Китаебоязнь по-американски, или Правда-матка адмирала Ричарда
Политики любят поговорить - собственно, это их работа, за это им деньги платят. Однако существует особая каста политиков. Назовём их военно-политическим руководством. Причём в Соединённых Штатах «военные политики», как показала практика, одновременно могут занимать командные должности самого высокого ранга. И вот что примечательно: почему-то именно политики в погонах не всегда осторожны в словах.
Хотя трудно представить, будто командующий одним из принципиальных американских командований - Стратегическим командованием так уж запросто может позволить себе политические заявления, а тем более официальные комментарии исключительно на свой страх и риск - не такое у них воспитание... Иначе говоря, если такой муж что-то произносит, значит так оно и есть. Поэтому будем считать, что в известной мере сенсационное заявление адмирала Чарльза Ричарда - это официальная позиция Вашингтона. Хотя что тут сенсационного?..
«Этот украинский кризис, в котором мы сейчас находимся, это всего лишь разминка. Приближается [нечто] большее. И пройдёт совсем немного времени, прежде чем мы столкнёмся с такими испытаниями, каких давно уже не видели», - заявил адмирал на ежегодном симпозиуме Лиги подводного флота.
Получается, командующий «Страткомом» убеждён (а значит, и властная структура США) в том, что американские Вооружённые силы могут уже в ближайшее время критично уступать китайскому оборонному потенциалу. В частности, Ричард подчеркнул, что Китай обходит США в военном плане, поэтому необходимо «активизировать усилия по сдерживанию». «В противном случае Китай просто вытеснит нас... Если оценивать наши возможности сдерживать Китай, я бы сказал, что корабль тонет. Он тонет медленно, но тонет, поскольку они [китайцы] размещают свои силы быстрее, чем это делаем мы. По мере того, как эта разница увеличивается, не будет иметь значения, насколько хороши наши командиры. У нас просто их будет слишком мало... Мы знали, как действовать быстро, но разучились делать это...» - цитируют адмирала информагентства.
Убеждён, что пассаж высокопоставленного американца не будет обойдён вниманием мировой общественности и предвижу и массу спекуляций насчёт причин, не стесняться в выражениях. Конечно же, пойдут разговоры и о закулисных интригах вокруг украинских событий, в частности - о возможной приостановке американской помощи Киеву после промежуточных выборов в США. Но лучше поговорим об очевидном: судя по заявлению заслуженного адмирала, американцы действительно побаиваются Китай. Причём давно и серьёзно.
Вездесущее ЦРУ ещё в середине 2010-х годов предупреждало американское руководство: Китай - первая экономика мира с колоссальным военным потенциалом (одномоментно может поставить под ружьё до 200 миллионов штыков) и с большими территориальными амбициями. Впрочем, в Пентагоне, у которого своя разведка, насторожились даже раньше.
Когда в ночь с 11 на 12 января 2007 года китайская ракета с кинетическим перехватчиком разрушала старый, но ещё вполне работоспособный метеорологический спутник КНР «Фэн Юнь-1С». Если называть вещи своими именами, ещё тогда китайцы провели первое в своей истории испытание противоспутникового оружия. После чего американцы замерли и в этом состоянии пребывают до сих пор. Более того, опасения относительно китайских военно-космических возможностей продолжают крепнуть в рядах американского военно-разведывательного сообщества день ото дня. Суть их опасений состоит в том, что системы боевого управления американскими вооружёнными силами и национальные каналы сбора и обработки разведывательной информации на 80% зависят от космической составляющей. Иными словами, без спутникового обеспечения все суперсовременные вооружения с «умными» бомбами и высокоточными, якобы способными попасть в комара, крылатыми ракетами - в перспективе не более чем напичканный микросхемами металлолом.
Если учесть, что американская орбитальная группировка насчитывает сегодня под 700 аппаратов, обеспечивающих связь, получение целеуказаний и космическую навигацию, то выбор целей для удара по «американскому» достаточно разнообразен. Но всё это дела не земные, а вот в оперативно-тактическом плане, а значит наиболее актуальном в данный момент, американцев напрягает ситуация с Тайванем. Тем более что янки прекрасно понимают: Пекин от политики «одного Китая» не откажется никогда и сделает всё возможное, чтобы любым способом воссоединить страну. Если придётся - военным.
В новой Стратегии национальной обороны США, опубликованной в конце октября на сайте Пентагона, прямо сказано, что КНР представляет ключевую военную опасность для США. Это заключается, прежде всего, в «агрессивном стремлении Китая перестроить Индо-Тихоокеанский регион и международную систему в соответствии со своими интересами и авторитарными предпочтениями». А разве США могут смириться с чужими интересами, если они не совпадают с американскими?
«КНР стремится подорвать союзы и партнёрские отношения США в области безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе и использовать свои растущие возможности, в том числе своё экономическое влияние, а также военную мощь НОАК, чтобы оказывать влияние на своих соседей и угрожать их интересам. В первую очередь это касается Тайваня...» - повествует Пентагон.
Действительно, американские «союзы и партнёрские отношения» вполне могут пострадать, если США не вмешаются в возможный военный конфликт материкового Китая с мятежным островом, который только и рассчитывает на исполнение Вашингтоном договора о военной помощи в случае нападения Пекина. Вот почему в США практически убеждены, что если военная «заваруха» с Китаем всё-таки начнётся, то поводом будет Тайвань.
При этом доподлинно известно, что созданная на побережье мощная система ПВО, строительство многочисленного «москитного флота», способного при поддержке береговой авиации действовать в ближней океанской зоне, а также развёртывание в районе Тайваньского пролива сотен баллистических и крылатых ракет в обычном снаряжении позволяет китайцам держать под ударом практически все американские базы в западной части Тихого океана и серьёзно препятствовать действиям американского флота в омывающих Тайвань акваториях.
Хотя глава Пентагона Ллойд Остин сегодня пока что не видит, как сообщило в конце октября CNN, непосредственной угрозы вторжения Китая на Тайвань, но ещё не вечер, поскольку, по его мнению, руководство КНР действует достаточно резко - например, использовало недавний визит спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси в Тайвань как «попытку создать новую норму». «Мы продолжим работать таким образом, чтобы иметь необходимый потенциал в соответствующих районах для помощи нашим союзникам в поддержании свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона», - на всякий случай пояснил глава Пентагона.
Но если вспомнить слова адмирала Чарльза Ричарда, американцы, судя по всему, не совсем уверены в безальтернативном успехе, случись им воевать за Тайвань. Более того, пентагоновское начальство в открытую признаётся, что в среднесрочной перспективе Америка на все сто процентов проиграет КНР, если не провести быстрое наращивание темпов военного строительства.
В этой связи следует упомянуть ещё один момент. В своём выступлении адмирал Ричард подчеркнул, что сегодня США по-прежнему имеют преимущество над потенциальными противниками в ВМС, в частности, в подводных лодках. Однако обмолвился, что это, возможно, единственное «асимметричное преимущество», которым обладает сегодня Вашингтон. О том же говорит статистика, которая, как известно, наука точная, не поспоришь.
В середине декабря прошлого года Исследовательская служба американского Конгресса выпустила специальный доклад, посвящённый ракетно-ядерному оружию ВМС. Там прямо говорится, что сегодня в составе действующего флота осталось 14 подводных лодок-ракетоносцев типа «Огайо», оснащённых ракетами «Трайдент-2». При этом срок активного существования этих атомных ракетоносцев истекаем в 2029 году. Доклад уведомляет, что к началу 2030-х годов число американских подводных ракетоносцев может сократиться до 10 единиц. И такое положение сохранится в течение большей части 2030-х годов. Это связано с тем, что сегодня ВМС США только завершают проектные работы по программе создания новой стратегической подводной лодки класса «Колумбия». Из-за двухлетней задержки «первая новая лодка войдёт в состав действующего флота в 2031 году».
Ну а Китай наращивает свой военный потенциал такими темпами, которые США могут только сниться. Ну как тут не бояться?..
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.