Преданная Ереваном НКР сражалась до конца
Исторический путь к 20 сентября 2023 года, когда власти непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) согласились на разоружение своих вооружённых формирований, оказался длинным и запутанным.
Начало противостояния
Отношения между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе всегда были непростыми. Когда эту территорию с преимущественно армянским населением советская власть превратила в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) Азербайджанской ССР, проще ситуация не стала. Но, как минимум, до середины 80-х властям СССР в НКАО удавалось гасить конфликтные ситуации. Затем положение дел изменилось.
В 1989 году уроженец Степанакерта Роберт Кочарян основал общественно-политическую организацию Миацум (арм. «Воссоединение»), ставившую целью присоединение НКАО к Армении. Летом того же года Армянская ССР ввела блокаду азербайджанского эксклава - Нахичеванской Автономной Республики. Азербайджан в качестве ответной меры объявил экономическую и транспортную блокаду Армении.
2 сентября 1991 года была провозглашена НКР в составе СССР. К этому моменту в Армении и Азербайджане местными активистами потрошились склады советской армии и вооружались «отряды самообороны» парамилитариев, а в Нагорном Карабахе армяне и азербайджанцы уже стреляли друг в друга.
Важно понимать, что после появления Республики Армения и Азербайджанской республики как независимых государств, территория Нагорного Карабаха в глазах мирового сообщества с юридической точки зрения продолжала считаться территорией Азербайджана. Вопрос о том, почему Ереван на протяжении всех лет существования НКР так официально и не признал Нагорный Карабах частью Республики Армения выходит за рамки этого текста и мной рассматриваться не будет.
Просто запомним - с сентября 1991-го и по сентябрь 2023-го НКР юридически не являлась частью «большой» Армении даже в глазах военно-политического руководства армянского государства. Кроме того, Ереван юридически не признавал себя участником боевых действий на территории Нагорного Карабаха, сводя обсуждение данного вопроса к формуле «в НКР есть армянские добровольцы, но нет армии Армении».
19-27 декабря 1991 года в связи с распадом Советского Союза из Нагорного Карабаха были выведены внутренние войска МВД СССР, и ситуация в регионе окончательно вышла из-под контроля. 6 января 1992 года Верховный Совет НКР принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Это положило начало открытому вооружённому противостоянию между Ереваном и Баку за контроль над Нагорным Карабахом.
«Стартовое» положение в этом противостоянии Армении не благоприятствовало.
Азербайджанское государство было больше армянского, сильнее экономически и в промышленном плане, численность населения Азербайджана (7,2 млн человек против 3,5 млн в 1990 году по данным Всемирного банка) тоже превышала таковую у оппонентов. Азербайджан в отличие от Армении имел общую границу с РФ и выход к Каспию. Армения же после распада РФ оказалась в некоем логистическом «тупике», будучи окружённой азербайджанской, иранской, турецкой и грузинской территориями. При этом Анкара сразу заняла подчёркнуто антиармянскую позицию и присоединилась к введённому Баку режиму экономической и транспортной блокады Армении. Это «аукнулось» Еревану прекращением поставок энергоносителей и других жизненно важных товаров, поступавших ранее на армянскую территорию по железной дороге из Азербайджана и Турции.
На заметку
Раздел Азербайджаном и Арменией военного имущества и вооружения частей Советской Армии состоялся тоже не в пользу армян. Баку удалось завладеть вооружением и техникой 4-й общевойсковой армии (три мотострелковые дивизии), трёх бригад ПВО, бригады спецназа, четырёх баз ВВС, а также части 19-й отдельной армии ПВО и Каспийской военной флотилии. Ко всему этому прилагались ещё и армейские склады, общее количество боеприпасов на которых оценивалось в 11 тысяч вагонов. Для сравнения укажу, что Ереван в «наследство» от армии СССР получил вооружение и технику лишь двух мотострелковых дивизий из состава 7-й гвардейской армии, к которым прилагалось порядка 500 вагонов боеприпасов.
Вместе с тем у армянской стороны имелись и свои «бонусы». Исторически так сложилось, что престиж военной службы в Армянской ССР стоял выше, чем в Азербайджанской ССР. Благодаря этому обстоятельству в 1992 году армянская сторона располагала большим количеством кадровых офицеров с реальным боевым опытом, чем азербайджанская. Очень серьёзную поддержку, как морально-политическую, так и финансовую, во время Первой Карабахской войны оказала Еревану и Степанакерту армянская диаспора из-за границы. Наконец, военно-политическое руководство Армении в 1992-1994 годах продемонстрировало более высокую степень мотивированности и сплочённости, чем это имело место у раздираемого внутренними противоречиями руководства Азербайджана. Всё это позволило армянской стороне в значительной степени обнулить исходные преимущества Азербайджана.
Армянская победа по очкам
18 мая 1992-го армянские силы смогли занять так называемый Лачинский «коридор» и восстановить сообщение между Арменией и Карабахом. Помимо доставки в НКР грузов гуманитарного характера, «коридор» дал Еревану возможность организовать постоянно идущий в Карабах из «большой» Армении поток добровольцев, вооружения, военной техники, боеприпасов и ГСМ. Это позволило созданной 9 мая 1992 года Армии обороны НКР превратиться из разрозненных «отрядов самообороны» в достаточно боеспособные части и подразделения, которые нанесли ряд чувствительных поражений недавно созданной и всё ещё «рыхлой» армии Азербайджана. Боевые действия велись в рамках советской концепции общевойскового боя с привнесением в неё опыта Афганской войны. В последнем особенно преуспел армянский комсостав.
К 5 мая 1994 года Армия обороны НКР установила практически полный контроль над автономией (92,5 % территории бывшей НКАО), также заняв полностью или частично семь приграничных азербайджанских районов (около 8% территории Азербайджана). В свою очередь Азербайджан сохранил контроль над частью Мартунинского, Мартакертского и Шаумяновского районов НКР. На этом оппоненты объективно «выдохлись» и согласились начать переговоры, тем более, что потери оказались очень чувствительными. По различным оценкам, азербайджанская сторона в ходе конфликта потеряла от 4 до 11 тысяч убитыми, а армянская - до 6 тысяч. Раненые с обеих сторон исчислялись десятками тысяч, сотни тысяч мирных жителей стали беженцами.
5 мая 1994-го при посредничестве России и Киргизии представители Милли Меджлиса Азербайджана, Верховного Совета Армении и Нагорного Карабаха подписали Бишкекский протокол, призывающий к прекращению огня в зоне конфликта.
9 мая российской стороной было подготовлено соглашение о бессрочном прекращении огня, которое в тот же день подписал министр обороны Азербайджана Мамедрафи Мамедов, 10 мая - министр обороны Армении Серж Саргсян, 11 мая - командующий Армией обороны Нагорного Карабаха Самвел Бабаян. Документ вступил в силу 12 мая 1994 года.
Перемирие должно было соблюдаться без вмешательства миротворцев и участия третьих стран. При этом у армянской стороны имелся важный «бонус» - ещё с августа 1992 года на территории Армении официально появилась российская военная база, призванная купировать внешние угрозы Еревану. Как нетрудно догадаться, защищать непризнанную НКР в задачи размещённых на 102-й российской военной базе частей не входило.
В декабре 1994 года на Будапештской встрече глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ был определён мандат Минской группы, призванной заняться поиском путей мирного урегулирования Карабахского конфликта…
Фактически Первая Карабахская война закончилось «ничьей». Но по очкам эту войну выиграли, конечно же, армяне. События Первой Карабахской, как реальные, так и выдуманные, легли в основу государственной мифологии Армении и Азербайджана. В практическом плане у армян это вылилось в культивирование тезиса «мы - нация воинов, а азербайджанцы - нация торговцев», а у их оппонентов - в призыв вернуть «оккупированные армянами» территории любой ценой. Однако всерьёз заняться планированием реванша азербайджанцам удалось далеко не сразу.
Азербайджан готовит реванш
Исход азербайджанских беженцев из Нагорного Карабаха в «большой» Азербайджан вылился в гуманитарную трагедию. Государство оказалось на грани гражданской войны, экономика просела. На референдуме о доверии президенту Азербайджана Абульфазу Эльчибею за его отставку проголосовало 97,5 % граждан страны. После Эльчибея Азербайджан возглавил уроженец Нахичевани и бывший первый зампредседателя Совета Министров СССР Гейдар Алиев. Преемником Гейдара Алиева стал его сын Ильхам Алиев, четырежды побеждавший на президентских выборах (в 2003, 2008, 2013 и 2018 годах). Отцу и сыну Алиевым удалось не только стабилизировать внутриполитическое положение в стране и «перезапустить» её экономику, но и начать укреплять связи Баку с Анкарой. Эти связи стали особенно тесными при турецком президенте Реджепе Тайипе Эрдогане, который видел Азербайджан как неотъемлемую часть пантюркистского мира, возглавляемого Турцией.
Ещё одним «козырем в рукаве» Азербайджана оказалась его нефтедобывающая промышленность, с ростом мировых цен на нефть позволившая Ильхаму Алиеву существенно нарастить военный бюджет. Даже в 2014-м, когда последовал обвал цен на нефть, военные расходы Азербайджана по бюджетным статьям составили целые 1,771 млн долларов США против 458 млн долларов у Армении.
Сплотив азербайджанские элиты под лозунгом «Вернём Нагорный Карабах!», сохранив ровные отношения с Москвой, установив союзнические отношения с Анкарой, наладив военно-техническое сотрудничество с Тель-Авивом, имея в своей стране стабильно растущую экономику и хорошую демографическую ситуацию в совокупности с большим военным бюджетом, Ильхам Алиев начал готовить Вооружённые силы Азербайджана к реваншу за Первую Карабахскую войну.
Азербайджанские офицеры активно учились не только у себя дома, но и за границей. Представители турецких спецслужб и Генштаба регулярно контактировали со своими азербайджанскими коллегами, а турецкие военные советники «прописались» в штабах соединений ВС Азербайджана.
Баку на системной основе приобретал за границей новейшие виды вооружения и военной техники. Например:
- танки Т-90С, БМП-3, БТР-80А, БТР-82А, САУ «Вена», САУ «Мста-С», РСЗО «Смерч», ТОС-1А «Солнцепёк», самоходный ПТРК «Хризантема-С», ПТРК «Корнет», ударные вертолёты Ми-35М, транспортно-боевые вертолёты Ми-17-1В, ЗРК С-300ПМУ2 «Фаворит» - у России;
- бронемашины Cobra, РСЗО Т-300 «Qasırqa», разведывательно-ударные беспилотники Bayraktar TB2 - у Турции;
- полноприводники M462 Abir и AIL Storm, бронеавтомобили Sand Cat, САУ ATMOS 2000, РСЗО LAR-160, ОТРК LORA, ПТРК Spike, разведывательные беспилотники Hermes 450/ Hermes 900/ Searcher/Aerostar/ Orbiter, барражирующие боеприпасы Skystriker и Harop - у Израиля.
Чем дальше, тем больше ВС Азербайджана в части высокоточного оружия и БПЛА уходили от технического уровня армии СССР и набирались опыта в использовании военного хай-тека. Престиж военной службы среди азербайджанцев неуклонно рос.
А вот у армянской стороны всё было иначе. При помощи «большой» Армении НКР выстроила на своих обращённых к Азербайджану границах достаточно мощные оборонительные рубежи и высокие валы, прикрывающие от наземных наблюдателей подъезды к передовым позициям. Подобная система укреплений выглядела вполне адекватной в конце XX века. Однако, после появления у ВС Азербайджана большого количества разведывательных и ударных беспилотников, она устарела.
Триггеров, способных качественно улучшить экономическую ситуацию в «большой» Армении и НКР, после заморозки Карабахского конфликта не нашлось. Это имело сразу два неприятных для армянской стороны последствия - куда более скромный, чем у азербайджанцев, военный бюджет (который, к тому же, приходилось делить между ВС Армении и Армией обороны НКР), а также «нездоровая» демографическая ситуация. Население Армении, и без того уступавшее по численности населению Азербайджана, в условиях экономического застоя имело тенденцию к постоянному уменьшению (в немалой степени - за счёт оттока молодёжи за рубеж). Уже одно это делало после 1994 года мобилизационные возможности Еревана и Баку несопоставимыми.
