Валдайский форум: наше запасное «окно в Европу»
Владимир Путин и так старался не пропускать заседания дискуссионного клуба «Валдай», который считается альтернативным выходом на широкую западную аудиторию и обычно используется, если необходимо изложить свою позицию, а других возможностей нет, или когда утрачен всякий смысл объясняться по официальным каналам. Как, например, сегодня.
Боятся - значит уважают
Ну что толку разговаривать с теми, кто организовал цветные революции в Белоруссии и в Киргизии, кто спровоцировал войну в Нагорном Карабахе, кто стал режиссёром дешёвой интермедии с «отравлением» блогера Навального, кто ведёт совершенно безответственную игру вокруг Договора СНВ-3, и всё это на фоне коронавирусной пандемии мирового масштаба?
Даже наш МИД, выученный в традициях архаичной дипломатии, наконец-то сообразил: сегодня не стоит тратить время на партнёров из высоких западных кабинетов, поскольку это или неважные профессионалы, или откровенные недруги, которые при помощи разномасштабных политических и военных комбинаций стремятся уничтожить Россию.
С СССР при Михаиле Сергеевиче Горбачёве получилось, почему бы не попробовать ещё раз?.. Специально для них президент Путин сказал: «Нас в этом случае беспокоит только одно - как бы не простудиться на ваших похоронах».
Сразу же стало понятно, что именно эта фраза облетит весь мир. И хотя она совсем не куртуазная и больше подходит для Лиговки, на которой, как известно, будущий глава российского государства провёл юные годы, но так понятнее: наша страна как-то пережила Гитлера, переживёт и его духовных наследников в одном флаконе с американскими подкаблучниками (в том числе и местного разлива!), которые собираются нас похоронить. И торговаться с нами по поводу СНВ-3 в той базарной манере, свойственной Дональду Трампу, абсолютно бесперспективно.
На Валдайском форуме Владимир Путин ещё раз напомнил, что Москва готова продлить этот архиважный для человечества стратегический договор и пока что на год берёт обязательство заморозить на этот период свой ядерный потенциал.
Но если Вашингтон такой вариант не устраивает, пусть, как в старые добрые времена, роет у себя на задних дворах бомбоубежища, потому что на этот раз Америке не отсидеться за океаном.
А своей ядерной мощью бряцают они, понятно же, только что от страха. Это даже к доктору Фрейду не ходи.
И совсем не унизительно, как нам это усердно внушалось, что нас будут бояться. Боятся, значит уважают, а большего от русофобов и не требуется. И вполне закономерно, что ни Владимир Путин, ни премьер Михаил Мишустин, который тоже принял участие в валдайской дискуссии, но на день раньше президента, особого внимания этой публике не уделили.
СНГ пора уж повзрослеть
Главный разговор был рассчитан на тех, кто понимает: после коронавирусной пандемии и чудовищного экономического спада, который она за собой потянула, картина мира может принципиально измениться. Даже применительно к США, поскольку ещё не известно, чем закончатся там президентские выборы - просто гражданской войной или расовой междоусобицей.
А что ждёт Европу? На фоне ситуации вокруг «Северного потока-2» стало понятно, что с этой публикой, которая давно живёт не своим умом, а американским или умом одержимой девочки Греты Тунберг из Швеции, договариваться крайне сложно. По признанию президента Путина, даже с Реджепом Эрдоганом, который упрямо не признаёт Крым российским, проще - и «Турецкий поток» построили, и С-400 Анкаре продали.
В общем, высокие прагматические отношения, и никто не лезет целоваться взасос при каждом удобном случае. Уже давно следовало принять за аксиому слова Александра III о том, что у России друзей нет и не может быть по определению (хотя бы потому, что страна на зависть другим богатая), а есть исключительно партнёры. Не всегда постоянные и не всегда с нами до конца откровенные, но какие уж есть.
Вот, к слову, армянский премьер Никол Пашинян, который уже прямым текстом подначивает Москву вписаться в карабахский конфликт «за христианскую веру». И вопрос на эту тему, конечно же, не мог не прозвучать на форуме: дескать, за кого вы, Владимир Владимирович, за армян или за азербайджанцев? А поскольку вопрос был задан британским политологом Анатолем Ливеном, не приходится удивляться, почему он с подтекстом и вообще откровенно провокационный.
Понятно же: какую бы сторону Россия ни заняла в этом конфликте, уже отнявшем пять тысяч жизней, любой вариант хуже не придумаешь. Выход один: Баку и Ереван должны разобраться сами, как, кстати, и Белоруссия с Киргизией, погрязшие в своих внутренних проблемах. Пока же постсоветское пространство, включая СНГ, напоминает какой-то геополитический детский сад: сначала наделают глупостей на полную катушку, а потом едут в Москву за матпомощью и лаской. Захотели независимости, получили - вот и хлебайте её полной ложкой до окончательного государственного повзросления.
Прямая речь
«Надо дать возможность людям самим аккуратно строить отношения внутри общества, просто показывая примеры. Но не лезть как слон в посудной лавке со своими предложениями, со своими миллионами, поддерживая ту или иную сторону».
Президент Российской Федерации В.В. Путин. Из выступления на заседании Валдайского клуба. 22.10.2020 г.
В первую очередь это замечание относится, конечно же, к Соединённым Штатам Америки, уподобившимся со своей эксклюзивной демократией некоему коллективному Троцкому, которому больше всех в этом мире надо, хотя ни революции, ни экспортный вариант американского образа жизни ещё никому счастья не принесли. И не принесут. Как утверждает Владимир Путин, «настоящую демократию и гражданское общество невозможно импортировать. Они не могут являться продуктом деятельности иностранных доброжелателей, даже если те якобы хотят как лучше». Президент отметил, что примеров того, как функционируют подобные «завозные» модели демократии, великое множество. Например, Украина, где с помощью американцев почти что удалось построить нацистское государство. Или Прибалтика…
Но здесь можно и не согласиться с президентом. Не поддаваться на провокации, не давать собой манипулировать и оставлять «без боя» изрядные постсоветские территории на откуп различных НКО - наверное, несколько разные вещи. Тем более что ни англосаксы, ни их партнёры особо не философствуют, а примитивно заполняют геополитический вакуум и практически уже создали вокруг России враждебное кольцо.
Финансовые крохоборы
Кстати, у России была возможность и на себе испытать влияние различных зарубежных фондов. Да что там говорить, если наша Конституция до внесения поправок по сути своей была колониальным продуктом. И эпоха НКО не прошла без последствий, изрядно наследив не только в руководящих документах, но и в головах.
Понятно, что Минфин категорически отличается от Министерства обороны, в котором вряд ли могут оказаться выпускники Высшей школы экономики - вуза, созданного на ровном месте специально под либеральные ценности. Также понятно, что только в Минфине с его по-особому устроенными «мозгами» могла возникнуть идея сэкономить на обороноспособности, причём в самой примитивной форме - армию сократить, денежное содержание военнослужащим, как и военные пенсии, урезать, питания лишить, гардероб уменьшить. И хотя Верховный главнокомандующий дал понять, что серьёзное внимание обращать на Антона Германовича Силуанова и его ведомство не стоит, поскольку Минфин - есть кризис, нет кризиса - «регулярно предлагает оптимизировать расходы, и так поступают все финансовые ведомства в мире», пройти мимо сложно. Дело в том, что наш Минфин со времён Алексея Кудрина (по версии журнала Euromoney, лучшего министра финансов в мире) неровно дышит преимущественно к тем государственным структурам и общественным институтам, которые не захлёбываются от восторга при упоминании ВТО и МВФ - для примера, к российским армии и флоту. Но пока что обкорнать военный бюджет у Силуанова не получается.
Прямая речь
«Никаких решений пока у нас не планируется. Мы не планируем ни сокращения, ни увеличения каких-то сроков чего-то. Это просто одно из предложений Министерства финансов. Оно пока до меня даже не дошло. Это всё дискуссии внутри правительственных ведомств между собой. При принятии окончательных решений я, конечно, буду исходить из реальной ситуации в экономике, из реальной ситуации, связанной с доходами граждан, в том числе и сотрудников правоохранительной сферы, военной структуры, военной организации государства, соотношения их доходов с гражданским сектором. Здесь много факторов, для того чтобы не было перекосов на рынке труда, и так далее. Повторяю ещё раз: в практическом плане эти вопросы пока не обсуждаются. Это всё дискуссии внутри правительства Российской Федерации».
Президент Российской Федерации В.В. Путин. Из выступления на заседании Валдайского клуба. 22.10.2020 г.
С одной стороны, президентских слов достаточно. С другой, именно характер «дискуссий внутри правительства» напрягает. Как известно, Счётная палата, которую, кстати сказать, сейчас возглавляет Алексей Кудрин, раскритиковала официальный прогноз развития российской экономики, посчитав его излишне оптимистичным. По оценке аудиторов, на фоне пандемического кризиса спад ВВП России в 2020 году будет находиться в диапазоне 4,2-4,8%, что больше ожидаемого правительством сокращения экономики на 3,9%. И что же, Минфин полагает, будто решить эту проблему можно, отобрав лишнюю пару штанов у представителей силовых структур? А более конструктивных идей у либеральных экономистов уже, что ли, нет?
Бесшоковая терапия
Поджаться, конечно же, всё равно придётся. Но опыт борьбы с коронавирусом и противодействие санкциям показали, что решения проблем не обязательно должны быть примитивными. И у Михаила Мишустина, который дебютировал на Валдайском форуме в качестве главы правительства, действительно есть основания гордиться и тем, что первая в мире вакцина против COVID-19 - российская, и тем, что западные санкции не убили нашу экономику.
Прямая речь
«Ведь примерный объем потерь России от санкций, по разным оценкам, - это 50 миллиардов долларов. Но уже более 50 миллиардов долларов мы за счёт импортозамещения нарастили».
Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин. Из выступления на заседании Валдайского клуба. 20.10.2020 г.
Особенно успешно в этих условиях развивается сельское хозяйство, и Россия, о чём в СССР только мечтали, стала мировым лидером по экспорту зерна. Поэтому Михаил Мишустин уверен, что санкции - не тот способ, которым можно что-то доказать.
И это здорово, что правительство Мишустина предпочитает работать, как он выразился, без рывков и шоков. И результаты уже видны. В борьбе с коронавирусной пандемией российская медицина оказалась эффективнее «элитарной» западной медицины, да и экономический спад у нас по факту меньше, чем в США и Европе - по разным подсчётам, экономика в еврозоне упала на 14,7%. Даже Папа Римский Франциск считает, что капитализм себя изжил. Будто вместо требника Карла Маркса начитался на ночь…
И это дало повод поговорить на Валдайском форуме о рыночной экономике и роли государства в экономическом регулировании. Сразу уточним, что либеральная логика на этот счёт оригинальностью не отличается: всё приватизировать, всё распродать и записаться в пресловутое ВТО, о котором, правда, даже упоминать сегодня уже неприлично. В ответ, на фоне глобальных экономических потрясений, возникла идея возврата к плановой экономике, о чём и вспомнил в ходе валдайских дискуссий Владимир Путин. А заодно и об отечественных олигархах первой волны, которые нахватали собственности на залоговых аукционах, а когда поняли, что не справляются с управлением, предлагали государству буквально за рубль фабрики и заводы, нажитые «непосильным трудом». К сожалению, по большей части уже хорошо выжатые и выкрученные...
Как представляется, при помощи этого экскурса в недалёкое прошлое президент дал понять господам и товарищам революционерам, что им сегодня не на что рассчитывать. Перед глазами у российского правительства другой пример - Китай, умеющий сочетать преимущества капитализма с плановой экономикой, поэтому и состоит в мировых лидерах.
А нам не стоит забывать, что, например, свой авиапром Россия угробила при помощи рыночных инструментов и отказа от государственного регулирования. Теперь вот летаем на «боингах» и «аэрбасах», а если что случится и нам откажут в лизинговой взаимности - добираться до Камчатки, скажем, на Су-57 будет не очень удобно. Поэтому очень хочется верить, что мы ещё не разучились строить и гражданские лайнеры мирового класса.
Только бы нам никто не помешал снаружи или изнутри. Как говорил Пётр Аркадьевич Столыпин, «дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Именно для того, чтобы объяснять, чего же мы хотим и как мы видим этот мир, и существует Валдайский клуб - пожалуй, единственная нетоксичная дискуссионная площадка, где можно говорить по делу. Ассамблея ООН, к примеру, такой возможности предоставить уже не в состоянии. Там верховодят или глухие, или ангажированные. Адекватных, к сожалению, слишком мало.
А для того, чтобы ни у кого снаружи не возникла идея помешать нам ещё и физически, существуют специальные средства доставки боевых блоков на любые расстояния.