Вашингтон расчехляет ядерные полигоны
Нужен только приказ
Согласно The Washington Post, Трамп заявил, что вопрос актуален потому, что, как он считает, Россия и Китай продолжают проводить ядерные испытания малой мощности. При этом, как сообщили источники американского издания, никаких убедительных доказательств этих утверждений администрацией президента США представлено не было.
Однако громогласные слова американского лидера несколько ретушировало заявление исполняющего обязанности заместителя помощника министра обороны США по ядерным вопросам Дрю Уолтера. Выступая 26 мая на мероприятии Института Митчелла, он сообщил, что Пентагону потребовалось бы всего несколько месяцев после получения соответствующего приказа, чтобы подготовить подземное ядерное испытание. Тем не менее, уточнил Уолтер, подобного приказа пока не поступало, и политика отказа Вашингтона от испытаний ядерного оружия остаётся в настоящий момент неизменной.
Иными словами, «да означает нет». То есть США готовы в любой момент к испытаниям, в то же время не отказываясь от «миролюбивой» политики, которой они «последовательно» придерживаются после Второй мировой войны.
Справка
Взрыв ядерного снаряда Divider мощностью не превышающей 20 килотонн был проведён 23 сентября 1992 г. на полигоне Лос-Аламосской национальной лаборатории (штат Невада). Официальной задачей того натурного эксперимента было объявлено «тестирование на соответствие всем нормам безопасности сил сдерживания США».
С тех пор, то есть почти 30 лет, никакие ядерные взрывы в космосе, под водой и в атмосфере ни Вашингтоном, ни Москвой более не проводились. Следует отметить, что СССР свой последний ядерный взрыв на полигоне провёл в 1990 г., Великобритания - в 1991 г., а Франция - в 1996 г.
Весьма прискорбно, что возможность возобновления испытаний нарушает международные договорённости большинства других государств (не США) о планетарном запрете на ядерные испытания, согласно Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, принятому Генеральной ассамблеей ООН ещё в 1996 г.
Справка
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был принят 50-й сессией Генассамблеи ООН 10.09.1996. Договор оговаривает запрет на проведение любых подрывов ядерных боеприпасов в космосе, воздухе, под землёй и под водой. Документ расширил правоприменительное поле аналогичного документа от 1963 г., ограничившего ядерные эксперименты в космосе, в открытом воздушном пространстве и под водой. Договор подписан и ратифицирован 164 государствами. Документ не признаётся США, КНР и Израилем.
Обветшавший ядерный щит Америки
Ведущие ядерные державы, хранящие мир на планете, постоянные члены Совбеза ООН, давно придерживаются логики запрета на распространение ядерного оружия. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что таковое имеется и у Индии, и у Пакистана, и у Израиля. Было оно и у ЮАР, а по поводу Японии не раз высказывались предположения, что для создания малогабаритного ядерного заряда этому государству потребуется не более пяти лет.
Несомненно, возобновление ядерных испытаний ведущей мировой державой - США - будет воспринято, как стартовый сигнал для новых полигонных подрывов со стороны клуба молодых ядерных государств.
Также Нигерия и Алжир могут усилить давление на Пакистан, с которым, согласно некоторым неофициальным источникам, эти страны проводят переговоры на предмет приобретения ими ядерного оружия.
Тем не менее Дональд Трамп считает возможным выносить этот вопрос на повестку дня. Следует ли полагать, что американский лидер не понимает исходящей от его возможного решения угрозы для всего мира?
Скорее всего, хозяин Белого дома великолепно оценивает опасность, но вынужден пойти на риск по некоторым причинам.
Основная из них - это необходимость модернизации ядерного щита Америки. Ядерный арсенал США давно устарел - ряд ракет необходимо срочно снять с боевого дежурства и поменять на новые.
Справка
В конце 2019 г. NNSA, то есть Национальное управление по ядерной безопасности (National Nuclear Security Administration, англ.), добилось от Дональда Трампа, а далее и Конгресса США акцепта на получение 12,4 млрд долларов на одновременно модернизацию и поддержание стратегических вооружённых сил США. Эти расходы превышают годовой бюджет указанного ведомства за 2019 г. более чем на 12%.
Получается, милитаристские декларации Трампа о выходе из ряда международных договоров - ДРСМД (уже свершилось), а сейчас и СНВ-3, а также из договора об Открытом небе - совпадают по времени с началом реновации обветшавшего ядерного щита Америки. На самом деле, если внимательно проанализировать бюджет, утверждённый NNSA, то легко заметить, что по большей части речь идёт не о создании новых стратегических видов вооружения, а о модернизации старых.
Основные направления деятельности NNSA в 2020 г. - это доработка старой термоядерной авиамбомбы B61-12 (полигонные испытания без боеголовки уже проведены), модернизация и ремонт опять-таки старых боевых блоков W76 - W76-2 для межконтинентальных баллистических ракет Trident II (ВМФ), модернизация, ремонт, списание и замена блоков W78 и W87 для ракеты сухопутного базирования Minuteman II…
На разработку же новых видов оружия отводятся весьма незначительные суммы. Между прочим, многие американские военные аналитики неоднократно призывали Белый дом положить конец бесконечному ремонту и модернизации старых изделий в области стратегических вооружений.
Так, история, связанная с продлением ресурса американского стратегического бомбардировщика B-52 Stratofortress (принят на вооружение в 1955 г.) уже вошла, в некотором роде, в анналы, так как зачастую лётчики, летающие на этой крылатой технике, моложе пилотируемого ими изделия. Любопытно, что ВВС США намерены эксплуатировать модернизированного «дедушку» аж до 2030 г, после чего, возможно, заменят на B-21 Raider.
Справка
Малозаметный B-21 Raider - реализация программы Пентагона Long Range Strike Bomber (LRS-B) по созданию нового стратегического бомбардировщика по схеме «летающее крыло». Проект ведётся компанией Northrop Grumman с 2014 года. В 2019 г. разработчики приступили к строительству первых прототипов. Начало испытаний в воздухе намечено на 2021-2022 гг.
Ещё одна компонента стратегических вооружённых сил США - 14 подводных лодок «Огайо», имеющих все шансы стать в скором времени антикварной ценностью. Они в строю уже около 40 лет и явно не относятся к последнему поколению АПЛ, в отличие от своих российских собратьев. Поэтому их также предстоит заменить на новую ПЛАРБ «Колумбия», что невозможно без проведения соответствующих испытаний ракет для новой субмарины.
Справка
Планируется, что 12 ПЛАРБ «Колумбия» (проект Newport News Shipbuilding и General Dynamics Electric Boat) должны постепенно заменить 14 устаревших АПЛ «Огайо». Однако даже сам Вашингтон признаёт, что на строительство головного корабля в серии потребуется не менее 20 лет. Замена будет происходить с 2031 по 2042 гг.
В этой связи возникает устойчивое ощущение общего обветшания ядерного щита державы, величие которой - и это всё более очевидно! - с каждым днём уходит в прошлое. Получается, что для срочного улучшения тяжёлой ситуации, в которой оказались его стратегические вооружённые силы, Вашингтон просто вынужден настаивать на возобновлении полигонных ядерных испытаний хотя бы для создания БЧ для МБР GBSD. По планам американского руководства, эта перспективная ракета встанет на боевое дежурство через семь лет.
Справка
GBSD (Ground Based Strategic Deterrent) является проектом создания новой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Программа разрабатывается с лета 2016 года. На 2019 г. единственным потенциальным разработчиком числилась компания Northrop Grumman, которая должна получить контракт на создание МБР в 2020 году. Расчётная продолжительность реализации проекта - семь лет.
Но есть и ещё одна высокотехнологичная область, в которой США, возможно, также отстали, и именно поэтому Трамп, похоже, и поставил вопрос о необходимости возобновления полигонных испытаний. Речь идёт об искусственном интеллекте.
США не хватает искусственного интеллекта?
Ратификация договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний миролюбивыми державами вовсе не означала окончание подобных испытаний как таковых. И никакого противоречия в этом высказывании не содержится. Просто с 1996 года многие страны, в том числе Россия, США и Франция, уже обладали достаточно высоким потенциалом в области компьютерной техники для переноса подобного рода исследований в виртуальную среду.
Почти четверть века назад создание симуляторов ядерных испытаний стало новым словом военной техники, позволившим и природу спасти, и исследования продолжить. По вполне понятным причинам, данные о программе симуляции взрывов фактически недоступны в открытых информационных источниках большинства стран.
Некоторым исключением из правил здесь является Франция, которая не скрывает, что для симуляции испытаний ей потребовалось, как минимум, три суперкомпьютера (TERA-10, TERA-100 и TERA-1000), а также лазерная и специальная рентгеновская установки.
Из французских источников можно узнать, что аналогичным оборудованием обладают и США. Так, в 2008 г. они запустили специальный суперкомпьютер Roadrunner, созданный для выполнения расчётов по симуляции испытаний. Как минимум, две лаборатории в штате Нью-Мексико (расположены в Лос-Аламос и Альбукерке) работают по этой программе.
И всё же Трамп заявляет, что необходимо возобновить ядерные испытания.
В этой связи приходится сделать вывод, что, по-видимому, американские учёные не в состоянии создать виртуальную среду, достоверно отражающую процессы, происходящие при подрыве ядерных боезарядов.
В то же время и Россия, и даже Франция также постоянно проводят модернизацию Стратегических ядерных сил и работают над созданием новых видов вооружений, но вот ядерные полигоны для этого уже 24 года как не используют (Россия - 30 лет).
Напрашивается однозначный вывод: США действительно в значительной мере утратили свой научный потенциал в области ВПК, что и объясняет наличие у них устаревшего вооружения, а также заметное топтание на месте в области разработки и внедрения новой техники, а также попытку вернуться к полигонным испытаниям ядерного оружия.