Убийство во имя Аллаха
В настоящее время «ИГ-Хорасан», ИГХ (здесь и далее - террористическая организация, запрещённая в РФ) наиболее активна в Афганистане и Пакистане, однако, по некоторым данным, намерена распространить своё влияние и на Центральную Азию. При этом было бы неправильно рассматривать афганские события в отрыве от ситуации в других мусульманских регионах планеты, где явно прослеживаются попытки развязать конфликт между представителями разных течений в исламе.
Страшнее талибов
Несмотря на схожесть идеологических платформ, особой любви между «ИГ-Хорасан» и движением «Талибан» (здесь и далее - организация под санкциями ООН за террористическую деятельность) не наблюдается - более того, известны случаи, когда талибы (здесь и далее - боевики организации под санкциями ООН за террористическую деятельность) проводили боевые операции против игиловцев (здесь и далее - боевики террористической организации, запрещённой в РФ) при американской поддержке с воздуха.
Основное различие между двумя группировками заключается в том, что талибы никогда не претендовали на региональное господство - им нужен только Афганистан, как отдельно взятая страна, живущая по законам шариата. С местными игиловцами дело обстоит сложнее. Свой филиал ИГ (Исламское государство, здесь и далее - террористическая организация, запрещённая в РФ) они назвали «Хорасан» (по имени исторической области, в которую когда-то входили большие куски территорий современных Ирана, Афганистана, Пакистана, Узбекистана и Туркменистана) - отсюда и претензии на влияние не только в Южной, но и в Центральной Азии.
Существует принципиальное различие и в национальном составе. Если основа движения «Талибан» - пуштуны, то среди боевиков «ИГ-Хорасан» есть афганцы, пакистанцы, арабы, узбеки, а также выходцы из Ирака, Сирии и даже Индии. По последним оценкам, численность активных членов группировки составляет примерно 10 тыс. человек. Это - с учётом продолжающих иметь место кадровых перемещений: достаточно много боевиков «ИГ-Хорасан» перебежали к талибам, особенно после потери значительной части контролируемых игиловцами территорий в провинции Нангархар на востоке Афганистана.
В целом суть разногласий между членами ИГ и «Талибана» можно выразить предельно просто. Игиловцы, представляющие собой джихадистский интернационал, считают афганцев неотёсанными и полуграмотными деревенщинами, которых нужно не только защищать, но и учить правильному пониманию ислама.
В свою очередь талибы, будучи по своей природе обычными националистами, считают игиловцев иностранцами, чужаками, которые стремятся установить в их стране свои порядки и с которыми можно иметь дело только как с временными попутчиками.
Кстати, знакомые с местными реалиями люди знают, что во времена как советского, так и американского военного присутствия афганцы никогда особо не жаловали прибывших к ним на помощь боевиков-арабов, и даже живший одно время в Афганистане Усама бен Ладен** не вызывал у них особого восторга, как человек, приносящий их стране одни проблемы.
Но вернёмся к нападениям на шиитов. Талибы, которых часто обвиняют в расправах над хазарейцами (народность, представители которой исповедуют ислам шиитского толка, составляют немногим более 9% населения Афганистана), в прошлом месяце резко осудили теракт в шиитской мечети и пообещали найти и наказать виновных. К тому же ещё летом талибы заявляли, что возьмут под защиту мечети и другие объекты шиитской общины.
Такое заявление сделано явно не потому, что лидеры «Талибана» в одночасье взяли и полюбили шиитов. Просто они, как люди, заинтересованные в стабильности в своей стране, прекрасно понимают, что массовые убийства по этническому и религиозному признаку - это кратчайший путь к гражданской войне и распаду государства.
Справка
Шииты (от арабского слова ши’а - «партия») - приверженцы религиозно-правового течения, представляющего вторую по величине ветвь ислама. Изначально шииты представляли собой подобие политической партии, возникшей после смерти пророка Мухаммеда. Её члены считали, что правом на власть в мусульманской общине обладают исключительно потомки пророка, и настаивали на том, что новым халифом должен стать двоюродный брат и зять пророка Али. Их противники, которых потом стали называть «суннитами» (слово «сунна» обозначает переданные приближёнными пророка рассказы о его действиях и высказываниях), считали, что халифом должен стать наиболее праведный и уважаемый в общине человек, и выдвинули кандидатом тестя Мухаммеда Абу-Бакра, который и одержал победу на выборах.
Однако спор между сторонниками разных точек зрения продолжался, и в 656 году привёл к гражданской войне, длившейся 6 лет. Её результатом стало окончательное разделение мусульман на суннитов и шиитов.
В настоящее время суннитами являются примерно 85-87% верующих мусульман, остальные 13-15% - шииты. Различий между ними немного. Например, шииты считают духовного лидера святым и непогрешимым, тогда как сунниты убеждены, что непогрешимых людей нет. Сунниты обязаны совершать намаз пять раз в день, а шииты молятся три раза.
При этом принципиальных противоречий между представителями двух ветвей ислама нет, а все конфликты, по мнению самих верующих, провоцируют религиозные экстремисты и политики.
Причина антипатии талибов к хазарейцам лежит вовсе не в религиозной плоскости. Хазарейцы исторически не ладили с пуштунами - воевали против них вместе с англичанами (колониальные англо-афганские войны), а в новейшие времена - в составе Северного альянса. Просто этот народ (хазарейцы возникли в результате смешения монгольских завоевателей с местными ираноязычными племенами) резко отличается от претендующих на господство в стране пуштунов и элементарно не вписывается в пуштунские представления о том, каким должен быть Афганистан.
«ИГ-Хорасан» придерживается совсем другой точки зрения. Летом 2016 года боевики ИГХ сделали заявление, которое может считаться программным: «Шииты - это несомненно неверные. Тот же, кто сомневается в этом, точно так же как в праве на их убийство, сам является отступником». А вот что было озвучено в октябре этого года, сразу после теракта в Кандагаре: «Борьба будет продолжаться в домах и храмах шиитов, всеми доступными способами. О перерезанных глотках и оторванных конечностях шиитов узнают повсюду - от Багдада до Хорасана».
Кровавая статистика
С момента своего возникновения в 2015 году члены группировки, нападая на шиитские мечети, школы, культурные центры и больницы, убили более 1 500 и ранили более 3 500 мирных жителей. Вот хронология самых громких акций за шесть лет.
2021 год:
15 октября. Террорист-смертник взорвал себя во время пятничной молитвы в шиитской мечети Биби Фатима в Кандагаре. 63 погибших, 83 раненых.
8 октября. Взрыв во время пятничной молитвы в шиитской мечети в Кундузе. 72 погибших, 140 раненых.
26 августа. Атака смертника на аэропорт Кабула. 170 убитых, несколько сот раненых.
9 июня. Нападение на сапёров в Баглане. Выяснив, кто из них хазарейцы, боевики убили 10 человек.
14 мая. Взрыв в кабульской мечети во время праздника Ид аль-Фитр. 12 погибших, 15 раненых.
8 мая. В результате взрывов в трёх школах для девочек в хазарейском районе Кабула погибли 85 девушек, более 200 получили ранения.
4 марта. Расстрел боевиками рабочих-хазарейцев на заводе по производству пластмасс в Джелалабаде. 7 погибших.
2020 год:
2 ноября. Нападение на Кабульский университет. 35 погибших, более 50 раненых.
24 октября. Теракт возле образовательного центра в Кабуле. 30 погибших, более 70 раненых.
12 мая. Нападение на родильное отделение больницы в хазарейском районе Дашт е-Барчи в Кабуле. 24 погибших, в том числе 2 детей и 15 рожениц.
12 мая. Самоподрыв смертника на похоронах в Нангархаре. 25 погибших, 68 раненых.
2019 год:
8 октября. Взрыв в университете города Газни. 20 раненых.
17 августа. Атака смертника на хазарейской свадьбе в Кабуле. 92 погибших, более 140 раненых.
2018 год:
5 сентября. Два взрыва в борцовском клубе «Майванд» в хазарейском районе Кабула. 20 погибших, в том числе 2 журналиста.
16 августа. Теракт в академии Мавуд в Кабуле. 40 погибших, 67 раненых. Большинство жертв - шииты-хазарейцы.
1 июля. Теракт в Джелалабаде. 19 погибших.
Июнь-июль. За месяц совершено три нападения: на школу для девочек в провинции Нангархар, на провинциальный департамент образования и на колледж по подготовке медсестёр и акушерок в Джелалабаде. Результат терактов: 25 погибших, 39 раненых.
24 января. Нападение на офис организации «Спасите детей» в Джелалабаде. 6 погибших, 27 раненых.
2017 год:
25 августа. Атака смертника в шиитской мечети Замана в Кабуле. 65 погибших, 87 раненых.
1 августа. Атака смертника в шиитской мечети Джавадия в Герате. 31 погибший, 65 раненых.
15 июня. Нападение на шиитскую мечеть Аль-Захра в Кабуле. 6 убитых, более 10 раненых.
2016 год:
21 ноября. Устроенный смертником взрыв в шиитской мечети Бакир-уль-Улум в Кабуле. 32 погибших, десятки раненых.
23 июля. Два террориста-смертника взорвали себя на площади Дех Мазанг в центре Кабула, где проходил митинг протеста хазарейцев. 85 погибших, более 400 раненых.
2015 год:
18 апреля. Атака смертника на офис банка в Джелалабаде. 33 погибших и 100 раненых. Первая крупная акция «ИГ-Хорасан».
Как видим, постоянные и непрекращающиеся в течение шести лет нападения, которые упорно совершаются на членов одной общины, позволяют предположить наличие некоего плана, согласно которому действуют террористы.
Шиитский полумесяц - оружие обоюдоострое
Афганистан - это только одна из стран, где надуманные противоречия между двумя крупнейшими ветвями ислама используются в качестве оправдания террора и гражданских войн. Просматривается некий алгоритм: перед тем, как любое государство оказывается погружённым в хаос и гражданскую войну, в нём обязательно разгорается внутренний конфликт - очень часто спровоцированный извне.
Самый наглядный пример сегодня - страны Ближнего Востока, где наличие нескольких более или менее мирно сосуществовавших до этого религиозных общин стало в последнее время мощным дестабилизирующим фактором.
Так было перед американским вторжением в Ирак, где 60% населения составляют мусульмане-шииты, остальные 40% - сунниты, курды и христиане. Находившийся у власти Саддам Хусейн был суннитом, что давало «международному сообществу» основания утверждать о притеснениях шиитского большинства суннитским меньшинством. При этом в многочисленных беседах с автором этих строк сами местные жители факты притеснения отрицали, наоборот, приводили многочисленные примеры смешанных браков, а также то обстоятельство, что в правительстве Хусейна было достаточно шиитов, а правой рукой вообще был христианин Тарик Азиз.
В Сирии - наоборот. Смута началась с выступлений суннитов (более 70% населения) против произвола алавитской верхушки (алавизм, рассматриваемый как течение в шиизме, исповедуют 15-18% населения страны). Несмотря на утверждения отдельных богословов-радикалов о том, что алавиты вообще не являются мусульманами, до последнего времени они вполне себе мирно уживались с суннитами. Например, алавит Башар Асад, большинство членов правительства которого составляют сунниты, сам женат на суннитке, при этом вместе с христианами регулярно принимает участие в праздновании Пасхи, давая тем самым понять, что Сирия остаётся многоконфессиональной страной.
Режим Башара Асада обвиняют в авторитаризме, но ведь боевики из других арабских государств, Турции, России и стран Европы приехали в Сирию вовсе не сражаться за идеалы демократии, а именно «делать джихад», то есть «защищать» мусульман от врагов-алавитов - неверных, убийство которых является чуть ли не богоугодным делом.
Другой пример войны под межконфессиональным соусом - Йемен. Здесь в 2015 году поддерживаемая Ираном шиитская группировка «Ансар Аллах»* (хуситы) захватила власть в стране, в ответ Саудовская Аравия и другие арабские страны начали против них боевые действия. Арабскую коалицию поддерживали США - вплоть до 2021 года, когда, с приходом Байдена, Вашингтон возобновил попытки нормализовать отношения с Тегераном.
В начале 2000-х в обиход вошёл термин «шиитский полумесяц», который, говорят, придумал король Иордании Абдалла II. Он означает обширную территорию от Ирана до Ливана, которую якобы мечтают взять под контроль иранские правители.
Так это или нет, но для арабских лидеров такой сценарий является абсолютно неприемлемым - настолько, что вот-вот станет реальностью открытое сотрудничество монархий Залива и Израиля. В Тегеране по этому поводу красноречиво молчат, однако иранская точка зрения на главную монархию - Саудовскую Аравию - известна: застрявшая в средневековье дикая страна, рассадник терроризма.
Не остаётся в долгу и Эр-Рияд, который, как и Вашингтон, видит в Иране главную дестабилизирующую силу в регионе. Как тут не привести слова бывшего шефа саудовской разведки принца Бандара бин Султана, который по этому поводу сказал: «В нашей борьбе против Ирана мы готовы сотрудничать даже с сатаной». Принц в принципе не сказал ничего нового. Сотрудничество с сатаной - испытанная тактика, к которой прибегают как отдельные политики, так и целые государства. Обычным людям - будь то шииты, сунниты или кто-то ещё - в таких играх отведена роль щепок, которые, как известно, летят при рубке леса.
Возвращаясь к Афганистану, где «ИГ-Хорасан» упорно продолжает терроризировать шиитскую общину, можно предположить, что этой многострадальной стране уготованы новые испытания. Новая интервенция в ближайшее время вряд ли возможна, чего не скажешь об очередном прокси-конфликте. Например, между Саудовской Аравией и Ираном, который вдруг решит вступиться за братьев по вере с привлечением одной из шиитских военизированных группировок типа «Хезболлы».
Далее - везде
При желании, сыграть на псевдо-антагонизме шиитов и суннитов можно везде, где представлены два этих течения в исламе. Нападения на шиитские мечети время от времени происходят в Саудовской Аравии (шииты составляют 10-15% населения), в Пакистане (17-20%), существуют серьёзные трения в Кувейте (около 30%), Бахрейне (около 80%) и Ливане (около 30%), где шииты составляют костяк «Хезболлы», признанной США террористической организацией.
Столкновения на межконфессиональной почве происходят даже в далёкой Нигерии, где насчитывается 7 миллионов мусульман шиитского толка, а все исповедующие ислам составляют почти 54% от 213-миллионного населения страны. Существующее под сильным влиянием Ирана и «Хезболлы», представленной членами многочисленной ливанской диаспоры, «Исламское движение Нигерии» (ИДН) находится в перманентном конфликте с центральным правительством, которому в свою очередь оказывает поддержку финансируемое Саудовской Аравией суннитское общество салафитского толка «Изала». В 2015 году на севере Нигерии произошёл ряд кровавых столкновений, в ходе которых погибли более 300 (по другим данным, около тысячи) человек.
В России и вокруг неё
По оценкам специалистов, шииты в нашей стране составляют не более 3% от всех активно исповедующих ислам - совсем немного, если учесть, что общее количество этнических мусульман в РФ приближается к 20 миллионам человек.
Российские шииты - это в основном азербайджанцы и лезгины, исторически проживающие в Дербенте и нескольких сёлах Южного Дагестана. Случаев конфликтов между ними и их соседями-суннитами не зафиксировано, но попытки спровоцировать противостояние всё же были, например, в конце 1990-х годов, когда на Северном Кавказе шла контртеррористическая операция. На фоне периодически распространяемых заявлений экстремистов о том, что шииты являются врагами истинного ислама, время от времени появлялись слухи о готовящихся атаках на шиитские объекты, в частности, на мечеть в Махачкале. Члены общины даже организовывали круглосуточную охрану мечети, а информацию тщательно проверяли спецслужбы. К счастью, до исполнения угроз дело не дошло.
Азербайджан - единственная постсоветская страна, где шииты составляют большинство (около 70%) верующих. Это светское государство, в котором представители всех конфессий имеют равные права, а религиозные экстремисты преследуются законом. В последнее время религиозная структура азербайджанского общества меняется, так как всё большее количество молодых людей становятся суннитами. Это не жёсткая версия суннизма, как в арабских монархиях Персидского залива, а более мягкий вариант, характерный для Турции.
Турецкий суннизм проникает в Азербайджан как следствие бурно развивающегося сотрудничества Баку и Анкары. Азербайджанские сторонники выдвинутой Эрдоганом концепции «один народ - две страны» считают, что именно «турецкий ислам» максимально отвечает потребностям современного государства.
Судя по имеющейся информации, никаких проблем в отношениях между азербайджанскими шиитами и суннитами не существует. Зато наблюдаются попытки поднять вопрос там, где его нет. Так, американская неправительственная исследовательская организация Jamestown Foundation («Джеймстаунский фонд»), занимающаяся в числе прочего анализом проблем Кавказа, опубликовала доклад, в котором говорится, что переход шиитов в суннизм власти Азербайджана приравнивают к радикализации и экстремизму.
Аналитики фонда делают слишком далеко идущий вывод о том, что одна из главных проблем современного Азербайджана заключается в суннитах, возникновении всё новых суннитских общин и, как следствие, растущей популярности идеологии салафизма.
Американская оценка ситуации причудливым образом перекликается с иранской. Рост популярности суннизма в соседнем Азербайджане в Иране расценивают как результат усиления влияния Турции и Саудовской Аравии. А если прибавить к этому курс Азербайджана на стратегическое партнёрство с Израилем и США, то обеспокоенность Тегерана вполне объяснима.
Трудно представить, что традиционно светский и многонациональный Азербайджан станет ареной межконфессиональных столкновений, как это происходит в арабских странах, однако возможных попыток спровоцировать конфликт исключать нельзя.
Верхом глупости было бы утверждать, что сунниты по своей природе кровожаднее шиитов, точно так же глупо утверждать обратное. Архитекторы конфликтов с успехом используют в качестве жертв произвола то одних, то других - в зависимости от специфики региона.
---
* Террористическая организация, запрещённая в РФ.
** Боевики террористической организации, запрещённой в РФ.