, интерес западных стран относительно Арктики на сегодня строится в ключе острой, фактически военной, конфронтации относительно России, самой большой и самой мощной арктической державы в мире. Следует напомнить, что в Эстонии размещены британский, бельгийский, датский, французский и исландский контингенты. Всего около 2 тысяч военнослужащих. Таллин также работает с NORDEFCO (организация «Сотрудничество североевропейских стран в области обороны»). В эту военную структуру входят Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Причём три из перечисленных государств - члены НАТО. Раз в два года на территории Эстонии проводятся учения Североатлантического альянса.

В текущем  2019-м - со 2 по 9 мая - в манёврах приняли участие 9 тысяч военнослужащих блока. Явная антироссийская направленность «Весеннего шторма» (Kevadtorm-2019) даже не скрывалась. Вот как я писал об этом в те дни: «Тяжёлая бронетехника представлена знаменитыми (и безумно дорогими в эксплуатации) французскими танками Leclerc, британскими Challenger-2 и бронемашинами Warrior... В воздухе носятся сверхзвуковые (и весьма капризные в эксплуатации) Eurofighter и польские Су-22, тяжело гудят ударные британские "винтокрылы" Apache вместе со своими американскими собратьями Pave Hawk».

Из жизни учений Kevadtorm-2019.
© pildid.mil.ee
Из жизни учений Kevadtorm-2019.

В настоящее время манёвры и военные игры Cold Response («Холодный ответ») в Северной Европе следуют почти бесперебойно с 2016-го по 2019-й год. Численность солдат постоянно увеличивается, а в регион завозят всё больше тяжёлого вооружения. Год назад в учениях, охвативших большую часть территории Прибалтики, приняли участие уже более 50 тысяч бойцов из 30 стран.

Неожиданная смена курса

И вот, несмотря на такой оголтелый милитаризм, президент Эстонии Керсти Кальюлад неожиданно смягчила свою политическую позицию и заговорила о возможности приехать с официальным визитом в Москву по случаю празднования 75-летия Великой Победы. Потом, правда, дама заявила, что столь ответственный вопрос должен решаться исключительно соборно, то есть совокупно с парламентом и главой правительства.

Справка

Новый курс тем более удивителен, что глава эстонского государства до этого была ярой сторонницей «теории советской оккупации» и с пеной у рта доказывала, что война для Таллина окончилась лишь 25 лет назад - после исчезновения СССР.

Но примечательно, что в текущем году Керсти уже побывала в Москве и... пригласила Владимира Путина следующим летом на съезд финно-угорских народов.

Президент Эстонии Керсти Кальюлад пригласила главу России Владимира Путина следующим летом на съезд финно-угорских народов.
© Reuters.
Президент Эстонии Керсти Кальюлад пригласила главу России Владимира Путина следующим летом на съезд финно-угорских народов.

Москва восприняла её манёвры достаточно благосклонно. Со своей стороны, премьер Эстонии Юри Ратас высказался, что готов поддержать президента по поводу присутствия эстонской делегации на Дне Победы. А вот глава нижней палаты парламента против.

Так в чём же всё-таки дело?

Возможно, смятение в эстонских рядах вызвало полное согласование строительства «Северного потока-2». Западная Европа явно отделяет свою позицию от американской и заниматься жёсткой конфронтацией с северным соседом во имя американских интересов и вопреки собственной энергетике не намерена. Также важно, что транзит грузов в Россию сейчас запущен в обход прибалтийских государств, что страшно бьёт по бюджету и приводит к буквальному вымиранию маленьких стран, что, кстати, происходит и в Грузии.

Но, похоже, хитромудрые эстонские правители умеют мыслить на несколько ходов вперёд. Скорее всего, заигрывание с Москвой связано с арктическими планами эстонской политики.

Арктика из объекта изучения учёными-полярниками всё больше превращается в лакомый бизнес-пирог.
© strana.ru
Арктика из объекта изучения учёными-полярниками всё больше превращается в лакомый бизнес-пирог.

Арктический проект Эстонии

В последние годы Россия обустраивала Северный морской путь, который, напомню, почти в два раза короче, чем Южный (7.300 морских миль против 11.200). Наша страна сумела доказать несомненную экономическую выгоду этой магистральной транспортной артерии и добилась включения СМП в глобальный экономический проект «Новый Великий шёлковый путь» под эгидой КНР.

Оказывается, всё это время эстонцы не только наращивали мастерство с другими членами НАТО, готовясь то ли завоёвывать Россию (недавно председатель эстонского парламента Хенн Пыллуаас заявил о претензиях на 5% нашей национальной территории), то ли обороняться от мифического русского медведя и учиться побеждать его при помощи ограниченного натовского контингента.

В тиши правительственных кабинетов разрабатывался план по строительству «Арктического коридора», способного превратить Финляндию и Эстонию едва ли не в центр мировой торговли.

Согласно представленному этими двумя государствами технико-экономическому обоснованию, следует ожидать приток фрахта в норвежский Киркенес, полярный порт, который может рассматриваться как конечная точка (неясно, правда, почему) маршрута из Азии в Европу по российскому Северному морскому пути.

Далее начинается чистая фантастика в стиле «Гиперболоида инженера Гарина». Эстонцы и финны считают экономически обоснованным строительство 500-километровой железнодорожной ветки, которой предстоит соединить Киркенес и... Хельсинки. То есть после того, как грузы будут доставлены морским путём из Китая (и не только) в Норвегию, их надлежит перегрузить в вагоны и везти через тундру в Финляндию. Далее, по пока ещё не установленным причинам, надлежит построить подводный туннель - некий балтийский вариант путепровода под Ла Маншем, чтобы доставить грузы в Таллин(!). Здесь, по замыслу творцов проекта, и надлежит находиться крупнейшему хаб-центру Европы. Напомним, что ширина Финского залива между двумя городами составляет около 80 километров.

Почему-то никто из окружения президентов Финляндии и Эстонии не задался простым вопросом: а что будут делать грузы из Китая в Таллине? Ведь единственным направлением дальнейшего теоретического движения этих мифических грузов может быть только российское. То есть эстонцы желают возродить свою роль крупного узлового порта для снабжения всем необходимым России!

Эстония стремится снова стать портовым хаб-центром в торговле с Россией.
© mke.ee
Эстония стремится снова стать портовым хаб-центром в торговле с Россией.

А Москву и Брюссель спросили?

Похоже, никого в Северной Европе не интересует, зачем России столь сложный и прихотливый путь доставки товара через промежуточные границы. Посмотрев на карту, достаточно быстро можно обнаружить такие порты, как Архангельск или незамерзающий Мурманск, находящиеся уже в европейской части нашей страны.

С другой стороны, и Брюссель на ветер пока деньги не бросает. Если грузам предстоит попасть в Центральную и Западную Европу, то они легко, и главное -  дёшево, могут доплыть и до Германии с её крупнейшими в Северной Европе портами и контейнерными терминалами, и до других пунктов назначения во Франции или даже на Мальте (там расположен крупнейший портовый хаб-центр Средиземноморья).

Тянуть рельсы через заболоченную тундру и рыть туннель под Балтикой, чтобы осчастливить ничуть в этом не нуждающихся россиян, европейцы вряд ли захотят.

В общем-то, никаких других разумных причин неожиданного стремления присоединиться к Арктическому клубу и не менее неожиданного желания сгладить острые углы с Москвой у Таллина просто нет. Ну а пока самым доходным направлением в международных отношениях для этой страны, похоже, остаётся строительство натовских баз на своей территории в ожидании, когда же, наконец, придут русские.

А русские, как и европейцы, наверное, не придут никогда, ибо никакого интереса эта отдалённая европейская провинция ни для кого не представляет.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама