«Невидимку» просят не предлагать!
© f35.com
Геополитическая ситуация, всё более неблагоприятная для США, может окончательно похоронить проект F-35.

«Невидимку» просят не предлагать!

Геополитическая ситуация становится всё более неблагоприятной для США, которым наверняка придётся окончательно похоронить проект F-35
31 августа 2021, 10:55
Реклама
«Невидимку» просят не предлагать!
© f35.com
Геополитическая ситуация, всё более неблагоприятная для США, может окончательно похоронить проект F-35.
Читайте нас на: 

Военно-воздушные силы государства Катар получили первый истребитель Boeing F-15QA Advanced Eagle. Таким образом, начались поставки самолётов этого типа, которые были заказаны Катаром в 2017 году в количестве 36 штук. Как сообщают СМИ, стоимость соглашения, включающего вооружение, оборудование и обучение, составляет 12 млрд долл., при этом стоимость собственно 36 самолётов составляет 6,2 млрд долл.

Очень интересная история получается с этим катарским заказом! Даже, можно сказать, образцово-показательная. Дело в том, что практически за те же деньги, а ещё точнее, значительно дешевле, Катар мог прекрасно купить в США такое же или даже большее количество американских «супер-пупер-стелс-истребителей» F-35.

В том, что это именно так, убеждает опыт польско-американской сделки по F-35, в рамках которой поляки приобрели у США 32 «пустых» стелса (то есть без вооружения) за 4,6 млрд долларов.

Польша закупила 32 самолёта F-35 за 4,6 млрд долларов.
© prezydent.pl
Польша закупила 32 самолёта F-35 за 4,6 млрд долларов.

Итак, получается:

Катар - 36 F-15QA (без вооружения) за 6,2 млрд долларов.

Польша - 32 F-35 за 4,6 млрд долларов.

Таким образом, стоимость одного F-35 для Польши - 143 млн долларов.

Стоимость одного F-15QA для Катара - 172 млн долларов.

Иначе говоря, фактом является то, что военно-воздушные силы Катара предпочли очень сильно переплатить американцам против продажной цены F-35, чтобы приобрести на эти деньги просто боевой самолёт конструкции 70-х годов прошлого столетия, пусть и слегка модернизированный. И это вместо того, чтобы гораздо дешевле купить то, что Америка предлагает всему миру в качестве «чуда авиационной техники» XXI века и как «самый эффективный боевой самолёт всех времён и народов»! Что за диво?!

И тут одно из двух. Или катарцы совсем безнадёжные лохи, которым янки умудрились всучить за баснословные деньги допотопное старье, или здесь дело совсем в другом.

А именно в том, что командование ВВС Катара, будучи в здравом уме и ясной памяти, совершенно осознанно сделало свой выбор, с учётом всех «за» и «против». При этом их не остановила даже существенная разница в цене двух самолётов не в их пользу.

Первая партия самолётов F-15QA отправится в Катар в конце этого года после завершения предпродажной подготовки пилотов.
© boeing.com
Первая партия самолётов F-15QA отправится в Катар в конце этого года после завершения предпродажной подготовки пилотов.

Почему этот выбор оказался именно таким, догадаться тоже не очень сложно. К сегодняшнему дню накопилось вполне достаточно информации, позволяющей оценить новейший американский «суперсамолёт» по его реальному достоинству, а не только по рекламным посулам американских «эффективных менеджеров».

В частности, в Катаре наверняка в курсе дела, что, например, в авиационных кругах ближайшего от них Израиля уже давно и в достаточно жёсткой форме обсуждается стратегический выбор в пользу F-35, который в своё время сделало руководство этой страны. Израильские боевые лётчики далеко не в восторге от боевых возможностей этого «пепелаца» и не скрывают, что старый добрый F-15 устраивает их намного больше.

Как пишет издание Popular Mechanics, «F-15 обеспечивает сочетание мощи и дальности, позволяя Израилю поражать цели, недоступные большинству боевых машин. Кроме того, F-15 более прост в эксплуатации и дешевле в обслуживании. Оборонная промышленность Израиля поддерживает эти самолёты в рабочем состоянии и модернизирует их.

Главный же недостаток F-35, несмотря на современные средства связи, датчики, электронику, - сравнительно небольшая бомбовая нагрузка. И здесь израильские инженеры ограничены в своих желаниях модернизировать самолёт».

Главный недостаток F-35 - сравнительно небольшая бомбовая нагрузка.
© f35.com
Главный недостаток F-35 - сравнительно небольшая бомбовая нагрузка.

На фоне этих дискуссий израильские ВВС уже приняли решение о дальнейших закупках именно F-15 за счёт сокращения поставок F-35. И такое решение выглядит вполне логичным с учётом опыта боевых действий израильских ВВС в Сирии, которые на сегодняшний день увенчались практически полным фиаско. Сирийская система ПВО добивается практически стопроцентного уничтожения всех израильских ракет запускаемых самолётами ВВС Израиля без захода в воздушное пространство САР. А заходить туда, даже имея на вооружении якобы невидимые «стелсы», израильтяне явно побаиваются. В итоге эти «несбиваемые» самолёты оказались совершенно бесполезными в плане достижения решающего превосходства Израиля над средствами ПВО противника. А их вполне возможное боевое применение не внесло никаких заметных изменений в неудачный для Израиля ход вооружённой борьбы.

Наверняка не ускользнули от внимания катарских ВВС и злоключения норвежских пилотов F-35, которые изрядно намучились с драконовскими ограничениями в боевой подвеске ради сохранения пресловутого эффекта невидимости. И, наконец, приняли революционное решение - отказаться от стелс-возможностей ради полного боекомплекта бомб, ракет и снарядов.

В режиме «стелс» F-35A максимально может нести на четырёх точках подвески во внутреннем отсеке вооружения до 2,6 т нагрузки. Но если обстановка позволяет пренебречь малой заметностью и дальностью полёта, с внешней подвеской максимальная нагрузка увеличивается до 10 т. Такой вариант называется «режим зверя» (Beast Mode).

В «режиме зверя» с внешней подвеской максимальная нагрузка увеличивается до 10 тонн.
© f35.com
В «режиме зверя» с внешней подвеской максимальная нагрузка увеличивается до 10 тонн.

Таким образом, норвежский опыт фактически опроверг саму концепцию «стелс-истребителя», ибо показал, что реальные военные лётчики предпочитают идти в бой с полновесным комплектом оружия на борту, а не жертвовать им ради отнюдь не гарантированной малозаметности.

И, наконец, третий пункт, который, наверняка, повлиял на катарское решение. Особенно после того, как Турция прибрела российские ЗРС С-400 и США закатили им форменную истерику по этому поводу. Причиной для чего стали явные опасения Вашингтона очутиться в положении голого короля в том случае, если российские РЛС окажутся способны видеть якобы невидимый «стелс». А турки были ближе всех в мире к тому, чтобы в этом убедиться. США пришлось отказать Турции в поставках своего самолёта, чтобы избежать его чрезмерно близкого и разоблачительного контакта с «Триумфами».

Но помогло это мало. Информация о крайне сомнительной «невидимости» F-35 уже пошла гулять по всему миру. И российские официальные лица не стали скрывать реальное положение дел. Сначала министр иностранных дел РФ Сергей Лавров внезапно «проговорился», что российская загоризонтная РЛС «Контейнер», оказывается, прекрасно видит F-35 даже на дистанции свыше тысячи километров. А точнее - с юга РФ идентифицирует сигнатуру этих самолётов в районе Персидского залива.

Российские загоризонтные радиолокационные станции «Контейнер» могут отслеживать малозаметные истребители F-35.
© mil.ru
Российские загоризонтные радиолокационные станции «Контейнер» могут отслеживать малозаметные истребители F-35.

А на прошедшем российском военно-техническом форуме «Армия-2021» официально озвучены данные, которые фактически стали для «эффекта невидимости» F-35 настоящим похоронным маршем. «Российские загоризонтные радиолокационные станции "Контейнер" отслеживают малозаметные истребители F-35 производства США и другие самолёты-"стелс" за счёт волн определённой длины, - рассказал в интервью РИА Новости на форуме "Армия-2021" гендиректор концерна "РТИ системы" Юрий Аношко. - Соответственно, зная из открытых источников, где базируются F-35, и зная, что они совершали вылеты, мы можем наверняка утверждать, что мы их видели и сопровождали».

Аношко пояснил, что загоризонтная станция работает в диапазоне так называемых коротких волн, хотя их длина составляет от десятков до сотни метров. В этом случае эффект, достигаемый за счёт использования радиопоглощающих покрытий и формы самого самолёта, уже перестает работать.

Само собой разумеется, законы физики одинаковы во всём мире. И потому специалистам в области радиолокации были хороши известны изъяны технологии «стелс» ещё задолго до нынешнего «сеанса разоблачения фокуса». И, в частности, у ВВС Катара наверняка нашлось время для принятия по-настоящему взвешенного и продуманного решения. В итоге они предпочли заплатить больше, но приобрести действительно всесторонне проверенный тяжёлый истребитель F-15QA, от которого совершенно понятно, чего можно ожидать и на что рассчитывать, вместо того, чтобы купить, пусть и за меньшие деньги, натурального «кота в мешке» под названием F-35.

Тенденция к исключению F-35 из мирового торгового оборота только усилится после того, как на этот рынок выйдет российский Су-75.
© kremlin.ru
Тенденция к исключению F-35 из мирового торгового оборота только усилится после того, как на этот рынок выйдет российский Су-75.

Весьма вероятно, что данное решение отдельно взятого Катара может оказаться именно той каплей, которая переполнит чашу. И тогда аналогичные выводы по модернизации своих ВВС, в принципе исключающие американский стелс-истребитель, нарастающим потоком начнут принимать и другие страны-союзники и клиенты США.

И эта тенденция к исключению проблемного американского самолёта из мирового торгового оборота только усилится после того, как на этот рынок выйдет российский Су-75, который в настоящее время интенсивно разрабатывается. Причём, насколько можно судить, с учётом всех «родовых травм» и дефектов своего американского конкурента. И именно с целью окончательно выбить его с этого перспективного рынка.

Геополитическая ситуация, становящаяся всё более неблагоприятной для США, наверняка окончательно похоронит проект F-35. Потому что сами американские ВВС его явно не тянут по финансовому критерию, а клиенты и вассалы уже не имеют того мощного стимула к такого рода покупкам, который, возможно, был у них до краха Америки в Афганистане.

Так что выбор Катара действительно знаковый. И вполне может оказаться первой ласточкой очень больших перемен, которые ожидают мировую военную авиацию в ближайшие годы. И что самое важное - у России на этом поприще очень большие и обнадёживающие перспективы. В добрый час!

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама