«Тратить больше на оборону - правильный курс для страны. Но не стоит обольщаться: это не будет панацеей для США».

Огромные военные расходы - не панацея для США

Рекордный бюджет запросил Пентагон, чтобы доминировать во всех пяти сферах: на земле и на море, в воздушном и космическом пространствах, а также в киберсетях, - везде, где ощущается острая конкуренция со стороны других стран, прежде всего России и Китая
07 апреля 2022, 06:25
Реклама
Огромные военные расходы - не панацея для США
© defense.gov
«Тратить больше на оборону - правильный курс для страны. Но не стоит обольщаться: это не будет панацеей для США».
Читайте нас на: 

Россия и Китай продолжают оставаться основными противниками Соединённых Штатов. Это следует из пояснительной записки, которой Пентагон сопроводил новую стратегию национальной обороны, переданную в понедельник в конгресс и носящую секретный характер. Причём Китай назван основным стратегическим конкурентом и вызовом для Соединённых Штатов. В связи с этим приоритетной названа задача «защиты США в условиях растущей многодоменной угрозы со стороны Китая».

Что же касается нашей страны, то она, согласно документу, «представляет острую угрозу». В качестве обоснования данного тезиса приводится спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины, которая, как подчёркивается, и создала «острую угрозу» как для США, так и для их европейских союзников. «Мы будем взаимодействовать с союзниками по НАТО и нашими партнёрами для укрепления надёжного сдерживания перед лицом агрессии РФ», - отмечается в пояснениях.

Взаимодействие с союзниками по НАТО для укрепления надёжного сдерживания перед лицом РФ.
© flickr.com/ministerstwoobronynarodowej
Взаимодействие с союзниками по НАТО для укрепления надёжного сдерживания перед лицом РФ.

Пентагон верит, что знает, откуда «исходит угроза», но точно не знает, как с ней бороться

Правда, комментируя передачу в конгресс новой стратегии, представители Пентагона отметили, что по сути особой разницы в таких толкованиях угроз, исходящих из Китая и России, нет - обе они являются приоритетными для США. Но главное не в этом. Как известно, наши страны давно уже объявлены Вашингтоном главными американскими соперниками и противниками, и всё это время США стремятся проводить по отношению к нам политику жёсткого противостояния. Появление же новой стратегии национальной обороны является очередным свидетельством того, что в этой своей политике США зашли в тупик.

Дело в том, что этот документ Пентагона, в котором излагаются конкретные задачи американских вооружённых сил по обеспечению как безопасности страны, так и действий Вашингтона на мировой арене, по традиции разрабатывается на основе стратегии национальной безопасности США.

Однако подготовка такой стратегии, в которой даётся в том числе и видение того, по каким направлениям и как США будут развиваться и взаимодействовать с внешним миром, явно задерживается. Хотя администрация Джо Байдена анонсировала её обнародование уже в начале нынешнего года. И эта задержка во многом связана с тем, что её разработчики затрудняются, как отмечают некоторые американские политологи, чётко сформулировать дальнейшие действия США в отношении своих главных оппонентов - России и Китая, учитывая то, что предыдущие не принесли американцам желаемого результата.

Взять, к примеру, Россию, которая активно выступает против миропорядка, навязываемого Соединёнными Штатами, против того, чтобы планета жила по правилам, которые устанавливают американцы, и которые они меняют, когда захочется. Со своей стороны США, не желая иметь такого оппонента, пытаются как можно больше ослабить нашу страну, а если получится, то и разрушить её. Для этого они подготовили и спровоцировали украинский конфликт, мобилизовали на его поддержку всех своих союзников и партнёров, стали оказывать давление на другие страны, заставляя их принимать антироссийские санкции.

Россия активно выступает против миропорядка, навязываемого Соединёнными Штатами.
© mil.ru
Россия активно выступает против миропорядка, навязываемого Соединёнными Штатами.

В ответ же Россия начала специальную военную операцию на Украине, направленную на повышение своей безопасности. Более того, решила продавать недружественным ей странам газ за рубли, а также выступает за замену доллара на финансовом рынке мира на другую валюту, что, несомненно, может нанести серьёзный удар по экономике США и их союзников.

В аналогичной ситуации, и даже, возможно, более сложной, Соединённые Штаты оказались в отношении Китая. Все их попытки сдержать Поднебесную действуют на неё как на слона дробина. В том числе и планы создания «азиатского НАТО», в которое Вашингтон намерен превратить Четырёхсторонний диалог по безопасности QUAD (Австралия, Индия, США и Япония), расширив его за счёт привлечения других стран региона. Особой тревоги у Пекина не вызвало и то, что Вашингтон уже сколотил новый военный блок AUKUS, в который вошли Австралия, Великобритания и США, а также другие меры, направленные против КНР.

Китай уверенно движется вперёд, став уже региональной сверхдержавой, а лет через 20 рассчитывает выйти на такой же мировой уровень. Столь же целеустремлённо он наращивает военную мощь для обеспечения своей безопасности. Как отмечают в этой связи в США, Китай занимается самым масштабным в своей истории расширением ядерных сил и диверсификацией арсеналов, что он хочет сравняться с американскими возможностями в космосе и даже превзойти их, и что он представляет собой серьёзную угрозу для США в киберпространстве.

Китай целеустремлённо наращивает военную мощь для обеспечения своей безопасности.
© eng.chinamil.com.cn
Китай целеустремлённо наращивает военную мощь для обеспечения своей безопасности.

Как известно, Пекин решительно отвергает все действия США, направленные на то, чтобы КНР придерживалась тех правил, которые они навязывают другим странам. В частности, Китай не стал поддерживать антироссийские санкции, обвинил США и НАТО в разжигании украинского конфликта, проявляет готовность сотрудничать с нашей страной в отношении доллара. «Китай и Россия - две крупные страны. Попытка США их сдержать и подавить не увенчается успехом. США должны задуматься о своей ответственности в украинском кризисе, пересмотреть и исправить практику создания мнимых врагов, игнорируя политику и безопасность других стран», - сказал в этой связи представитель министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь.

На два фронта поведёшься, ни на одном не победишь

Возможность объединения усилий Москвы и Пекина, а также неуверенность американцев в своих союзниках, особенно в азиатских, что они до конца пойдут в противостоянии с Россией и Китаем, привела США в явное замешательство. И выход из этого состояния Вашингтон, как всегда, видит в наращивании военной силы, причём такой, которая позволяла бы американской армии успешно действовать одновременно на двух фронтах.

Отсюда и появление новой стратегии национальной обороны. Причём, подчеркну это особенно, настолько спешное, что Пентагон не успел даже подготовить несекретную её версию, заявив в пояснениях, что она будет обнародована позднее. Нельзя также не заметить, что Пентагон передал стратегию в конгресс в тот же день, когда Белый дом обнародовал проект военного бюджета на 2023-й финансовый год, который начинается с 1 октября нынешнего года.

И это совпадение не случайное. Следует также отметить, что в заявлении, сделанном в понедельник, Джо Байден назвал предлагаемый бюджетный запрос «одной из крупнейших инвестиций в развитие вооружённых сил США, играющих важнейшую роль в продвижении американских жизненно важных интересов».

Белый дом запросил на военные расходы 773 млрд долларов и ещё 40 млрд на содержание ядерного оружия в рамках бюджета министерства энергетики. Это на 4% больше, чем будет израсходовано в нынешнем году. Но надо полагать, что данная сумма далеко ещё не предел, так как, представляя проект бюджета, в администрации Байдена отметили, что он составлялся без учёта нынешней ситуации на Украине. И это при том, что в бюджете и так предусмотрено выделение 300 млн долларов на военную помощь «незалежной». Да и республиканцы уже выступили с критикой запроса, заявив, что он ниже необходимого уровня. Так что не исключено, что в ходе рассмотрения в конгрессе военные расходы будут увеличены.

Тем не менее, характеризуя содержание бюджетного запроса, первый заместитель главы Пентагона Кэтлин Хикс заявила, что его реализация позволит министерству обороны реагировать на угрозы в любой точке мира. При этом, однако, основные усилия будут сосредоточены «на проведении кампаний в Индо-Тихоокеанском регионе и Европе».

Так, на инициативу сдерживания в Индо-Тихоокеанском регионе, которая направлена прежде всего на наращивание американского военного присутствия в нём, Пентагон намерен израсходовать 6,1 млрд долларов. Они пойдут на то, чтобы попытаться изменить в пользу США расстановку сил в большей части Восточной Азии, особенно в Тайваньском проливе, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также на модернизацию американских войск с целью повышения их способности проводить операции любой глубины, в различных сферах и на всех потенциальных театрах военных действий.

Пентагон запрашивает 4,2 млрд долларов на европейскую инициативу сдерживания - программу, которая была запущена в 2014 году и которая служит интересам наращивания американской военной мощи в Европе. В последнее время она была значительно расширена. В частности, США направили более 14 000 американских военнослужащих на восточный фронт НАТО. По словам высокопоставленного представителя Министерства обороны США, возможна отправка ещё большего количества сил, на что и необходимы дополнительные средства. Кроме того, они пойдут на совершенствование военной инфраструктуры, а также проведение совместно с вооружёнными силами стран НАТО различных учений непосредственно у российских границ.

«Тратить больше на оборону - правильный курс для страны». Но есть но

Основная же часть запланированных военных расходов предназначена для модернизации вооружённых сил. В бюджете особое внимание уделяется финансированию исследований, разработок и испытаний новых видов вооружений и военной техники, на что выделяется 130,1 млрд долларов. Из них 3,3 млрд - на микроэлектронику и беспроводную связь 5G, 605 млн - на «кинетические возможности», которые включают технологии, связанные с оружием направленной энергии, 1,3 млрд долларов на биотехнологии. На финансирование борьбы в киберпространстве будет потрачено 11,2 млрд долларов. На эти средства будут развёрнуты ещё пять групп Cyber ​​Mission Force, которые предназначены, с одной стороны, для наблюдения за конкретным противником и уведомление о его возможных атаках ещё до того, как они достигнут киберпространства США, а с другой - для проведения киберопераций, включающих ответные действия по немедленному устранению угрозы.

Белый дом запросил на военные расходы 773 млрд долларов.
© defense.gov
Белый дом запросил на военные расходы 773 млрд долларов.

Ещё 7,2 млрд долларов планируется выделить на гиперзвуковое оружие. Это включает в себя финансирование развёртывания гиперзвуковой ракетной батареи к 2023 финансовому году, гиперзвуковых ракет на борту кораблей ВМС к 2025 финансовому году и гиперзвуковых крылатых ракет к 2027 финансовому году.

Запрос также включает полное финансирование модернизации всех трёх ветвей ядерной триады, на что выделяется 34,4 млрд долларов. Сюда входят 6,3 млрд, выделенных на строительство подводной лодки типа «Колумбия», 5 млрд - на бомбардировщик B-21 и 3,6 млрд - на межконтинентальную баллистическую ракету следующего поколения, а также 4,8 млрд на ядерные системы управления и контроля.

Недавно созданные космические силы получат 24,5 млрд долларов, которые пойдут на новые проекты, разработку и создание космического оружия и техники. В первую очередь планируется обновить космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении, а также наладить работу отдельного агентства космического развития, которое должно быть введено в эксплуатацию к октябрю.

«Предупреждение о ракетном нападении, отслеживание ракет, GPS, космический запуск, космическая устойчивость были областями, которым уделялось большое внимание, и я думаю, что они останутся в этом бюджете, в следующем бюджете, возможно, на несколько лет вперёд», - сказал в этой связи представитель министерства обороны.

Недавно созданные космические силы получат 24,5 млрд долларов.
© defense.gov
Недавно созданные космические силы получат 24,5 млрд долларов.

На совершенствование системы противоракетной обороны запрашивается 24,7 млрд долларов. Как следует из документа, 2,6 млрд Пентагон рассчитывает направить на нужды, касающиеся наземной системы противоракетной обороны на маршевом участке полёта. Кроме того, 335 млн долл. будут потрачены на комплексы американской системы противоракетной обороны на театре военных действий THAAD, миллиард долларов предполагается выделить на совершенствование ракетных комплексов «Пэтриот».

Что же касается обычных видов вооружённых сил, то и они получат значительно больше средств, чем в нынешнем году. Армия запросила 177,5 млрд долларов, что на 1,7% больше, чем она располагает в нынешнем году. Среди запланированных на следующий год закупок - 35 вертолётов AH-64E «Апачи», 120 высокоточных крылатых ракет и более 29 тыс. единиц различного оружия нового поколения для нескольких бригад.

Бюджетом предусмотрена организация третьей по счёту многоцелевой оперативной группы. Первая была создана на объединённой базе ВВС и армии США Льюис-Маккорд в Скалистых горах. Зоной её ответственности является Тихоокеанский регион. Вторая образована в прошлом году в Германии с зоной действия на Европейском континенте. Третья же группа разместится, скорее всего, на Аляске и будет предназначена для действий в арктическом регионе.

ВМС хотят получить 180,5 млрд долларов. Известно, что в развитии флота упор Пентагоном делается на увеличении доли надводных и подводных платформ без экипажа. Тем не менее в 2023 году предлагается профинансировать строительство девяти кораблей, включая две ударные подводные лодки типа «Вирджиния», два эсминца, фрегат типа Koni, двенадцатый и последний транспортный док-амфибию LPD-17. При этом морпехи запрашивают 50,3 млрд долларов, что почти на 2% больше суммы, утверждённой на этот год.

Корпус морской пехоты США находится на этапе переформатирования, в результате которого должны появиться более мобильные силы.
© defense.gov
Корпус морской пехоты США находится на этапе переформатирования, в результате которого должны появиться более мобильные силы.

В настоящее время Корпус морской пехоты США находится на этапе переформатирования, в результате которого должны появиться более мобильные силы, готовые в кратчайшие сроки появиться в любом регионе, где возникает угроза, и приступить там к ведению боевых действий. В частности, недавно был сформирован первый прибрежный полк морской пехоты, который будет базироваться на Гавайях и предназначен для оперирования на островах в Индо-Тихоокеанском регионе.

ВВС надеются получить 234,1 млрд долларов по сравнению с 182 миллиардами, выделенными Конгрессом США на этот год. На эти средства планируется купить 33 F-35A и 24 новых истребителя F-15EX. По словам министра ВВС Фрэнка Кендалла, новые F-15 обладают «большими возможностями вооружения, чем F-35». В частности, они будут нести крылатые ракеты воздушного базирования JASSM-ER, производство которых планируется довести до максимума, который может выдержать промышленная база. Кроме того, будут закуплены 4200 комплектов JDAM, способных превратить «тупые» бомбы в управляемые боеприпасы.

Новые F-15 обладают большими возможностями вооружения, чем F-35.
© defense.gov
Новые F-15 обладают большими возможностями вооружения, чем F-35.

На перспективную программу разработки истребителя следующего поколения NGAD предлагается выделить 1,7 млрд долларов - на 200 миллионов больше, чем в этом году. Основная часть дополнительного финансирования пойдёт на разработку новых БПЛА, которые будут использоваться с самолётами NGAD. Кроме того, ВВС запрашивают 245 млн долларов на модернизацию баз в Европе и 451 млн долларов на то же самое в Индо-Тихоокеанском регионе.

Значительные средства выделяются и на другие области развития Вооружённых сил США. Как отмечают в Пентагоне, делается это с расчётом, что они получат возможность доминировать во все пяти сферах - на земле и на море, в воздушном и космическом пространствах, а также в киберсетях - везде, где ощущается острая конкуренция со стороны других стран, прежде всего России и Китая. Но поможет ли это Соединённым Штатам? Отвечая на данный вопрос, американский журнал Time пишет: «Тратить больше на оборону - правильный курс для страны. Но не стоит обольщаться: это не будет панацеей». И с этим мнением нельзя не согласиться.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама