Пентагон передаёт Украине броневики Stryker на утилизацию
Плохая копия БТР-80
В Сети показали сюжет о прибытии в Германию девяноста американских броневиков Stryker, которые потом должны отправиться на Украину. В кадр попали бронетранспортёры M1126 ICV, разведывательные бронемашины M1127 RV и медицинский вариант - M1133 MEV. На самом деле американские инженеры разработали целую линейку бронированных машин Stryker.
Это мобильная артиллерийская система M1128 MGS со 105-мм танковой нарезной пушкой M68A1E4, машина РХБ разведки M1135 NBC RV, самоходный противотанковый ракетный комплекс M1134 ATGM, самоходный 120-мм миномёт M1129 MC, машина инженерной разведки M1132 ESV, командирская машина M1130 CV и машина огневой поддержки M1131 FSV.
Список длинный, но пока помощь Киеву было решено ограничить только тремя типами «Страйкеров», где основным является бронетранспортёр M1126 ICV, вооружённый пулемётом 12,7 мм, который управляется дистанционно.
Что же представляет из себя этот броневик, успевший в начале 2000-х отметиться в Ираке? Прежде чем остановиться на особенностях бронемашины Stryker, напомним, что Пентагон пришёл к выводу о необходимости колёсных броневиков в войсках после анализа действий своих миротворцев в Югославии, где мобильные силы США в основном использовали гусеничные БТР М113 и автомобили HMMWV («Хаммер») с навесной бронёй. При этом американцы при случае с удовольствием пересаживались на российские БТР-80, которые не раз помогали заокеанским коллегам, застрявшим на югославском бездорожье.
А последней каплей, склонившей чашу весов в пользу восьмиколёсного бронетранспортёра, стал знаменитый марш-бросок российских десантников на БТР-80 в Приштину, после чего в Пентагоне и появилась идея посадить сухопутные войска США на колёсные боевые машины, которые могут перебрасываться самолётом С-130 Hercules.
Это решение проталкивал тогдашний начальник штаба сухопутных войск США генерал Эрик Шинсеки - первый американский четырёхзвёздный генерал азиатского происхождения. И протолкнул.
Названный в честь мёртвых солдат
В качестве базы для создания колёсной бронемашины был выбран канадский броневик LAV-III (с колёсной формулой 8х8) - детище General Motors Defence of Canada, который, в свою очередь, является продолжением семейства колёсных броневиков Piranha («Пиранья») швейцарской компании MOWAG. По замыслу генерала Шинсеки, новыми колёсными бронетранспортёрами должны были оснащаться шесть лёгких механизированных бригад BCT (Brigade Combat Times), позднее получивших название «Страйкер» (SBCT - Stryker Brigade Combat Times) по названию БТР. Предназначавшиеся для конфликтов с низкой боевой интенсивностью, они заняли промежуточное положение между «тяжёлыми» механизированными бригадами, вооружёнными танками типа М1 Abrams и БМП М2 Bradley, и лёгкими пехотными бригадами армии США.
Однако командование американских сухопутных войск решило машину для новых мобильных бригад усовершенствовать. Во главу угла ставилось желание обеспечить защиту экипажа во всех проекциях корпуса от попадания 14,5-мм бронебойных пуль и в перспективе - от гранат ручных противотанковых гранатомётов, в первую очередь от советского РПГ-7.
По просьбе генералов, совместное американо-канадское предприятие GM GDLS Defence Group доработало БТР LAV-III: был несколько изменён корпус и увеличена толщина брони. Также на бронетранспортёр установили новый дизельный двигатель. Однако после доработок выросла масса машины, и она перестала держаться на плаву, а при полном оснащении уже не могла транспортироваться на самолётах типа C-130 Hercules, о чём когда-то мечтал начальник штаба сухопутных войск.
Но это никого уже не смущало. Несмотря на коррупционные скандалы, которые сопровождали появление на свет броневика Stryker, в ноябре 2000 года Пентагон заключил контракт на шесть лет, который предусматривал поставку более двух тысяч таких машин в различных модификациях. А имя своё Stryker получил в честь Стюарта и Роберта Страйкеров, один погиб во время Второй мировой войны в Германии, другой - во Вьетнаме.
Прямое сравнение
А теперь вопрос: смогут ли «Страйкеры» кардинально изменить ситуацию на Украине в сторону ВСУ и есть ли у них конкуренты в российской армии? Прежде всего надо учесть, что Stryker M1126 ICV предназначен для огневой поддержки и транспортировки пехоты от укрытия к укрытию. Как будут использовать эти БТР в ВСУ, покажет время.
У нас к подобному классу бронемашин относятся бронетранспортёры БТР-80, которые в зоне специальной военной операции заменены на более новые БТР-82АМ и БТР-82А. Кроме того, украинские «Страйкеры» могут столкнуться на поле боя с нашими машинами БМП-1АМ «Басурманин», БМП-2 и БМП-3, боевыми машинами десанта БМД-2, БМД-4М. Для лучшего понимания есть смысл сравнить Stryker M1126 ICV и основной бронетранспортёр нашей армии БТР-82А.
У «Страйкера», как и у большинства колёсных бронетранспортёров западного производства, выход для десанта расположен в кормовой части, а силовое отделение - спереди справа. Десантное и боевое отделения расположены в левой половине средней части и до кормовой части во второй половине машины. Экипаж БТР «Страйкер» состоит из двух человек (командира и водителя). В десантном отделении могут разместиться девять человек. Удобство размещения десанта обеспечивается благодаря большой высоте корпуса машины - более 2,6 м. Тут придраться не к чему: экипаж и десант размещаются вполне комфортно, разница в высоте корпуса более чем в 70 см по сравнению с БТР-82А даёт о себе знать. Правда, этот прирост высоты оборачивается снижением выживаемости машины на поле боя - бóльшую по размерам цель проще обнаружить и поразить.
Довольно удобно заходить в «Страйкер» и покидать десантное отделение по откидывающейся кормовой аппарели. Тогда как на БТР-82А десант из семи человек покидает машину через бортовые выходы. На «Страйкере» безусловно удобнее, но есть нюансы. В случае попадания в засаду, например, на дороге, все покидающие через кормовой выход «Страйкера» десантники попадают под огонь противника. В аналогичном случае с БТР-82А личный состав может покинуть машину с противоположной стороны от нападающих.
Корпус БТР M1126 ICV Stryker сварной из катаных листов броневой стали. Благодаря установке дополнительных модулей из керамической брони, которые производятся в Германии, пассивная защита этого БТР позволяет прикрыть экипаж и десант от огня из стрелкового оружия бронебойными пулями калибром до 14,5 мм со всех сторон на дистанциях от 500 и более метров. А с января 2004 года «Страйкеры» стали оснащать специальными решётчатыми экранами, которые должны защитить машину и экипаж от кумулятивных гранат. Однако масса БТР при этом перевалила за 20 тонн.
Корпус у БТР-82А также цельносварной из катаных листов броневой стали. С 2019 года бронетранспортёры стали оснащаться комплектом защитных и решётчатых экранов, обеспечивающих защиту от попадания в лобовую проекцию бронебойных снарядов калибром до 30 миллиметров. А бортовые и кормовую проекции - от бронебойно-зажигательных пуль Б-32 калибра 12,7х108 мм (пулемёт КОРД и др.) с дистанций от 100 метров и более.
Решётчатые экраны также снижают риск поражения бронетранспортёра кумулятивными противотанковыми гранатами, однако комплект защитных экранов, установленный на БТР-82А, повысил боевую массу бронетранспортёра до 17,25 т, что несколько ограничило возможности машины в преодолении водных преград вплавь. Однако при снятии экранов машина способна выполнять эту задачу без ограничений.
Воду любит, но плавать не умеет
Что касается американского броневика, то Stryker лишён возможности преодолевать водные преграды вплавь, только вброд и глубиной не более 1,2 метра. За всё приходится платить, и за толстую броню тоже.
Основное оружие БТР Stryker - 12,7-мм пулемёт M2HB, M2QCB Browning (патрон 12,7х99 мм) или 40-мм автоматический гранатомёт Mk19, которые устанавливаются в дистанционно управляемом боевом модуле RWS M151 Protector (разработка норвежской компании Kongsberg), который позволяет наводчику вести огонь под защитой брони. Благодаря наличию на боевом модуле унифицированного держателя, на БТР по выбору можно устанавливать крупнокалиберный пулемёт или автоматический гранатомёт. Общий боекомплект для 12,7-мм пулемёта составляет 2000 патронов, для 40-мм гранатомёта Мк19 - 448 выстрелов, для 7,62-мм пулемёта М240 - 3200 патронов.
Бронетранспортёр БТР-82А оснащён боевым отделением с вынесенным оружием - 30-мм автоматической пушкой 2А72 с боекомплектом 300 снарядов в двух лентах и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов в одной ленте. Наводчик находится под защитой брони. Пушка и спаренный пулемёт стабилизированы в двух плоскостях. Многоканальный комбинированный прицел ТКН-4ГА-03 с оптическим, тепловизионным и лазерным дальномерным каналами обеспечивает высокую эффективность стрельбы днём, ночью и в сложных условиях видимости всеми типами имеющегося оружия. Для точного позиционирования на местности боевые машины семейства Stryker оборудованы навигационной системой Raytheon AN/TSQ-158. Российский БТР-82А оснащён навигационной системой «Трона-1».
Таким образом, имея примерно одинаковые разведывательные возможности прицельных комплексов, при встрече на поле боя БТР M1126 ICV Stryker и БТР-82А, американский броневик не сможет нанести нашему бронетранспортёру каких-либо серьёзных повреждений, в то время как БТР-82А одной-двумя очередями из автоматической пушки сможет уничтожить «Страйкер» при попадании в любую проекцию на дальностях до 2000 метров. Свыше этой дистанции БТР-82А способен вывести из строя «американца» прицельной очередью из автоматической пушки 2А72 осколочно-фугасными и осколочно-трассирующими снарядами. Также экипаж БТР-82А последних модификаций может поразить «Страйкер» или любую другую бронированную цель, включая основной танк, пуском ПТУР из имеющейся в БТР выносной установки ПТРК 9К135 «Корнет».
После многочисленных нареканий со стороны американских военнослужащих в адрес боевого модуля RWS Protector за то, что из него трудно вести прицельную стрельбу с ходу, невозможно идентифицировать цели на чёрно-белом мониторе, по которому осуществляется прицеливание оператором, и из-за других недостатков, компания Kongsberg провела доработку модуля Protector. На усовершенствованном Protector M151E1 (Block I) для Stryker установлены новый модуль тепловизионного канала, встроенный лазерный дальномер, а модуль видеоизображения VIM теперь оснащается цветным дисплеем, что улучшает ситуационную осведомлённость и взаимодействие с наземными войсками (т.е. будут меньше стрелять по своим). Оснащены ли БТР Stryker, переданные ВСУ, обновлёнными боевыми модулями или нет, неизвестно.
Защищён и очень опасен
Бронемашины семейства Stryker воюют с 2003 года - сначала в Ираке, затем в Афганистане. Причём боевой дебют получился не самым удачным, и у военных накопилось немало претензий. Например, их не устраивают большие размеры БТР при относительно небольшом внутреннем пространстве, низкая живучесть ходовой части и слабое бронирование, бесполезное против современных средств поражения. По имеющейся информации, ветераны армии США склоняются к мнению, что «Страйкеры», как и другие колёсные бронетранспортёры, не в состоянии в ближайшем будущем полностью заменить более тяжёлые гусеничные машины.
По оценкам боевого применения БТР «Страйкер» в Ираке, американскими военными был составлен специальный доклад, где отмечалось, что машина не соответствует задачам, для решения которых создавалась. По мнению тех, кому приходилось иметь дело с этим броневиком в Ираке, Stryker показал себя очень ненадёжной, плохо защищённой от противотанкового и стрелкового оружия машиной, с невысокой огневой мощью и недостатками в конструкции. Среди достоинств бронетранспортёра была отмечена лишь плавность хода и комфорт при движении по пересечённой местности, в основном по пустыне.
И всё же самое больное место «Страйкера» - ходовая часть. Как показала практика боевого использования, перегруженная ходовая часть машины, особенно в случае её оснащения дополнительными противокумулятивными экранами, часто выходила из строя, требовала ежедневной замены всех покрышек, иногда не по одному разу.
Увеличенная масса машины становилась серьёзной проблемой и во время сильных дождей. В таких условиях «Страйкеры» вообще стараются не использовать, поскольку они вязнут на раскисших грунтовых дорогах, а двигатель машины и автоматическая коробка передач в таких условиях достаточно быстро выходят из строя. Какова проходимость будет у бронетранспортёра на украинском чернозёме, особенно после дождя, можно легко представить - никакой. Чего не скажешь о российском БТР-82А. Надёжная трансмиссия, блокировки межосевых и межколёсных дифференциалов, понижающая передача и, наконец, лебёдка, обеспечивают проходимость на любой местности.
Немало претензий американские военные высказывали к устойчивости БТР Stryker, который склонен к переворачиванию из-за высоко расположенного центра тяжести. После того как стало ясно, что «Страйкеры» опасны, их использование в армии США стараются максимально ограничить. Но самое примечательное, что после оборудования дополнительной защитой БТР Stryker можно перевозить самолётами типа C-130 Hercules только без защиты и боекомплекта, которые к месту выгрузки приходится доставлять отдельно. А это грубейшее нарушение законов логистики.
Российский БТР-82А, начиная с 2015 года, используется в боях в Сирии, а сейчас успешно выполняет боевые задачи в зоне СВО. В случаях грамотного применения этих бронетранспортёров - в тесном взаимодействии с танками, артиллерией, разведкой и пехотой - подразделения добиваются значительных успехов. Никаких нареканий, как в случае с американским «Страйкером», к проходимости, устойчивости, огневой мощи, к эргономике и комфорту, ещё не звучало. Стоит подчеркнуть, что бронетранспортёры БТР-82А (не путать с БТР-82АМ) в штатной комплектации оснащаются даже системой кондиционирования воздуха.
Так что желание руководства США передать ВСУ БТР Stryker вполне объяснимо - хотят побыстрее избавиться от не очень нужной техники, и на утилизацию тратиться не придётся. Тем более что гибнуть будут не американские солдаты, а украинские. Всё просто. А Пентагон, в чём не приходится сомневаться, обзаведётся другими бронемашинами.