Арктика: от сотрудничества к экспансии
© flickr.com/compacflt
Навязчивое военное присутствие НАТО в Арктике нарушает военно-политическое равновесие в регионе.

Арктика: от сотрудничества к экспансии

Крайний Север превратился в поле острейшей конкуренции арктических, приарктических и внерегиональных держав. В ход идут инструменты «жёсткой» и «мягкой» силы, искажённое восприятие в сознании западных политиков интересов России в Заполярье приводит к милитаризации Арктического региона
Реклама
Арктика: от сотрудничества к экспансии
© flickr.com/compacflt
Навязчивое военное присутствие НАТО в Арктике нарушает военно-политическое равновесие в регионе.
Читайте нас на: 

По заявлению посла по особым поручениям МИД России, председателя Комитета старших должностных лиц Арктического совета Н. Корчунова, «Арктический регион превращается в интернациональный театр военных действий, и это очень тревожная тенденция». Неожиданное и серьёзное заявление, поскольку до сих пор в отечественной и иностранной экспертной среде существовало устойчивое мнение, что Арктика - регион бесконфликтный, а по оценке нашего внешнеполитического ведомства международное сотрудничество в этой зоне носило консенсусный характер.

Международное сотрудничество в Арктике

Действительно, международное сотрудничество в Заполярье заметно активизировалось начиная с конца ХХ века, благодаря чему были созданы региональные международные организации: Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, форум «Северное измерение» и др.

Арктический совет, по мнению России, должен был играть ключевую роль в решении проблем региона.
© wikipedia.org
Арктический совет, по мнению России, должен был играть ключевую роль в решении проблем региона.

Предполагалось, что формат международных организаций создаст для России серьёзные возможности для развития сотрудничества в Арктике в обозримом будущем. В связи с этим наиболее благоприятные перспективы для российской дипломатии были связаны с деятельностью Арктического совета, в состав которого входят пять государств, имеющих прямой выход к Северному Ледовитому океану: Российская Федерация, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Канада, Норвегия и США, а также Финляндия, Швеция и Исландия. Получив статус полноценной международной организации, принимающей обязательные для исполнения решения, Совет, по мнению России, должен был играть ключевую роль в решении арктических проблем.

Практически все участники Совета, за исключением США, поддержали его дальнейшее усиление. Стремление Арктического совета продвигаться по пути сотрудничества, а не конфронтации особенно ярко проявилось по итогам состоявшейся в мае 2008 года в гренландском городе Илулиссате конференции. Эти намерения были закреплены в Илулиссатской декларации, в которой сделан акцент на равноправное сотрудничество стран региона и решении проблем Арктики путём переговоров и на основе существующих норм международного права.

За время существования Арктического совета в его рамках реализовано большое количество различных проектов, в первую очередь в области охраны окружающей среды Арктики, среди которых: выведение из использования в России полихлорбифенилов, снижение содержания ртутных загрязнений в выбросах в атмосферу, изучение жизненных условий в Арктике, оценка влияния климатических изменений на экономику Севера и оценка последствий нефте- и газодобывающей деятельности в Арктике и многие другие.

Одним из наиболее важных достижений Совета за время его работы можно считать разработку под его эгидой и подписание в 2011 году арктическими государствами первого в истории панарктического Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике, а также решение о создании в его рамках Целевой группы для разработки международного документа в сфере готовности и реагирования на морские нефтяные загрязнения в Арктике.

Безопасность природы Севера - одна из важнейших задач международных организаций.
© flickr.com/tirlikas
Безопасность природы Севера - одна из важнейших задач международных организаций.

Для России в качестве международного института был важен некогда влиятельный Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), который позволяет улучшать дву- и многостороннее сотрудничество на региональном уровне (включая сферу «мягкой безопасности»), а также развивать арктические районы России. В рамках деятельности этой организации, в которую входят Российская Федерация, Дания, Исландия, Норвегия,  Финляндия  и Швеция, была создана широкая сеть практического сотрудничества, укреплялось взаимопонимание и доверие между странами и их регионами. В декларации к Десятой годовщине СБЕР (2003 г.) указывалось на то, что Баренцево сотрудничество ставило целью поиск ответов на вызовы, имеющиеся в наших северных районах, и улучшение условий жизни людей. Эти цели могли быть достигнуты только за счёт непрерывных многогранных усилий по широкому спектру направлений - от общих вопросов безопасности, заботы об окружающей среде и экономического развития до человеческого измерения и интересов коренных народов.

Ещё один вектор международного взаимодействия в Арктике - форум «Северное измерение» - был основан Россией, Норвегией, Исландией и Европейским союзом в 1999 году. В рамках «Северного измерения» изучались важные совместные проекты, например, Мурманский международный экономический форум «Арктика XXI века - стратегия освоения», Проект устойчивого развития транспорта в Баренцевом/Евроарктическом регионе (STBR), Партнёрство «Северного измерения» по транспорту и логистике, куда входят грузовые перевозки.

К числу положительных сдвигов в области международного сотрудничества в Арктике можно отнести также реализацию 19-21 октября 2018 г. на конференции в Рейкьявике инициативы бывшего президента Исландии О.Р. Гримссона по формированию Международной ассамблеи «Арктический круг-2018» - международной платформы неформального демократического общения для всех стран, регионов, коренных народов и разноуровневых организаций, озабоченных судьбой Арктики и её глобальным влиянием на развитие человечества. Как заявил бывший посол РФ в США, ныне заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам С. Кисляк, участники ассамблеи «в основном ориентированы на разработку способов взаимодействия для построения Общего дома в Арктике… Когда общаешься с большинством присутствующих, складывается впечатление, что ты выпадаешь из общего контекста отношений напряжённости Запада с Россией. И это радует, так как полностью отвечает нашему подходу. Арктика должна быть зоной сотрудничества, и мы всё для этого будем делать».

Загрязнение берегов и вод северных морей становится проблемой мирового масштаба.
© flickr.com/onkelulle
Загрязнение берегов и вод северных морей становится проблемой мирового масштаба.

Но, к сожалению, после начала специальной военной операции России на Украине все перечисленные выше международные арктические структуры прекратили своё сотрудничество с Российской Федерацией. Страны Арктического совета решили приостановить свою деятельность в Совете на неопределённый срок и пропустить планировавшиеся на май с. г. переговоры в Архангельске, а с 9 марта с. г. прервано сотрудничество с нашей страной по линии Совета Баренцева/Евроарктического региона.

Обострение ситуации в Арктическом регионе

Но ухудшение ситуации вокруг арктической проблематики началось гораздо раньше - с того момента, когда к Арктике стали активно проявлять интерес другие международные организации, и в первую очередь Европейский союз и НАТО, которые никогда прежде не были вовлечены в арктические дела. Подобное пристальное внимание к Арктике этих участников и некоторых постоянных членов «Арктической пятёрки» создало конкурентную ситуацию в регионе, усилило конфликтный потенциал существующих международно-правовых, политических, военных, социально-экономических, экологических противоречий в Арктике. Как закономерное продолжение тенденции к нарастанию соперничества за контроль над Арктической зоной наблюдается милитаризация региона по ряду направлений. Прежде всего, происходит усиление военного присутствия арктических держав в регионе. В последние годы существенно возросло количество проводимых военных учений, а также кораблей и самолётов, находящихся на боевом дежурстве в морском и воздушном пространстве Арктики.

Одной из причин создавшейся ситуации является отсутствие какого-либо всеобъемлющего международного соглашения по Арктике, регулирующего её статус, как это имеет место в отношении Антарктиды. Это делает спорными территории, а также действующие нормы и правила.

Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальным законодательством арктических стран, а также известными положениями Международной морской конвенции 1982 года (UNCLOS) и соответствующей Комиссии ООН. И если совсем ещё недавно не предполагалось, что водное пространство Арктики будет судоходным, а на дне обнаружатся огромные залежи углеводородов и полезных ископаемых, то сегодня это в совокупности является глобальным вызовом безопасности для всего мирового сообщества.

Интересы в Арктике и представления о границах шельфа у многих государств не совпадают.
© flickr.com/greenpeaceinternational
Интересы в Арктике и представления о границах шельфа у многих государств не совпадают.

Интересы в Арктике и представления о границах шельфа у многих государств не совпадают, поэтому в будущем возможны как многосторонние, так и двусторонние коалиции на политическом уровне. Так, в принятой 12 января 2009 г. Директиве по арктической политике США подчёркивается, что в Арктике Соединённые Штаты имеют широкие фундаментальные интересы в сфере национальной безопасности и готовы действовать независимо, либо в союзе с другими государствами по защите этих интересов.

Интересы США группируются в несколько блоков. Во-первых, это военно-стратегические интересы, среди которых противоракетная оборона и раннее предупреждение; развёртывание наземных и морских систем для стратегической переброски; стратегическое сдерживание; присутствие военно-морских сил и проведение морских операций; свобода навигации и перелётов. Именно в защиту этих интересов США при необходимости готовы действовать в одностороннем порядке.

Во-вторых, это связанные с ними интересы обеспечения внутренней безопасности по предупреждению террористических атак или других преступных действий, усиливающих уязвимость США в Арктической зоне.

В-третьих, это политико-экономические интересы. Прежде всего, они состоят в расширении присутствия и активизации деятельности. США намерены в рамках юрисдикции по Арктике не только защищать суверенные права над своей исключительной экономической зоной, но и осуществлять «надлежащий контроль» прилегающей акватории. Высшим национальным приоритетом названа свобода трансарктических перелётов и мореплавания применительно ко всей Арктике, включая Северный морской путь, который проходит вдоль побережья России.

Ударная подводная лодка класса «Лос-Анджелес» USS Alexandria (SSN 757) пробивает лёд.
© flickr.com/ooocha
Ударная подводная лодка класса «Лос-Анджелес» USS Alexandria (SSN 757) пробивает лёд.

Путём последовательных военно-стратегических шагов США создают благоприятные условия для продолжительного пребывания своего подводного флота в Арктическом регионе, укрепляется тенденция размещения систем противоракетной обороны морского базирования, что ведёт к увеличению доступа к перехватам баллистических ракет и усилению возможности нанесения превентивного удара.

Одна из целей США и союзников по НАТО заключается в интернационализации Арктики и ослаблении роли России как одной из координирующих стран, геополитические интересы которой препятствуют продвижению НАТО в Арктику. Противостояние сторон по сравнению с периодом холодной войны в регионе усилилось, что особенно наблюдается после начала специальной военной операции России на Украине.

Активизация НАТО в Арктике выражается в том, что усилился прессинг на неприсоединившиеся государства региона (Финляндию и Швецию) с целью их дальнейшего сближения с альянсом. Заявление Н. Корчунова как раз прозвучало как комментарий к вопросу о вступлении в НАТО Швеции и Финляндии. В нём он подчеркнул, что «традиционная политика Финляндии и Швеции, политика неприсоединения к военным союзам, долгое время создавала прочную основу для поддержания мира и стабильности в высоких широтах. Потенциально присоединение этих стран к НАТО вряд ли будет способствовать достижению этой цели». Напомним читателям, что Финляндия и Швеция, не имеющие прямого выхода к Северному Ледовитому океану, считают, что политика приарктических государств, стремящихся поделить Арктику между собой, недальновидна и дестабилизирует ситуацию в регионе. Эксперты из этих стран рассматривают ресурсы Арктики как достояние всего человечества, и потому освоение этих природных богатств должно проходить в рамках максимально широкого международного сотрудничества. Все желающие и обладающие для этого техническими и финансовыми возможностями должны иметь доступ к эксплуатации ресурсов этого региона в рамках международно-правовых договорённостей.

И хотя специалисты по-прежнему оценивают шансы пронатовских сил в Арктическом регионе как невысокие, это не может не вызвать сомнений относительно искренности альянса ограничиться в Арктике использованием только так называемой мягкой силы.

НАТО постоянно проводит учения в северных районах.
© flickr.com/defenceimages
НАТО постоянно проводит учения в северных районах.

Начиная с 2008 года блок НАТО существенно расширил свою деятельность на Крайнем Севере, под его эгидой была проведена серия учений. Фактически объявлен новый приоритет НАТО - борьба за ресурсы в глобальном масштабе. Это означает, что вопросы использования энергоресурсов Арктической зоны должны решаться не только государствами региона. Военно-политическое руководство блока постоянно ссылается на то, что некоторые государства усиливают свой военный потенциал и военную активность в Арктике, что ставит вопрос о военном присутствии сил НАТО в регионе.

Зарубежные специалисты расходятся во мнении относительно причин и мотивов активизации НАТО на Крайнем Севере. Первая точка зрения сводится к тому, что НАТО стремится отстоять роль главного гаранта региональной и глобальной безопасности и тем самым доказать свою нужность и эффективность в меняющемся мире.

Оппоненты этой точки зрения считают, что НАТО вряд ли сможет проводить эффективную политику в регионе. Во-первых, у блока весьма ограниченные ресурсы и возможности по созданию в короткие сроки соответствующей инфраструктуры в регионе (особенно в условиях финансового кризиса отдельных стран-участниц).

Во-вторых, сам альянс разрывается противоречиями по вопросу об Арктике. Ряд стран НАТО имеет собственные амбиции и претензии на этот регион, что привело к конфликтам между США и Канадой, Данией и Канадой, Данией и Норвегией по конкретным вопросам арктической политики (определение зон экономического влияния, раздел континентального шельфа и пр.). Так, пограничные споры на конкретных участках имеют место между США и Канадой (Аляской и провинцией Юкон), Канадой и Данией (за остров Ханс площадью 1,3 кв. км, точнее - за прилегающую к нему акваторию).

Они не долетят, не доплывут, не доползут на лыжах до наши берегов.
© flickr.com/usairforce
Они не долетят, не доплывут, не доползут на лыжах до наши берегов.

Другая точка зрения состоит в том, что в вопросе об Арктике НАТО - скорее инструмент отдельных государств, стремящихся продвинуть свои интересы в регионе, чем проводник единой политики западного сообщества в отношении региона.

В целом же и официальные лица, и эксперты единодушны в том, что НАТО продолжит курс на активизацию своей деятельности в Арктике. Какие это будет иметь последствия для России? По всей видимости, негативные. Вероятно, в условиях острой конкуренции за ресурсы Арктики НАТО станет выдавливать Россию так же, как практически выдавило из Европы по вопросам безопасности.

Очевидно, что США будут использовать НАТО для укрепления своих позиций в регионе. Поэтому России следует готовиться к непростой и долгой борьбе за отстаивание своих интересов и законных прав в регионе.

Позиция Российской Федерации по проблеме Арктики

При этом Москва выступает с инициативой о налаживании многостороннего сотрудничества в различных областях. «Арктика для нас всё», - это лаконичное выражение принадлежит председателю попечительского совета Русского географического общества В. Путину, который в заключительном слове на Международном форуме «Арктика - территория диалога», состоявшемся в октябре 2010 года в Москве, подчеркнул: «…в Арктике пересекаются серьёзные геополитические и экономические интересы, которые должны быть решены в духе партнёрства путём переговоров на основе действующих международных правовых норм».

Военно-политическое руководство страны уделяет особое внимание защите национальных интересов страны в Арктическом регионе по всей протяжённости северных морских границ России. Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» - документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике. Настоящими Основами определяются цели, основные направления и задачи, а также механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет Победы» на пути к географическому Северному полюсу.
© flickr.com/collingwoodbarry
Крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет Победы» на пути к географическому Северному полюсу.

Цели государственной политики России в Арктике заключаются в повышении качества жизни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к малочисленным народам; в ускорении экономического развития территорий Арктической зоны Российской Федерации и увеличении их вклада в экономический рост страны; в охране окружающей среды в Арктике, защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов; осуществлении взаимовыгодного сотрудничества и мирном разрешении всех споров в Арктике на основе международного права; в защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике, в том числе в экономической сфере.

Основные угрозы национальной безопасности в Арктике: а) сокращение численности населения Арктической зоны Российской Федерации; б) низкий уровень развития социальной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов; в) низкие темпы геологического изучения перспективных минерально-сырьевых центров Арктической зоны Российской Федерации; г) отсутствие системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, обеспечивающей снижение издержек и рисков при реализации экономических проектов в Арктической зоне Российской Федерации; д) несоблюдение сроков создания инфраструктуры Северного морского пути, строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов; е) низкие темпы создания наземных транспортных средств и авиационной техники для работы в природно-климатических условиях Арктики (далее - арктические условия), развития отечественных технологий, необходимых для освоения Арктики; ж) неготовность системы мониторинга окружающей среды, размещённой в Арктической зоне Российской Федерации, к экологическим вызовам.

Основные направления реализации государственной политики РФ в Арктике включают социальное и экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, а также развитие её инфраструктуры; развитие науки и технологий в интересах освоения Арктики; охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; развитие международного сотрудничества; обеспечение защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение общественной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации; обеспечение военной безопасности Российской Федерации; защиту и охрану государственной границы Российской Федерации.

Российский Север - под надёжной охраной.
© mil.ru
Российский Север - под надёжной охраной.

Для отстаивания своих интересов в Арктике Россия готова опираться на военную силу, при этом главная роль отводится атомным подводным лодкам, которые являются ядром морских стратегических ядерных сил.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что под оптимистическим тезисом бесконфликтности в Арктическом регионе до сих пор камуфлировался факт превращения Крайнего Севера в плацдарм геополитической схватки. Арктика уже превратилась в поле острейшей конкуренции арктических, приарктических и внерегиональных держав. В ход идут инструменты «жёсткой» и «мягкой» силы, искажённое восприятие в сознании западных политиков интересов России в Заполярье приводит к милитаризации Арктического региона. И хорошо, что у нас в стране стали «называть вещи своими именами». Необходимо взять на вооружение новую стратагему, предполагающую реальную оценку военно-политической обстановки в Арктическом регионе и направленную на недопущение превращения этой зоны в новую «горячую точку». Именно такой вывод напрашивается после объявленной коллективным Западом тотальной войны против Российской Федерации. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама