© flickr.com/psmania
Космос становится реальным полем боя.

Мир оказался на пороге космических войн?

Как показала практика последних лет, США с лёгкостью переступают через любые «красные линии», которые мешают реализации их интересов. Вряд ли околоземное пространство станет исключением, поэтому практически все космические государства готовятся к худшему сценарию
05 мая 2023, 11:00
© flickr.com/psmania
Космос становится реальным полем боя.

Весь XX век прошёл под угрозой милитаризации космоса. А после того, как Рональд Рейган анонсировал в 1983 году Стратегическую оборонную инициативу, стало понятно, что рано или поздно космическое пространство станет ещё одним полем боя. Потом выяснилось, что на самом деле СОИ была не столько военным проектом, сколько провокацией, однако повод всерьёз задуматься о реальности проблемы милитаризации космоса не утратил актуальности.

В апреле 2023 года за рубежом вышло сразу несколько обзорных докладов, посвящённых милитаризации космоса. В том числе и в журнале Минобороны России «Военная мысль» была опубликована статья «Вооружённая борьба в космосе», отражающая общемировую тенденцию. Как представляется, на основе этих публикаций, можно составить достаточно полную картину о средствах и перспективе космических войн.

Россия

С первых шагов освоения космоса, в СССР задумывались о противоспутниковом оружии. Первое поражение космической цели было осуществлено в 1968 году. Сегодня западные источники утверждают, что Россия продолжила, начатые в советские времена разработки противоспутникового ракетного комплекса воздушного базирования «Контакт», который применяется с помощью модернизированных истребителей-​перехватчиков МиГ-31. А в ноябре 2021 года российское военное ведомство отчиталось об успешном испытании ракеты противоспутникового перехвата перспективного комплекса противоракетной и противокосмической обороны «Нудоль», сбившей спутник «Целина-​Д», запущенный ещё в 1982 году.

Пусковая установка комплекса «Нудоль».
© mil.ru
Пусковая установка комплекса «Нудоль».

В 2013 году внимание западных экспертов привлёк запуск нескольких российских спутников, которые продемонстрировали способность сближаться с другими космическими объектами. В США полагают, что запуски были выполнены в рамках проекта «Нивелир», который ведёт Центральный научно-​исследовательский институт химии и механики имени Д.И. Менделеева. Речь идёт о спутниках-инспекторах, предназначенных для сканирования космических объектов.

Этот же НИИ осуществляет проект «Буревестник», в рамках которого спутники могут как защищать другие спутники, так и атаковать спутники противника. В западных источниках указывается, что в 2022 году российский спутник «Луч» совершал манёвры, чтобы приблизиться к трём спутникам связи Intelsat. В начале августа 2022 года российский спутник «Космос 2558» совершил сближение со спутником USA 326, принадлежащим Национальному разведывательному управлению США. В Пентагоне подозревают, что «Космос 2558» пытался сканировать сигналы, поступающие с американского спутника.

При этом зарубежные эксперты констатируют, что Россия далеко продвинулась в плане радиоэлектронной борьбы. Ещё в 2016 году Минобороны сообщило, что начинает размещать на сотовых вышках систему радиоподавления «Поле-21», предназначенную для защиты российских стратегических объектов от крылатых ракет, управляемых бомб и беспилотников, использующих для навигации и наведения на цель GPS.

Мобильные системы РЭБ «Житель» и «Борисоглебск-​2» также способны подавлять сигналы GPS, причём сбои в работе GPS на российско-​украинской границе западные эксперты отметили ещё в 2021 году. С началом СВО количество таких сбоев увеличилось. А в апреле этого года издание Politico сообщало, что поставленные США для Украины корректируемые авиабомбы JDAM сбиваются с курса, поскольку российские средства РЭБ глушат сигналы GPS.

Известно, что проходят обкатку опытные образцы новых систем РЭБ «Тирада-​2» и «Былина-​ММ», которые считаются комплексами подавления космической связи. Уже в боевом строю система РЭБ «Красуха-​4», способная помешать радиолокационной разведке, а на замену ей готовится «Дивноморье» - система РЭБ, «заточенная» против воздушных, космических и наземных систем.

Развёртывание наземного многофункционального модуля помех «Красуха-4».
© РИА Новости
Развёртывание наземного многофункционального модуля помех «Красуха-4».

О применении систем РЭБ «Тобол» сообщила Washington Post: якобы этот российский комплекс использовался для глушения спутников Starlink. ВСУ сообщали о перебоях в работе системы Starlink в октябре 2022 года. А ещё в мае Юрий Борисов (тогда - вице-премьер РФ) сообщил, что на Украине применяется лазерный комплекс нового поколения «Задира», который является наследником комплекса «Пересвет» и способен ослеплять системы космической разведки неприятеля.

Журнал Space Review, в свою очередь, разместил статью о том, что Россия разработала мощную противоспутниковую лазерную систему наземного базирования, получившую название «Калина», которая является частью радиооптического комплекса космического наблюдения «Крона».

США

Специальные противоспутниковые ракеты DA-​ASAT, как с обычными, так и с ядерными боеголовками США, начали разрабатывать ещё в 1950-е годы. Также отрабатывались технологии сближения космических аппаратов (в рамках проекта Orbital Express), как предполагается, в рамках физического воздействия на спутники противника. А в 2007 году испытывалась так называемая роботизированная рука, предназначенная для захвата космических объектов. С недавнего времени осуществляется программа геосинхронной космической ситуационной осведомлённости, в рамках которой группа спутников в январе 2022 года совершила сближение с двумя китайскими спутниками Shiyan.

Космический аппарат X-37B закреплён на реактивном самолёте-носителе White Knight.
© flickr.com/92858009@N04

С 2010 года США, в условиях секретности, испытывают экспериментальный космический аппарат X-37B - беспилотный шаттл разработки компании Boeing, который провёл на орбите 908 дней. Учитывая, что за миссии X-37B отвечает подразделение Space Delta 9 ВМС США, в функционал которого входят «операции по защите и обороне из космоса», военное назначение этого аппарата очевидно.

Американская система противодействия связи (CCS) может быть использована для подавления входящей линии связи геостационарных спутников. В 2020 году были введены в эксплуатацию передвижные элементы CCS Block 10.2, после чего было заявлено, что эта система РЭБ носит «наступательный характер».

Теперь ведётся работа над проектом Meadowlands - обновлённой версией CCS. В рамках учений уже отработаны возможности программы Navigation Warfare, которая позволяет глушить и создавать помехи сигналам гражданских глобальных навигационных спутниковых систем в локальных зонах. Способность этой системы глушить сигналы военных систем противника оценить пока сложно.

Что касается лазерного оружия, то известно, что США занимались разработкой боевых лазеров космического базирования со времён СОИ. Одной из последних разработок является Space Based Laser (SBL), в рамках которой предполагается создать 20 платформ космического базирования с химическими лазерами на фтористом водороде мощностью 8 МВт. Только это пока ещё в отдалённой перспективе.

Графическая визуализация платформы Space Based Laser.