Битва за Тайвань
Трагические события в Афганистане несколько отвлекли внимание мирового сообщества от Тайваня. К сожалению, ненадолго. Ведь при всей серьёзности афганской проблемы разрешение «Тайваньского вопроса» грозит, судя по преобладающему в СМИ мнению экспертов и политологов, вылиться в Третью мировую войну со всеми вытекающими из этого глобальными последствиями. Причём процесс, главными участниками которого являются Пекин, Вашингтон и Тайбэй, не только упорно движется в этом направлении, но и стремительно приближается к точке, когда избежать такого развития ситуации не удастся. И это не может не волновать человечество.
«Одна страна - две системы»
Тайваньский вопрос существует практически с 1949 года, когда остатки войск Чан Кайши, потерпевшие поражение в гражданской войне в Китае, бежали на остров. Вместе с ними на Тайвань эвакуировались администрация и парламент существовавшей на материке Китайской Республики. Они не только сохранили все её атрибуты, но и при поддержке тогдашнего американского правительства создали ситуацию оторванности между двумя сторонами Тайваньского пролива.
С тех пор на материке находится Китайская Народная Республика, а на острове - Китайская Республика. За это время они пережили множество событий - от мирных переговоров и заключений соглашений до нарастания конфронтации и балансирования на грани военного столкновения, что, собственно, и происходит в настоящее время.
При этом Пекин последовательно придерживается своей политики, суть которой заключается в том, что Тайвань является отколовшейся провинцией КНР, которую он намерен вернуть в состав материка по формуле «одна страна - две системы». Эта формула подразумевает одновременно принадлежность Тайваня к КНР и право на высокую степень самоуправления в качестве особого административного района. Она была уже применена к Гонконгу, получившему согласно ей гарантии сохранения собственной политической и экономической системы и высокую степень автономии.
Вместе с тем Китай готов прибегнуть к силе в случае возникновения угрозы мирному воссоединению материковой части страны и Тайваня. Об этом, в частности, говорится в «Законе о противодействии расколу государства», принятому в КНР в 2005 году, где одной из таких угроз названа попытка Тайваня провозгласить независимость.
Позже эта позиция неоднократно подтверждалась китайскими официальными представителями. Так, выступая 1 июля по случаю 100-летия Коммунистической партии Китая, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что решение тайваньского вопроса и полное воссоединение родины - это неизменные исторические задачи КПК и общее чаяние всего китайского народа. Отдавая приоритет мирному воссоединению, китайский лидер в то же время отметил, что Пекин предпримет решительные меры для ликвидации сепаратизма на Тайване. «Никто не должен недооценивать решимость и способность китайского народа защищать национальный суверенитет и территориальную целостность», - подчеркнул Си Цзиньпин.
Свою решимость КНР подкрепляет демонстрацией силы, которую Пекин регулярно устраивает, в том числе и непосредственно у берегов Тайваня. Так, буквально на днях были проведены учения, в ходе которых, по сообщению китайской газеты Global Times, отрабатывался сценарий крупномасштабной операции с участием разных видов войск по высадке десанта и вторжению на остров. Согласно ему, как отметил собеседник издания, «боевые корабли и самолёты должны взять под контроль акваторию и воздушное пространство, уничтожить корабли и воздушные суда противника, которые уцелели после первой волны атаки, преодолеть рубежи обороны и нейтрализовать средство ПВО противника, ослабить сопротивление врага на земле и тем самым заложить основу для десанта».
В свою очередь представитель министерства обороны КНР старший полковник Ши И заявил газете, комментируя состоявшиеся учения, что ситуация в Тайваньском проливе требует от китайской армии защиты национального суверенитета.
Параллельно учениям Народно-освободительная армии Китая (НОАК) провела в пустынной местности на северо-западе КНР ракетные стрельбы. Сообщая об этом, китайские информагентства отмечают, что речь идёт о ракетах «малой дальности нового типа», которые способны поражать крупные узлы противника, включая хорошо защищённые. Их применение может парализовать целые вражеские системы с ключевыми объектами. Они, как подчёркивается в сообщениях, повышают боевые возможности НОАК по защите суверенитета и территориальной целостности, включая вопрос Тайваня.
Тайваньцы, а не китайцы. Но «кошелек важнее независимости»
В Тайбэе прекрасно, не приходится сомневаться, понимают, к чему приведёт официальное провозглашение независимости острова, и поэтому не спешат объявлять об этом. При этом Цай Инвэнь после избрания её президентом Тайваня в 2016 году (11 января 2020 года она была переизбрана на второй 4-летний срок) заявила, что будет добиваться самостоятельности острова, и с тех пор открыто выступает против сближения с КНР. При этом её политика по расширению оторванности между двумя сторонами Тайваньского пролива ведётся по нескольким направлениям.
Во-первых, идёт интенсивная обработка населения, особенно молодёжи, направленная, с одной стороны, на создание у него негативного отношения к общекитайским ценностям, а с другой - на насаждение сепаратистских настроений. С этой целью в декабре 2019 года был принят закон о противодействии «внешним враждебным силам», явно направленный против деятельности Китая.
И хотя сегодня всё ещё большинство жителей Тайваня выступают за сохранение нынешнего состояния отношений с КНР, растёт число тех, кто поддерживает провозглашение независимости. Всё больше и больше людей говорят, что они чувствуют себя тайваньцами, а не китайцами. Более 70% жителей острова, согласно результатам проведённого опроса, выступают за то, чтобы убрать из их паспортов надпись «Китайская Республика» и записать «Республика Тайвань».
Во-вторых, особое внимание уделяется экономическим отношениям с КНР. Администрация Тайваня настойчиво призывает местных бизнесменов диверсифицировать направления своих инвестиций, чтобы не допустить чрезмерной зависимости экономики острова от материка. Тем не менее тайваньские компании инвестировали в Китай около 60 млрд долларов, и сегодня около миллиона тайваньцев, действуя по принципу «Кошелек важнее независимости», живут на материке и работают там на тайваньских заводах.
И в-третьих, приоритет в политике Цай Инвэнь отдан наращиванию военного потенциала Тайваня, «на увеличение возможностей асимметричной войны против китайской угрозы». С этой целью из года в год растут военные расходы. Так, на днях администрация Тайваня объявила о планах увеличения оборонного бюджета на 2022 год с 453,4 млрд до 471,7 млрд тайваньских долларов (с 16,25 млрд до 16,89 млрд долл. США).
Сегодня вооружённые силы острова насчитывают около 300 тысяч человек, и почти столько же составляют войска резерва. При необходимости Тайбэй может поставить под ружье ещё несколько миллионов. При этом власти острова стремятся оснащать вооружённые силы современными видами вооружения и боевой техники. «Это включает в себя разработку нашего собственного высокоточного оружия или огнестрельного оружия с высокой мобильностью», - подчеркнула недавно президент Тайваня.
Огромное количество оружия закупается в США. По сути, Тайвань стал одним из главных покупателей американского оружия. Только администрация Трампа за четыре года одобрила поставки вооружения Тайваню на сумму 18,28 млрд долл. Из них 8 млрд долл. пошли на закупку истребителей F-16. В результате общее количество самолётов на острове превысит 200, что является крупнейшим парком F-16 в Азии.
По информации минобороны США от 4 августа известно, что Госдепартамент одобрил продажу Тайваню 40 единиц 155-мм самоходных гаубичных артиллерийских систем M109A6 на сумму 750 млн долл.
Чем Тайвань отличается от Афгана
Вместе с тем большинство аналитиков сходятся во мнении, что Тайвань не сможет защитить себя от китайского нападения без поддержки извне. Это осознают и в Тайбэе. Поэтому там уже давно сделали ставку на США, которые гарантировали, что обеспечат безопасность Тайваня. Однако позорное бегство американцев из Афганистана серьёзно озаботило тайваньские власти, которые задались вопросом, а можно ли доверять гарантиям США. Пытаясь успокоить возникшие страсти, Цай Инвэнь заявила, что единственный выход для острова в этой ситуации - это стать сильнее, более сплочёнными и ещё решительнее защищать свою территорию.
В этой связи объявлено также, что с 13 по 18 сентября Тайвань проведёт крупномасштабные учения, чтобы «проверить готовность армии защищать страну в случае вооружённого конфликта с Китаем». Как сообщает South China Morning Post, учения под названием «Хань Куан» пройдут с участием всех родов и видов вооружённых сил. Они охватят как сам Тайвань, так и соседние острова.
Тем временем Вашингтон устами Джейка Салливана, советника американского президента по вопросам национальной безопасности, заявил, что положение на острове отличается от ситуации в Афганистане, и что Тайваню нечего беспокоиться, так как приверженность США ему как никогда сильна.
С утверждением Салливана, что ситуация в Афганистане отличается от положения дел на Тайване, нельзя не согласиться. Совершенно очевидно, что в Афганистане США оказались в тупике - геополитическая игра, которую они намеривались разыграть там, учитывая, что рядом находятся основные американские оппоненты, не получилась, так как пришлось вести постоянную борьбу с талибами (боевики запрещённой в РФ террористической организации). А потери, как людские, так и материальные, всё время росли. Поэтому им и пришлось убираться оттуда.
С Тайванем пока дела обстоят иначе. На сегодня он - один из основных рычагов давления США на Пекин, сдерживания Китая. Вашингтон активно использует Тайвань для нагнетания напряжённости в регионе, подогревая с этой целью сепаратистские настроения тайваньцев, продавая Тайбэю всевозможное вооружение, наращивая американское военное присутствие в прилегающих к острову водах. Так, в 2020 году военные корабли ВМС США провели 13 операций «по обеспечению свободы судоходства в Тайваньском проливе».
Вот и 28 августа, когда все следили за событиями в Афганистане, ВМС США в очередной раз осуществили проход через пролив группы кораблей в составе эсминца УРО «Кидд» и катера береговой охраны «Манро». «Законный транзит судов через Тайваньский пролив демонстрирует приверженность США свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону», - говорится по этому поводу в заявлении командования 7-го флота США, базирующегося в Японии.
Однако в КНР крайне негативно отреагировали на этот проход американских кораблей, назвав его провокацией «весьма дурного характера». По словам представителя министерства обороны КНР Тань Кэфэя, этот проход свидетельствует о том, что Вашингтон остаётся самым главным разрушителем мира в Тайваньском проливе, создающим высокие риски в области безопасности. «Требуем от американской стороны чётко уяснить ситуацию и прекратить провокации», - подчеркнул представитель китайского военного ведомства. И добавил: «Вооружённые силы Китая поддерживают боеготовность и способны в любой момент выступить на защиту государственного суверенитета и территориальной целостности».
Напряжённость вокруг острова служит для США также оправданием предпринимаемых ими усилий по созданию так называемого азиатского НАТО. С помощью этой структуры Вашингтон намерен, и не скрывает этого, продвигать и защищать американские интересы в регионе, а главное - не допустить доминирования в нём Китая.
Балансирование на грани войны
Нельзя не заметить, что до недавнего времени в Соединённых Штатах считали сроком вероятного вторжения армии Китая в Тайвань 2050 год.
Однако в конце июня председатель объединённого комитета начальников штабов вооружённых сил США генерал Марк Милли объявил о новом сценарии развития событий в Тайваньском проливе. По его мнению, озвученному перед конгрессом, Пекин может приступить к военной операции уже в 2027 году, в ознаменование 100-летия китайской армии.
Между прочим, в октябре прошлого года Пентагон провёл крупную военно-штабную игру, на которой проверялась способность США противостоять Китаю во время предполагаемого конфликта из-за Тайваня. Результат для американцев был неожиданным - они вчистую проиграли.
Говоря об этой «игре», заместитель председателя объединённого комитета начальников штабов вооружённых сил США генерал Джон Хайтен вынужден был признать, что условный противник оказался на голову выше в плане своих боевых возможностей. «Не преувеличивая масштабов беды, можно сказать, что случился полный провал», - подчеркнул генерал. И приказал стратегам пересмотреть всю концепцию боевых действий против Китая.
В этой связи, а также исходя из ухода США из Афганистана, аналитики не могут не задаваться вопросом, а насколько далеко готов идти Вашингтон в битве за Тайвань. Тем более что предательство афганцев далеко не единственный такой поступок в истории США. Так они поступили с Ираком и Сирией. Да и в отношении Тайваня Вашингтон несколько раз менял свою позицию. Например, в 1979 году США разорвали дипломатические связи с островом и признали правительство КНР единственным законным правительством Китая.
Поэтому высказывается мнение, что США не станут рисковать жизнью своих солдат за далёкий от них остров. А китайская газета «Хуаньцю шибао» уверена, что Соединённые Штаты бросят Тайвань на произвол судьбы - это лишь вопрос денег, времени и ситуации.
Однако на сегодня США, судя по всему, не намерены уступать Китаю в битве за Тайвань. Белый дом не переживёт второго унижения, да и ставки слишком велики. Поэтому тема поддержки и независимости Тайваня будет только усиливаться, переплетаясь со стратегической линией США на глобальное сдерживание Китая.
Впрочем, и другие участники этой битвы не горят желанием идти на компромиссы. А это означает, что обстановка вокруг Тайваня будет и дальше балансировать на грани войны.