Любите ли вы Маска?
После завершения программы Space Shuttle «Роскосмос» ещё девять лет исправно возил американских астронавтов на Международную космическую станцию. И это согревало каждую патриотическую душу, в которой теплилась надежда, что, несмотря на все беды, которые выпали на долю страны и ракетно-космической отрасли, мы ещё хоть в чём-то впереди планеты всей. Однако в последний день мая частная американская компания SpaceX, принадлежащая миллиардеру Илону Маску, отправила на орбиту пилотируемый корабль Crew Dragon, который успешно пристыковался к МКС, разбитой на национальные отсеки, а потому прозванной «космической коммуналкой».
Шутить изволите?..
На пресс-конференции по случаю успеха виновник торжества изрёк две ключевые фразы. Первая: «Батут работает!» - и объяснил это высказывание «шуткой для посвящённых». И вторая: «Безусловно, этот запуск найдёт отклик у всех тех, кто в душе исследователь». Так заявил Маск.
О «шутке юмора» поговорим позднее, а сейчас - об «откликах в душах». Специалисты безусловно оценили успех Илона Маска, хотя и выразили сомнения насчёт перспективы последующего использования первой ступени ракеты-носителя Falcon 9, «приземлившейся» на барже в океане. Но вряд ли это испортило Маску праздничную обедню. А вот реакция российских душ на это космическое событие была неоднозначная.
Одни сокрушались, что не все рекорды в космосе носят наши гордые имена, а другая часть сограждан - пусть и не такая многочисленная - уподобилась большевикам, в корыстных политических целях жаждавшим поражения своего правительства в империалистической войне 1914 года. Для этой категории полёт Crew Dragon стал чем-то вроде гвоздя, вбитого в крышку гроба отечественной космонавтики вообще и «Роскосмоса» в частности.
По их мнению, этот «гвоздь» чуть ли не последний, что мы отстали от Америки не только технологически, но и эстетически - если сравнить дизайн кабины Crew Dragon и новые скафандры астронавтов, разработанные в художественном цехе Голливуда, с нашими космическими атрибутами. И для полноты впечатлений вспомнили образ нашего (тогда ещё советского) космонавта в ушанке из блокбастера «Армагеддон».
… А теперь и о шутке насчёт космического батута. Дело в том, что ещё в 2014 году, когда после событий на Украине США собирались ввести санкции на всё, в том числе и на российский космос, Дмитрий Рогозин, будучи зампредом правительства, в свойственной ему ироничной манере заявил: «Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута». Теперь же, после удачного старта Crew Dragon считается, что Рогозин, ныне возглавляющий «Роскосмос», пошутил очень неудачно - как фиолетовый рыцарь, он же переводчик Фагот-Коровьев из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», и это ему аукнулось.
Однако Дмитрий Олегович, в отличие от книжного персонажа, не стал дожидаться прощения, а начал интенсивно оправдываться: дескать, высказывание о батуте было не шуткой, а угрозой, которая спасла российскую космическую отрасль от американских санкций: «Я их таким образом предупредил. Это сработало. Это была не шутка с нашей стороны, а реальная угроза. И её услышали», - написал глава «Роскосмоса» на своей странице в твиттере, которая с недавних пор стала считаться официальной трибуной госкорпорации. Но вскоре пост Рогозина про доставку астронавтов на МКС батутом был удалён.
И это правильное решение. Наверное, наконец-то дошло, что в 2014 году американцы и не собирались прессовать «Роскосмос» до потери пульса, что, по их задумке, русские по «простоте душевной» и в расчёте на прибыль за «космический извоз» должны были сыграть весьма важную роль в развитии американских космических проектов. Догадывались об этом или не догадывались в «Роскосмосе» - другой вопрос. Но теперь-то понятно, что «шутка» затянулась?
Никакого альтруизма
О том, какую роль в американских космических программах, в том числе и военных, сыграли российские ракетные двигатели РД-180, которые наш подмосковный «Энергомаш» поставляет NASA с середины девяностых прошлого века, еженедельник «Звезда» рассказал буквально на днях. И тут возможны два варианта: или американцы действительно не смогли, даже по лицензии, наладить производство РД-180 у себя, или приняли решение не изобретать велосипед, а закупать у «Роскосмоса» готовые движки, сосредоточив инженерный потенциал и материальные ресурсы на разработке ракетных двигателей нового поколения. Надо полагать, уже в недалёком будущем, если, конечно, COVID-19, экономический кризис и расовые войны не создадут для США катастрофических проблем, мы об этом обязательно узнаем. Но и так очевидно, что NASA, воспользовавшись гнетуще-тяжёлой ситуацией в России после развала СССР, взгромоздилось на плечи «Роскосмоса», чтобы дотянуться до новой технологической планки. И никакого альтруизма, никаких иллюзий насчёт совместного освоения космического пространства! Всё это разговоры для наивных.
На самом деле в космосе царят такие же звериные законы, как и в «наземном» бизнесе, тем более, когда речь идёт о стратегическом соперничестве. Для понимания ситуации вспомните хотя бы о судьбе советской орбитальной станции «Мир», которая могла ещё летать и летать, но была утоплена в Тихом океане по согласованию с американской стороной.
Дело в том, что пока американцы ради престижа окучивали Луну, СССР в научных и оборонных целях интенсивно осваивал орбиту. В этом смысле станция «Мир», конечно же, была многопрофильной платформой, и её военный потенциал не давал американцам покоя.
Уговорив «Роскосмос» на МКС, NASA и Пентагон убили сразу двух зайцев. Во-первых, уничтожили «Мир», который в военном плане беспокоил их похлеще Гондураса. Во-вторых, на законных основаниях получили доступ к технологиям, которыми не располагали. По непроверенным, но очевидным данным, стыковочный узел на Crew Dragon тоже российского производства. И это, как можно догадаться, далеко не всё. Не думаю, что американская разведка четверть века, пока продолжалось оголтелое «космическое братство» и двери наших НИИ были нараспашку, безмятежно курила бамбук.
Если что, американцам вряд ли так просто удастся лишить нас прописки на МКС, но и такой вариант исключать нельзя. А с другой стороны, США уже ничего не мешает создать свою орбитальную станцию - техническая документация имеется и начинать с чистого листа не придётся.
Не секрет, что космос обошёлся Советскому Союзу в копеечку. В этой же статье расходов и плата за государственный (читай - идеологический) престиж, на который американцы тоже денег не жалели. Достаточно вспомнить «Лунную программу», которую США прикрыли, потому что овчинка была слишком дорогой и в таком варианте не стоила выделки. СССР практически с таким же эффектом обошёлся одним «лунным трактором» - «Луноходом». Правда, теперь Дональд Трамп снова собирается на Луну, но это уже совсем другая история, основанная на тех же амбициях, но при других технологиях и других возможностях.
Но как бы там ни было, даже при наличии в индивидуальном пользовании печатного станка деньги американцы считать умеют. Ещё один характерный пример - не менее амбициозная, чем лунная, программа Space Shuttle, которая обошлась США в 200 миллиардов долларов, что в четыре раза больше, чем предполагалось изначально. В общем, это удовольствие оказалось очень дорогим даже для Америки.
Справка
Всего NASA было построено пять многоразовых кораблей, которые провели на орбите около 1.300 дней и 20 тысяч раз обогнули Землю. Самое долгое путешествие совершила Columbia в ноябре 1996 года, пробыв на орбите более 17 суток. Последний - 135-й - полёт 28 июня 2011 года выполнил челнок Atlantis. При этом изначально программа предусматривала более 300 запусков.
Если бы американцы просто прикрыли программу Space Shuttle, добираться на МКС им действительно пришлось бы при помощи батута или - слезть с орбиты. Что, конечно же, не входило ни в планы NASA, ни в планы Пентагона. Вот тогда и возникла идея воспользоваться услугами «Роскосмоса» как «космического извозчика». До поры до времени - пока у США не появилась ракета-носитель Falcon 9 с первой ступенью многоразового использования и пилотируемый космический корабль Crew Dragon.
Не факт, конечно же, что NASA сразу же откажется от услуг «Роскосмоса»: космическая практика показывает, что один удачный старт - это ещё не гарантия стабильности. Вот и руководитель пресс-службы российской космической госкорпорации Владимир Устименко предположил, что в будущем космонавты могут начать летать к МКС на кораблях Crew Dragon и Starliner, а астронавты в этом случае продолжат по обмену летать на российских кораблях. Не исключено, что так и случится, хотя мало верится, будто Илон Маск создавал свой Crew Dragon исключительно ради продолжения плодотворного сотрудничества в космосе. Не такое у американцев воспитание.
Впрочем, всё это неблагодарное гадание на «космической гуще». По факту же получается, что за счёт «Роскосмоса» NASA, практически ничего не потеряв в части использования МКС, получило карт-бланш по времени и, надо полагать, по средствам, позволивший на основе частно-государственного партнёрства создать принципиально новую космическую систему с возвращающейся первой ступенью.
И хотя отечественные скептики полагают, что это непродуктивная идея, надо ещё посмотреть, чем дело у Илона Маска кончится. Константина Циолковского в своё время тоже считали городским сумасшедшим. А потом неизвестно, что там припрятано в рукаве NASA. Мы же им не мешали развивать и совершенствовать космические технологии, мы им только помогали.
А теперь вопрос вопросов. Никто и не спорит, что деньги и за РД-180, и за космический извоз «Роскосмосу» были крайне необходимы: после перестройки и лихих девяностых наш космопром (терминология Дмитрия Рогозина) чуть было вообще не приказал долго жить. Ничего не оставалось, как приторговывать идеями, технологиями и другими уникальными возможностями первого космического государства. Как воспользовались этой уникальной ситуацией американцы, известно. А как мы?
Приравнивается к госизмене
За эти годы только ленивый не бросил камень в отечественный космос. А уж сколько раз поиздевались над «космическим батутом», когда стартовал Crew Dragon, вообще не перечесть! Даже отставной генерал СВР Юрий Кобаладзе, который сейчас подрабатывает радиоведущим, не удержался от иронии в прямом эфире. Что тогда говорить о других?..
Впрочем, ещё до щелчка по носу, который мы получили от Илона Маска (вот только не надо становится в позу примитивного патриотизма!), было известно, что не всё ладно в «Роскосмосе», что средства, предназначенные для развития отрасли, там десятилетия использовали весьма своеобразно.
Причём первый тревожный звонок (хотя прежде были и другие, но прошли незамеченными) прозвучал ещё в 2015 году, когда выяснилось, что при строительстве космодрома «Восточный» (стоимость проекта, получившего статус национального, оценивалась в 92 миллиарда рублей) в результате хищений «исчезло» 13 космических миллиардов.
Уже на следующий год, буквально по горячим следам, был ликвидирован знаменитый «Спецстрой», который и возводил первую очередь космодрома. А в 2018 году Игоря Комарова на посту главы госкорпорации сменил Дмитрий Рогозин, и тут же на предприятиях «Роскосмоса», таких как РКК «Энергия», РКЦ «Прогресс», ЦЭНКИ и др., начались масштабные кадровые перестановки. Косвенно это свидетельствует о том, что вместо Королёвых, которые умели делать «Союзы», луноходы, орбитальные станции и ракетные системы для РВСН, в своё время пришли менеджеры, способные делать на любых должностях исключительно деньги, и ничего другого.
Возможно, когда-нибудь мы узнаем и о том, как они распорядились долларами, которые нам заплатило NASA за космические услуги. Внутренний голос подсказывает, что и здесь не всё так просто.
И как тут не вспомнить крылатое выражение Виктора Степановича Черномырдина о том, что «никогда не было, и вот опять»... Уже после того, когда глава службы внутреннего аудита госкорпорации Артём Мельников отчитался, что при новом руководстве «Роскосмоса» по материалам расследования только за один 2018 год было заведено более 15 уголовных дел и более 50 человек уже были осуждены по уголовным статьям (сумма выявленных хищений составила около 11 миллиардов рублей), снова выявились «злоупотребления» - вывод денежных средств, факты коррупции и мошенничества и т.д. Причём, как было заявлено, в «астрономических масштабах». Кто-то из экспертов заметил, что вся эта ситуация с «Роскосмосом» сильно напоминает государственную измену…
Свою ложку дёгтя добавила и прокуратура, приобщив к данным по «Роскосмосу» и данные по хищениям в «Ростехе», который имеет непосредственное отношение к космическим проектам. Как стало известно, из тех средств, которые в 2018 году были направлены на создание новейших разработок вооружения и модернизацию производственной базы, было похищено 1,6 миллиарда рублей.
И чтобы установить масштабы хищений, потребовались усилия не только прокуратуры, Следственного комитета и ФСБ, но и внутреннего аудита, где лучше разбираются в производственных тонкостях. Вот и пресс-служба «Ростеха» уточнила, что эти факты были выявлены при взаимодействии со службами безопасности госкорпорации и её холдингов: «Есть множество случаев, когда мы сами находим нарушителя, инициируем проверки. Только за 2018 год было инициировано более 250 уголовных дел».
В конце концов Дмитрий Рогозин, объявивший о том, что при нём «с хищениями покончено», назвал «информационной кампанией» сообщения о возбуждении прокуратурой уголовных дел о коррупции в госкорпорации. «Мне кажется неправильным, когда правоохранительные и контрольные органы ради пиара вбрасывают в публику информацию, которая может привести к ухудшению экономического положения госкомпаний. Если у вас есть вопросы или претензии, действуйте», - сказал Рогозин.
Как бывший работник пера, Дмитрий Олегович, конечно же, знает все издержки этой древнейшей профессии. Надо полагать, что и в ситуации с воровством в «Роскосмосе» он разобрался. Но до конца ли? У президента Владимира Путина, что и понятно, источников информации больше, поэтому на совещании с членами правительства 11 ноября 2019 года (совсем недавно!) он заявил, что «хищения при строительстве космодрома Восточный, исчисляемые сотнями миллионов рублей, так и не удалось прекратить полностью». И ещё раз потребовал не допускать нецелевого расходования средств при закупке техники и оборудования для реализации нацпроектов.
Цитата
«Необходимо обеспечить строгое целевое использование средств, направляемых на закупку техники и оборудования. Нужно добиться абсолютной прозрачности в этой сфере. Движение средств должно чётко прослеживаться на всех уровнях управления и по всем видам бюджетных расходов… Сто раз сказано было: работайте прозрачно, деньги выделяются большие, проект носит практически общенациональный характер. Нет, воруют сотнями миллионов».
Президент РФ В.В. Путин. Из выступления на совещании с членами правительства 11 ноября 2019 года.
Такое впечатление, что Дмитрий Рогозин до конца всё-таки не представляет, с каким монстром он связался, что при известной мягкости наших законов и сознательно заложенных в Конституцию правовых лакун за тридцать лет бесконтрольного плавания в море свободного предпринимательства у нас вырос такой бизнес, которому по большому счёту не страшны ни правоохранительные органы, ни тюрьма - если не откупятся, то ушлые адвокаты вытащат, а уворованные деньги уже давно в офшорах. Что, собственно говоря, ещё раз подтвердилось в ситуации с выплатами медикам, сражающимся на передовой с коронавирусом, когда вместо достойных сумм на местах им стали выплачивать сущие копейки, а то и просто ничего.
Тогда по первое число досталось министру здравоохранения Михаилу Мурашко, который якобы не разработал технологию выплат участникам борьбы с COVID-19 до последней запятой. Наверное, замечание отчасти справедливое. Но с другой стороны, распоряжение президента было настолько чётким, что толковать его как-то иначе, казалось бы, сложно. Но вот умудрились же! Как обычно…
Известный экономист Михаил Хазин утверждает, что случай с выплатами медикам - одно из доказательств того, что «коронавирусные деньги», по традиции, будто бы валяя дурака, попытались распилить самым наглым способом. В результате, как он утверждает, повысился спрос на особняки в районе Рублёвки.
Наверное, у Михаила Хазина тоже свои источники. Но и следственные органы, пожалуй, должны быть в курсе, на что же пошли украденные из бюджета «Роскосмоса» миллионы, изначально предназначавшиеся для развития космических программ и обеспечения обороноспособности страны.
У нас, конечно же, нет больших оснований любить Илона Маска, но уважать его, пожалуй, стоит. Во-первых, за достижения, за бесспорный успех. Во-вторых, за то, что дал повод ещё раз обратить внимание на положение в нашей космической отрасли в частности и в государстве вообще. И тут лучше без обид - тогда вернётся уважение и к «Роскосмосу», да и к самим себе тоже.
А то уже стали забывать, что когда-то мы были первыми.