Армянская диаспора при «игре вдолгую» оказать существенную помощь Еревану в содержании армии не могла. Дополнительными факторами, ослаблявшими положение армян, стало постепенное «вымывание» из состава ВС Армении и Армии обороны НКР опытных командиров, а также отсутствие консолидации в армянском руководстве, которое, после заморозки конфликта, погрузилось в борьбу за власть. Верх в этой «подковёрной грызне» взял так называемый «карабахский клан» выходцев из НКР (Роберт Кочарян, Серж Саргсян и Ко), надолго оккупировавший высшие эшелоны власти в Армении.
Считается, что представители данного «клана» в своих политических взглядах тяготели к России, но при случае были не прочь и позаигрывать с Западом. В интересах пополнения собственных карманов и, чтобы Россия «не зазнавалась».
Символами правления «карабахского клана» стали всепроникающая коррупция и нашествие в Армению западных НКО. Да-да, биолаборатории Пентагона появились в Армении не при прозападном премьере Николе Пашиняне, а ещё при «пророссийском» Серже Саргсяне.
Результаты разведки боем
Деградация армянского госаппарата неизбежно усиливала деградацию военной компоненты Армении и НКР. На фоне эпизодических перестрелок вдоль армяно-азербайджанской границы и вялотекущих переговоров в Минской группе ОБСЕ, ВС Армении и их «филиал» - Армия обороны НКР продолжали слабеть, а ВС Азербайджана - усиливаться. Ещё одним нюансом, поколебавшим устойчивость тандема Ереван-Степанакерт, стал гражданский конфликт на юго-востоке Украины. С его началом внимание и ресурсы Москвы оказались сконцентрированы на проблеме Донбасса, что сократило возможности РФ влиять на ситуацию в Закавказье.
Приняв всё это к сведению, в Баку при поддержке турецких партнёров занялись разработкой новых подходов к проведению наступательных действий. Ставка при этом делалась на внезапный захват командных высот и опорных пунктов, их удержание, накопление сил, а затем новый бросок вперёд - так в Нагорном Карабахе собирались действовать азербайджанцы.
При реализации подобной тактики ключевая роль отводилась небольшим, но отлично обученным и оснащённым при помощи турок, подразделениям спецназначения. Именно они ночью или на рассвете должны были скрытно выдвигаться к передовым армянским позициям, молниеносно их захватывать, а затем удерживать до подхода своих танкистов и мотострелков. Действия спецназа планировалось поддерживать «Солнцепёками», дальнобойными ПТРК Spike, артиллерией и барражирующими боеприпасами - от задействования пилотируемой авиации, слишком уязвимой для вражеской ПВО, над армянскими позициями по возможности следовало воздерживаться.
Впервые такая тактика азербайджанской стороной была опробована весной 2016 года в ходе четырёхдневной разведки боем. Захватив несколько вражеских «опорников» и пару десятков квадратных километров спорной территории у Армии НКР, по своему техническому оснащению недалеко ушедшей от начала 90-х, азербайджанцы остановились. 5 апреля 2016 года в Москве при посредничестве России состоялась встреча начальников генеральных штабов ВС Азербайджана и Армении. На переговорах была достигнута договорённость о прекращении огня.
В Ереване успокаивали себя тем, что «армяне остановили азербайджанский блицкриг». Но за допущенные просчёты ряд высокопоставленных армянских военных всё же был уволен. Помимо этого, Ереван в срочном порядке постарался приобрести у Москвы современную военную технику, что привело к появлению у армян, в частности, нескольких единиц ЗРК «Тор-М2КМ» и ОТРК «Искандер-Э».
Попытки армянской стороны после весны 2016-го усилить свою армию носили явно недостаточный характер. Впрочем, на что-то большее у Еревана и Степанакерта не нашлось ни времени, ни денег, ни желания. Даже потрясение от «знакомства» с тяжёлыми огнемётными системами, «Спайками» и БПЛА ВС Азербайджана не смогло разрушить устоявшееся в армянском обществе мнение о том, что Баку не решится на новую большую войну в Нагорном Карабахе. А если решится, то «нация воинов» обязательно одолеет «нацию торговцев».
Выводы Ильхама Алиева, его генералов и турецких кураторов лежали совсем в иной плоскости. Во-первых, азербайджанское общество наконец-то изжило морально-психологическую травму, ставшую следствием итогов Первой Карабахской войны. Во-вторых, строительство ВС Азербайджана идёт в правильном направлении, а тактическая связка «спецназ-беспилотники-артиллерия» является вполне годным инструментом для «вскрытия» оборонительных рубежей армян. В общем, можно продолжать.
Меж тем результаты апрельских боестолкновений 2016 года, дополненные коррумпированностью представителей «карабахского клана», а также целенаправленной деятельностью заграничных НКО по дискредитации российско-армянских отношений, ввергли руководство Армении в политический кризис, закончившийся весной 2018 года «Бархатной революцией». 8 мая 2018-го, к восторгу толпы, на должность премьер-министра Армении был избран противник «карабахского клана», оппозиционер, типичный популист и ставленник западных НКО Никол Пашинян.
Касательно Нагорного Карабаха Пашинян первоначально придерживался радикальной позиции - «Да здравствует Арцахская Республика, которая в конечном счёте станет частью Армении!» Однако, заняв кресло премьера, Пашинян стал рассматривать НКР, как проблемный актив, от которого неплохо бы избавиться. Одновременно Пашинян взял курс на дистанцирование от Москвы и сближение с Евросоюзом, которого даже наделил статусом «главного партнёра Армении по реформам». Манёвры нового армянского премьера серьёзно дезоориентировали Ереван и Степанакерт, так что, когда утром 27 сентября 2020 года ВС Азербайджана начали проведение в Нагорном Карабахе масштабной наступательной операции «Железный кулак», армянская сторона к такому повороту событий оказалась не готова.
Вторая Карабахская война
Несмотря на достигнутую азербайджанцами внезапность, первая фаза Второй Карабахской войны пошла не совсем по плану Баку - Армия обороны НКР сражалась отчаянно и смогла приостановить продвижение неприятеля. Однако постепенно перевес ВС Азербайджана в силах и средствах, усиленный массовым использованием азербайджанцами беспилотников в условиях отсутствия у Армии обороны НКР комплексной системы ПВО, начал сказываться - армяне стали пятиться. В завершении первой недели октября азербайджанцам удалось продавить армянскую оборону на юге НКР.
Попытка Армии обороны НКР контратаковать в этом районе потерпела неудачу - выдвижение армянских частей оказалось заранее вскрыто операторами азербайджанских БПЛА, после чего армяне подверглись избиению артиллерией и ударными беспилотниками противника ещё до того, как достигли рубежа развёртывания. Азербайджанская пропаганда неустанно тиражировала эффектные кадры поражения ударными БПЛА армянской военной техники, но куда более значимым для Баку оказалось применение беспилотников разведывательных. Постоянно висевшие над полем боя, они подняли ситуативную осведомлённость азербайджанских военных на недосягаемую для армян высоту. 16-17 октября азербайджанцы взяли Гадрут и Физули.
В условиях, когда старые «домашние заготовки» против противника не сработали и не остановили продвижение азербайджанских войск, армянские власти не смогли ни организовать мобилизацию, ни оперативно выработать эффективный план ведения боевых действий.
Ереван то занимался микроменеджментом, то, подобно страусу, «прятал голову в песок». Непрерывный «калейдоскоп» назначения одних и снятия с должности других военачальников лишь множил хаос в командных структурах обороняющейся стороны. Судя по поведению Пашиняна и его окружения, нежданно свалившаяся на этих людей война стала для властей Еревана раздражающей и надоедливой неприятностью, которую эти люди старались игнорировать, в меру возможностей устраняясь от принятия важнейших решений. Попутно армянские власти дезориентировали собственное население, до последнего скрывая факт развала обороны в НКР.
Зато тандем Баку-Анкара действовал чётко и последовательно. Пока азербайджанские войска развивали наступление, Эрдоган стянул к границе с Арменией турецкие части, недвусмысленно угрожая Пашиняну вступить в войну, если тот решится двинуть кадровую армянскую армию в Нагорный Карабах. Армянский премьер-министр уступил и проиграл. 8 ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил об «освобождении» Шуши. Азербайджанцам до Степанакерта оставалось рукой подать, но их войска уже были порядком измотаны, так что президент Азербайджана решил не торопиться, согласившись на переговоры.
10 ноября 2020 года было опубликовано совместное заявление президента Азербайджана, премьер-министра Армении и президента России о полном прекращении всех военных действий в зоне конфликта. Соглашение о прекращении огня в Нагорном Карабахе, подписанное Арменией, Азербайджаном и Россией, предусматривало ввод российских миротворцев параллельно с выводом армянских вооружённых сил и оставлением под контролем Азербайджана части территории Нагорного Карабаха, в том числе города Шуша.
Вторая Карабахская, как и Первая, формально тоже закончилась «ничьей». Однако на сей раз верх по очкам явно взял Азербайджан. Сохранение же после 10 ноября 2020-го НКР, пусть и в урезанном виде, стало следствием влияния Москвы и оперативного развёртывания в регионе российского миротворческого контингента.
После прекращения огня правительство Пашиняна «забыло» о ещё оставшейся под контролем армян части НКР. По сути, это была сознательная позиция премьер-министра Никола Пашиняна, который не желал брать на себя ответственность за содержание им же подписанного соглашения о перемирии в Карабахе, и не имел внятного плана дальнейшего развития Армении и НКР. Не имелось такого плана и у армянской оппозиции, которая, кроме требований отставки Пашиняна, даже на декларативном уровне ничего обществу Армении предложить не смогла.
Брошенная и преданная республика
Вызванный результатами Второй Карабахской войны национальный «нокаут» парализовал армянское государство. Тем не менее, несмотря на протесты оппозиции, Пашинян не только усидел в своём кресле, но и смог переизбраться на пост премьера. Упрочив тем самым своё положение, новый-старый премьер-министр принялся сворачивать военно-техническое сотрудничество Еревана с Москвой, обвинять Россию и ОДКБ в неспособности обеспечить безопасность Армении, а также продолжать искать поддержку на Западе.
«На начало 2022 года у Еревана были на руках три трёхсторонних заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года, которые являлись политической и практической дорожной картой того, как мирно, взаимоуважительно и основательно выстраивать жизнь в регионе [НКР] при учёте интересов всех сторон. Ереван предпочёл не реализовывать то, под чем поставил подпись, а поискать счастья у НАТО/ЕС», - впоследствии констатировала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
6 октября 2022 года, по итогам четырёхсторонней встречи лидеров Азербайджана, Армении, Франции и ЕС, было принято Заявление, в котором Пашинян публично признал - Нагорный Карабах, де-юре, это территория Азербайджана.
После такого «перформанса» премьера Армении, Россия лишилась даже иллюзорных оснований для применения силы в защиту НКР. Ну, просто по той причине, что «быть большими армянами, чем сами армяне» для российской стороны было бы, как минимум, странно.
НКР, по сути брошенная Арменией, уверенно превращалась в депрессивный регион, не способный обеспечить собственную безопасность. Показательно, что если в 2016 году, согласно данным The Military Balance, численность «штыков» в Армии обороны НКР оценивалась в 18-20 тысяч, то к 2022-му их количество сократилось до 5 тысяч. Пашинян продолжал демонстрировать пассивность в отношении НКР и твердить, что правительство Армении признаёт Нагорный Карабах частью Азербайджана. Словом, «яблочко созрело». Ильхаму Алиеву оставалось его только «сорвать».
12 декабря 2022 года азербайджанцы перекрыли Лачинский «коридор» - единственную транспортную артерию, ещё связывавшую НКР с «большой» Арменией. К осени 2023-го НКР окончательно обессилела из-за организованной Азербайджаном «осады». 19 сентября 2023 года азербайджанские военные нанесли Армии обороны НКР coup de grâce - начали проведение в Нагорном Карабахе «антитеррористических мероприятий локального характера».
Последние армянские защитники НКР - преданные Ереваном, испытывавшие острую нехватку оружия, техники, боеприпасов, топлива и продовольствия - продержались сутки, после чего под угрозой полного уничтожения оказались вынуждены сложить оружие. Таков был финал более чем тридцатилетнего вооружённого противостояния Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе.
Остановится ли на достигнутом Баку? Не факт. Есть основания предполагать, что Азербайджан, подталкиваемый в спину Турцией, может попробовать «прорубить» через территорию Сюникской области Армении Зангезурский «коридор» в Нахичеванскую Автономную Республику. Но это, как говорится, будет уже совсем другая история.