Технология ракетно-ядерного обмана
Главный союзник России
Судя по реакции западной прессы, решение России о приостановке участия в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ) произвело на американцев неизгладимое впечатление. И теперь Соединённые Штаты настоятельно предлагают России беспрекословно выполнять достигнутые соглашения, хотя сами при этом поступают как заблагорассудится.
Например, не видят никакой связи между проблематикой СНВ и конфликтом на Украине. «Это или верх лицемерия и цинизма, или верх глупости, - отметил Владимир Путин, - но идиотами их не назовёшь - они всё-таки неглупые люди. Нам стратегическое поражение хотят нанести и лезут на наши ядерные объекты».
Договор СНВ-3 между Россией и США, подписанный 8 апреля 2010 года в Праге, предусматривал, что каждая из сторон сокращает свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы через семь лет и в дальнейшем суммарные количества вооружений не превышали бы 700 межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжёлых бомбардировщиках, а также 1550 боеголовок и 800 развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок. В феврале 2021 года СНВ-3 был продлён до 5 февраля 2026 года. При этом каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений в суммарных пределах, установленных Договором.
По данным на 1 сентября 2020 года, у США было 675 носителей, 1457 боеголовок и 800 развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок (ПУ). Россия имела 510 развёрнутых носителей ядерных вооружений, 1447 ядерных боезарядов и 764 развёрнутых и неразвёрнутых ПУ. На вооружении РВСН находилось около 390 пусковых установок с ракетами РС-12М, РС-12М1, РС-12-М2, РС-18Б, РС-20В и РС-24. Количество развёрнутых на этих ракетах ядерных боезарядов составляло почти две трети от суммарного числа ядерных боезарядов в целом в Стратегических ядерных силах России (СЯС).
Со времён императора Александра III мы хорошо усвоили, что у России два союзника - её армия и флот. Сегодня можно несколько переиначить эту проверенную историей фразу: главный союзник России - Ракетные войска стратегического назначения. И это сказано не в обиду другим видам Вооружённых сил и родам войск, поскольку РВСН - главный компонент в стратегической ядерной триаде. Именно этот компонент, его непревзойдённую мощь наши заокеанские «партнёры» вот уже почти 50 лет всеми правдами и неправдами стремятся свести на нет. Причём для достижения этой цели используют всё возможное: дипломатию, шпионаж, подкуп российской элиты, формирование «пятой антиядерной» колонны и даже обыкновенное шулерство.
«Высокие» отношения
Если проанализировать каждый шаг американской стороны, каждый договор или соглашение, то можно убедиться, что заокеанские стратеги думали не столько о системе международной безопасности, сколько о том, как добиться преимущества над СССР, а потом над Россией. Например, Договор об ограничении систем ПРО 1972 года предусматривал иметь по два района размещения систем ПРО на территории каждой страны. Однако США добились, чтобы осталось по одному району, защищённому системами ПРО, что и зафиксировал протокол от 1974 года. Сегодня видно, почему: США на то время сильно проигрывали СССР в создании таких систем.
Советский Союз ещё в марте 1961 года первым провёл успешное испытание системы противоракетной обороны (противоракета В-1000 поразила в полёте современную на тот период баллистическую ракету средней дальности Р-12) и целое десятилетие наращивал усилия в создании противоракетных технологий, стремясь в случае необходимости ослабить возможный ракетно-ядерный удар со стороны Соединённых Штатов.
Что, конечно же, не нравилось Вашингтону, чья стратегия и тогда, да и сегодня строится на превентивном ударе. Но в 2002 году США заявили о выходе из Договора по ПРО и приступили к созданию национальной системы противоракетной обороны, когда решили, что теперь они первенствуют в разработке и создании систем ПРО. Хотя это далеко не так…
Но подойдём к проблеме с другой стороны. 18 июня 1979 года в Вене руководитель СССР Леонид Брежнев и президент США Джимми Картер подписали Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который устанавливал потолок в 2250 носителей ядерного оружия для каждой стороны. Стороны также обязались не строить новые шахтные пусковые установки МБР. Казалось бы, уникальная возможность остановить разорительную гонку вооружений, однако документ не был ратифицирован Сенатом США.
Теперь рассмотрим Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года, который считается чрезвычайно успешной стратегической операцией американской дипломатии и разведки и непростительным головотяпством политического руководства СССР (Михаил Горбачёв, Эдуард Шеварднадзе). Согласно Договору, ликвидации подлежали ракеты: в СССР - РСД-10, Р-12 и Р-14, в США - «Першинг-2» (Сухопутные войска) и крылатые ракеты BGM-109G «Грифон» (наземный компонент ВВС США). За три года реализации Договора (июнь 1988 г. - июнь 1991 г.) в СССР было ликвидировано 1846 ракет, 825 пусковых установок, 812 корпусов головных частей и других элементов ракетных комплексов - общим числом более 6000. США ликвидировали 846 ракет, 289 ПУ, 442 корпуса головных частей и других элементов - всего более 2500 единиц. Из арсеналов двух ядерных держав были полностью изъяты баллистические и крылатые ракеты с дальностью полёта от 500 до 5500 километров.
Но американцам была приготовлена и «вишенка на торте». Можно сказать, по собственной инициативе СССР ликвидировал ещё и новейшие ракетные комплексы «Ока», дальность которых не достигала 500 км, то есть они никак не попадали под ограничения Договора. Военные были категорически против таких бездумных решений, однако Горбачёв не прислушался к их мнению. А Эдуард Шеварднадзе выступил в этой ситуации откровенным «агентом влияния» - внёс оперативно-тактический ракетный комплекс 9К714 «Ока» в проект Договора даже не по требованию, а по просьбе американской стороны.
Ветераны-ракетчики РВСН и сегодня с содроганием вспоминают те времена, когда новейшие комплексы уничтожались буквально в промышленных масштабах. Причём под нож пошёл не только ОТРК «Ока», но и подвижный грунтовой ракетный комплекс «Пионер-3» последней модернизации с твёрдотопливной двухступенчатой баллистической ракетой средней дальности 15Ж57. К тому времени советские конструкторы создали более совершенную пусковую установку с новым цифровым вычислительным комплексом и системой наземной навигации, а на ракету установили новую боевую ступень с усовершенствованными боевыми блоками, также был улучшен комплекс средств преодоления ПРО. Но «Пионер-3» так и не пошёл в серию, все наработки - под нож! А из обшивок уничтоженных баллистических ракет были изготовлены памятные знаки…
В июле 1991 года между СССР и США был заключён Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), который вступил в силу в 1994 году. На момент достижения договорённостей у СССР на суше было развёрнуто 1398 ракет, способных нести 6612 ядерных зарядов - 64,4% всех советских боеголовок, размещённых на стратегических носителях. В то время как США на суше имели 1000 МБР с 2450 боеголовками (23,2% всех боеголовок). Зато на море американцы развернули 672 ракеты и 5760 боеголовок (54,5% от общего числа) против советских 940 морских ракет, на которых имелось всего 2804 ядерных заряда (27,3%). Согласно Договору, стороны должны были сократить свои стратегические наступательные вооружения до 6000 единиц, в т.ч. до 1540 МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН).
Но в 1991 году прекратил существование Советский Союз. Согласно подписанному в Лиссабоне в 1992 году Протоколу о реализации Договора СНВ-1, ядерное оружие бывшего СССР, находившееся на территории Белоруссии, Казахстана и Украины, подлежало ликвидации или удалению. До сих пор отечественные СМИ пишут о том, что все стороны выполнили свои обязательства. Да, это так, вот только самую большую выгоду из того, что произошло, получили США.
Возьмём Казахстан. На его территории были ядерные объекты, в том числе с высокообогащённым ураном и плутонием. И молодая республика получила помощь от США на «снижение опасности, исходящей от таких объектов». И в числе слагаемых той «помощи» значился выкуп у Казахстана высокообогащённого урана, который стал собственностью США.
Позиция Украины при ратификации Лиссабонского протокола и Договора СНВ-1 оказалась более сложной. На первых порах Верховная рада настаивала на сохранении за Украиной ядерных вооружений. Россия и США тогда «дожали» Киев, и Украина всё-таки согласилась на безъядерный статус. И тут самое время вспомнить о воздушной стратегической составляющей бывшего СССР.
К 1991 году в украинских Прилуках, в 184-м гвардейском тяжёлом бомбардировочном авиаполку, стояли на вооружении 19 стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 «Белый лебедь», которые и сегодня являются непревзойдёнными в мире авиационными носителями ядерного оружия. Однако после распада Советского Союза только 8 были возвращены России взамен на списание долга за поставленный газ. Остальные Киев, хотя Россия намеревалась их выкупить, демонстративно утилизировал на средства, выделенные США по программе Нанна-Лугара. В результате на Украине остался только один приведённый в негодность Ту-160, который стал экспонатом в Полтавском музее тяжёлой бомбардировочной авиации.
Российская Федерация, как правопреемник ракетно-ядерного оружия СССР, в 1993 году подписала с США Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) и ратифицировала его в 2000 году. Документом были установлены суммарные уровни ядерных боезарядов на стратегических носителях сторон - к 2008 году иметь 3000-3500 ядерных зарядов, в том числе половина (1700-1750 единиц) могла быть размещена на подводных лодках. К тому сроку предполагалась полная ликвидация МБР с РГЧ ИН.
В 2002 году между РФ и США был заключён Договор о сокращении наступательных потенциалов (Договор о СНП), согласно которому стороны сокращали бы и ограничивали свои стратегические ядерные боеприпасы таким образом, чтобы к 31 декабря 2012 года суммарное количество таких боеприпасов не превышало у каждой 1700-2200 единиц. Что могло бы стать новым продвижением на пути к обеспечению международной безопасности. Но в июне 2002 года США, как уже говорилось, заявили о выходе из Договора по ПРО и приступили к созданию национальной системы противоракетной обороны…
В тех условиях приоритетными направлениями развития РВСН стали: поддержание боевой готовности существующей группировки войск, максимальное продление сроков эксплуатации ракетных комплексов, завершение разработки и развёртывание с необходимыми темпами современных ракетных комплексов стационарного и мобильного базирования, дальнейшее развитие системы боевого управления войсками и оружием, создание научно-технического задела по перспективным образцам вооружения и техники РВСН.
Значительные шаги были сделаны по усилению морского компонента. Уже в 2013 году в состав ВМФ были переданы ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) проекта К-555 «Борей» с новой ракетой «Булава» - «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». А в следующем году в строй встала многоцелевая субмарина проекта 885 «Ясень» - «Северодвинск» с крылатыми ракетами 4-го поколения.
Разумный прагматизм
И в настоящее время Москва вновь проявляет твёрдую волю и прагматический подход к вопросам безопасности.
Вспомним Договор по открытому небу 1992 года, разрешающий свободные полёты невооружённых разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве стран-подписантов. Договор должен был содействовать укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Однако США, не добившись односторонних уступок со стороны России, как это случалось в прежние времена, в ноябре 2020 года вышли из Договора. Вот такая пошла игра.
Такая же история сложилась и вокруг Договора СНВ-3, о чём обстоятельно рассказал президент Путин в послании Федеральному собранию. Заокеанские партнёры настаивают: дескать, разрешите нам направить постоянные делегации на КПП ваших оборонных заводов - вы же обязаны! И тут возникает вопрос на засыпку: а кому обязаны - США, которые напичкали киевский режим оружием, убивающим российских солдат? Понятно же, что отношения между Россией и США изменились кардинально, и если снова садиться за стол переговоров, то обсуждать имеет смысл ДСНВ другого формата, в котором будут учтены ядерные потенциалы американских союзников по Североатлантическому блоку - Франции и Великобритании. Делать вид, что Париж и Лондон как бы в стороне от ракетно-ядерной проблемы смысла нет.
Есть ещё одна причина, почему американцы так держатся за СНВ-3. Оказывается, в США истекают гарантийные сроки годности к боевому применению отдельных видов ядерных боеприпасов. И в этой связи, как отметил российский президент, в Вашингтоне задумываются о возможности натуральных испытаний своего ядерного оружия, тем более что в США уже идёт разработка новых типов ядерных боеприпасов. Вот почему Министерству обороны России и «Росатому» дано указание быть готовыми к испытанию более совершенных образцов отечественного ядерного оружия. «Ни у кого не должно быть опасных иллюзий, что глобальный стратегический паритет может быть разрушен», - заявил Владимир Путин.
Похоже, правильные выводы из непростых отношений с США наконец-то сделаны. В 2023 году начинаются первые развёртывания пусковых установок ракетного комплекса «Сармат» с новой тяжёлой ракетой, продолжится серийное производство гиперзвуковых комплексов воздушного базирования «Кинжал», начались поставки гиперзвуковых ракет морского базирования «Циркон». А к шести новейшим ракетным подводным крейсерам стратегического назначения уже в этом году присоединится РПКСН «Император Александр III», в строительстве находятся ещё два таких же крейсера.
Уже неплохо для содержательного разговора с США по всем проблемам международной безопасности.