Мир оказался на пороге космических войн?
Весь XX век прошёл под угрозой милитаризации космоса. А после того, как Рональд Рейган анонсировал в 1983 году Стратегическую оборонную инициативу, стало понятно, что рано или поздно космическое пространство станет ещё одним полем боя. Потом выяснилось, что на самом деле СОИ была не столько военным проектом, сколько провокацией, однако повод всерьёз задуматься о реальности проблемы милитаризации космоса не утратил актуальности.
В апреле 2023 года за рубежом вышло сразу несколько обзорных докладов, посвящённых милитаризации космоса. В том числе и в журнале Минобороны России «Военная мысль» была опубликована статья «Вооружённая борьба в космосе», отражающая общемировую тенденцию. Как представляется, на основе этих публикаций, можно составить достаточно полную картину о средствах и перспективе космических войн.
Россия
С первых шагов освоения космоса, в СССР задумывались о противоспутниковом оружии. Первое поражение космической цели было осуществлено в 1968 году. Сегодня западные источники утверждают, что Россия продолжила, начатые в советские времена разработки противоспутникового ракетного комплекса воздушного базирования «Контакт», который применяется с помощью модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ-31. А в ноябре 2021 года российское военное ведомство отчиталось об успешном испытании ракеты противоспутникового перехвата перспективного комплекса противоракетной и противокосмической обороны «Нудоль», сбившей спутник «Целина-Д», запущенный ещё в 1982 году.
В 2013 году внимание западных экспертов привлёк запуск нескольких российских спутников, которые продемонстрировали способность сближаться с другими космическими объектами. В США полагают, что запуски были выполнены в рамках проекта «Нивелир», который ведёт Центральный научно-исследовательский институт химии и механики имени Д.И. Менделеева. Речь идёт о спутниках-инспекторах, предназначенных для сканирования космических объектов.
Этот же НИИ осуществляет проект «Буревестник», в рамках которого спутники могут как защищать другие спутники, так и атаковать спутники противника. В западных источниках указывается, что в 2022 году российский спутник «Луч» совершал манёвры, чтобы приблизиться к трём спутникам связи Intelsat. В начале августа 2022 года российский спутник «Космос 2558» совершил сближение со спутником USA 326, принадлежащим Национальному разведывательному управлению США. В Пентагоне подозревают, что «Космос 2558» пытался сканировать сигналы, поступающие с американского спутника.
При этом зарубежные эксперты констатируют, что Россия далеко продвинулась в плане радиоэлектронной борьбы. Ещё в 2016 году Минобороны сообщило, что начинает размещать на сотовых вышках систему радиоподавления «Поле-21», предназначенную для защиты российских стратегических объектов от крылатых ракет, управляемых бомб и беспилотников, использующих для навигации и наведения на цель GPS.
Мобильные системы РЭБ «Житель» и «Борисоглебск-2» также способны подавлять сигналы GPS, причём сбои в работе GPS на российско-украинской границе западные эксперты отметили ещё в 2021 году. С началом СВО количество таких сбоев увеличилось. А в апреле этого года издание Politico сообщало, что поставленные США для Украины корректируемые авиабомбы JDAM сбиваются с курса, поскольку российские средства РЭБ глушат сигналы GPS.
Известно, что проходят обкатку опытные образцы новых систем РЭБ «Тирада-2» и «Былина-ММ», которые считаются комплексами подавления космической связи. Уже в боевом строю система РЭБ «Красуха-4», способная помешать радиолокационной разведке, а на замену ей готовится «Дивноморье» - система РЭБ, «заточенная» против воздушных, космических и наземных систем.
О применении систем РЭБ «Тобол» сообщила Washington Post: якобы этот российский комплекс использовался для глушения спутников Starlink. ВСУ сообщали о перебоях в работе системы Starlink в октябре 2022 года. А ещё в мае Юрий Борисов (тогда - вице-премьер РФ) сообщил, что на Украине применяется лазерный комплекс нового поколения «Задира», который является наследником комплекса «Пересвет» и способен ослеплять системы космической разведки неприятеля.
Журнал Space Review, в свою очередь, разместил статью о том, что Россия разработала мощную противоспутниковую лазерную систему наземного базирования, получившую название «Калина», которая является частью радиооптического комплекса космического наблюдения «Крона».
США
Специальные противоспутниковые ракеты DA-ASAT, как с обычными, так и с ядерными боеголовками США, начали разрабатывать ещё в 1950-е годы. Также отрабатывались технологии сближения космических аппаратов (в рамках проекта Orbital Express), как предполагается, в рамках физического воздействия на спутники противника. А в 2007 году испытывалась так называемая роботизированная рука, предназначенная для захвата космических объектов. С недавнего времени осуществляется программа геосинхронной космической ситуационной осведомлённости, в рамках которой группа спутников в январе 2022 года совершила сближение с двумя китайскими спутниками Shiyan.
С 2010 года США, в условиях секретности, испытывают экспериментальный космический аппарат X-37B - беспилотный шаттл разработки компании Boeing, который провёл на орбите 908 дней. Учитывая, что за миссии X-37B отвечает подразделение Space Delta 9 ВМС США, в функционал которого входят «операции по защите и обороне из космоса», военное назначение этого аппарата очевидно.
Американская система противодействия связи (CCS) может быть использована для подавления входящей линии связи геостационарных спутников. В 2020 году были введены в эксплуатацию передвижные элементы CCS Block 10.2, после чего было заявлено, что эта система РЭБ носит «наступательный характер».
Теперь ведётся работа над проектом Meadowlands - обновлённой версией CCS. В рамках учений уже отработаны возможности программы Navigation Warfare, которая позволяет глушить и создавать помехи сигналам гражданских глобальных навигационных спутниковых систем в локальных зонах. Способность этой системы глушить сигналы военных систем противника оценить пока сложно.
Что касается лазерного оружия, то известно, что США занимались разработкой боевых лазеров космического базирования со времён СОИ. Одной из последних разработок является Space Based Laser (SBL), в рамках которой предполагается создать 20 платформ космического базирования с химическими лазерами на фтористом водороде мощностью 8 МВт. Только это пока ещё в отдалённой перспективе.
Сейчас же у космических сил США имеются куда более насущные проблемы. Космическое командование планирует создать карту, отображающую все объекты на орбите в режиме реального времени, по аналогии с морскими картами, чтобы «обеспечить охрану спутников и космических аппаратов от противника». «Я устал от оправданий. Мне больше не интересно слышать, насколько это сложно. Это должно быть сделано», - прокомментировал ситуацию в ведомстве генерал-майор Дэвид Миллер, отвечающий за операционные возможности и развитие космических сил США.
Китай
В отличие от России и США, нет подтверждений, что Китай изучал возможности поражения космических аппаратов. Однако в США считают: китайская корпорация аэрокосмической промышленности, отвечающая за производство ракет Dong-Feng, уже испытала противоспутниковые ракеты HQ-19 и SC-19.
Проводит Китай и эксперименты по маневрированию и сближению спутников. В 2016 году был запущен китайский космический аппарат Aolong-1, который с помощью руки-манипулятора смог захватить «космический мусор», а также произвести дозаправку от другого китайского космического аппарата. Военная разведка США считает, что такие космические аппараты тоже могут быть использованы в качестве противоспутникового оружия.
Кстати, США и Китаю довелось поиграть в «кошки мышки» в 2022 году, когда спутник национального разведывательного управления США USA 270 попытался приблизиться к двум китайским спутникам, оснащённых рукой-манипулятором (Shiyan-12-01 и Shiyan-12-02), что едва не привело к столкновению космических аппаратов.
Примерно с 2006 года стало известно, что Китай ведёт разработку беспилотного космического челнока Shenlong. Испытания проводятся в секрете, но, по скудным сообщениям из официального печатного издания China Space News, стало понятно, что последний запуск челнока был осуществлён ещё в августе 2022 года. Однако в ООН данный аппарат до сих пор не каталогизирован. В США считают, что у Китая уже есть даже два таких челнока, и, учитывая их возможность нести полезную нагрузку, не исключается, что они могут быть использованы в качестве космических бомбардировщиков.
Первое применение китайских систем РЭБ было зафиксировано в 2018 году на рифе Мисчиф, который является частью спорных островов Спратли в Южно-Китайском море - тогда были нарушены сигналы GPS. По утверждению США, Китай разрабатывает системы РЭБ для подавления широкого диапазона частот, в том числе и защищённой военной связи, включая спутниковую.
Американцы также утверждают, будто Китай неоднократно использовал наземные лазеры для ослепления американских спутников оптического наблюдения. Разведка США предполагает, что Китай минимизирует размеры лазерных установок, чтобы в будущем размещать на космических платформах. Параллельно идут работы над созданием мощной СВЧ-пушки.
Другие страны
Индия, которая наступает на пятки лидерам космической гонки, в 2019 году ракетой PDV MK-II поразила спутник на высоте 300 километров. У Нью-Дели уже есть несколько собственных наступательных систем РЭБ - Samyukta и Himshakti, однако их способность глушить космическую связь не выяснена. Также известно, что Индия занимается разработкой лазерного оружия.
Имеются достоверные сведения о наличии противоспутниковых ракет у Франции. В 2019 году, помимо размещения на спутниках лазеров, министр обороны Франции Флоранс Парли предлагала устанавливать ещё и пулемёты, которые, по её мнению, должны поражать солнечные батареи вражеских космических аппаратов. В 2021 и 2022 годах Франция провела первые военные учения в космосе под кодовым названием AsterX, в ходе которых отрабатывалось отражение космических атак.
Есть основания считать, что и Тегеран располагает возможностями поражать спутники ракетным оружием. Одновременно западные эксперты отмечают возможности иранских РЭБ, так как Ирану удаётся глушить сигналы трансляций телевизионного вещания программ BBC и Voice of America со спутника фирмы Eutelsat. Кроме того, Ирану удалось «приземлить» один из американских военных БПЛА RQ-170 Sentinel.
Космос как поле боя
Очевидно, что космос в ближайшей перспективе может стать новым полем боя. Ещё в марте 2022 года тогдашний глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин предостерёг, что любые кибератаки на российские спутники будут восприниматься как casus belli, то есть повод к войне. В октябре того же года в МИД России заявили, что коммерческие спутники США и их союзников могут стать законными целями, если они будут задействованы в боевых действиях на Украине.
Ситуация очень шаткая, но пока что никто не решается переступить условную черту, открыв боевые действия в космосе, что может повлечь непредсказуемые последствия мирового масштаба. Но ничего исключать нельзя. В статье «Вооружённая борьба в космосе», опубликованной в журнале «Военная мысль», отечественные специалисты выдвинули предположение, что наступательные действия в космосе могут начаться с захвата орбит, позволяющих установить господство над противником. А оборонительные действия, что логично, будут направлены на отражение атак противника как на орбитальную, так и на наземную составляющую космической инфраструктуры. Пока же идёт изучение возможностей сторон.
В условиях значительного роста числа стран, активно участвующих в военном освоении космоса, и роста напряжённости в мире у человечества, возможно, ещё остаётся небольшой промежуток времени, чтобы установить правила поведения в космическом пространстве. Напомним, что в 2008 году на конференции по разоружению в Швейцарии, Россия и Китай представляли проект договора «О предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов». Однако ведущие западные страны во главе с США отказались от обсуждения.
США заявили, что проект не соответствует критериям их национальной космической политики в области контроля над вооружениями, кроме того, с «технической стороны» невозможна реализация юридических обязательств сторон, изложенных в проекте. Проще говоря, США не готовы ограничивать свои амбиции в милитаризации космоса, рассчитывая на своё первенство.
В свою очередь заместитель начальника Космических сил США генерал-лейтенант Чанс Зальцман предложил обозначить «красные линии» между США и конкурирующими державами «для координации действий в космическом пространстве» - то есть поделить космос между космическими державами, как это было сделано с воздушным пространством Сирии, разделённым между США и Россией.
Поскольку отлично известно отношение американцев к различным «красным линиям» не только в воздушном пространстве, но и на земле, а также их отношение к своим обязательствам, есть все основания утверждать, что США делают ставку на боевые действия в космосе. Тут двух мнений быть не может.