Искусственный интеллект: новое содержание военной мощи
Искусственный интеллект уже ставят в перечень технологий, навсегда изменивших облик войны - вслед за порохом, двигателем внутреннего сгорания, самолётом, ядерным оружием, авианосцами и др. ИИ может дать новое содержание военной мощи. Искусственный интеллект в центре почти всех достижений в области оборонных технологий. Он определяет, например, как военные набирают и обучают солдат, развёртывают вооружённые силы и как, наконец, как они воюют.
Национальный центр развития искусственного интеллекта (ИИ) займётся отбором эффективных решений в области ИИ, мониторингом ключевых показателей развития этой технологии, экспертизой документов. Новая структура поможет реализовать Стратегию развития ИИ (утверждена президентом России) и мероприятия федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпрограммы «Цифровая экономика».
Умнее оружие - меньше потерь
Военное ведомство России давно работает над интеллектуализацией вооружений. Начальник Управления развития технологий искусственного интеллекта Минобороны Василий Елистратов, как бы сожалея, заявил, что большая роль всё ещё отводится личной подготовке военнослужащих. Хотя, разумеется, технологии ИИ присутствуют почти во всех образцах отечественного вооружения. В частности, в высокоточном оружии, системах вооружения различного базирования. В условиях современной, гибридной войны ставка делается именно на интеллектуализацию вооружений. Чем умнее оружие, тем меньше потерь. В структуре Минобороны создано управление по развитию искусственного интеллекта. Его цель - активизация работ по использованию интеллектуальных технологий при разработке вооружений.
Технология ИИ становится прикладной. В частности, она служит для контроля ручных операций по видеоизображению. Ещё одна новая технология основана на цифровом проектировании, машинном зрении и дополненной реальности. Уже есть установки, способные распознавать детали, инструменты и действия человека. В случае нарушения техпроцесса система не позволяет перейти к следующему этапу.
Такого рода разработки позволяют снизить роль человеческого фактора при выполнении ручных операций в производстве оружия и военной техники. Они применимы даже при создании ракетных двигателей.
Главное управление инновационного развития Минобороны России одновременно сопровождает для последующего внедрения свыше 500 проектов, 222 из которых планируются к завершению и внедрению в этом году.
Искусственный интеллект в интересах Минобороны активно развивают, в частности, в военном технополисе «Эра». Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» в начале года создал научно-исследовательскую лабораторию «Технологии искусственного интеллекта». Лаборатория занимается исследованиями в области применения ИИ в перспективных системах радиосвязи, разработкой типовых и кастомизированных технических решений, основанных на применении VR-технологий, технологий больших данных, машинного обучения глубоких нейронных сетей и искусственного интеллекта.
«Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК) для контроля качества деталей самолётов «МиГ» планирует использовать цифровую систему на основе искусственного интеллекта. Это будет система так называемого неразрушающего контроля качества - комплекс аппаратно-программных средств на основе цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта.
С помощью системы будут контролироваться полуфабрикаты, заготовки, сварные швы деталей и сборочных единиц техники. Качество элементов станет распознаваться в автоматизированном режиме. В случае успеха проекта система может быть тиражирована на различных предприятиях ОАК, куда, помимо «МиГ», входят «Сухой», «Туполев» и др.
Возможности применения автопилота с искусственным интеллектом изучаются на базе одного из отечественных вертолётов.
В лексикон сотрудников предприятий ОПК прочно вошли понятия «искусственный интеллект», «самообучаемые нейросети», «сквозные технологии», «техническое зрение», «простые интегрированные решения».
В совместную работу с военным ведомством по реализации инициативных работ в интересах Минобороны России сегодня вовлечены более 150 отечественных предприятий промышленности, научно-исследовательских и образовательных организаций из 28 городов России.
«Гранит» «Петра Великого»
Системы вооружения, способные действовать целиком автоматически, существуют в наших Вооружённых силах со времён СССР. В 1983 году на вооружении флота появились крылатые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит». Их устанавливали на тяжёлые атомные крейсера типа «Пётр Великий» и атомные подводные лодки проекта 949А «Антей». В бортовой вычислительной машине П-700, по сути, впервые в ракетной технике были использованы алгоритмы искусственного интеллекта. В памяти ракеты были электромагнитные «портреты» всех современных кораблей иностранных флотов.
«Гранит» работал в группе. Первая ракета, выйдя из шахты, «дожидалась» остальных. После чего они выстраивались в боевой порядок и начинали атаку. Цель может видеть только одна. Она и организует нападение, передав информацию, где находится цель, кто и как её охраняет. Затем машины «решают», кто атакует, а кто отвлекает огонь ПВО на себя.
Так же работает и ракета П-800 «Оникс». Но её алгоритмы более точны и сложны. Если «обычные» противокорабельные ракеты имели «специализацию» по носителям, то новый комплекс универсальный. Его можно размещать на разных типах подводных лодок, надводных кораблях и даже катерах, самолётах и на береговых пусковых установках.
Пирамида радиоэлектронной станции «Дон-2Н» в подмосковном Софрино предназначена для загоризонтного обнаружения ядерных боеголовок противника и передачи информации на пусковые установки противоракет комплексов А-135 «Амур», А-235 «Нудоль», С-400 и мобильной стратегической противоракетной системы С-500.
У «Дона» очень мало времени на расчёт траектории полёта целей и передачу команды на их перехват - от самой близкой к нам американской позиции ракет всего 21 минута лёта. Поэтому весь процесс автоматизирован. «Дон-2Н» в автоматическом режиме обнаруживает, проводит расчёты и предлагает оператору варианты действий. Последнему остаётся только нажать на кнопку. Человека из этой схемы можно даже исключить - он «только» берёт на себя ответственность за принятое решение.
Участие человека исключено в работе системы «Периметр» («Мёртвая рука», как её называют на Западе»). Алгоритм системы предполагает, что если первым ядерным ударом противник уничтожит главный пункт принятия решений Российской Федерации, за дело возьмётся искусственный интеллект. Он и примет самостоятельное решение о нанесении ответного ядерного удара.
Янки отстают
В США аналитики в тревоге: страна начинает серьёзно отставать от России и Китая в области военного искусственного интеллекта. Пентагон не понимает огромного значения ИИ, утверждают критики, целый ряд новых разработок США потерпели неудачу.
Китай, Германия, Израиль используют ИИ для визуализации полей сражений в режиме реального времени. В российско-украинском конфликте обе стороны могут использовать алгоритмы ИИ для анализа больших массивов данных из открытых источников, социальных сетей и поступающих с поля боя, чтобы лучше организовывать свои атаки.
И Министерство обороны США может стать жертвой самоуспокоенности. Подтверждением тому - неудачная попытка создания прототипов БПЛА X-45 и X-47A - полуавтономных малозаметных военных беспилотных аппаратов, способных вести разведку и наносить ракетные и бомбовые удары. Но американские ВВС увидели в этом угрозу программе истребителя F-35, а ВМС - пилотируемым боевым самолётам. В итоге от нужного вооружения отказались.
Китай инвестировал в исследования и разработки в области ИИ примерно столько же, сколько США, но более активно интегрирует эту технологию в свою военную стратегию, военное планирование и системы вооружений, что, утверждают американские СМИ, «потенциально может привести к его победе над Соединёнными Штатами в будущей войне».
Китай разработал передовой полуавтономный боевой беспилотник, который хорошо интегрируется в его вооружённые силы. Россия также разрабатывает военные технологии с искусственным интеллектом, которые могут угрожать вооружённым силам противника и критической инфраструктуре.
Китай уже использует ИИ для ведения военных игр в возможном будущем конфликте из-за Тайваня. Пекин планирует использовать искусственный интеллект в сочетании с кибероружием, средствами радиоэлектронной борьбы и робототехникой, чтобы повысить вероятность успеха своего военно-морского десанта на Тайвань.
Он вкладывает огромные средства в системы с военным ИИ для отслеживания подводных и надводных боевых кораблей ВМС США, в разработку возможности осуществления групповых атак с помощью недорогих самолётов крупносерийного производства. Соединённым Штатам без возможностей искусственного интеллекта будет гораздо сложнее помочь Тайваню отразить вторжение.
В противовес такого рода тенденциям США создали Национальную целевую группу по исследованиям в области искусственного интеллекта. Она должна способствовать продвижению инноваций в этой области.
САС пахнет смертью
Безмерное увлечение искусственным интеллектом чревато рисками. Аналитики, разработчики, эксперты разных стран излагают свои опасения. Поспешность в разработке ИИ может привести к алгоритмическим сбоям, к серьёзным авариям с жертвами среди гражданского населения во время войны. Включение машинного интеллекта в управление и контроль ядерных объектов может повысить вероятность ядерных аварий.
Примеры сбоев ИИ, хотя и значительно меньших масштабов, уже есть. Автоматизированная система зенитно-ракетного комплекса Patriot ошибочно идентифицировала самолёт США как вражеский, а операторы не исправили ошибку, что привело к гибели от «дружественного огня» пилота F-18. Исследования показывают: чем более требовательная к когнитивным способностям людей и более стрессовая ситуация, тем больше вероятность того, что люди будут полагаться на «суждения» ИИ. Это означает, что на поле боя, где многие военные системы автоматизированы, количество таких несчастных случаев может увеличиться.
Алгоритмы ИИ обучены работать только в определённых обстоятельствах. Если им будет поручено запустить ракеты или задействовать системы ПВО в условиях, выходящих за рамки их нормальных рабочих параметров, системы ИИ могут выйти из строя и нанести непреднамеренные удары.
Даже самые надёжные машины с искусственным интеллектом вряд ли когда-либо получат возможность осуществлять ядерные атаки, но они могут давать рекомендации политикам, применять или нет оружие в ответ на сигналы от систем раннего предупреждения. И если ИИ даст зелёный свет, то солдаты, контролирующие эти машины, не всегда будут в состоянии должным образом изучить выдаваемые ими данные и перепроверить машины на наличие потенциальных ошибок во входных данных, особенно в стремительно развивающейся ситуации.
Правозащитники выступают за запрет применения искусственного интеллекта в некоторых военных разработках. Такое инновационное оружие получило название смертоносных автономных систем вооружений (САС). Запретить призывают боевых роботов с искусственным интеллектом в условиях войны.
САС - это тип военных систем, способных без участия человека находить и поражать цели на основе библиотеки образов, заложенных в базе. Опасность в том, что система может без команды человека (оператора) применить оружие.
Сегодня ИИ в военном секторе не принимает такие решения самостоятельно. Система может обнаружить и распознать вероятную цель и предложить варианты оператору. Однако, говорят противники ИИ, проверить, действительно ли аппарат работал не автономно, практически невозможно.
Как поведут себя такие системы, если будет потеряна связь в ходе боевых действий? А это совсем не исключено. Израиль уже производил одно время дроны-камикадзе, способные атаковать противника самостоятельно, без участия оператора. Затем производитель под давлением организаций под эгидой ООН изменил модель управления этими беспилотниками.
Международного закона, запрещающего такие разработки, нет. Большая группа международных неправительственных организаций, общественные и религиозные деятели предлагают создать международный договор с превентивным запретом на автономные вооружения. Правда, не исключено, что эти организации кто-то лоббирует. Те же США, несколько отстающие в развитии технологий ИИ. И пока всё остаётся на уровне обсуждений.
«Каштан» зацветёт в ноябре
Американская армия использует искусственный интеллект для анализа данных, собранных в ходе российской спецоперации на Украине. Имеется в виду боевая тактика и стратегия Вооружённых сил России.
США не отправляют беспилотники в украинское небо, однако американские спутниковые компании регулярно выкладывают в открытый доступ массу снимков из зоны конфликта, на которых видно расположение войск и техники обеих сторон. Военные ИИ-инструменты за последние несколько лет стали намного эффективнее. Особенно предназначенные для поиска и отслеживания конкретных объектов, которые зафиксировали беспилотники.
ИИ и машинное обучение становятся всё более эффективными и чаще используются в Вооружённых силах США для разведки, наблюдения и рекогносцировки. Такого рода данные помогают украинской стороне предвидеть действия российских военных.
Российским же разработчикам решений искусственного интеллекта, интернета вещей и систем связи диапазона 5G выделят 10 млрд руб. для их адаптации под нужды крупного бизнеса. Компании смогут получить до 250 млн руб. в ближайшие три года на «доращивание» проектов.
Объём рынка искусственного интеллекта в России к концу 2021 г. достиг 17 млрд руб. На сегодняшний день более 300 компаний-разработчиков в области искусственного интеллекта получили господдержку.
Соответствующие меры были прописаны в конце прошлого года в проекте постановления Правительства, разработанном Минэкономики. В Минэкономики рассчитывают, что проект увеличит число публичных технологических компаний в России. По замыслу Правительства, первые стартапы выйдут на IPO уже в 2023 г. К 2024 г. число таких компаний составит не менее тридцати.
Ещё в марте прошлого года Минобороны России объявило о проведении закрытого конкурса на выполнение НИР «Исследования по созданию экспериментального образца комплекса разработки, обучения и реализации глубоких нейронных сетей для нового поколения военных систем с искусственным интеллектом» под шифром «Каштан». Полностью работы по контракту должны быть завершены до ноября 2022 года.
Ждём результатов.