Новая «Стратегия национальной безопасности» США: в шаге от ракетно-ядерного конфликта
Администрация Джозефа Байдена наконец-то разразилась «Стратегией национальной безопасности» - ключевой стратегией, после которой следуют другие американские функциональные военно-стратегические установки. Он явно задержался с её выходом в свет. Обычно подобные документы общенационального значения появляются гораздо раньше - как правило вскоре после того, когда новый хозяин Белого дома вступит в должность президента и верховного главнокомандующего американских вооружённых сил.
Этот документ, состоящий из 48 страниц, предисловие к которому подписал нынешний американский президент, задал генеральную тональность и определил будущий военно-политический субстантив других пяти основополагающих стратегий, которые могут появиться позже. Это - стратегия национальной обороны, ядерная, космическая, противоракетная, а также киберстратегия.
Что касается обнародованной 12 октября стратегии, то в ней Соединённые Штаты именуют себя не иначе как глобальная держава с глобальными интересами, которая будет продолжать руководить с силой и целеустремлённостью. Очевидно, подразумевается, что всем миром, коль скоро обозначен такой глобальный замах. Причём, как сверхдержава, США будут стремиться к расширению своего военно-политического присутствия в каждом отдельном регионе мира. «Если один регион погрузится в хаос или окажется под властью враждебной силы, это пагубно повлияет на наши интересы в других», - подчёркивается в документе. Смысл сказанного сомнений не вызывает: будут готовы противодействовать.
Кого назначили противником №1?
Однозначно: в настоящее время для США это - КНР. Ей уделено заметное внимание в новоявленной установке. В частности, в ней записано, что «Китайская Народная Республика вынашивает намерение и всё большую способность изменить международный порядок в пользу того, который склоняет глобальное игровое поле в её пользу». Также отмечается, что конкуренция Пекина с Вашингтоном проявляется не только в Индо-Тихоокеанском регионе, но и постепенно наращивается в глобальном масштабе.
В новом американском доктринальном наставлении обращено внимание на важность «сдерживания агрессии КНР, России и других государств», словно кто-то из них уже приступил к началу неких агрессивных действий против Соединённых Штатов. Фактов нет, специфических заявлений также нет. Тем не менее, инкорпорирована формулировка о том, что американская сторона «будет уделять первостепенное внимание сохранению своего прочного конкурентного преимущества над КНР».
Высказываясь в поддержку концепции «одного Китая», новая «Стратегия национальной безопасности» США прямо говорит о поддержке сил самообороны Тайваня, а также американского потенциала по противодействию любой попытке прибегнуть к силе или принуждению в отношении названной территории.
Согласно документу, Вашингтон планирует «сдерживать» и Россию, которая, как утверждается в нём, представляет угрозу для международной системы безопасности. Белый дом также закрепил за нашей страной статус «актуальной угрозы безопасности в Европе». Кроме того, по мнению США, действия России несут риски непреднамеренного конфликта и в Арктике.
Стратегия национальной безопасности 2022 года ставит прямую задачу: одновременно с КНР сдерживать «всё ещё глубоко опасную Россию».
Появление жёстких формулировок в документе Джозефа Байдена от 12 октября говорит о более агрессивной политике Вашингтона, которая может вылиться в развязывание Соединёнными Штатами под управлением «демократов» одновременно двух войн - и против КНР, и против Российской Федерации.
Путеводная звезда: укрепление военных альянсов
В попытке усилить американскую способность реагировать на общие вызовы актуализированная в октябре «Стратегия национальной безопасности» страны призывает к углублению и модернизации разного рода военных альянсов и новоявленных союзов в области обороны и разведки, в которые также входят США. Имеются в виду такие объединения как НАТО (кроме Соединённых Штатов там сегодня представлены 29 государств), АУКУС (вкупе с Австралией и Великобританией), союз «Пяти глаз» (с Австралией, Канадой, Новой Зеландией и Великобританией) и КУАД (с Австралией, Индией и Японией).
В частности, согласно принятому доктринальному документу, американское военно-политическое руководство считает, что НАТО - этот опасный военный союз коллективного Запада, - будет продолжать укреплять свои глобальные военные потенциалы и вмешиваться во внутренние дела других суверенных государств.
Этот военный блок-анахронизм прошлого и текущего столетия продолжит линию на расширение своего членского состава. Вступлением в его ряды Швеции и Финляндии укрупнение альянса «трансатлантической солидарности» за счёт приёма новых членов не закончится.
Для Индо-Тихоокеанского региона стратегия предусматривает наращивание коллективного потенциала партнёров США в регионе и укрепление связей между странами-единомышленниками. Альянс АУКУС, основанный на обмене технологиями по созданию ядерных подводных лодок США и Великобритании и другими военными ноу-хау, будет «иметь решающее значение для решения региональных проблем» с целью подрыва безопасности России и КНР в этой части света.
Видимо, для Соединённых Штатов мало более 800 военных баз, укоренившихся на всех континентах мира, кроме Антарктики.
Вашингтон указал Украине её место
Украинский раздел занимает значительное место в этом документе. В нём открыто отмечается, что «США продолжат поддерживать борьбу Украины за свою свободу. Мы поможем Украине восстановиться экономически. И мы будем поощрять её региональную интеграцию с Европейским союзом».
Нынешняя американская администрация намерена и впредь оказывать Украине военно-техническую помощь, без какого-то указания на потенциальные сроки или какие-то условия её прекращения.
Надо напомнить, что с конца февраля этого года она уже превысила 17,5 млрд долларов. Преступному киевскому режиму к настоящему времени уже передан 23-й по счёту транш такой военной помощи. В каждом случае в нём до трёх десятков различных видов вооружений - в основном тяжёлых и дальнобойных с огромным количеством боеприпасов к ним. Только в сентябрьском транше и только для РСЗО «HIMARS» украинским вооружённым силам было поставлено, по данным Пентагона, 75 тысяч единиц реактивных снарядов различной дальности.
«Война на Украине подчёркивает важность динамичной оборонно-промышленной базы для Соединённых Штатов и их союзников и партнёров», - записано в документе. При этом речь идёт не только о том, чтобы эта основа была способна быстро производить уже задействованные средства, необходимые для защиты от «агрессии противника», но и иметь возможность внедрять инновации и творчески разрабатывать решения по мере изменения условий боевых действий.
Обращает на себя внимание, что в обновлённой стратегии национальной безопасности 2022 года в Белом доме предпочли не отражать вопрос об обязательном вступлении Украины в НАТО. Нет ни даже приблизительных перспектив об украинском членстве в альянсе, ни обещаний принять Украину в состав этого милитаристского блока в какой-то перспективе. Тем самым Вашингтон ещё раз подтверждает, что Украина для США является всего лишь пешкой на геополитическом поле, которой можно легко пожертвовать для достижения корыстных геополитических целей.
Новая стратегия и ядерное оружие США
Задолго до принятия этой военно-стратегической установки Вашингтон усиленно насаждал в мировом общественном мнении утверждение о, якобы, готовности России вот-вот применить ядерное оружие вообще и против Украины в частности. Традиционно не приводя при этом никаких доказательств. Хотя российское военно-политическое руководство ни до специальной военной операции, ни в ходе её проведения никогда не заявляло о возможности применения этого вида оружия массового поражения в отношении Украины или в каком-то более широком ключе, например, об угрозе его использования в этой части Европы.
Причина? Да это просто противоречило бы действующей ядерной доктрине России и не отвечало бы генеральному замыслу названной военной операции, которая осуществляется с применением ударных неядерных средств. Их вполне достаточно.
Тем не менее в стратегии отмечается, что Соединённые Штаты не позволят России или другой державе достичь своих целей с помощью применения или угрозы применения ядерных вооружений. «Не позволят» каким образом? Например, путем активизации усилий по модернизации национальной стратегической ядерной триады? Так и за нами дело не останется.
В стратегии 2022 года подчёркнуто, что ядерное сдерживание США «остаётся главным приоритетом» страны и оно будет оставаться фундаментальным компонентом «интегрированного сдерживания», которое охватывает основные виды американских вооружённых сил - сухопутные войска, ВМС, ВВС, ПРО, космические силы и кибервойска.
США также намерены совершенствовать свои тактические ядерные силы, которые в нарушение Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) уже несколько десятилетий размещены на территории пяти их союзников по НАТО. Более того, Пентагон регулярно привлекает их для отработки совместных действий по применению ядерного оружия.
Кстати, актуализированная «Стратегия национальной безопасности» появилась за четыре дня до начала проведения над территорией северо-западной части Европы ядерных учений НАТО «Стойкий полдень», в которых до конца октября будут принимать участие ВВС из 14 стран альянса и до 60 самолётов, в том числе самолёты «двойного назначения» F-15, F-16 и F-35 различных модификаций плюс тяжёлые стратегические бомбардировщики В-52.
США намерены сохранить свои ядерные средства передового базирования у рубежей России и КНР. Стратегия 2022 года прямо на это указывает.
Белый дом контроль над вооружениями не интересует
Отражённые в документе положения по широкой проблематике контроля над вооружениями не позволяют рассчитывать на изменение американского курса в этой области. Подходы нынешней американской администрации к решению многих проблем этой сферы, которые демонстрирует администрация Джозефа Байдена и на словах, и на деле, свидетельствуют о том, что она загнала этот процесс в ещё более глухой тупик.
Содержащееся же упоминание в новой стратегии о готовности Вашингтона разработать новый Договор СНВ-4 и перестроить механизмы европейской безопасности вступают в противоречие с негативными ответами Вашингтона на прошлогодние декабрьские предложения Москвы о взаимных гарантиях безопасности. А высокопарные слова о важности укрепления режима нераспространения ядерного, биологического и химического оружия натыкаются на нарушения Белым домом всех трёх обозначенных ограничительных международных механизмов.
Сохраняя ядерное орудие в пяти зарубежных странах, США торпедируют ДНЯО. Занимаясь разработкой биологического оружия, в том числе на Украине, американцы нарушают международную Конвенцию о запрещении таких видов вооружений, а не уничтожая до конца запасы своего химического оружия, они игнорируют многостороннюю Конвенцию о его запрете.
Каков же главный вывод?
Пока нынешняя американская администрация будет находиться у власти, перспектива выправления российско-американских и китайско-американских отношений по всем направлениям, кроме узконаправленного и ограниченного сотрудничества в использовании орбитальных космических станций России и США, скорее всего, останется на нулевой отметке.
Остальные пять американских стратегий, которые упоминались ранее, будут также иметь вызывающе-агрессивный и милитаристский характер применительно к Российской Федерации и КНР.
Военно-политическая ситуация в мире останется напряжённой, а временами будет приобретать даже весьма опасный характер.
Коль скоро американская сторона будет уклоняться от решения 14 проблем широкого спектра контроля над вооружениями, определяющих стратегическую стабильность в мире, а также будет раздувать региональные конфликты по периметру России, то Москве следует проявлять особую осторожность и осмотрительность при выборочном сокращении наиболее перспективных национальных видов вооружений, во что пытается активно втянуть нас нынешнее агрессивное американское военно-политическое руководство.