Признать нельзя запретить
В сентябре в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике прошли торжества по случаю 30-летия независимости. Дата солидная для молодого государства. В России на это событие почти никак не отреагировали. Да и в остальном мире об этом никто не вспомнил. И если бы не присутствие в Приднестровье российских миротворцев, о чём наша и мировая пресса иногда пишут, то многие вообще не знали бы, где эта территория даже находится.
Но интерес к Приднестровью, Абхазии, Южной Осетии и, естественно, Крыму и Донбассу резко возрос после начавшихся 27 сентября боевых действий в Нагорном Карабахе. Собственно, всех интересовала уже не судьба Карабаха как такового - расклад сил в регионе был известен, и победа Баку была только делом времени. Но события в Карабахе разбередили старую рану, от которой мучаются Украина, Молдавия и Грузия: а что вообще делать с непризнанными республиками? Их неопределённый статус является бомбой замедленного действия. И если сейчас рвануло в Карабахе, то в любой момент может всполыхнуть в Абхазии или Приднестровье, не говоря уже об Украине. И хотя готового рецепта ни у кого нет, складывается впечатление, что страны-метрополии более склонны к силовому решению вопроса.
События в Нагорном Карабахе показали, что небольшой победоносной войной можно заставить взбунтовавшиеся территории вернуться в лоно метрополии. Однако то, что удалось сделать Азербайджану, вряд ли удастся сделать Грузии и Молдавии. И уж тем более - Украине. В Киеве, Кишинёве и Тбилиси могут питать разные иллюзии по этому поводу, но необходимо реально оценить ситуацию.
Можно ли согласиться с независимостью непризнанных государств? Метрополии категорически отказываются признавать независимость отколовшихся территорий, хотя совсем недавно сами были таковыми. В этом их поддерживают и великие державы. Оно и понятно, это, что называется, открыть ящик Пандоры. Завтра Аджария и Кахетия признают свою независимость, потом Гагаузия, венгры в Закарпатье захотят вернуться в Венгрию, а румыны - в Румынию, а там, неровён час, Техас и Бавария, не говоря уже о Шотландии и Каталонии, объявят себя суверенными государствами. Тогда весь мир придёт в движение и начнёт разваливаться на мелкие части. А там, глядишь, и великим державам для наведения порядка придётся в дело вступить. Что будет дальше - просто страшно себе представить.
Но и не замечать существование непризнанных государств нельзя, поскольку они являются причиной постоянных жалоб своих метрополий старшим товарищам по Евросоюзу, у которых и своих проблем полон рот, с просьбой принять действенные меры по решению территориального вопроса. Каких мер - в Брюсселе не знают.
Правда, велик соблазн оставить решение вопроса о статусе непризнанных республик грядущим потомкам. Но у метрополий постоянно свербит в одном месте, их лидерам хочется войти в историю объединителем земель: вот Баку начал войну, Киев готовится к войне, а Кишинёв уже заявил о намерении вернуть Приднестровье.
Но вот что интересно: проблемы с непризнанными республиками почему-то возникают только в зоне национальных интересов России.
В других местах вокруг них такого ажиотажа не наблюдается. Вот, например, есть Тайвань, независимость которого не признаёт Китай и основные мировые державы, что не мешает острову поддерживать экономические отношения со многими государствами. И никакой тебе экономической блокады, никаких санкций, никаких истерик…
Поэтому несложно убедиться в том, что когда хотят ликвидировать Приднестровье или другую самопровозглашённую территорию, то кольнуть хотят, прежде всего, Россию. Поскольку именно Россия, по мнению вышедших из состава СССР республик, является причиной всех их бед и напастей и мешает реализации геостратегических устремлений. Что, к тому же, органично вписывается в желание Запада насолить России за сам факт её существования. Молдавия, присоединив Приднестровье, очень хотела бы слиться в государственном экстазе с Румынией. Украина, вернув Донбасс и Крым, мечтает вступить в НАТО. А Грузия, получив Южную Осетию и Абхазию, хоть в какой-то мере попытается испытать чувство удовлетворения от реализации своих исторических претензий к России.
Эти претензии, кстати, настолько уникальны по своей бредовости, что некоторые из них стоит здесь привести: Россия, оказывается, отобрала у Грузии Сочи, лишила автокефалии грузинскую церковь, репрессировала грузин, подселила армян в Месхетию и Джавахетию, подавляла восстания грузинских крестьян, поддерживала сепаратистов и даже участие 300 тысяч грузин в Великой Отечественной войне в Тбилиси считается неправильным, мол, не на той стороне воевали и т.д. Поток извращённого сознания можно продолжать, но думаю и приведённого достаточно для понимания того, какая каша варится в головах значительной части грузинской политической элиты.
А на что рассчитывают непризнанные республики, уже более 10 лет отстаивающие свою государственность и постоянно слышащие угрозы со стороны своих метрополий, при этом не находя понимания и взаимности ни у одного государства мира, ни у одной международной организации?
В нашем случае, все непризнанные республики на постсоветском пространстве рассчитывают на Россию. И метрополии сами в этом виноваты. Именно из-за их среднедержавного гонора, нежелания идти на уступки значительной части своих граждан и зародились конфликты.
Ведь непризнанные республики многого не требовали, они просто хотели оставаться самими собой. И если не удалось договориться тогда, то какова вероятность, что стороны сумеют договориться сейчас, когда уже пролита кровь и сказаны обидные слова в адрес друг друга? Да никакая!
Я даже не говорю о том, что сам термин «непризнанное государство» пронизан лукавством. И в самом деле, где та таинственная инстанция, которая выносит окончательный вердикт: эта страна признана, а эта - нет, какому народу иметь своё государство, а какому - нельзя? ООН, великие державы или банановые республики? И почему от мнения этих субъектов международного права, которое по большей части отражает только их личный интерес в этом вопросе, должна зависеть судьба целых народов, проживающих на другом конце земли?
О людях в этих структурах, как правило, всегда забывают, выдвигая на первое место выдуманные нормы международного права - продукта, как всякого творения рода человеческого, несовершенного по своей сути. В частности, решить проблему непризнанных государств собираются, опираясь на принцип территориальной целостности. Однако сейчас ясно, что в современном мире этот принцип не работает. Или, если и работает, то выборочно. Пример тому - Косово.
В своё время государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава заявил, что Абхазия никогда не будет признана. Очевидно, министр имел в виду - международным сообществом. Но чиновник был излишне категоричным. Никто не мог предположить объединения двух Германий, развода Чехословакии, распада Югославии, не говоря уже о печальной судьбе СССР. И в самом деле: почему СССР мог распасться, а почему не может распасться Украина или Грузия? Ведь право наций на самоопределение ещё никто не отменял, но реализовать это право дозволено не всем и каким-то странным образом. Например, существует Турецкая Республика Северного Кипра, не признаваемая ООН. И никто, кроме Греции, по этому поводу особо не комплексует, а в Евросоюзе и подавно.
А ведь если разобраться, то непризнанные республики имеют гораздо больше оснований быть независимыми, чем пытаются убедить весь мир их обиженные метрополии.
Например, Тирасполь и оба берега Днестра входили в состав Российской империи, и никто ни о какой Молдавии даже и не помышлял. Кстати, сам Тирасполь был образован в 1792 году по особому указанию Александра Суворова. В XX веке большая часть современной ПМР в составе Молдавской автономной республики входила в состав Украинской ССР. Бессарабия же, т.е. нынешняя Молдавия, отошла Румынии. Окончательное объединение земель произошло в 1944 году, когда Красная армия освободила территорию от фашистских захватчиков. То есть образование Молдавии как государства - дело рук человеческих, а не веками выстраданная конструкция. Тоже можно сказать и об Украине, и Грузии.
И здесь не лишним будет напомнить украинским националистам, развязавшим войну против своих собственных граждан, что послужило началом вооружённого конфликта между Молдавией и Приднестровьем и чем всё закончилось. В 1989 году в Кишинёве разработали законопроект, по которому единственным государственным языком в республике должен был стать молдавский. Это вызвало массовое возмущение русскоязычных граждан. И в 1992 году пролилась первая кровь. 7 сентября 2006 года в Приднестровье прошёл седьмой по счёту референдум, на котором 97,1% проголосовавших высказались за независимость ПМР с последующей интеграцией с Россией. Чем не украино-крымская история? Это факты, которые трудно опровергнуть. А что могут предъявить господа из Брюссельского обкома, которые поддерживают Киев, Кишинёв и Тбилиси в их противостоянии с непризнанными республиками?
Не секрет, что Россия поддерживает непризнанные республики. Формы и методы такой поддержки используются разные. Но такое не может продолжаться вечно. И не только потому, что это определённая нагрузка на российский бюджет. Само определение «непризнанные государства» сквозит двусмысленностью: вроде бы образование со всеми признаками государственности (территориальной организацией органов власти, армией, налоговой системой и т.д.) есть, но в то же время его как бы и нет. И неопределённость статуса непризнанного государства - это ещё полдела. Там живут люди - граждане, которые со своими паспортами не могут никуда выехать, поступить учиться или устроиться работать. Почему о них не думают?
Вообще само появление непризнанных республик стало следствием того, что в их метрополиях - бывших республиках СССР - к власти пришли люди, ориентированные на Запад, а не на Москву.
Отчасти такое стало возможным потому, что этот вектор нашей внешнеполитической деятельности, по всей видимости, считался второстепенным, не очень-то престижным. Нас убаюкивало совместное прошлое. В то же время существовало убеждение, что судьбы мира решаются в Вашингтоне, Лондоне и Берлине, с которыми и надо вести серьёзные переговоры. В итоге, беда оказалась у порога нашего дома.
В Прибалтийских республиках уже размещено около 20 объектов НАТО, начиная от штабов и заканчивая военными базами. На полигонах Тапа (Эстония), Пабраде и Рукла (Литва) и других регулярно проводятся учения с участием американских военнослужащих и их союзников по НАТО. С 1 по 10 сентября в Эстонии впервые были проведены учения с боевой стрельбой из реактивных установок залпового огня (РСЗО). На Украине американцы построят четыре военных объекта, в том числе под Очаковым для спецподразделения морских котиков ВС США, а также модернизируют морские порты в Очаково и Николаеве, чтобы те могли принимать военные корабли США. Кроме того, украинские власти дали добро американцам на полёты их стратегических бомбардировщиков В-52Н над территорией Украины и побережьем Азовского моря. В Грузии американцы, помимо уже действующих биолабораторий, построят в Вазиани военный аэродром, расширят находящийся здесь же центр боевой подготовки НАТО. А в Азербайджане после окончания войны в Нагорном Карабахе усилила своё присутствие Турция. И вряд ли такое положение дел можно признать нормальным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.