Газа как символ обречённости мусульманского мира
Не критика, а божья роса
Пожалуй, в мире не осталось тех, кто бы не пытался отговорить Израиль от ввода войск в Рафах, не обеспечив безопасность полутора миллионам палестинцев, выдавленных израильтянами из других районов и нашедших здесь прибежище. При этом израильтяне делают вид, будто им наплевать на чужое мнение, но на самом деле они не могут не считаться с тем, что на этот раз критика обрушилась буквально отовсюду, включая часть своих граждан - леволиберальных евреев со всего света, а также европейцев и американцев, которые вчера ещё считались друзьями и союзниками.
Тем не менее, правители еврейского государства продолжают игнорировать критику и не спешат идти на компромиссы. Дело в том, что для Биньямина Нетаньяху мир - что осиновый кол для вампира. А война - спасение от сумы и от тюрьмы, то есть от отставки с премьерского поста и от судебного преследования сразу по нескольким уголовным делам. И то, и другое ему обещают сразу после заключения мира или более или менее длительного перемирия в секторе Газа. Поэтому Нетаньяху и старается затянуть кровопролитие до победного конца, то есть до полного уничтожения палестинцев. А победителя, как известно, не судят, да и быльём со временем многое порастёт…
Надо сказать, что традиционная израильская логика вполне понятна, и удивляться тут нечему. Во-первых, израильтяне уже давно, ещё до образования своего государства, привыкли к постоянной критике, хотя, как правило, за вполне конкретные грехи. Во-вторых, эта привычка считать себя богоизбранным народом, а остальных, в частности палестинцев, - людьми низшего сорта, вероятно, является одной из причин, по которым мировое сообщество так часто заступается за палестинцев и обвиняет Тель-Авив в превышении самообороны, называя её чрезмерной. В-третьих, нельзя не учитывать, что критика Израиля и правительства Нетаньяху в целом носит достаточно мягкий характер, поэтому на неё можно наплевать. Так и поступают…
В данной ситуации, кроме вежливых замечаний и уговоров, нужны конкретные действия и решительные шаги, чтобы прекратить кровопролитие в Газе. Однако мировое сообщество, что уже очевидно, демонстрирует неспособность выработать единую решительную позицию в отношении Израиля. Не стал исключением и арабский мир, который, казалось бы, должен был первым встать на защиту палестинцев и действовать очень решительно. Однако этого не произошло, и на это есть свои причины.
С одной стороны, это острые противоречия, которые разделяют многие мусульманские и арабские государства. В первую очередь, борьба за лидерство, которая активно подогревается из-за рубежа. С другой стороны, Израиль и его союзники, долгое время проводя политику «разделяй и властвуй», сознательно сталкивали между собой страны Ближнего Востока.
Наконец, многие арабские страны, прежде всего богатые, устали от палестинцев, от необходимости им постоянно помогать, от внутренней палестинской грызни и коррупции, и уже не так остро реагируют на лозунги об арабской солидарности.
Иран и его «ось»
Пожалуй, главным врагом Израиля и США на Ближнем Востоке, как и раньше, остаётся Иран, и он напрочь отрицает право евреев на своё государство. В свою очередь, Тель-Авив подозревает иранцев в стремлении создать ядерное оружие и с его помощью уничтожить Израиль.
Сегодняшний Иран создал так называемую ось сопротивления, своего рода геополитическую империю, которая не только конфликтует с Израилем, но и контролирует дугу, протянувшуюся через Ирак, Сирию и Ливан к Средиземному морю.
В состав проиранской империи вошли лоялистские силы и режим Башара Асада в Сирии; ливанская шиитская «Хезболла»; иракское шиитское ополчение из состава Сил народной мобилизации; ополченцы-баасисты; хуситская «Ансар Аллах», контролирующая часть Йемена; а также ряд палестинских организаций, в том числе суннитский ХАМАС, который ООН, по словам заместителя госсекретаря по гуманитарным вопросам Мартина Гриффитса, рассматривает не как террористическую группировку, а как политическое движение.
Призывая других действовать против Израиля более решительно и не ограничиваясь одной риторикой, Иран после 7 октября заявил на встрече своего рахбара (верховного лидера) Али Хаменеи с лидером ХАМАС Исмаилом Ханией, что Тегеран не будет вступать в прямую войну с Израилем. Примерно в то же время лидер «Хезболлы» Хасан Насралла и руководство проиранскими силами в Ираке также заявили, что, хотя они и будут поддерживать ХАМАС, они не вступят в тотальную войну против Тель-Авива.
Тут надо иметь в виду, что «Хезболла» обладает многочисленной военной организацией, большим арсеналом вооружения (артиллерия, ракеты и танки), а также превосходит ливанские вооружённые силы по уровню подготовки. Её бойцы ведут перестрелки с ЦАХАЛ, нанося друг другу потери в живой силе и технике. Тем не менее группировка избегает вылазок в Израиль и воздерживается от массированного применения ракет для обстрелов целей в глубине израильской территории, хотя руководство «Хезболлы» хотело бы оттянуть на себя часть сил ЦАХАЛ из сектора Газа и заставить Тель-Авив задуматься о возможных последствиях войны на два фронта.
Основную боевую «нагрузку» взяли на себя хуситы из йеменской группировки «Ансар Аллах», которые периодически запускают по Израилю баллистические ракеты, обстреливают американские военные объекты и активно действуют в Красном море и Аденском заливе, блокируя суда с грузами для Израиля.
Иран, пытаясь компенсировать неучастие в боевых действиях, активизировал «организационную» работу, направленную на расширение рамок оси сопротивления. В первую очередь речь идёт об Афганистане, тем более что в прошлом выходцы из шиитской общины в составе дивизии «Фатимиюн» уже использовались для оказания помощи сирийскому правительству Асада. Правда, приход к власти в 2021 году талибов (боевики организации, находящейся под санкциями ООН за террористическую деятельность) осложнил отношения Кабула с Тегераном. Удастся ли теперь договориться о помощи пропалестинским силам в борьбе против Израиля, пока сказать трудно.
В последнее время в ответ на угрозы Израиля развязать «тотальную войну» против Ливана стала более воинственной и риторика участников оси. Например, лидер «Хезболлы» Хасан Насралла в ответ пригрозил вытеснить миллионы израильтян с севера. Он также предупредил, что без прекращения огня в Газе мира на израильско-ливанской границе не будет. О готовности ввязаться в возможную войну против Израиля заявило даже сирийское правительство, хотя совсем недавно само с трудом сдерживало оппозиционеров и джихадистов, вплотную подошедших к Дамаску, и турок на севере.
Продажные души?..
Без сомнения, Саудовская Аравия имеет достаточно влияния, чтобы сделать правительство Биньямина Нетаньяху более сговорчивым. Однако в ноябре прошлого года на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации исламского сотрудничества (ОИС) Эр-Рияд не поддержал предложения Ирана и Алжира, которые настаивали на принятии более жёстких антиизраильских мер. Эти предложения включали введение нефтяного эмбарго, которое ограничило бы экспорт углеводородов и затруднило бы производство нефтепродуктов, а также запрет на импорт товаров из Израиля и финансовые операции для государственных структур и частных израильских компаний.
Как и многие правящие элиты арабских стран, саудиты видели в нормализации отношений с Тель-Авивом огромные финансовые и экономические выгоды и, не особо афишируя, на протяжении последних лет вели переговоры о нормализации отношений.
В обмен на мир с Израилем, Эр-Рияд надеялся получить доступ к инвестициям и передовым израильским технологиям. Кроме того, от своих стратегических союзников, таких как Вашингтон, они ожидали гарантий безопасности, возможности без проблем покупать современное оружие, а также понимания и поддержки в развитии гражданской ядерной программы.
Ну, а поскольку наследный принц Мухаммед бин Сальман (МБС) хотел сохранить свою репутацию главного защитника палестинцев, ещё одним условием мира с Израилем стало требование предоставить палестинцам государственность в рамках формулы «два государства для двух народов». Впрочем, для МБС, который не очень хорошо разбирался в деталях палестинской проблемы, это условие не было приоритетным.
Трудно сказать, как далеко могли бы продвинуться обе стороны в переговорах о нормализации ситуации, если бы не палестино-израильская война, начавшаяся 7 октября и внесшая свои коррективы. Теперь о согласии Тель-Авива на создание государства для палестинцев не может быть и речи. Израильтяне категорически против, в то время как мировое сообщество, включая США и страны ЕС, считает, что именно принцип «два государства для двух народов» должен стать основой для дальнейшего урегулирования на Ближнем Востоке. По другим позициям стороны также выдвигают взаимоисключающие условия и требования.
В то время как Израиль, осознав свою безнаказанность, превратился в бездушную машину массовых убийств, остановить которую обычным способом уже невозможно и договориться с ней не получится. По мнению журналиста Яна Дармовзала, пишущего для американского сайта Al Monitor, бесчеловечное поведение израильских военных и их политических лидеров в кровавой кампании в секторе Газа выводит Израиль за пределы цивилизованного мира. Действия военнослужащих ЦАХАЛ, которые чуть ли не превосходят зверства эсэсовцев в годы Второй мировой войны, вызывают возмущение во всём мире. Недовольство военными преступлениями сионистов выразил даже Джо Байден - президент стратегического союзника Израиля.
Турция заняла активную пропалестинскую позицию сразу же после событий 7 октября 2023 года. Она заявила, что ХАМАС начал боевые действия против еврейского государства в «ответ на провокации и притеснения палестинцев со стороны сионистов». В стране прошли митинги и собрания, на которых осуждали действия Израиля, его называли агрессором, звучали требования прекратить политику геноцида и вывести войска из сектора Газа.
В целом, это были справедливые слова и обоснованные обвинения. Правда, критика нередко автоматически приобретала антисемитский характер. В результате не успели евреи и турки восстановить дипотношения в 2022 году, как уже через год израильские дипломаты поспешили «по соображениям безопасности» унести из Турции ноги. А в турецком парламенте стали раздаваться голоса с требованием лишать гражданства турецких евреев, которые стали собираться в Израиль на помощь своим соплеменникам, и вообще не призывать евреев на службу в турецкую армию. На стенах появились надписи типа: «Израиль - убийца!» и «Евреям вход запрещён!».
Но праведное негодование, как правило, оканчивается там, где появляется экономическая целесообразность. Вот и Эрдоган во время визита в Турцию весьма решительно настроенного иранского президента Эбрахима Раиси не поддержал соседа - отказался разорвать экономические связи с Израилем. Максимум, на который согласилась Анкара, - исключение Турции из списка целевых стран для экспорта, и то лишь потому, что это не несёт никаких убытков и финансовых потерь турецкому государству.
Просто не надо будет тратить деньги для того, чтобы субсидировать или как-то иначе стимулировать свои компании к поставке товаров в Израиль. Кстати, из этого же перечня самоисключились Мозамбик, Демократическая Республика Конго, Судан и Ирак. И что, Израилю от этого стало очень плохо?
Вот такой он загадочный и непоследовательный мусульманский мир.