Ближний Восток между Трампом и Байденом
© flickr.com
Ближний Восток между Трампом и Байденом.

Ближний Восток между Трампом и Байденом

До президентских выборов в США остаётся всего ничего, и в самой нестабильной точке планеты - на Ближнем Востоке уже задумались, как изменится здесь ситуация в случае возможной победы Джо Байдена
23 октября 2020, 11:01
Реклама
Ближний Восток между Трампом и Байденом
© flickr.com
Ближний Восток между Трампом и Байденом.
Читайте нас на: 

Прежде чем переходить к анализу предвыборных обещаний и угроз Джозефа Байдена в адрес ближневосточных стран или его критики внешнеполитического курса Дональда Трампа, нужно иметь в виду ряд обстоятельств. Во-первых, далеко не всё, о чём говорят в Америке кандидаты в конгрессмены, губернаторы и особенно в президенты, нужно принимать за чистую монету. Во-вторых, обещания и даже клятвенные заверения претендентов на кресло в Белом доме тоже недорого стоят. Ни для кого, например, не секрет, что Вашингтон легко предаёт своих стратегических союзников - вроде египетского президента Хосни Мубарака или тунисского лидера Бен Али - если это выгодно, если вдруг изменилась конъюнктура.

Эрдоган: и не друг, и не враг

Пожалуй, самым кардинальным изменениям в случае победы Байдена могут подвергнуться отношения между Анкарой и Вашингтоном. Если верить всему, что успел наговорить Байден в предвыборных речах, он готов «порвать» Турцию и её президента Реджепа Тайипа Эрдогана, как это Тузик сделал с грелкой.

Так, Байден неоднократно заявлял, что в случае победы на выборах будет готов поддержать лидеров турецкой оппозиции в их усилиях отстранить Эрдогана от власти. Правда, при этом всегда делал оговорку, что предпочитает идти не путём заговоров или переворотов, а с помощью избирательного процесса.

Если верить всему, что успел наговорить Байден в предвыборных речах, то он готов «порвать» Турцию и её президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
© flickr.com
Если верить всему, что успел наговорить Байден в предвыборных речах, то он готов «порвать» Турцию и её президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

У кандидата от Демократической партии накопился солидный перечень турецких грехов, начиная с покупки у России зенитно-ракетных комплексов С-400 и отказа признавать геноцид армян до резни курдов, езидов, христиан, айсоров и прочих нацменьшинств в Сирии и Ираке и провоцирования углеводородного конфликта в Восточном Средиземноморье. А с конца сентября Анкару стали обвинять ещё и в разжигании армяно-азербайджанского конфликта и даже намекать на причастность к смуте в Киргизии. Больше всего Вашингтон - и здесь Байден не одинок - злит «наглость» турок, позволяющих себе действовать самостоятельно, мутить воду по границам бывшей Османской империи, не испрашивая разрешения у США.

За такие проделки Анкару нужно примерно наказать, считает Байден. Например, он неоднократно требовал от Трампа оказать нажим на Эрдогана, чтобы тот отменил своё решение о преобразовании Собора Святой Софии в мечеть. По мнению кандидата от Демпартии, турецкий лидер издевается не только над христианами, но и над всем цивилизованным миром, при этом ещё и шантажирует Европу новыми потоками беженцев. Справедливости ради надо отметить, что и Трамп не в восторге от поведения турок. И на многие шаги Эрдогана нынешний хозяин Белого дома реагировал довольно жёстко. Однако Байден, действуя в формате предвыборной борьбы, всё равно называл позицию Трампа в отношении Анкары «недопустимо терпимой».

Эрдоган пригрозил Европе открыть границы для миллионов сирийских беженцев.
© syrianrefugees.eu
Эрдоган пригрозил Европе открыть границы для миллионов сирийских беженцев.

По мнению ведущего научного сотрудника ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН Виктора Надеина-Раевского, на позицию Трампа в данном случае могли влиять, по крайней мере, два ограничительных фактора. Во-первых, Трамп опасается слишком перегнуть палку.

Ему намного выгоднее не балансировать на грани очень крупной ссоры с турками, а использовать Эрдогана для сдерживания Москвы в той же Ливии и в других регионах. А ещё лучше - окончательно развести Россию и Турцию в Сирии, разрушив их и без того во многом себя исчерпавший ситуативный альянс.

Во-вторых, как бы ни старался Трамп изображать из себя крутого ковбоя, он, похоже, не всегда был готов к политическим выкрутасам Эрдогана, научившегося - это надо признать! - мастерски играть на противоречиях Москвы с США и с Европой. Складывается впечатление, что Трамп так и не нашёл ответов на неожиданные взбрыкивания Эрдогана. Впрочем, ещё неизвестно, как справится с Эрдоганом Байден в случае победы на выборах.

Что же касается настроений, царящих в Турции, которую сейчас захлестнула волна национализма, то там в целом понимают, что независимо от политического расклада в Вашингтоне турецко-американские отношения ждут непростые времена. Тем не менее никакой геополитической катастрофы вроде выхода Турции из НАТО, скорее всего, не предвидится, поскольку никому это не нужно - ни Анкаре, ни Североатлантическому альянсу. По мнению обозревателя турецкой газеты «Миллиет» Али Чинара, «разрыва всё равно не будет, а турецко-американским отношениям суждено выдержать ещё и не такие испытания». По всей видимости, это прозрачный намёк на то, что Турция самая мощная после США военная сила в НАТО, и с этим фактором придётся считаться любому, кто займёт кресло в Белом доме.

Большая бензоколонка

В случае победы Байдена определённой корректировке подвергнутся и отношения между США и Саудовской Аравией - самой большой в мире «бензоколонкой». Политолог Атеф Абдель Джавад из университета Джорджа Вашингтона полагает, что позиция Байдена в отношении Эр-Рияда будет определяться главным образом желанием наказать саудовцев за ведение бесчеловечной войны в Йемене и за варварское убийство саудовского журналиста-диссидента Джамаля Хашогги осенью 2018 года, предположительно, по личному приказу наследного принца Мухаммеда бен Сальмана. 

Саудовский журналист Хашогги был убит осенью 2018 года, предположительно, по личному приказу наследного принца Мухаммеда бен Сальмана. 
© yahoo.com
Саудовский журналист Хашогги был убит осенью 2018 года, предположительно, по личному приказу наследного принца Мухаммеда бен Сальмана. 

Байден неоднократно заявлял, что «намерен пересмотреть поддержку США Саудовской Аравии» и ещё раз доказать миру, что «Америка не расплачивается своими ценностями, когда продаёт своё оружие или покупает нефть». Скорее всего, Байден может пойти на полный или частичный запрет на поставки американского оружия в Саудовскую Аравию, а, возможно, и в ОАЭ, и на применение санкций в отношении лиц, причастных к военным преступлениям в Йемене. 

При этом Байден отметил усилия Трампа в нормализации отношений между Израилем и ОАЭ с Бахрейном, что отвечало, по его мнению, интересам США и всего ближневосточного региона.

Понятно, что богатые арабские монархии Персидского залива были бы рады победе Трампа на выборах: к нему привыкли, знают, чего от него можно ожидать. Но самая главная «заслуга» Трампа в том, что он последовательно проводил жёсткую линию в отношении Ирана. Что, в частности, проявилось в выходе США из ядерной сделки, под которой ещё в 2015 году поставил свою подпись Барак Обама, а также в введении жесточайших антииранских санкций. Они уже нанесли Ирану настолько значительный ущерб, что нет никакой уверенности в том, что экономика и политическая система Ирана выдержат Трампа ещё четыре года в случае его переизбрания. При этом любая допущенная Байденом «слабина» в отношении Ирана отзовётся недовольством со стороны монархий Персидского залива.

Но поскольку Эр-Рияд входит в число важных стратегических союзников США, Байдену в случае победы на выборах придётся тщательно взвешивать каждый шаг. Не исключено, что если Вашингтон и накажет саудовцев за Йемен, то наказание будет носить кратковременный характер и не причинит большого вреда королевству.

Гражданской войной Йемен доведён до гуманитарной катастрофы.
© flickr.com
Гражданской войной Йемен доведён до гуманитарной катастрофы.

Два народа - два государства

А вот израильтян возможный успех Байдена вряд ли осчастливит. На фоне Трампа, прославившегося безапелляционной поддержкой еврейского государства, любой другой американский претендент на кресло главы США будет выглядеть с точки зрения Тель-Авива довольно бледно. Именно Трамп «узаконил» перенос израильской столицы в Иерусалим и аннексию оккупированных арабских земель, именно его усилиями на свет появилась пресловутая «сделка века» с палестинцами, полностью отвечающая израильским интересам, и, как уже отмечалось, была торпедирована ядерная сделка с Ираном, которой самозабвенно рукоплескали в Тель-Авиве.

Впрочем, возможная победа Байдена на выборах для многих израильтян окажется не самым плохим вариантом, хотя с израильской и вообще с западной «колокольни» принято считать, что демократические администрации традиционно относятся к Израилю недостаточно дружелюбно.

Но чего стоит вот такое высказывание Байдена: «Если бы я был еврей, я был бы сионистом!»?

С другой стороны, если верить словам обозревателя саудовского телеканала «Аль-Арабийя» Мухаммеда Аль аш-Шейха, о Байдене нельзя сказать, будто он так уж ненавидит арабов. Байден, судя по заявлениям самого Байдена, оказавшись в Белом доме, постарается наладить более сбалансированные отношения и с израильтянами, и с палестинцами, но при этом предпочтёт роль «честного посредника» в арабо-израильском споре, а не безоглядного и безотказного исполнителя воли Израиля. В отличие от Трампа Байден собирается противостоять любым односторонним действиям Тель-Авива на Западном берегу реки Иордан, препятствуя аннексии арабских территорий. Насколько можно судить, Байден выступает за формулу «два государства для двух народов», и, возможно, при нём американская ближневосточная политика будет носить менее ультимативный характер.

Карта Западного берега реки Иордан и сектора Газа, 2007 год.
© wikipedia.org
Карта Западного берега реки Иордан и сектора Газа, 2007 год.

Но самая большая неприятность, какую следует ожидать израильтянам в случае победы Байдена, это его намерение заключить новую ядерную сделку с Ираном или попытаться реанимировать старую. Ещё в прошлом году Байден неоднократно заявлял, что при Трампе Тегеран заметно приблизился к обладанию ядерным оружием, а выход США из этого соглашения равносилен катастрофе для региона и для мира в целом. 

Здесь также нужно иметь в виду, что Байден был вице-президентом при Обаме и принимал непосредственное участие в подготовке ядерной сделки, поэтому возврат к ней может стать для Байдена чем-то вроде дела чести, если, конечно, это словосочетание в принципе применимо для сегодняшних западных политиков. 

В целом же, общая картина израильско-американских отношений при Джозефе Байдене останется без кардинальных изменений, за исключением упомянутых штрихов и светотеней.

Друзья и враги Америки

В Тегеране серьёзного улучшения обстановки после возможного ухода из большой политики Дональда Трампа не ждут. Даже если Байден окажется более склонным к урегулированию конфликта с Ираном и решит вернуться к ядерной сделке, не факт, что такой вариант устроит теперь уже иранцев. Крайне жёсткая линия Трампа и проявленная европейцами нерешительность в борьбе за сохранение сделки привели к усилению позиций иранских ультраконсерваторов, и до того не слишком веривших в договорённости с Западом.

Пожалуй, менее всего критике демократов подверглись итоги работы, проведённой администрацией Трампа в странах Магриба, прежде всего в Марокко и Тунисе. За последние несколько лет американские друзья Рабата и Туниса присвоили этим странам статус стратегических союзников США вне НАТО.

Стремительно и во многом неожиданно оттеснив Египет за последние два-три года, Марокко выходит на первое место среди африканских стран, покупающих американское оружие. Только за 2019 год марокканцы приобрели у США продукции военного назначения на сумму свыше 10 миллиардов долларов - это более 90% вооружений и боевой техники, поступающей из США в страны Северной Африки. Весомую оружейную сделку, рассчитанную на десять лет, в октябре 2020 года США подписали и с Тунисом. Вряд ли, конечно, администрация Байдена, если победа будет за демократами, станет здесь что-нибудь менять. 

А вот Каиру, который по-прежнему считается важным стратегическим союзником США, кандидат от Демпартии намерен урезать финансовую и военную помощь. Причина - недовольство Байдена тем, что глава Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, по его словам, превращает «Страну пирамид» в большую тюрьму для диссидентов. Причём к этой категории демократы причисляют как представителей вполне легальных оппозиционных политических партий, так и запрещённых во многих странах, в том числе и в России, террористических джихадистских организаций и движений типа «Братьев-мусульман»*. 

Но это, в определённом смысле, уже политические тонкости. А вот с Сирией всё намного проще: даже в случае победы на президентских выборах Джозефа Байдена ничто не предвещает серьёзных изменений во враждебном отношении Вашингтона к Дамаску.

---

* Террористическая организация, запрещённая в РФ.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама