Балтийский поединок: тридцать одна натовская страна против России
© flickr.com/nato
Приём Финляндии в альянс благословил госсекретарь США Энтони Блинкен (справа).

Балтийский поединок: тридцать одна натовская страна против России

При наличии сильной армии и сильного флота закрыть нам окно в Европу вряд ли получится. Не на тех нарвались
Реклама
Балтийский поединок: тридцать одна натовская страна против России
© flickr.com/nato
Приём Финляндии в альянс благословил госсекретарь США Энтони Блинкен (справа).
Читайте нас на: 

Приём в состав Североатлантического альянса Финляндской республики был приурочен к 74-й годовщине НАТО. Помпезное мероприятие состоялось в брюссельской штаб-квартире с участием - как же без него? - госсекретаря США Энтони Блинкена. А вот Швеции, поскольку Анкара не даёт зелёный свет, придётся подождать.

Но вот что интересно. После того, как в мае прошлого года обе скандинавские страны подали заявки на членство в альянсе, некоторые западные политики стали говорить о Балтике, как о внутреннем море НАТО, предвкушая при этом перекрытие Финского залива. На что последовала резкая реакция официального представителя российского МИД Марии Захаровой: «мечтать не вредно»! И разговоры о Финском заливе сразу же затихли.

Но при этом нельзя не признать, что в результате военных, революционных и перестроечных потрясений прошлого века «окно» в Европу, с учётом протяжённости нынешних морских границ России в регионе, приобрело размеры «форточки».

Геополитические изменения в Европе в ХХ веке.
© Инфографика автора по материалам из общедоступных источников
Геополитические изменения в Европе в ХХ веке.

После распада СССР и Варшавского договора для стран «коллективного Запада» действительно сложились более благоприятные условия для морской деятельности. Сначала к НАТО отошли акватории с портами Восточной Германии и Польши, а затем и бывших прибалтийских республик СССР. При этом оставались ещё относительно нейтральные Финляндия и Швеция, пока Стокгольму не стали мерещиться русские подводные лодки из советского прошлого. И всё-таки прежде чем судить об изменении условий и размерах «форточки», следовало бы договориться о понятиях.

Международное право и мелкие пакости

Море открыто для всех государств - как прибрежных, так и не имеющих выхода к побережью. Так установлено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года (КМП-82), ратифицированной 168 участниками, в число которых входят 167 государств и Европейский союз. А вот Североатлантический альянс, в отличие от ЕС, хоть и является субъектом международного права, не может быть участником Конвенции уже по той причине, что её не подписали США и Турция. Известно, что открытое море, акваторию которого очень часто ошибочно называют «нейтральными водами», простирается за пределами исключительной экономической зоны. Особенностью же Балтийского моря является то, что из-за сравнительно небольших размеров в нём нет таких акваторий. Что же тогда есть?

Есть внутренние морские воды и территориальное море (до 12 миль от исходных линий), на которые распространяется суверенитет прибрежного государства, прилежащая зона (до 24 миль от исходных линий) и исключительная экономическая зона (ИЭЗ, до 200 миль от исходных линий) с особым правовым режимом.

Система исходных линий и деление морских пространств.
© interlaws.ru
Система исходных линий и деление морских пространств.

Прибрежное государство имеет суверенные права в ИЭЗ на природные ресурсы и юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, проведения морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Все государства в этой зоне пользуются свободами судоходства и полётов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, что подтверждается и деятельностью России в акваториях таких же районов Швеции, Дании и других государств.

После распада СССР российские грузы стали следовать по транзитной схеме с перегрузкой в портах Вентспилс, Клайпеда, Рига, Таллин. В результате прибалтийский логистический хаб, построенный при Советском Союзе, стал для Латвии, Литвы и Эстонии в экономическом смысле чем-то вроде дойной коровы, поскольку другие источники, благодаря объявленной священной войне бывшим советским фабрикам и заводам, иссякли.

По информации RuBaltic - аналитического портала о Балтийском регионе, доля промышленности в экономике региона за несколько лет сократилась с 60% до 20-25%. Дальше - больше: неонацизм, русофобия, повышение пошлин на перевозку транзитных грузов, транспортная блокада Калининградской области, санкции, и т.д. С учётом неизбежных в таком случае последствий создание новой логистической инфраструктуры стало стратегическим курсом России в регионе. После строительства и ввода в эксплуатацию в 2001 году портов Приморск (как альтернатива крупнейшему в СССР нефтеналивному порту в Вентспилсе) и Усть-Луга (в том числе для снижения нагрузки на порт Санкт-Петербург) процесс переориентации грузопотоков и падения рейтингов логистической инфраструктуры «гордых прибалтов» стал необратимым. 

Грузооборот основных морских портов восточной части Балтийского моря.
© Инфографика автора по материалам из общедоступных источников
Грузооборот основных морских портов восточной части Балтийского моря.

Как видно из графика, на грузооборот не повлияли ни козни прибалтов, ни санкции в ответ на проведение специальной военной операции на Украине. Так что меркантильные рассуждения министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича о «внутреннем море НАТО» так и остались геополитическими фантазиями. Как и заявление министра обороны Эстонии Ханно Певкура от 12 августа 2022 года о намерении закрыть Финский залив для российских кораблей путём объединения усилий с финской стороной. Надо отметить, что эта мысль теплится в эстонских стратегических умах уже не первый год, а осуществить её они собирались с помощью мин и ракет, которых, правда, у них пока нет. Военно-морские силы Латвии, Литвы и Эстонии ничего серьёзного из себя не представляют, и ни на что серьёзное не способны - разве что на мелкие пакости.

Русская «форточка»

Но прошло время, и концепция несколько изменилась. В середине января министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу предложил создать в Финском заливе в целях ограничения российского судоходства «прилежащую зону». Выступая на заседании правительства, он даже процитировал положения КМП-82: «Прибрежное государство может проводить необходимые проверки в прилежащей зоне для предотвращения нарушений таможенного, налогового, миграционного или санитарного законодательства на своей территории или в территориальном море и привлекать нарушителей к ответственности. Инспекционные полномочия не распространяются на иностранные военные корабли и иностранные некоммерческие суда». И подчеркнул, что «установление прилегающей зоны позволит контролировать соблюдение законодательства Эстонии в пределах до 24 миль от базовой [исходной] линии её территориального моря».

Для понимания уточним: 12 миль - это территориальное море и ещё столько же - прилежащая зона. Ничего, идущего вразрез с морским правом, сказано не было. Но, во-первых, нам не требуется заходить в их территориальное море (хотя право мирного прохода предусмотрено), а во-вторых, Финский залив не настолько велик, чтобы там можно было что-то устанавливать.

Границы территориального моря сопредельных Финляндии и Эстонии проходят на расстоянии около трёх миль друг от друга («красная зона» на схеме ниже).

Текущая судоходная обстановка в восточной Балтике и грузооборот портов в 2022 году (млн тонн).
© Инфографика автора по информационным ресурсам vesselfinder.com/ru и nordregio.org/maps
Текущая судоходная обстановка в восточной Балтике и грузооборот портов в 2022 году (млн тонн).

Так что прилежащая зона может составить максимум полторы мили - это на тот случай, если финны вдруг тоже захотят. По «красной зоне» осуществляется основной трафик морского транспорта в порты/из портов России (Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк, Приморск). Мониторинг судоходной обстановки показывает наличие на этом пути судов под флагами Норвегии, Нидерландов, ФРГ, Люксембурга (страны НАТО), Кипра, Панамы, Либерии, Маршалловых островов (доминион США) и многих других.

Интересны и маршруты перевозок: генеральные грузы из Усть-Луги в Марокко и Данию, из Роттердама в Санкт-Петербург; танкеры из Кёльна в Высоцк, из Гданьска в Приморск, из Усть-Луги в Египет; газовоз из Высоцка в Швецию и т.д. Срок доклада предложений эстонскому премьер-министру истёк ещё в середине февраля, но, видимо, из-за своей абсурдности идея создать помехи российскому судоходству, развития не получила. Всё осталось так, как и написал в поэме «Медный всадник» Александр Пушкин - «Все флаги в гости будут к нам»...

Так что русская «форточка» оказалась больше прибалтийских амбиций - проглотить не получилось.

«Непорочность» шведского нейтралитета

Как известно, Прибалтика (до 1721 года) и Финляндия (до 1808 года) входили в состав Швеции. Но проиграв не одну войну, Стокгольм был вынужден уступить эти территории России. Взять реванш не получалось и после присоединения к шведской короне Норвегии (с 1814 по 1905 гг.), и Швеция вступила в «эру нейтралитета». В 1912 году в результате подписания совместной декларации образовался «тройственный нейтральный союз» Дании, Швеции и Норвегии, но уже с началом Первой мировой войны «союзники» повели себя более чем странно: ввоз товаров из США через Атлантику в эти страны увеличился в 4,6-12 раз и составил (в долларах по состоянию на 1915 год):

Таблица по книге А.Н. Соболева «О праве войны на море и морском нейтралитете» - Петроград: Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1915.
© Архив автора
Таблица по книге А.Н. Соболева «О праве войны на море и морском нейтралитете» - Петроград: Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1915.

Нетрудно догадаться, в какую сторону во время Первой мировой ориентировался этот «тройственный нейтралитет». Во второй мировой войне Швеция выстроила отношения с обеими воюющими сторонами по принципу «и вашим и нашим». В Германию поставлялась железная руда через порты Нарвик (Норвегия) и Лулео, а известные и сегодня фирмы SKF (подшипники), Bofors (зенитные и другие орудия), Ericsson (средства связи), ASEA (электротехника) занимались производством продукции для нужд Третьего рейха, причём практически на протяжении всей войны.

С другой стороны, Великобритания на основании договора 1940 года как ни в чём не бывало фрахтовала торговый флот Швеции, а шведские дешифровальщики в 1939-1940 гг. передавали союзникам необходимые сведения через польское движение сопротивления. Активную разведывательную деятельность в пользу англосаксонских союзников предусмотрительные викинги вели и в самом Берлине, и на оккупированных территориях, благодаря чему было вскрыто развёртывание в Атлантике линкора «Бисмарк» в операции «Рейнские учения».

Но и это не всё. Известно, что между Швецией и Германией были заключены договоры об использовании шведских территориальных вод и о транзите через её территорию войск и военных грузов в Норвегию и Финляндию (на северные участки советско-германского фронта). Благодаря такому «странному нейтралитету» в 1940-1943 гг. по шведским железным дорогам было перевезено более двух миллионов немецких солдат и более ста тысяч вагонов с германскими военными грузами. Кроме того, ВВС Германии разрешалось использовать воздушное пространство Швеции и было предоставлено право посадки на 12 аэродромах.

В Сети удалось найти и такой весьма любопытный факт. В годы Второй мировой войны от действий Балтийского флота шведы потеряли не более 10 торговых судов, а вот от сил германского флота - 144 (56 одиночных и 88 в составе союзных конвоев - видимо, как раз тех, что фрахтовались Великобританией).

Разведывательный корабль ВМС Швеции Orion.
© mavink.com
Разведывательный корабль ВМС Швеции Orion.

В 1946 году Швеция вступила в ООН, но отказалась от участия в НАТО, провозгласив в качестве внешнеполитической доктрины свободу от союзов в мирное время с целью сохранения нейтралитета во время войны. Но эта «свобода» носила весьма условный характер. Ещё со времён холодной войны шведские ВМС вели разведку в интересах НАТО - балтийцам хорошо знакомы их разведывательные корабли Orion и Artemis. А в последнее время над территорией сопредельных с Украиной стран НАТО периодически наблюдается и шведский разведывательный самолёт.

Впрочем, шведская «дружба» против России знакома нам ещё со времён Петра I. Сегодня же территория этой страны с прилегающими водами Балтийского моря регулярно «сдаётся в аренду» Североатлантическому альянсу именно в военных целях, подтверждением чему являются учения AURORA, ARCTIC CHALLENGE, как оказалось, имевшим непосредственное отношение к диверсиям на «Северных потоках», а также манёвры BALTOPS и другие. Так что стремление Швеции официально узаконить статус натовского государства никого не удивил.

Имени Ильича

А что же Финляндия, которая, по ироничному замечанию Владимира Путина, может претендовать на почётное наименование «Финляндская Республика имени В.И. Ленина»? Тут самое время напомнить, что, в отличие от Швеции, Финляндия стала самостоятельным государством только благодаря событиям 1917 года.

Постановление Совнаркома от 20 декабря 1917 года за подписью В.И. Ленина о признании государственной независимости Финляндской Республики.
© visualrian.ru
Постановление Совнаркома от 20 декабря 1917 года за подписью В.И. Ленина о признании государственной независимости Финляндской Республики.

Как говорится, из песни слов не выкинешь. Не выкинуть из памяти и события «Зимней войны», и блокаду Ленинграда, за что Карл Маннергейм был отмечен фашистскими наградами. Не выкинуть и договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи (в том числе военной) от 1948 года, взамен которого в 1992 году появилось Соглашение о сотрудничестве в увековечении памяти российских (советских) военнослужащих в Финляндии и финских военнослужащих в России, погибших во время Второй мировой войны. По этому случаю 27 июня 2000 года в урочище Питкякангас был открыт Мемориал «Крест скорби». А к мемориальному камню была прикручена доска с надписью на русском и финском языках: «Россия и Финляндия - две сестры, Финляндия и Россия - две матери. Они воплотились в этом кресте скорби сами собой. Их головы слились воедино в Надежде, чтобы любовь победила. А это зависит от нас». Но спустя 22 года с финской сестрой произошло что-то странное...

Мемориал «Крест скорби» в урочище Питкякангас.
© Фото автора
Мемориал «Крест скорби» в урочище Питкякангас.

И уже раздаются голоса о том, чтобы убрать российское консульство с Аландских островов и пересмотреть их демилитаризованный статус. В конвенции, заключённой между Россией, Францией и Великобританией на Парижском конгрессе в марте 1856 года по результатам завершения Крымской войны, было записано, что Аландские острова «не будут укрепляемы и что на оных не будет содержимо, ни вновь сооружено никакого военного или морского заведения». Однако их ремилитаризация происходила с началом каждой новой войны - в 1914, 1939 и 1941 гг.

Нынешний статус Аландских островов, ограничения по численности вооружённых сил, возврат области Петсамо (Печенга) и другие обязательства Финляндии предусмотрены Парижским мирным договором от 1947 года, подписанным СССР (Россия - правопреемница), Великобританией, Австралией, Белоруссией (БССР), Канадой, Чехословакией, Индией, Новой Зеландией, Украиной (УССР), Южно-Африканским Союзом и самой Финляндией по результатам окончания Второй мировой войны. Но теперь, похоже, финны снова хотят воевать.

Ответные меры

Баланс сил на Балтике сильно изменился, это стоит ещё раз признать. Германия, Дания, Польша и Швеция обладают вполне боеспособными ВМС. Финляндия тоже не отстаёт, хотя согласно Парижскому мирному договору её ВМС ограничены численностью в 4500 человек и общим тоннажем в 10 000 тонн. Финляндия не должна иметь и производить: любые виды атомного вооружения; какие-либо самодвижущиеся или управляемые снаряды или аппараты, связанные с их выбрасыванием (за исключением торпед и торпедных аппаратов для кораблей, разрешённых этим Договором); морские мины или торпеды неконтактного типа; торпеды, которые могут быть укомплектованы людьми; подводные лодки или другие подводные суда, торпедные катера и специализированные типы штурмовых судов.

По сравнению с ВМС стран НАТО Балтийский флот России всё ещё остаётся крупнейшим оперативно-стратегическим объединением на данном направлении. Но, как показывает исторический опыт, судьба региона решалась не только на море. И в Москве, конечно же, видят, какие силы собираются вокруг Балтики. 

Балтийский флот РФ - крупнейшее оперативно-стратегическое объединение в акватории.
© РИА Новости
Балтийский флот РФ - крупнейшее оперативно-стратегическое объединение в акватории.

Ещё в прошлом году на расширенном заседании Военной коллегии министр обороны Сергей Шойгу сказал: «Учитывая стремление НАТО нарастить военный потенциал вблизи наших границ, а также расширить Североатлантический альянс за счёт Финляндии и Швеции, требуются ответные меры по созданию соответствующей группировки войск на северо-западе России». Было предложено создать два межвидовых стратегических территориальных объединения Вооружённых сил - Московский и Ленинградский военные округа, которые существовали прежде - до 2010 года.

Как бы там ни было, а конец политики нейтралитета на Балтике не закрыл окно в Европу, прорубленное нашими предками. Наоборот, поспособствовал его расширению - строительство портовой инфраструктуры, появление новых рабочих мест, а в результате - дополнительные прибыли от морской деятельности. Но - что правда, то правда - политических союзников на Балтике у нас стало меньше, а потенциальных угроз больше. Так что поединок продолжается. В основном пока что мирными средствами. Но при наличии сильной армии и флота можно не суетиться. Сидеть на берегу Финского залива или Куршской косы, пока кто-нибудь из тех, кому очень хочется контролировать Балтику, не проплывёт мимо тушкой или чучелом.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама